В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Разговор продолжает Первый Заместитель Премьера Правительства Москвы Олег ТОЛКАЧЕВ Назад
Разговор продолжает Первый Заместитель Премьера Правительства Москвы Олег ТОЛКАЧЕВ
Олег Михайлович, прежде всего хотим поздравить Вас и Ваших коллег с недавним присуждением Государственной премии РФ в области науки и техники. Хотелось бы узнать подробнее о работе, удостоившейся столь высокой награды.
- Название работы - "Реализация комплексной программы создания объектов социального назначения в Москве и Севастополе" - достаточно точно отражает ее суть.
Программа состояла из четырех крупных блоков: строительство комплекса сооружений для проведения Всемирных юношеских игр 1998 года (новая Олимпийская деревня и Большая спортивная арена Олимпийского спорткомплекса "Лужники"), создание специальных объектов социального назначения в Москве (подстанции скорой и неотложной помощи, пожарные депо, тепловые станции) и возведение объектов социального назначения в Севастополе.
Программа явилась результатом комплексных научно-технических разработок, впервые внедренных в строительство и позволивших за максимально короткие сроки осуществить строительство и реконструкцию уникальных жилых, общественных, лечебных, коммунальных и специальных объектов.
Сложность работы заключалась не только в отсутствии аналогов ее решения, но и в ее многоплановости, необходимости на качественно новом уровне спроектировать и в короткие сроки осуществить строительство объектов международного значения.
- Расскажите, пожалуйста, о возглавляемом Вами имущественно-земельном комплексе, о его месте и функциях в структуре Правительства Москвы.
- Имущественно-земельные отношения всегда были в центре внимания московского правительства, ими во многом определяется экономическая политика города. Управление имуществом Москвы осуществляет Комплекс по имущественно-земельным отношениям, созданный в 1995 г. в структуре Правительства Москвы и включающий в свой состав Департамент государственного и муниципального имущества Москвы (ДГМИ), Москомзем, Москомрегистрацию и иные органы исполнительной власти. Функции этих органов многообразны и дополняют друг друга в выполнении единой задачи управления городским имуществом. Я надеюсь подробнее осветить их в ходе нашего разговора.
- Какова ситуация с городским имуществом в настоящее время?
- Современная Москва - огромный мегаполис в центре европейской России с населением около 9 млн. человек. 160 лет назад в Москве было 256 улиц и 79 площадей, 582 переулка, 216 огородов (более шестой части города) и 18 крупных частных участков. Сейчас в Москве свыше 1800 улиц и проспектов. В 1991 г. было введено новое административное деление Москвы. В настоящее время в столице 10 административных округов и 125 районов.
Более трети доходов в федеральный бюджет приносит именно Москва. В сумме валовых региональных продуктов всех субъектов Российской Федерации доля столицы по земельным платежам - более 40 %.
Московский регион - крупнейший в России по своему демографическому, промышленному, научному, образовательному и культурному потенциалу. На территории в 109 тыс. гектаров земли, которая составляет менее 0,3 % территории России, произошла концентрация различных ресурсов, представляющая собой отражение всего российского стиля жизни на протяжении многих десятилетий, когда Москва формировалась как промышленный и административный центр страны.
Масштабы городской собственности впечатляющи. По состоянию на 1 января 2000 г. на территории города находилось почти 100 тысяч строений, в том числе более 37 тыс. нежилых. Площади нежилых помещений (отдельно стоящих и в смешанном фонде) в городе составляют около 90 млн. кв. метров. Из них 44 млн. кв. метров относится к федеральной собственности, 36 млн. кв. метров - к муниципальной собственности и свыше 8 млн. кв. метров - к другим формам собственности. Перечень предприятий и учреждений городской муниципальной собственности Москвы включает в себя почти 7000 организаций, подведомственных департаментам, комитетам Правительства Москвы и префектурам. К концу 2000 г. в целом по городу было сдано в аренду более 13 млн. кв. метров нежилых помещений. По существующей схеме в аренду сдается треть городских площадей. И эта треть принесла городу в 2000 г. 3,33 млрд. рублей дохода.
В Москве сосредоточено 9% основных фондов, треть научных кадров страны, что создает предпосылки для благоприятного инвестиционного климата.
В экономике города действует 197,3 тыс. предприятий и организаций. По сравнению с 1991 г. их число возросло более чем в 6 раз. Наибольшее число предприятий сосредоточено в торговле и общественном питании (42%), в строительстве (11%), в промышленности (8%), в науке и научном обслуживании (8%).
На 1 июля 2000 г. число учтенных в Едином государственном реестре предприятий и организаций (ЕГРПО) субъектов всех отраслей экономики (предприятий, организаций, их филиалов и других обособленных подразделений) составило 725 тыс. единиц. При этом 83% имеют частную форму собственности, 4% - смешанную российскую собственность, 4% находятся в собственности общественных объединений, 3,6% - в собственности иностранных юридических лиц, граждан и лиц без гражданства. В государственной и муниципальной собственности находится около 3% от общего числа зарегистрированных в Москве предприятий и организаций.
В настоящее время в городе зарегистрировано около 700 тыс. юридических лиц и 240 тыс. индивидуальных предпринимателей. Ежегодно Регистрационная палата регистрирует в среднем 70 тыс. юридических лиц, 45 тыс. изменений в учредительных документах, 40 тыс. индивидуальных предпринимателей.
Приведенные цифры дают представление о том, какой сложной и важной задачей является управление гигантской собственностью города.
Постоянное совершенствование путей, форм, методов и способов работы с имуществом позволяет городу получать стабильные доходы, распределяемые в бюджеты различных уровней.
- Кстати, каков вклад подразделений Комплекса в общую "копилку" городских доходов?

- По итогам 2000 г. общий объем поступлений имущественно-земельных доходов в бюджет города, в целевые бюджетные фонды развития административных округов, на финансирование городских инвестиционных программ составил почти 10,5 млрд. рублей при плане 8,5 млрд. рублей (123%). Из них в бюджет города поступило 5,4 млрд. рублей, при плане 4,8 млрд. рублей (или 113%); в целевые бюджетные фонды развития административных округов - 2,5 млрд. рублей при плане 1,9 млрд. рублей (или 132%). Основной вклад внесли три подразделения: ДГМИ - 4,7 млрд. рублей, Москомзем - 4,9 млрд. рублей и Специализированное государственное унитарное предприятие по продаже государственного и муниципального имущества Москвы - 0,7 млрд. рублей.
- В каком направлении будут развиваться имущественно-земельные отношения в ближайшие годы? И можно ли уже теперь прогнозировать, хотя бы в самых общих чертах, тенденции развития имущественных отношений в более отдаленной перспективе?
- Работа по анализу и контролю деятельности Комплекса ведется нами постоянно, и мы можем делать достаточно обоснованные прогнозы. Если достигнутые темпы сохранятся, а мы не собираемся их снижать, то Комплекс должен давать где-то 14 - 15 млрд. рублей в год. Вот это, наверно, та задача, которую мы перед собой ставим на ближайшие год-два.
Что касается более отдаленной перспективы, то стратегической задачей городской администрации является повышение эффективности управления собственностью. И, соответственно, работа исполнительной и законодательной власти города сфокусирована на следующих направлениях:
- реформирование отношений собственности на землю и иную недвижимость, а именно: разгосударствление земли, обеспечение правовой защитой собственников и владельцев недвижимости;
- стимулирование эффективного использования и создания объектов недвижимости, а также их гражданского оборота;
- институциональное обеспечение государственной политики в сфере земли и иной недвижимости.
При этом государство как собственник должно иметь в своем распоряжении земли, обеспечивающие стратегические интересы.
В октябре 2000 г. принята "Концепция управления собственностью Москвы и взаимодействия с иными собственниками на территории города до 2005 года", которая определяет сегодняшний взгляд на управление собственностью Москвы в начале XXI века. Существенной чертой московской Концепции является представление о том, что городская власть в управлении своей собственностью должна учитывать и интересы других собственников в городе. В качестве основы управления предусмотрен переход от политических методов (переход собственности государства в частную собственность) к экономическим. Так что, правомерным будет сказать, что обеспечение выполнения задач, определенных Концепцией, - работа, вводящая нас в XXI век.
Особо хочу сказать о земельных отношениях. Основными направлениями их развития в наступающем столетии являются повышение эффективности использования земельных ресурсов города, создание условий для увеличения социального, инвестиционного, производительного потенциала земли и превращение ее в самостоятельный фактор экономического роста.
- Мы привыкли к тому, что Москва является бесспорным лидером в хозяйственно-экономической сфере. Не замедлились ли темпы ее развития, появляются ли какие-то нововведения, новые подходы в области имущественно-земельных отношений?
- Разумеется, методы нашей работы все время совершенствуются. С 1 июля 2000 г. осуществлен переход на казначейскую систему исполнения бюджета города в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ. Подготовительная работа, проведенная Департаментом финансов и ДГМИ, предусматривала аккумуляцию всех поступающих средств в единой кассе с зачислением их на лицевые счета по кодам и подкодам бюджетной классификации и в разрезе плательщиков, координацию работы исполнительной власти города по контролю за полнотой и своевременностью поступлений платежей в бюджет, возврат излишне или ошибочно внесенных платежей в бюджет и др. В целом, переход на казначейскую систему исполнения бюджета завершен успешно. Тем не менее ряд проблем требует скорейшего решения, а именно, создание единой информационной системы "Казначейство - ДГМИ", погашение задолженности по арендной плате за городские нежилые помещения организациями, финансируемыми из федерального бюджета.
Москомземом разработана система Государственного земельного кадастра Москвы, которая в настоящее время сдается в промышленную эксплуатацию, составлено уточненное описание административных границ города, одобренное решением Столичной коллегии. Разработана подсистема инвентаризации городских земель, выполнены работы по сплошной инвентаризации земель города.
В прошлом году нами была предпринята системная атака на проблему повышения эффективности работы так называемых ГУПов - государственных унитарных предприятий. Были приняты организационные меры по усилению контроля за их деятельностью со стороны отраслевых органов администрации и префектов административных округов в целях повышения эффективности использования закрепленного за предприятиями государственного имущества. В декабре прошлого года было принято специальное Постановление Правительства Москвы, которым установлены контрольные показатели по количеству ГУПов, подведомственных департаментам, комитетам, управлениям и префектам административных округов; даны конкретные поручения.
- Как строятся теперь отношения с Федеральным центром?
- Мы активизировали работу с федеральными органами власти, прежде всего с Мингосимуществом России, по поиску новых подходов в управлении федеральной собственностью, расположенной на территории столицы.
В развитие решений, принятых в 1998 г. на совместном заседании Правительства Москвы и коллегии Мингосимущества, была продолжена работа по разграничению федеральной и муниципальной собственности на территории Москвы, а также по передаче городу ряда объектов федеральной собственности, включая пакеты акций. Принципиально новым в прошедшем году явилась начатая нашим Комплексом и Комплексом архитектуры, строительства и реконструкции города Москвы совместно с Мингосимуществом России работа по вовлечению в хозяйственный оборот федеральных объектов долгостроя, расположенных на территории Москвы.
- Олег Михайлович, расскажите пожалуйста подробнее о работе подразделений Комплекса.
- Я уже привел обобщающие цифры финансовых поступлений за прошлый год по ДГМИ, Москомзему и СГУПу. Наибольшую долю (3,3 млрд. рублей) в общем объеме средств, собираемых ДГМИ, составляют арендные платежи. Поступление средств от сдачи в аренду объектов нежилого фонда увеличилось в 2000 г. по сравнению с 1999 г. на 11%. В этой связи особенно важно отметить, что увеличение на отчетный период поправочного коэффициента, учитывающего инфляцию, в размере 2,3, повышение минимальной ставки (до 320 рублей за 1 кв. метр) при сохранении действующих льгот для предприятий малого бизнеса (на уровне 1997 г.), привело к росту среднегодовой арендной ставки в 1,36 раза. При этом необходимо отметить, что доля предприятий - арендаторов малого бизнеса в общем объеме составляет почти 70%. Регулярные комплексные проверки своевременности и полноты расчетов с привлечением территориальных городских структур, привели к снижению задолженности по арендной плате в отчетном периоде более чем на 20 процентов.
Одним из важных направлений деятельности ДГМИ является приватизация объектов государственной и муниципальной собственности, осуществляемая в непосредственном взаимодействии с отраслевыми департаментами и предприятиями.
ДГМИ совместно с Московским земельным комитетом продолжена работа по заключению договоров аренды земли с пользователями встроенно-пристроенных помещений на первых этажах жилых домов. Создается нормативная база для пересмотра размеров арендных платежей и прекращения действий льгот в отношении арендаторов, использующих не по целевому назначению земельные участки. Приоритетным направлением повышения эффективности использования городской собственности, увеличения поступлений арендных платежей является передача в аренду единого имущественно-земельного комплекса. В этом случае управление недвижимостью реализуется путем формирования объекта управления, представляющего собой комплекс технологически или функционально связанного имущества, включающего земельный участок, здания, сооружения и (или) их части, что нашло поддержку на федеральном уровне. Хозяйственный оборот частей единого объекта недвижимости и прав на него должен происходить вместе с соответствующей долей в праве на земельный участок и общего (долевого) имущества объекта.
В Зеленограде в порядке эксперимента проведены два открытых аукциона по продаже земельных участков. На аукционах было выставлено 13 земельных участков различного функционального назначения общей площадью 13,2 га, обеспеченных комплектами исходно-разрешительной документации. Продано 3 земельных участка общей площадью 1 га за 13,6 млн. рублей при начальной цене 12 млн. рублей.
Решение всего комплекса намеченных задач невозможно без современной системы государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Сейчас разрабатывается комплексная долгосрочная программа развития системы госрегистрации в Москве. Среди основных макрозадач этой программы, которые стоят перед Московским комитетом по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, можно выделить следующие:
- развитие инфраструктуры рынка недвижимости, совершенствование взаимодействия между всеми его участниками;
- развитие информационной инфраструктуры, обеспечение организационного и информационного взаимодействия городских комплексов и служб;
- совершенствование законодательной базы регистрации прав на недвижимое имущество.
Работа Москомрегистрации тесно переплетена с деятельностью МосгорБТИ, основными направлениями которой следует считать: проведение мероприятий по сокращению сроков предоставления информации пользователям; работу по созданию единой распределенной сети с городскими организациями и совершенствование информационного взаимодействия с городскими органами исполнительной власти; проведение полной адресной инвентаризации недвижимости Москвы, как первого этапа "сплошной" инвентаризации объектов собственности.
Важная роль принадлежит Госгоринспекции, как контролирующему государственному органу. Складывающаяся экономическая ситуация обусловливает новые направления в ее деятельности: анализ эффективности использования объектов нежилого фонда и профилактика незаконного и неэффективного использования помещений; проведение оценки количества помещений; контроль сохранности помещений, их восстановления и приращения субъектами всех видов права, в том числе при реализации инвестиционных проектов и т.д.
Всеми подразделениями Комплекса не только выполнены количественные и качественные задания, установленные Программой Правительства Москвы на 2000 г., но и обеспечено необходимое организационно-системное взаимодействие и слаженность в работе, обеспечивающее стабильное функционирование системы управления имущественным комплексом столицы как в условиях устойчивого функционирования экономики города, так и работы в особых условиях.
При этом удалось избежать ведомственной зашоренности, ведомственного эгоизма и обеспечить нацеленность подразделений Комплекса на основную задачу - оздоровление и рост экономики города, как основы для повышения уровней жизни москвичей.
Таким образом, московский подход к управлению собственностью сочетает жесткое государственное управление собственностью города, основанное на экономических методах и критериях, учет воздействия хозяйственной деятельности города на деятельность других субъектов московского рынка и использование методов государственного регулирования применительно ко всем субъектам и собственникам на территории города.



Интернет-версия журнала "Политика"
Номер: N45 март 2001г.
http://www.politika-magazine.ru/%B945/_president8.htm

5 мар 2001

Док. 522015
Опублик.: 18.11.08
Число обращений: 16

  • Толкачев Олег Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``