В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Центр поступает с Москвой непорядочно - Олег Толкачев Назад
Центр поступает с Москвой непорядочно - Олег Толкачев
Интервью с представителем правительства Москвы в Совете Федерации

Олег Толкачев ушел с поста заместителя мэра Москвы, где он курировал земельные и имущественные вопросы, в Совет Федерации около года назад. Теперь он решает проблемы российской столицы на федеральном уровне, а также занимается вопросами освоения месторождений Ямала. О том, как решаются проблемы, он рассказывает RBC daily.

- Олег Михайлович, мы с вами давно не встречались. Последний раз мы беседовали, когда вы еще работали в мэрии и курировали имущественно-земельные отношения. Меня с тех пор мучает один вопрос: почему вы ушли, вам что, не нравилось в мэрии?

- Необходимо было решать вопрос по связям с федеральной властью, чтобы эти связи были продуктивными. Поэтому такое решение и возникло. Сейчас уже видно, что оно было верным.

- То есть вам удалось решить поставленные задачи?

- Наверное, все задачи решить нельзя. Все зависит от степени решения.

- Не хотите вернуться?

- Вообще-то у меня есть свои обязанности, полномочия. Надо делать свою работу.

- Вы сейчас, получается, некоторым образом над Москвой?

- Если угодно, да. Я являюсь представителем правительства Москвы в Совете Федерации.

- И чем вы занимаетесь?

- В частности, решаю вопросы, связанные с исполнением столичных функций. Речь идет не только о Москве, но также и Московской области, Санкт-Петербурге, а также о городах, являющихся центрами федеральных округов. Ближайший вопрос - метростроение и его финансирование.

- Ваш спикер, г-н Миронов, по-моему, увлекся этим вопросом

- Мы с удовлетворением воспринимаем это увлечение. Проблема действительно серьезная. Только в этом году для выполнения минимальной программы метростроения не хватает 3 млрд руб. А всего необходимо 9 млрд руб. Имеем же мы около 4 млрд от московского бюджета, и около 1 млрд руб. от федерального бюджета. То есть около 5 млрд руб. Мы хотим добиться выделения из федерального бюджета еще 3 млрд руб. Так, чтобы был паритет. Это уже неплохо и близко к требуемой сумме. Но беда в том, что следующие два года требуют более высокой цифры - раза в полтора больше, чем в 2006 г. Потому что подходят объекты (станции), которые надо сдавать. Специфика подземного строительства такова, что недостроенный объект дешевле завершить, чем законсервировать. Потому что консервация станции подразумевает откачку воды и поддержание проходки в рабочем состоянии, в противном случае труд обесценивается. Да, это работает на интересы столицы, но не только.

- То есть это не московский лоббизм?

- Нет, конечно. Это вопросы обеспечения выполнения столичных функций. К этим вопросам относится и проблема качества моторного топлива, хотя она, может быть, и не всем близка. Понятно, что это в первую очередь проблема больших городов.

- Вы имеете в виду бензин?

- И бензин, и дизельное топливо, и горюче-смазочные материалы

- Боюсь, что сейчас всех больше волнуют цены

- Цены ценами, но если вам по "щедрости" нефтяных королей плеснут в бак разбодяженного топлива, потом встанет вопрос не о том, сколько стоит бензин, а о том, что вам придется менять поршневую группу целиком. Вы совсем на другие деньги попадете. Но даже и это не самое главное. Сейчас появляется левый товар со свинцовыми присадками, который не должен допускаться к продаже вообще.

- А кто торгует таким бензином?

- Вы хотите, чтобы я вам назвал адреса, где купить?

- Нет, где не покупать.

- Негодяи торгуют. Не менее, а может и более важны вопросы обеспечения безопасности, прежде всего в крупных городах. Потому что именно крупные города, в первую очередь, являются мишенью для террористов. Такие задачи, если их удается решать, звучат весомо. И именно Совет Федерации должен их решать. Потому что нижняя палата парламента - Государственная Дума - стала органом, в котором представлены политические партии, а верхняя палата - представительный орган регионов.

- Получается, если учесть, что в последнее время все чаще звучат заявления о том, что региональная политика становится приоритетной, то Совет Федерации приобретает все больший вес.

- На мой - личный - взгляд, значение Совета Федерации постоянно растет, он приобретает не только полномочия, но и авторитет. Сейчас и кадровый состав Совета Федерации довольно дееспособный, и позиция председателя отвечает вызовам времени. Хотя, конечно, и здесь есть своя специфика в отношении к столице и крупным городам.

- ???

- Дело в том, что у каждого региона в верхней палате два представителя. Вне зависимости от величины региона. Очевидно, что представители крупных городов оказываются в меньшинстве. И какое-то время назад было некоторое недопонимание проблем крупных городов. В последнее время накал взаимоотношений снизился. Сейчас те вопросы, которые ставит перед парламентом столичный регион, воспринимаются гораздо адекватнее.

- Олег Михайлович, вы принимаете участие в процессе разграничения собственности Москвы и Федерации. Федерация, как известно, требует от Москвы отдать больше 2 млн квадратных метров площадей. Что происходит?

- Этот вопрос возник не сегодня. Он связан с различными подходами к управлению собственностью. По большому счету есть две школы управления собственностью. Одна - откуда вышли руководители Росимущества - невская. Школа Анатолия Борисовича. Другая - московская. В феврале 1995 г. Борис Ельцин подписал знаменитый указ, дающий Москве право заниматься своей программой приватизации. Этим указом столице были предоставлены определенные полномочия по управлению собственностью, расположенной на ее территории. Москва эту задачу выполнила успешно, о чем и говорят цифры. Москва достаточно эффективно управляет своей собственностью - каждый год бюджет столицы получает более 1 млрд долл. от управления (не продажи) собственностью. Сюда входят земельный ресурс, муниципальные предприятия, акции и доли собственности, доходы от сдачи в аренду нежилья и жилья, доходы от строительства жилья и его продажи. Сюда же примыкают вопросы использования памятников архитектуры и культуры. Я не имею в виду научно-культурный аспект, я имею в виду материальный: восстановили, вложили, теперь получаем. Другой подход - невский - основан на тезисе, что муниципалитет или субъект Федерации не должен иметь никакой собственности, кроме той, которая необходима для выполнения его непосредственных функций. То есть он должен иметь помещения по нормативам, которые необходимы для размещения департаментов. И не более того. Например, у Москвы есть завод ЗИЛ. Можно спорить - эффективно или неэффективно он работает. Но пока он был у "Микродина", на нем были демонстрации, забастовки - весь букет "удовольствий". Москва его выкупила, долго с ним работала, вкладывала деньги. Можно спорить о том, нужен ли автозавод в центре города. Наверное, со временем он уйдет из города. И, скорее всего, правительство продаст эти акции, но тогда, когда завод будет высокоэффективным производством.

- Логично.

- С другой стороны, есть "Москвич", который всегда был федеральным. И какова его судьба? Он банкрот. Его угробили, а там были вполне современные цеха. Я понимаю, что мне могут возразить: зачем нам сейчас Москвич-2141? Речь об этом не идет. Речь идет о том, что на этих мощностях можно выпускать современные автомобили.

- Автоконцерны вообще-то говорят, что проще построить завод с нуля, чем использовать старые мощности.

- Вопрос дискуссионный. Тот же "Автофрамос" работает на площадях "Москвича", и вполне успешно.

- Может, он просто был первым?

- Не буду спорить на эту тему. Я говорю сейчас о том, что город имеет вкус к этой работе. Еще один пример - памятники. Они зарегистрированы за городом, тем не менее у Федерации есть желание их снова забрать. Но забрать не все, а то, что хорошо работает, во что Москва вложила деньги. Например, Манеж. Когда Москва начинала его восстановление, вкладывала деньги, ни у кого не возникало желания его забрать, потому что надо было вкладывать в восстановление. А как только он был готов, начались разговоры о том, что надо бы отобрать. Это непорядочно, я уж не говорю о том, что это незаконно.

- Вы хотите сказать, что Федерация хочет отобрать ту собственность, которая приносит хороший доход?

- Конечно. Но давайте посмотрим на другую ситуацию. Большой театр. Москва никогда не претендовала на него. Это федеральная собственность, и Федерация должна им заниматься. По указу - я, правда, могу спутать, но, по-моему, в 2001 году, - Большой театр уже должен был открыться. Потом срок открытия был 2003 год. Сейчас заканчивается 2005-й. Если можно сказать, что приступили к реконструкции, то только к виртуальной стадии - дележке денег, осмыслению проекта. Еще на площадку не вышли. Ведутся разговоры о том, что нужно то ли 25, то ли 27 млрд руб. А это вообще-то миллиард долларов, о чем надо помнить. А есть структуры, которые предлагают реконструировать все за сумму в два раза меньшую. Но я не буду сейчас все это перепевать. Вот разница в подходах. Поэтому и возникает желание отобрать то, что приносит хорошую прибыль. Хотя никаких оснований к этому нет. Это нежелание самому трудиться, намерение взять и отобрать у соседа, никак с законом не стыкуется.

- Каков ваш прогноз на исход этого спора?

- Я думаю, что просто так изъять 2,3 млн квадратных метров не получится. Я надеюсь на компромиссное решение. Просто взять и забрать то, что эффективно работает, еще никому не удавалось.

- А вы не знаете, что происходит в Москве? Почему продаются и покупаются компании?

- Кто именно?

- Например, Главмосстрой?

- Есть рыночный механизм, при котором акции продаются и покупаются. Это механизм привлечения инвестиций. Главмосстрой - хорошая компания. Если СПК "Развитие", которое владело контрольным пакетом акций, продало их, значит, оно имело на это свои основания. Им нужны деньги на развитие компании. Что здесь непонятного?

- Ну, как это? Когда нужны деньги на развитие компании, то либо выпускают акции, либо занимают. Но никак не продают компанию. Когда продают компанию, значит, хотят избавиться

- По-разному бывает. Вообще-то надо разговаривать с теми, кто внутри этого бизнеса. Я не знаю. Собственники могут меняться по разным причинам.

- Вы рады Дерипаске?

- Я спокойно к этому отношусь.

- Тем не менее Дерипаска известен как человек, сначала покупающий активы, а потом перепродающий их...

- Я не вижу в этом особой проблемы. Дерипаска ничем не затруднит работу компании на этом рынке. Вряд ли после его прихода они будут строить самолеты или заниматься проблемами большого тенниса.

- А Шанцев почему ушел, вы знаете?

- Лицо города не может быть неизменным. Это закономерный процесс смены поколений. Насколько я знаю, Валерию Павлиновичу предложили поработать руководителем крупного региона и он дал согласие. Что здесь необычного? Нормальный процесс. Нужно реализовать свой потенциал. Но все же лучше этот вопрос задать ему. Позвоните ему.

- А вы, говорят, Ямалом занимаетесь. Не собираетесь туда перебраться?

- Там есть своя администрация. Я занимаюсь не административной, а хозяйственной проблематикой.

- Чем именно?

- Давно известно, что большая часть российского газа поступает с месторождений, которые находятся в низовьях Оби. Они расположены за полярным кругом. Эти месторождения не могут быть вечными. Одно из наиболее обустроенных - Ямбургское месторождение выработано на 40%. Есть методы увеличения выхода, есть новые месторождения. Тем не менее, чтобы выходить на 1000 млрд кубических метров газа в год, необходимо разрабатывать месторождения Ямала. Это сверхбогатые месторождения, но там нет дороги, инфраструктуры, трубопровода. Нужны очень приличные вложения. Если этим будет заниматься один "Газпром", то практических шагов не будет. Первые шаги будут очень затратными, поэтому в проект должно вкладываться государство. Будущее за Ямалом, это понятно. Но какова стратегия, как подойти, когда вкладывать и какие деньги - все это вызывает бурную дискуссию. У каждого есть свои аргументы. Понятно, что пока есть невыработанные месторождения, освоение Ямала не будет идти быстрыми темпами.

- А предложите в качестве национального проекта. У нас вроде такие ищут.

- Предложим. Но нужно политическое решение. Если оно будет принято, то будет определять лицо экономики России в XXI веке.



RBC Daily
http://www.knm.ru/?a=st&b=425

10 окт 2005

Док. 522007
Опублик.: 18.11.08
Число обращений: 17

  • Толкачев Олег Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``