В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Проект закона `О противодействии терроризму`. Федеральный бюджет на 2005 год. Назад
Проект закона `О противодействии терроризму`. Федеральный бюджет на 2005 год.
А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Олег Толкачев у нас в гостях, член СФ, зам. пред. комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности, здравствуйте, Олег Михайлович.

О. ТОЛКАЧЕВ - Здравствуйте, добрый вечер.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - О противодействии терроризму поговорим мы обязательно. Но как зам. пред. комитета по экономической политике и собственности не могу вас не спросить, Олег Михайлович, не знаете ли вы часом, кто все-таки "Юганскнефтегаз" прикупил, кто стоит за этой структурой?

О. ТОЛКАЧЕВ - Вы знаете, ответ такой, давайте все-таки не будем сейчас заниматься гаданием, потому что это тема первой половины сегодняшнего дня, тут высказываются все, кому не лень. Я думаю, что вся картинка прояснится буквально в течение нескольких дней, потому что даже если сейчас мы начнем обсуждать фамилии тех личностей, кто, допустим, является учредителями, соучредителями и т.д., то все равно все окажется существенно глубже. Я думаю, не нужно сейчас вдаваться в такое, как бы сказать, вступать в эту гонку, кто есть ху. Несколько дней, 3, 4, 5, и тут все будет, картинка полностью прояснится.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Но все-таки известны эти люди?

О. ТОЛКАЧЕВ - Я думаю, что нужно потерпеть несколько дней, и все выяснится, так сказать, вернее, со структурой понятно, там все известно, а кто стоит и ради чего такое решение, почему именно так, я думаю, через несколько дней будет понятно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Потому что слушателями сегодня в нашем эфире, мы уже переходим к нашей теме, теме терроризма, слушателями сегодня в нашей студии было высказано опасение, может быть, шуточное, а, может быть, в каждой шутке есть тоже доля истины. А нет ли опасности того, что это, простите, деньги бен Ладена, эти 9 с лишним миллиардов долларов? Деньги террористические?

О. ТОЛКАЧЕВ - Я думаю, что нет такой опасности, на самом деле, тут я не хочу сейчас предсказывать, очень такой серьезный вопрос, поэтому еще раз говорю, давайте подождем. Если аукцион состоится, т.е. если деньги будут внесены, это одна ситуация. Если деньги не будут внесены, тогда либо новый аукцион, либо переход к государству, другая ситуация, так что давайте немножко, чуть-чуть потерпим, дальше все через несколько дней прояснится.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Итак, 17 декабря, в пятницу, ГД в первом чтении приняла законопроект о противодействии терроризму. Многие уже говорили достаточно много об этом. Многими обозревателями политическими был оценен этот законопроект как все-таки ограничивающий свободу, гражданские свободы. Согласны ли с подобным?

О. ТОЛКАЧЕВ - Понятно, я вам отвечу лично мою точку зрения, думаю, что в достаточной степени правильно освещу точку зрения значительного количества сенаторов. Всех, не всех - другой вопрос. Такой закон абсолютно необходим, вообще говоря, грош цена такой свободе, которая ведет ко вседозволенности, к анархии, к убийствам и к расцвету терроризма. Это не свобода, это что-то другое. Понимаете ли, этот закон, он как раз сохраняет права гражданина на его конституционное право быть здоровым, быть живым, быть огражденным от проявлений терроризма, поэтому как раз такого рода закон, который препятствует негодяям осуществлять свои в полной мере действия, я думаю, что как раз этот закон направлен на защиту прав и свобод граждан нашей страны.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А чем конкретно этот закон может помочь пресечь какие бы то ни было террористические действия?

О. ТОЛКАЧЕВ - Этот закон дает основания для определенных действий. По закону, в режиме, когда объявлен случай так называемой террористической опасности, режим террористической опасности, теперь, если такой закон будет принят, он, я думаю, дойдет до результата, дойдет, наверное, с поправками, дойдет с дополнениями. Но такой закон, прежде всего, будет давать правовую базу для тех подразделений, для тех служб, для тех администраций, да и для граждан, кто будет в этом участвовать, правовую основу для пресечения этой террористической подготовки еще до начала проявления, до начала проведения теракта. Я хочу сказать, что подобного рода действия и подобного рода законы принимаются во многих странах, поверьте, я знаю прилично этот вопрос. И, в частности, в США после известных событий, 9.11, там не только воссоздан некое такое министерство национальной безопасности, я не хочу сравнивать, КГБ, не КГБ, это все пустые сравнения, они совершенно лишние, а то, что права по защите граждан США здесь этому министерству, суперминистерству даны самые широкие. Это факт. Например, вся визовая, консульская работа от Госдепартамента передана к этому министерству, т.е. резко ограничена возможность для въезда в страну разного рода деятелей, которые, так или иначе, могут или могли бы быть причастны. Т.е. они исходят из простой такой парадигмы, что здесь лучше все-таки ограничить права въезда, чем потом разбирать последствия уже совершенных терактов. И вообще-то никого это не пугает, это нормальное дело, это нормальная реакция общества на эту террористическую угрозу.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Олег Толкачев у нас в гостях, мы прервемся буквально на минуту-полторы на новости и затем продолжим.

НОВОСТИ

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Ну что же, мы продолжаем, напоминаю, что Олег Толкачев у нас в гостях, член СФ, зам. пред. комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности. О противодействии терроризму, о законопроекте, который был принят 17 декабря ГД в первом чтении, мы говорим, работает наш пейджер. Олег Михайлович, кстати, та деталь законопроекта, о которой вы говорили, о том, что въезд на территорию России будет жестче контролироваться, будут жестче проверяться люди, которые об этом как раз и не писали, писали о других аспектах. В частности, не очень понятен этот режим террористической опасности, все-таки в каких случаях он может вводиться, кем он может вводиться? Такое ощущение, что его управдом может ввести.

О. ТОЛКАЧЕВ - Нет, это не так, конечно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - И есть ли какая-то ответственность за введение этого режима в случаях, когда его не надо было вводить, т.е. когда погорячились излишне?

О. ТОЛКАЧЕВ - Еще раз, в этом законе как раз прописывается все, он ведь только пока в первом чтении, поэтому давайте не будем вперед забегать, давайте дождемся, так сказать, принятия закона уже в таком финальном варианте, в финальном - это том, в котором он выйдет из стен думы. Дальше еще СФ, там свои, как говорится, взгляды, свои поправки, но все эти вопросы, о которых вы говорите, они, конечно, в этом законе будут размещены, тут нет вопросов. Никакой не управдом, так сказать, там четко определяется, что ответственным за проведение является все-таки ФСБ, режим вводится соответствующими постановлениями. Чуть-чуть подождите финальную уже такую версию этого закона, все будет понятно. Я хочу сказать немножко о другом. Мы часто начинаем сами себя, скажем так, уговаривать, а что будет, если, а если бы он вез патроны, а если бы он вез макароны, а кто будет отвечать, а если? Но мы не говорим о том, что огромное количество реальных таких проявлений, реальных сведений о подготовке, они по разным причинам пока еще не находят адекватной реакции, именно встречной реакции, реакции по пресечению. Именно потому, что нет такого базового закона. Я на примере объясню, что я говорю. Год назад я был в командировке в США, я не прицепился именно к этой стране, можно про любую другую сказать, там у них проходил как раз некий открытый судебный процесс над относительно молодым человеком, который занимался следующим, этот человек проносил сознательно разного рода запрещенные предметы на борт американских самолетов. Лезвия, пластмассовые ножи, это те ножи, которыми пользовались террористы, стиральный порошок, его можно, прятал их, а потом через Интернет сообщал службе безопасности, что на таком-то рейсе он организовал такой тайничок.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Т.е. с целью доказать?

О. ТОЛКАЧЕВ - С целью доказать, что их служба дырявая, что ее можно обойти, пройти, как он сам потом рассказывал общественности - я хотел показать американской общественности, где находятся прорехи в работе американских спецслужб. Так вот, его, этого деятеля, вычислили, довольно долго они за ним бегали, несколько месяцев, около 6 месяцев они его искали. Нашли, взяли, в то время был как раз процесс, я не отследил, чем он закончился, ему грозило около 10 лет заключения. За что? Именно за то, что этот деятель, он отвлекал силы на такую деятельность и фактически указывал возможным террористам те лазейки, которыми они могут воспользоваться. Он объяснял по-другому, он свои действия объяснял, но в итоге кончился процесс не в его пользу. Почему, потому что был закон, которым законодательно запрещено проводить такого рода действия. Понимаете, о чем я говорю? Поэтому всякого рода пособничества террористам в виде, допустим, регистрации за деньги, резинового адреса в Клину, в Подмосковье, где, не помню.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - По одному адресу несколько сотен человек проживает.

О. ТОЛКАЧЕВ - Да, по одному адресу до 600 человек проживает, понимаете, сегодня на базе нынешнего закона наказать тех негодяев, которые в один адрес вписывают 600 человек, наверное, не все 600 террористы, понимаете, да?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А может быть, ни один из них не является террористом.

О. ТОЛКАЧЕВ - Может быть, вполне возможно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - А это просто такой бизнес нелегальный, но бизнес.

О. ТОЛКАЧЕВ - Этот бизнес должен быть прикрыт так же, как в истории с этим американским юношей, он должен быть закрыт и невозможен для того, чтобы среди 600 не оказалось ни одного террориста.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Конечно, должен, но причем здесь терроризм? Если среди этих 600 человек, привели пример, среди этих 600 человек нет ни одного террориста, все.

О. ТОЛКАЧЕВ - Допустим, что среди них три террориста, что тогда? Тогда как?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Если они террористы, то, наверное, это пособничество терроризму. А если они не террористы?

О. ТОЛКАЧЕВ - Вы считаете, что это допустимо, по одному адресу регистрировать 600 приезжих с непонятной целью?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Безусловно, этого не считаю, это нарушение закона.

О. ТОЛКАЧЕВ - Конечно, только на сегодняшний день не было такого закона, нарушением которого является подобного рода деятельность.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Т.е. если человек прописывает у себя 600 человек, вне зависимости от того, террористы они или нет, по новому закону получится, что он пособничает терроризму?

О. ТОЛКАЧЕВ - Нет, отнюдь, нет, что вы, совсем не то, другое. По новому закону, такая деятельность, когда человек, скажем, не буду заранее всех мазать черной краской, но, скорей всего, небескорыстно прописывает у себя 600 человек, корысть может быть разная, разного плана, необязательно прямые деньги. Так вот, эта деятельность должна немедленно по закону привлекать внимание правоохранительных органов. Вот что возникает. Это вытекает сразу из закона, немедленно.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Но все же, если бы подобный закон действовал уже в сентябре, какие его пункты помогли бы каким-то образом предотвратить трагедию в Беслане?

О. ТОЛКАЧЕВ - Трагедию в Беслане, наверное, прежде всего, должна была бы предотвратить оперативная деятельность, так сказать, тех структур, которые обязаны свою деятельность осуществлять.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Которые имели бы возможность по действующему законодательству это совершать.

О. ТОЛКАЧЕВ - Как вы видите, как вы видите сейчас уже претензии предъявлены, предъявлены и к руководству, так сказать, и к милицейскому, и к спецслужбам, и проведены аресты, вы это видели, это еще не судебное решение, но все-таки это уже предъявление обвинения в невыполнении своих функций. Но наличие закона о противодействии терроризму позволяет не только спросить с милиционера, который пропустил машину, не досмотрев, который не перекрыл дорогу, которая должна быть перекрыта, а предъявить претензии, скажем, той группе лиц, которая фактически собралась, допустим, и ночь или несколько ночей ночевала рядом с деревней. Причем ночевала в таком состоянии, экипированном, вооруженном, вообще говоря, это должно сразу привлекать внимание органов. Я вам другой пример приведу, более свежий. Довольно много внимания привлекла ситуация в Екатеринбурге, она известна, о ней писали в газетах, когда с подачи фактически депутатов городского собрания была проведено такое собрание или сходка, неважно, как называть, на которой присутствовали авторитеты криминальные, раздавались призывы, лозунги, формально закон не был нарушен. Никто там ни в кого не стрелял, никто не призывал к свержению строя и т.д. Но благодаря работе журналистов было привлечено внимание парламента, было принято соответствующее постановление верхней палаты, обращение к министерству внутренних дел. И ответ министра очень интересный, он пишет, это предварительный пока еще ответ, что были задачи перед местными органами сформулированы, они их отработали, в не должной степени, прокуратура там не возбудила соответствующего дела, ладно, но со второго на третье декабря силами федерального округа, силами, так сказать, МВД была проведена операция по тем фигурам, которые там участвовали. И вот результат этой операции таков, изъято более, послушайте внимательно, 100 стволов огнестрельного оружия, это я вам точно докладываю, полную ответственность несу за свои слова, 63 тонны спирта, вдумайтесь в это, 63 тонны спирта контрабандного, по этой сходке. Это две цистерны, 63 тонны спирта. И среди этих стволов семь автоматов, арестованы, задержаны 200 человек, две сотни, 87 из них арестованы, из 200. Из них найдено, установлено, что 6 человек, ранее разыскиваемых за убийств, в розыске находились 6 человек из 87. 6 человек, это цифры точные, отвечаю, члены уралмашевской преступной группировки. Там еще 2.7 кг взрывчатки, 3 кг взрывчатки - это представьте, что это такое. Так вот, я задаю вопрос сам себе, а что, эти цифры изменились бы, 63 тонны спирта, более ста стволов оружия, 7 автоматов, 6 убийц, если бы эту операцию провели силами местной милиции, местных органов, может быть, не милиции, может быть, ФСБ, без вмешательства парламента России? Я думаю, цифры были бы примерно те же самые, чуть меньше, чуть больше, не намного отличались бы. Т.е. вот вмешательство к чему приводит. Вот невмешательство что дает, вот что остается на свободе после невмешательства. Так вот, закон нацелен как раз на то, чтобы сделать невмешательство невозможным. Понятно говорю?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Да.

О. ТОЛКАЧЕВ - Вот так, это сводка сегодняшнего дня, это ответ министра парламенту, что получилось в результате операции. Но операция была проведена только под давлением парламента. Вот разница, почувствуйте разницу, 63 тонн спирта, более ста стволов, 7 автоматов, 6 убийц, 3 килограмма взрывчатки, цифры точные, 2.7.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Это понятно, вопрос, почему все-таки милиция не занималась этими преступниками? И ответ напрашивается сам.

О. ТОЛКАЧЕВ - Закон о противодействии терроризму делает такое невмешательство невозможным. Или будут отвечать сами. Почему не вмешиваются, другой вопрос, так сказать, это уже следующая проблема, вот на что нацелен закон.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - К сожалению, осталось мало времени, не успеваю поднять кучу вопросов, которые приходят на наш эфирный пейджер, поэтому осталась буквально минута, Олег Михайлович, я так понял, что СФ настроен достаточно позитивно по отношению к законопроекту, который был принят ГД.

О. ТОЛКАЧЕВ - Он был подготовлен на базе рекомендаций СФ, вместе с Васильевым.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Моменты, менять что-то планируете, дополнять, есть какие-то пункты, которые необходимо изменить?

О. ТОЛКАЧЕВ - В этом законе?

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Да, конечно.

О. ТОЛКАЧЕВ - Если только улучшать. Его надо принимать, он будет принят, я уверенно это говорю.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Улучшать - это ужесточать или улучшать?

О. ТОЛКАЧЕВ - Еще раз, это процесс все-таки коллективный. Например, завтра мы встречаемся по части экономического блока этого закона, под руководством Орловой Светланы Юрьевны, это зам. пред. СФ, она отрабатывает, ей поручена экономическая часть. В четверг Сергей Михайлович Миронов проводит общее собрание по поводу тех положений, которые, на наш взгляд, необходимо разместить в этом законе.

А. ДЫХОВИЧНЫЙ - Ясно, спасибо вам. Олег Толкачев, член СФ, зам. пред. комитета по экономической политике, предпринимательству и собственности, был у нас в гостях. Мы все-таки в первую голову говорили о законопроекте о противодействии терроризму. Спасибо вам.

О. ТОЛКАЧЕВ - Спасибо вам.



http://www.echo.msk.ru/programs/beseda/33600/

20 дек 2004

Док. 521979
Опублик.: 18.11.08
Число обращений: 15

  • Толкачев Олег Михайлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``