В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Герасим Дегальцев в фильме `Кто косит ночью` плотно сплетает поэтические метафоры с прозаической обыденностью. Перестроечной документалистике это внове Назад
Герасим Дегальцев в фильме `Кто косит ночью` плотно сплетает поэтические метафоры с прозаической обыденностью. Перестроечной документалистике это внове
Своим фильмом "Кто косит ночью" Герасим Дегальцев совершает тихую революцию в позднесоветской документалистике конца 1980-х гг. Шумные торжества перестроечно-наступательного пафоса и безоглядного обличения во имя политической справедливости "портит" малоизвестный свердловский режиссер: он выступает с фильмом, существенно расширяющим представления многих - в том числе и специалистов - о неигровом кино. Никогда раньше у нас метафора и бытовая, даже хозяйственная обыденность не переплетались так плотно.

В известном смысле Дегальцев ставит себя, автора, на место персонажа - слепого уральского крестьянина, который в поте лица и почти в полном одиночестве обеспечивает себе существование. Дегальцев тоже самоизолируется - отвлекается от социального контекста, отказывается от главной, казалось бы, миссии и стержневой функции современной документалистики. Он выбирает положение стороннего наблюдателя, невидимого и для своего персонажа во время съемок, и для зрителя в зале. Авторский метод предполагает подчеркнутое невмешательство в жизнь и поведение старого слепца. Дегальцев снимает его каждодневье: хлопоты по дому, хождение за водой, покос, дойки. А также - его одиночество: среди колышущихся трав, над собственным - для него самого невидимым - отражением в воде. Камера видит, как старик хранит спокойствие в разговоре о своей трагической участи и, напротив, впадает в панику во время нелегких, но в результате благополучных родов коровы-кормилицы.

По Дегальцеву, мир горизонтален: в нем корова так же нравственна и так же значима, как соседка, помощница старика. А ветры так же сильны и необоримы, как, скажем, глава сельсовета. Бытовое пространство слепца становится образом места, уготованного разумному существу в мире, где разум не является мощной действенной силой и мало что определяет. Кто косит ночью - фильм о сосуществовании природных стихий и человека. Дегальцев трактует человека вместе со всей его хозяйственной деятельностью как часть "элементарного" мира - в то время как остальному неигровому кинематографу конца 1980-х гг. он важен только в своих социальных проявлениях. Так изначальная непричастность конкретного селянина к людскому кругу становится предпосылкой рождения неигрового фильма, который никто не ждет. В этом фильме деревенский житель предстает не жертвой драматических обстоятельств, а человеком, проживающим судьбу. Судьбу не в общественно-историческом, а в экзистенциальном смысле слова.

Позже человеческая отдельность составит интерес для отечественной документалистики, она на этой отдельности попытается сосредоточиться, но в большинстве случаев все сведется к тематической и сюжетной мелочевке: мало кому удастся обобщить и сгустить частность до образа, как это удалось Дегальцеву. Но и представить автора фильма Кто косит ночью одиночкой-поисковиком было бы несправедливостью по отношению к тем, кто там же и тогда же - в конце 1980-х гг., в свердловском кинообъединении "Надежда" - поднимает новую неигровую "волну".




Виктория БЕЛОПОЛЬСКАЯ
Новейшая история отечественного кино. 1986-2000.
Кино и контекст. Т. V. СПб, Сеанс, 2004
http://www.russiancinema.ru/

Док. 521970
Перв. публик.: 18.11.04
Последн. ред.: 18.11.08
Число обращений: 183

  • Дегальцев Геральд Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``