В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Михаил Мунтян: Государство как политический институт (лекция) Назад
Михаил Мунтян: Государство как политический институт (лекция)
Все государства, все державы, обладавшие или обладающие властью над людьми, были и суть либо республики, либо государства, управляемые единовластно.
Н. Макиавелли

Государство есть единое лицо, ответственным за действия которого сделало себя путем взаимного договора между собой огромное множество людей с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.
Т. Гоббс

Природа и сущность государства
Подходы к генезису и развитию государства
Основные признаки государства
Главные функции государства
Структура государства
Формы территориального устройства государств
Формы государственного правления
Правовое государство
Государственная бюрократия
Новые тенденции в развитии современных государств

I. Природа и сущность государства. Государство является центральным, интегрирующим общество, политическим институтом. Оно концентрирует в себе и реализует высшие властные полномочия и обладает способностью управлять и целенаправленно регулировать социальные процессы. Государство - это институт, организующий совместную жизнь населения на определенной территории и обеспечивающий там должный социальный порядок, поддержание соответствующих норм и правил человеческого общежития. Долгое время оно отождествлялось с обществом, его социальной организацией. И только в XVI веке, благодаря трудам Н. Макиавелли, в которых впервые использовался термин stati (от латинского status - положение) для обозначения особой, отличной от общества структуры власти, появился и термин государство.
Сложность и многообразие формирования этого института, его функций и назначения отразились и на объяснении причин его происхождения. В Древней Греции преобладали в основном теории естественного происхождения государства. Аристотель, к примеру, полагал, что люди как социальные по своей природе существа, стремящиеся к совершенству и потому постоянно взаимодействующие друг с другом, неизбежно образуют общество и его формальную организацию - государство. При этом государство служит не только проявлением естественного стремления людей к взаимному общению, но и средством достижения ими морального совершенства. Государство состоит из людей, но оно неизменно сильнее любого отдельного человека или каких-либо групп и объединений. Поэтому сила, мощь и превосходство государства над человеком также должна рассматриваться как важнейшие его проявления. Эта логика естественного характера возникновения государства в ХХ веке была подхвачена Б. Муссолини в его теории органицистского государства, где акцент делался на могуществе и силе этого института власти.
В Средневековье большое распространение получила теория божественного происхождения государства. Ее творцы рассматривали государство как результат Божьего промысла, орудие проявления заранее предуготовленного для человека божественного плана, выявление высшей воли Творца. Такое понимание природы государственной власти предусматривало, что именно Бог выбирает короля и дарует ему абсолютные полномочия по отношению к подданным, которым надлежало подчиняться земному властителю, даже если тот был тираном. Соединившись с интересами института церкви, эта идея интерпретировалась в духе теории двух мечей, признававшей правомерность наличия центров церковной и светской власти. Каждая из этих властей считалась дарованной Богом и обладала собственной компетенцией в мирской и церковной области. Основываясь на этих идеях, приверженцы идеи божественного происхождения государства утверждали, что существуют народы-избранники, которые якобы благословлены Всевышним на особую миссию в истории человечества. В частности, до сих пор смерть за Богом избранного императора считается в Японии религиозным долгом (основателем японской императорской династии признается внук Богини Солнца Аматерасу). Современный католицизм также исходит из божественного генезиса идеи государства и принипов власти при преходящем характере и происхождении конкретных актов ее осуществления.
Собственную трактовку происхождения государства дала договорная теория, оппозиционная к божественному праву королей и основывавшаяся на идее народной власти, признававшей народ главным источником государственного суверенитета. Возникшая в XVII-XVIII вв., теория общественного договора в самом общем виде утверждала, что властители и подвластные имеют друг перед другом определенные обязательства, возникшие в тот период, когда суверенный народ согласился создать государство и передать правителям те или иные полномочия. Таким образом, признавалось, что люди могут отставить от власти правительство и даже аннулировать государство, если оно не служит их целям. Подобная, самая общая, установка предполагала возможность различного истолкования форм и полномочий власти, прав властвующих и подвластных, а также иных сторон общественного договора.
Так, Т. Гоббс утверждал, что государственная власть предоставляется властителям, дабы сохранить общественный порядок и предотвратить войну всех против всех и каждого против каждого. Именно монарх является воплощением сущности государства, его суверенитета, поэтому, во избежание хаоса и разрушительных последствий взаимной конкуренции граждан, властям следует иметь существенное преимущество перед народом. В противоположность таким идеям, Ж.-Ж. Руссо и его сторонники отдавали решающие преимущества в государстве населению в целом, считая, что общественный договор предполагает право и необходимость властвования народа только в непосредственной форме, не нарушающей и не ограничивающей его коллективную волю. В то же время Дж. Локк и его последователи настаивали на том, что государство в рамках общественного договора должно полностью контролироваться народом и быть использовано для защиты прав и свобод граждан.
Понятие общественный договор впервые было введено в научный оборот в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.-Ж. Руссо. Эти авторы, рассуждая об общественном договоре, имели в виду следующее:
а) люди от рождения обладают естественными правами - на свободу, обладание имуществом, достижение своих личных целей и т.д. Но неограниченное пользование этими правами ведет либо к войне всех против всех, то есть социальному хаосу, либо к установлению такого социального порядка, при котором одни жестоко и несправедливо угнетают других, что порождает социальный взрыв и опять таки хаос. Поэтому необходимо, чтобы все граждане добровольно отказались от части своих естественных прав и передали их государству, которое, под контролем народа, будет гарантировать законность, порядок и справедливость;
б) человек теряет свою естественную свободу (что хочу, то и ворочу), но приобретает гражданскую свободу (свободу слова, право голоса на выборах власти, возможность объединяться в союзы для защиты своих интересов и т.д.);
в) индивид теряет естественное право добывать себе имущество (хватать все, что плохо лежит, отнимать его у слабого). Вместо этого он приобретает право иметь защищаемую государством частную собственность;
г) в настоящее время от этой концепции осталось лишь ее ядро, а именно: для достижения социального порядка, устраивающего всех или хотя бы большинство граждан, нужны эффективные механизмы согласования интересов отдельных людей и общественных институтов.
Французский мыслитель Д. Дидро отмечал в этой связи: Люди осознали, что каждому человеку нужно поступиться частью своей естественной независимости и покориться воле, которая представляла бы собой волю всего общества и была бы общим центром и пунктом единения всех их воль и всех их сил. Суть общественного договора Ж.-Ж. Руссо видел в следующем: Всякий из нас ставит себя и свое могущество, как общее достояние, под высшее управление общей воли, и мы, как целое, принимаем каждого члена как нераздельную часть всего. Вместо отдельной личности каждого договаривающегося этот акт ассоциации сейчас же создает моральное и коллективное целое, составленное из стольких членов, сколько собрание имеет голосов, целое, которое получает путем этого самого акта свое единство, общее я, жизнь и волю.
Свою лепту в обоснование источников возникновения государства внесли теоретики, настаивавшие на насильственном характере этого процесса. Еще в древние времена возникли идеи о том, что государство было создано путем захватов и насилия. Не божественное провидение, общественный договор или идея свободы, а столкновения враждебных племен, грубое превосходство силы, насилие - вот родители и повивальная бабка государства, считал Л. Гумплович в конце XIX века. К. Каутский, в свою очередь, полагал, что первые государства возникли в результате воздействия внешних факторов, в частности, завоевания кочевниками земледельческих обществ и эксплуатации их победителями.
На протяжении тысячелетий формировалась установка на отрицательное отношение к государству, на этическое оправдание сопротивления ему и даже его уничтожения. Такие подходы были характерны для ранних христиан, для теологов, стремившихся подчинить светскую власть церковной, для революционеров, боровшихся с разными формами тирании и диктатуры. Наиболее яркую форму такого рода идеи получили в трудах анархистов - М. Штирнера, П. Прудона, М. Бакунина, - рассматривавших государство как воплощение социального зла и стремившихся освободить человека от всех разновидностей внешнего принуждения и власти. Резко отрицательно относился к государству и немецкий просветитель И.Г. Гердер. По его мнению, государство - это источник деспотизма, оно связано с насилием, войнами, захватами, это машина, угнетающая человека. Чтобы освободить человека, считал Гердер, нужно уничтожить государство. Самый лучший правитель тот, кто в меру своих возможностей способствует наступлению такого состояния, при котором человечеству, наконец (когда это будет?), не нужны будут никакие правители Чем больше у народа появляется разума и способности к самоуправлению, тем слабее должны становиться правительства, а под конец - и совершенно исчезнуть, - писал этот мыслитель.
В теориях Г. Гегеля и Ф. Ницше сложился иной подход, согласно которому государство, несмотря на свое силовое происхождение, является крайне положительным для общества явлением. По их мнению, государство, проявляя в своей деятельности заложенную при рождении силу, организует власть сильных над слабыми, заявляет о себе как о самой могущественной организации в человеческом сообществе и несет, таким образом, благо нуждающимся в защите людям. По этой причине государство признавалось институтом, стоящим выше ограничений обыденной морали или прав отдельной личности. Государство, согласно Гегелю, есть самоцель, из чего философ делает два вывода:
- во-первых, государство имеет преимущественное значение по сравнению с интересами отдельного лица, оно обладает наивысшим правом в отношении отдельных людей, наивысшей обязанностью которых является быть членом государства;
- во-вторых, нельзя рассматривать государство лишь как средство для охраны интересов отдельной личности. Усматривать назначение государства в обеспечении и защите собственности и свободы отдельного гражданина означает и признание интересов отдельных лиц окончательной целью их существования в государстве. Государство на самом деле, - утверждает философ, - находится в совершенно другом отношении к индивиду, так как оно есть объективный Дух. Исходя из того, что дух в философии Гегеля есть лишь философский псевдоним Бога, то понятно, почему государство объявляется им не только осуществлением свободы, но и шествием Бога в мире.
Марксистская теория возникновения государства исходила из того, что предпосылками возникновения государства являлись общественное разделение труда, возникновение частной собственности и классов. Непосредственной же причиной генезиса государственности стало желание экономически господствующего класса иметь в распоряжении инструмент защиты своих классовых интересов. Как писал В.И. Ленин, государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий. Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены. В марксизме наиболее полно воплотилось отношение к государству не как к институту, выполняющему общие социальные функции, а как к инструменту группового господства, аппарату власти, господства и управления общественными процессами в интересах определенного класса. В этой связи В.И. Ленин подчеркивал: Государство есть орган классового господства, орган угнетения одного класса другим, есть создание порядка, который узаконивает и упрочивает это угнетение, умеряя столкновения классов. Марксизм исходит из того, что классы исчезнут также неизбежно, как неизбежно они в прошлом возникли. С исчезновением же классов исчезнет, отомрет и государство - таков конечный вывод марксистской теории в этом вопросе.
Современные политологи в большинстве своем полагают, что возникновение государства связано с усложнением общественного развития, формированием многообразной гаммы общественных интересов, неоднозначностью развивавшихся связей властвующих и подвластных. Дифференциация интересов различных человеческих общностей и соответствующих им общественных отношений, поставив под вопрос былые формы сохранения целостности общества, в основном и предопределила возникновение института, способного добиться организации совместной жизни граждан на отдельной территории. Для этого государство берет у общества часть необходимых для поддержания его жизнедеятельности функций, отчуждает и даже узурпирует их. В его деятельности поэтому сосуществуют как общие социальные мотивы, обусловленные задачами интеграции и организации общества в целом, так и групповые, связанные с особыми интересами государственной бюрократии, политических элит и социально доминирующих групп общества.
Некоторое представление об имеющихся в настоящее время подходах к осмыслению сущности государства дает их типологизация в британской Энциклопедии управления и политики. В этом труде выделяются правовой, исторический, социально - антропологический, политологический и философский подходы:
- правовой подход сводит государство к системе права, основывающейся на суверенитете публичной власти. Ганс Кельзен именно в этом духе определял государство как иерархию законов, скрепленных властным суверенитетом;
- исторический подход исследует государство как эволюцию его органов и форм от эпохи к эпохе. Ученые этого направления также рассматривают государство сквозь призму смены состояний;
- социально-антропологический подход предлагает осмыслить государство как тип социальной организации в контексте всего общества (К. Маркс, Э. Дюргейм, Л. Дюги, М. Вебер);
- философский метод познания государства столь же древний, как и юридический, отражает особые представления об этом иституте, осознаваемом в виде некоего справедливого порядка объединения граждан;
- политологический подход воплощается в нескольких концепциях:
а) плюралисты (Роберт Даль, Дэвид Трумэн) главным для государства считают поиск равновесия между конкурирующими социальными группами, организацию их взаимодействия, для чего нужны полноценное разделение властей, строгий учет роли различных общественных движений, в том числе меньшинств;
б) корпоративисты (Филипп Шмиттер) рассматривают государство как единое целое, где, несмотря на наличие разграниченных интересов между крупными общественными группами, объединениями (корпорациями), сильное и централизованное государство удерживает решающие рычаги власти. Сторонники этого течения видят в коллективных соглашениях между корпорациями, их персоналом и правительством важнейший для государства процесс;
в) у неомарксистов точки зрения на государство разнятся. Для Ральфа Милибанда оно продолжает выражать интересы экономически господствующего класса и лишь в чрезвычайных обстоятельствах может действовать независимо от классовых интересов. На взгляд французского политолога Никаса Пуланзаса, государство более не является инструментом господства над обществом, гораздо значительнее то, что оно защищает долговечность капиталистического производства даже тогда, когда входит в конфликт с некоторыми сегментами класса капиталистов. Мнение немецкого политолога Клауса Оффе сводится к тому, что современное государство исключено из процесса накопления, а лишь выполняет нужные функции с использованием перераспределения средств.
II. Основные признаки государства. Государственность складывалась, начиная с IV тысячелетия до нашей эры, по мере развития родоплеменных отношений и выделения групп лиц, которые, трансформируя свои статусы и социальные привилегии во власть, постепенно концентрировали в собственных руках управленческие функции, закрепляя их в виде устойчивых властных организаций. В зависимости от особенностей эволюции различных цивилизаций, эти универсальные процессы образования государства обладали известной спецификой. Например, на Западе особенности развития материальной и духовной жизни связали образование этого политического института с формированием сословного представительства граждан, постепенным ограничением власти правителей законами и правом, ограничившими их вмешательство в частную жизнь и экономические интересы своих граждан. На Востоке же формирование государственных структур происходило на фоне практического всесилия верхов над обществом и жесткости форм социальной консолидации последнего в виде господства кланов, каст, общин. Такие исторические условия, препятствуя развитию частной собственности и критического самосознания человека обществ данного типа, существенно ограничили возможности правовых регуляторов и потенциал гражданской активности населения в формировании государства.
В целом же государство сформировалось как институт организации совместной жизни людей. Именно в этих целях оно формирует и поддерживает нормы и правила социального общежития, контролирует их выполнение властью и подданными, ограничивает влияние групповых и корпоративных структур. Как пишет немецкий политолог О. фон Гирке, государство - это самая высшая и всеохватывающая коллективная общность Эта коллективная общность является постоянным, живым, активно действующим единством, формируемым всем народом. В этом смысле государство - универсальная ценность, без властно организующей роли которого невозможно организовать и сохранить человеческое общежитие в современном мире.
Основными признаками современного государства являются:
- наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны, материализованной в специфических принудительных учреждениях и распространяющейся на всю территорию страны и на всех проживающих в ней лиц (государство обязательно обладает аппаратом управления и принуждения, ибо публичная власть - это чиновники, армия, полиция, тюрьмы);
- обязательность членства в государстве. Государственное гражданство человек получает с момента рождения;
- система налогов, податей, займов, необходимых для материального обеспечения государственной политики: экономической, социальной, оборонной; для содержания государственного аппарата, занятого только управленческой деятельностью);
- территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду или племени, вероисповеданию);
- суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);
- право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает ее легальной, определяет юридические рамки и формы осуществления функций государства);
- монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми является жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
- претензии на представительство общества как целого и защиту общих интересов и общего блага. Ни одна другая организация не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
III. Главные функции государства. В самом общем виде государственные функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. В этой связи у него есть ряд функций, которые не присущи другим политическим институтам. Государственные функции делятся на внутренние и внешние. К первым относятся:
- экономическая функция государства, которая выражается в организации, координации, регулировании хозяйственных процессов с помощью налоговой и кредитной политики, создания стимулов для экономического роста или применения санкций;
- социальная функция, состоящая в:
а) удовлетворении потребностей людей в работе, жилье, поддержании здоровья;
б) предоставлении социальных гарантий престарелым, инвалидам, безработным, молодежи;
в) страховании жизни, здоровья, собственности;
г) организации народного образования и здравоохранения;
д) регулировании семейно-брачных отношений;
- правовая функция, которая включает обеспечение правопорядка, установление правовых норм, которые регулируют общественные отношения и поведение граждан, охрану общественного строя от разрушительных действий экстремистов;
- культурно-воспитательная функция, направленная на создание условий для удовлетворения культурных потребностей населения, приобщения их к достижениям мировой художественной культуры, возможности самореализации в творчестве;
- политическая функция, которая призвана обеспечивать политическую стабильность, осуществлять властные полномочия, вырабатывать политический курс, соответствующий потребностям и чаяниям широких слоев населения;
- экологическая функция, предусматривающая установление государством правового режима рационального природопользования, когда оно берет на себя обязательство по обеспечению своим гражданам здоровой, благоприятной среды обитания;
К внешним функциям обычно относят:
- защиту страны от внешних нападений, предотвращение возникновения новых войн;
- защиту государственных интересов на международной арене, обретение возможностей влияния на систему международных отношений;
- развитие сотрудничества и партнерства со всеми странами мира, с международными организациями и транснациональными структурами;
- реализацию принципов коллективной безопасности в международных отношениях и поддержка инициатив по укреплению мира.
V. Структура государства. Она может быть рассмотрена в соответствии с двумя критериями. Во-первых, по выполняемым функциям:
а) органы охраны правопорядка, безопасности (милиция, суд, прокуратура, армия);
б) структура социально-экономического регулирования (правительство, финансовый и налоговый аппараты);
в) органы связи, транспорта;
г) учреждения духовного производства (образования, культуры);
д) органы информации.
Во-вторых, по разделению властей на три ветви (система законодательных, то есть представительных учреждений, исполнительно-распорядительные органы и судебные власти).
Если совместить все основные современные концепции государства, то получится, что его активность должна разворачиваться по ряду направлений и обладать некоторыми особыми характеристиками:
- государство создает своим субъектам благоприятные условия для действия в рамках государственных институтов и гражданских объединений, а также для использования их ресурсо;
- административные возможности государства могут быть ограничены доминирующими коллективными общностями (например, корпорациями, профсоюзами), необходимостью во многих случаях получать одобрение парламента или избирателей. Осуществление государственной политики определяется формальными правилами, институциональным регулированием, способностью экономики обеспечить ресурсы для этой политики;
- государство может предлагать свои политические альтернативы конфликтующим группам, образуя тем самым основу для достижения компромиссов;
- государственный аппарат занимает приоритетные позиции по отношению к социальным группам и коллективным объединениям;
- способность государства маневрировать повышается благодаря его возможностям переносить имеющиеся у него ресурсы из одной области в другую. Однако успешным такое политическое маневрирование будет только тогда, когда государство располагает ощутимой поддержкой парламента и населения;
- все государства в рыночных обществах защищают свои главные институты - частную собственность, плюрализм демократических норм и правил. Поэтому вмешательство государства в жизнедеятельность общества чаще всего ограничивается урегулированием кризисных проблем.
У центрального политического института - государства есть два измерения, принципиальным образом определяющих его сущность: тип государственного устройства и форма правления.
VI. Формы территориального устройства и государственного управления. Проявление специфических свойств и функций государства в действительности всегда зависит от формы организации власти и характера взаимосвязей высших государственных органов с населением. Играют свою роль и природно-географические условия. И. А. Ильин считал, что каждый народ и каждая страна есть живая индивидуальность со своими особыми данными, со своей неповторимой историей, душой и природой. Каждому народу причитается по этому поводу своя, особая, индивидуальная государственная форма. Форма государства - сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму государственного устройства, форму правления и форму государственного режима. С точки зрения административного устройства государства подразделяются на унитарные, федеративные и конфедеративные:
- в унитарном государстве все административные единицы представляют собой части единого целого, а государственные органы - части единой политической системы. Она обычно функционирует на основе единой конституции и в рамках однородного правого поля. Унитарное государство характеризуется следующими признаками:
а) оно предполагает существование единых высших исполнительных, представительных и судебных органов;
б) на его территории действуют одна конституция, единая система законодательства, одно гражданство;
в) составные части такого государства суверенитетом не обладают;
г) все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы, которые официально представляют страну на международной арене;
д) имеет единые вооруженные силы, руководство которыми осуществляется центральными органами государственной власти. Унитарные государства могут подразделяться, в зависимости от вида контроля над деятельностью административных единиц, на централизованные и децентрализованные. В первых из них за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенных центром чиновников, во вторых допускается определенная автономия местных административных единиц;
- федеративное государство представляет собой свободное объединение отдельных государств (регионов, областей, земель), каждое из которых обладает определенной автономией и имеет особые отношения с центром. По подсчетам канадского политолога Р. Уаттса, в настоящее время около 2 миллиардов человек проживает в 23 федерациях, которые, в свою очередь, охватывают 480 членов федераций или федеральных земель, каждое из которых может сравниться со 180-ю политически суверенными государствами. По сути дела каждая федерация представляет собой форму сочетания двух государственных суверенитетов. С точки зрения внутреннего строения федерации отличаются:
1) наличием двух уровней управления, обладающих собственной компетенцией в вопросах представления интересов граждан;
2) конституционным распределением исполнительных и законодательных полномочий центра и субъектов федерации;
3) обеспечением представительства региональных интересов на федеральном уровне;
4) верховенством федеративной конституции, которая не может изменяться односторонне и требует согласия большинства членов федерации;
5) наличием третейского (независимого) суда, разрешающего споры властей разного уровня;
6) наличием института межправительственного сотрудничества, регулирующего проблемы, входящие в совместное ведение сторон.
Федерации строятся по территориальному и национальному признакам, которые в значительной степени определяют характер, содержание, структуру государственного устройства. Территориальные федерации характеризуются значительным ограничением государственного суверенитета субъектов федерации (Германия, Мексика), в то время как национальные федерации характеризуются более сложным государственным устройством (Индия, Россия). Основное различие между ними состоит в разной степени суверенности их субъектов. Федерации бывают еще договорными - несколько государств составляют договор об объединении; конституционные - составные элементы не имеют суверенных прав и существуют на основе конституции;
- конфедерация представляет собой союз самостоятельных государств, которые временно передают часть своих полномочий для осуществления совместных целей союзным органам. Члены конфедерации практически полностью сохраняют свой внутренний и внешний суверенитет, обладая правом свободного одностороннего выхода из состава союза. В конфедерации нет единого гражданства. Общие органы власти и управления не имеют права непосредственного налогообложения граждан стран-участниц.
К разновидностям государственных объединений конфедеративного типа относятся:
а) кондоминимумы, представляющие собой политические союзы, осуществляющие общее управление двумя или большим числом внешних территорий, но таким образом, что население этих государств имеет большую свободу самоуправления (Андорра);
б) ассоциированные государства, функционирующие на основе договорных союзов, которые могут быть приостановлены на заранее оговоренных условиях (Острова Кука и Новая Зеландия, Маршалловы острова и США);
в) договорные союзы, представляющие собой политическое устройство, при котором большое государство управляет меньшим, не имеющим практически никакого обратного воздействия на него (Бутан и Индия).
VII. Формы государственного правления. В соответствии с формами правления, под которыми подразумевают определенную структуру и правовое положение высших органов государственной власти, в политической науке принято выделять монархии и республики. Монархии (от греч. monarchia - единовластие) представляют собой такую форму государственного устройства, источником и одновременно высшим выражением власти в котором является одно лицо, получающее данные полномочия по наследству и потому не зависящее от выбора населения. Классическая или чистая монархия имеет несколько признаков:
а) вся полнота власти находится в руках одного лица - монарха, получающего ее по наследству и пользующегося ею пожизненно;
б) власть монарха нередко обожествляется, чтобы подчеркнуть особый характер его власти;
в) от решения монарха зависит окончательное решение любого вопроса;
г) монарх пользуется титулом (царя, императора, короля,князя, шаха, султана и т.д.);
д) монарх принимает решение от своего имени, не неся за них юридической ответственности;
е) его юридические полномочия неограниченны, он может образовать или упразднить любой орган в государстве;
ж) в основе законов лежит воля монарха;
з) народ не имеет отношения к формированию власти.
Сейчас вряд ли в мире можно найти государство, организованное в соответствии с классической монархической формой. Современные монархии бывают абсолютными, где высшие исполнительные и законодательные функции всецело принадлежат единоличным главам государства (Саудовская Аравия, Оман, Катар). Наиболее важными чертами этой разновидности монархии являются: юридически неограниченная власть монарха; наличие в его подчинении постоянной армии, полиции и сильного, сложного бюрократического аппарата; наделение всех органов государственного управления только совещательными функциями. Они бывают конституционными, где власть правителя, реальный механизм власти действует в рамках конституционных норм, ограничивающих полномочия монархов функциями иных органов власти. Конституционные монархии, в свою очередь, делятся на:
а) дуалистические, где монарх наделен в основном исполнительными и частично законодательными функциями (Иордания, Марокко);
б) парламентские, где первые лица в основном обладают представительскими функциями, не имея возможности существенно влиять на политические решения (Великобритания, Испания, Швеция).
Республики (от лат. res publica - общественное дело) означают формы правления, отличающиеся выборным характером высших органов государственной власти, избираемых на определенный срок и ответственных перед избирателями. Есть несколько признаков республиканской формы правления:
1) коллективное правление, осуществление власти не одним лицом, а системой органов государственной власти;
2) выборность всех верховных органов государственной власти;
3) народ в качестве суверенного источника власти;
4) глава государства несет юридическую ответственность за свои действия в случаях, предусмотренных законом;
5) взаимная ответственность личности и государства;
6) действенность основного принципа - властвование народа во имя народа и посредством народа.
В свою очередь, республики разделяются на парламентские и президентские, отличающиеся особыми отношениями между исполнительными и законодательными ветвями власти. Так, в парламентских республиках (Германия, Италия, Греция) президент является главой государства, но при этом обладает в основном представительскими функциями. Правительство во главе с премьер-министром играет первостепенную роль в политической жизни, формируется парламентом, перед которым и несет ответственность за свою деятельность. Глава правительственного кабинета является первым лицом в государстве. Типичные примеры парламентских республик - Италия, ФРГ, Ирландия, Индия и др.
При президентской республике (США, Бразилия, Мексика) парламент и президент занимают независимое по отношению друг к другу положение. Президент является главой исполнительной власти, главой государства, избирается всем населением и потому не несет ответственности перед парламентом. Он назначает правительство, обладает важнейшими прерогативами в области руководства вооруженными силами, гражданской администрацией. Парламент в таких странах лишен возможности отправлять правительство в отставку, но и президент не может распускать парламент, в основном обладая лишь отлагательным вето на законопроекты парламента, которое может быть преодолено квалифицированным большинством членов парламента при повторном голосовании.
Наряду с этими устоявшимися моделями организации государственной власти в мире сложились и такие формы, которые не могут быть отнесены однозначно к тому или иному типу правления. Среди подобных смешанных форм можно отметить суперпрезидентскую республику (Боливия, Колумбия, Гондурас), где институт президентства предельно концентрирует все высшие полномочия основных ветвей власти и занимает практически бесконтрольное положение в государстве. Другой формой смешанного правления является президентско-парламентская или полупрезиденстская республика (Ирландия, Португалия, Франция, Финляндия). Здесь у правительства существует двойная система ответственности перед президентом и парламентом, ведущая к тому, что сильная президентская власть соединяется с контролем над правительством со стороны парламента.
VIII. Типы современных государств. Типология государств - это их специфическая классификация, которая может проводиться с позиций формационного и цивилизационного подходов. Для формационного подхода главным критерием являются социально-экономические признаки и, в зависимости от типов экономического базиса, выделяются государства рабовладельческие, феодальные, буржуазные, социалистические. В последние десятилетия такой подход используется все реже, так как история отстояла представления о себе самой как многовариантной действительности, которую нельзя загнать в узкое и однолинейное русло формаций, к тому же игнорирующих или недооценивающих духовные факторы развития. Цивилизационный подход, используемый все чаще, базируется на духовных признаках - культурных, религиозных, национальных, психологических, однако весьма явственно недооценивает социально-экономические факторы. Более заземленная в таких случаях типология государств близка к реальности, но вряд ли может считаться вполне научной.
Современная политология предпочитает рассматривать государства с точки зрения доконституционного и конституционного периодов их существования. Начавшая формироваться в эпоху Просвещения система конституционализма решила впоследствии две важнейшие исторические задачи. Во-первых, она придала должную юридическую форму деятельности государства, распределив полномочия и функции его различных ветвей и органов. Это позволило выдвинуть на передний план общесоциальные цели и ценности, создало предпосылки для борьбы с произволом и субъективизмом в принятии государственных решений. Во-вторых, конституции отразили новое положение личности в государстве. Права и свободы личности отныне объявлялись высшим критерием деятельности государства. Таким образом, государство постепенно из могущественного центра принуждения и насилия над человеком превращалось в самого надежного защитника его прав и интересов.
Принципиально новый этап в развитии государственности связан с идеей правового государства. Суть ее отражало стремление ограничить государственные органы в плане их вмешательства в личную жизнь индивида, желание защитить основные права и свободы личности, гарантировать каждому самостоятельность и независимость в выборе его жизненного пути. Идея правого государства, в отличие от государства, характеризовавшегося всевластием, независимостью от общества, незащищенностью гражданина от произвола и насилия со стороны государственных органов, исходила из верховенства закона прежде всего для самого государства. Именно оно должно действовать в строго определенных обществом границах, быть ответственным перед гражданами, обеспечивать их социальную и правовую защищенность. Вместе с тем правовое государство, как и всякое другое государство, должно было решать и другие задачи, которые в самом общем виде могут быть сведены к следующим:
- наличие государственной власти как средства проведения внутренней и внешней политики;
- воплощение политической организации общества, основанной на соответствующем социально-экономическом базисе;
- обладание специальным государственным механизмом власти;
- наличие административно-территориальной организации;
- существование благодаря налогам и другим сборам;
- обладание государственным суверенитетом.
Идея правового государства имеет длительную историю, она всегда занимала важное место в политических учениях прошлого. Мысль о господстве закона в жизни народа, общества, государства родилась как противовес самовластию и произволу личности правителя. Еще Платон писал: Я вижу близкую гибель того государства, где закон не имеет силы и находится под чьей-либо властью. Там же, где закон - владыка над правителями, а они - его рабы. Я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги. Однако возникновение целостной концепции правового государства относится к концу XVIII - началу XIX веков, к периоду становления буржуазного общества. В это время в прогрессивных политических теориях:
- осуществлялась всесторонняя критика феодального беззакония и произвола, абсолютистских и полицейских режимов;
- утверждались идеи гуманизма, принципы свободы и равенства людей;
- провозглашалась неотчуждаемость прав человека;
- решительно отвергалась узурпация публичной политической власти и ее безответственность перед людьми и обществом.
Правовое государство стало складываться на Западе под влиянием либеральных конституций. Главной качественной основой правового государства являлась ориентация всех его органов на реализацию прав и свобод человека, а закон, право, система устойчивых норм и правил поведения как государственных органов, так и отдельных лиц и частных организаций превратились в основные регуляторы политических конфликтов, межгрупповых противоречий. Основными принципами правового государства стали наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, а также связывание посредством права деятельности политической власти, чтобы не допустить ее произвола или, что точнее, злоупотреблений.
Основными признаками правового государства стали:
- существование развитого гражданского общества, которое представляло собой сферу реализации частных интересов отдельных граждан без непосредственного участия государства;
- правовое ограничение для проникновения государства в различные сферы общественной жизни на основе разработанного законодательства. Важнейшей задачей государства становилась защита прав и свобод личности, создание благоприятных условий для экономического развития экономики;
- равенство граждан перед законом и верховенство закона во всех сферах жизни общества и государства;
- деятельность органов правового государства базируется на принципе разделения власти на три ветви - законодательную, исполнительную и судебную. Ориентация на разделение прав и полномочий различных уровней властей, установление их прав и прерогатив означает создание системы сдержек и противовесов. Они, в свою очередь, направлены на сохранение стабильности политического порядка, а также на поддержание баланса сил во властных структурах и постоянное нахождение компромисса между ними;
- взаимная ответственность личности и государства как неотъемлемый признак правового государства. В недемократическом государстве признается только ответственность гражданина перед государством, которое дарует ему те или иные права и устанавливает его статус. В правовом же демократическом государстве, напротив, акцентируется ответственность государственных органов и должностных лиц перед гражданами за посягательство на их неотчуждаемые права и свободы. Эта ответственность обретает реальный характер только при наличии нормативно-правовых актов, закрепляющих процедуру привлечения виновных в нарушении прав и свобод граждан должностных лиц и предусматривающих жесткие санкции за это;
- политический и идеологический плюрализм, заключающийся в свободном функционировании различных партий, организаций, движений, объединений, действующих в рамках конституционный установлений;
- стабильность законности и правопорядка в обществе.
К числу дополнительных факторов и условий становления правового государства можно, видимо, отнести следующие:
- преодоление правового нигилизма в массовом сознании;
- выработка высокой политико-правовой грамотности;
- появление у граждан реальной способности противостоять произволу;
- разграничение партийных и государственных функций;
- установление парламентской системы управления государством;
- торжество политического плюрализма;
- выработка нового государственно-правового мышления и правовых традиций.
Особое место в современных теориях правового государства занимает проблема положения личности. Дело в том, что само по себе правовое государство не самоцель, а социально историческая форма выражения, организации, упорядочения и защиты свободы в общественных отношениях людей. Содержание и характер свободы, ее широта и объем определяются уровнем развития общества. Свобода всегда относительна в смысле ее фактической незавершенности, исторического изменения и развития ее содержания, но она абсолютна как высшая ценность и принцип и поэтому может служить критерием человеческого прогресса, в том числе и в области государственно-правовых форм общественных отношений, положения личности. Важно подчеркнуть, что правовое государство не только провозглашает права и свободы человека, но и создает разветвленный механизм социально-правовой защищенности человека, в том числе и самого государства.
В целом механизм обеспечения прав и свобод человека - это система взаимосвязанных форм и средств (нормативных, конституциональных и процессуальных), обеспечивающих надлежащую защиту и реализацию как определенных прав, так и соответствующих обязанностей человека и гражданина. Государство, которое в своих действиях подчиняется закону, может существовать лишь при условии, когда его социальной основой становится гражданское общество. Оно представляет собой формирующуюся и развивающуюся в демократических государствах человеческую общность, представленную сетью добровольно образованных негосударственных структур (объединения, организации, ассоциации, союзы, центры, клубы, фонды) во всех сферах жизнедеятельности общества. Это также и совокупность негосударственных отношений - экономических, политических, социальных, духовных, религиозных и других.
    IX. Государственная бюрократия. Исторически бюрократия формировалась как управленческий аппарат государства индустриального типа. Поэтому она может быть определена как специфическая социальная общность, структура и организация которой подчинена эффективному осуществлению государственного управления. Слово бюрократия в буквальном переводе означает власть канцелярии (от фр. bureau - бюро, канцелярия), под которой подразумевают рационально организованную систему управления и аппарат компетентных чиновников. Такое понимание бюрократии во многом связано с работами немецкого социолога М. Вебера, которому принадлежит квалификация бюрократии как основного носителя рациональной организации власти. Согласно выработанной им идеальной модели, государственная бюрократия должна отличаться четырьмя важнейшими признаками:
- твердо установленная и неукоснительно соблюдаемая система вертикальных связей - служебная иерархия, которая позволяет вышестоящим инстанциям осуществлять руководство и контроль нижестоящих;
- эффективность, которая достигается за счет разделения труда между членами организации, что позволяет избежать дублирования и использовать высоко квалифицированных специалистов на руководящих должностях;
- формализованная и четко зафиксированная система правил и директив, обеспечивающих единообразие управленческой деятельности и применение общих инструкций к частным случаям в кратчайший срок;
- безличность административной деятельности, исходящая из точного и строгого выполнения заранее определенных методов, правил и приемов решения задач и заданий. При этом каждый чиновник выступает не как индивид, а как носитель рациональной власти, как представитель определенной управленческой системы.
Профессор Колумбийского университета (США) Роберт Мертон развил идеи М. Вебера, но, в отличие от него, основное внимание уделил проблемам, возникающим внутри самой бюрократии как наиболее известного механизма социального управления. Американский ученый констатировал в этой связи:
- в определенных условиях применение бюрократических технологий и средств может становиться самоцелью. Тогда все достоинства бюрократии превращаются в свою противоположность, рождая явление системной дисфункции;
- возникновение у бюрократии скрытых, латентных функций, когда бюрократическая система стремится к увековечиванию своего существования, доказательству собственной необходимости и незаменимости и именно на этом направлении расходует имеющиеся в ее распоряжении ресурсы;
- любая бюрократическая организация стремится к экспансии, к расширению сферы своего влияния и тем самым к расширению численности своих функционеров.
Динамика развития современных сложноорганизованных государств выявила ряд принципиально новых тенденций в формировании и развитии государственной политики, которые заставили иначе подходить к оценке роли государственной бюрократии. В частности, усиление роли государства в организации социальных процессов неизбежно повысило и роль бюрократии. Занимаемое чиновниками место в системе государственного управления дает им громадные возможности в деле реального перераспределения властных ресурсов. Иначе говоря, само положение высших и части средних чиновников в системе исполнительной власти объективно придает их должностям политический масштаб, увеличивает их роль и значение в системе принятия решений. Не случайно в ряде государств после выборов практически весь контингент высших чиновников подлежит замене в соответствии с политическими пристрастиями вновь избранного президента или главы правительства. Например, в США действует spoil system, которая распространяется приблизительно на 1200 государственных постов, которые становятся призом победившей на выборах президента партии.
    Усиление политических функций бюрократии связано и с повышением роли профессиональных знаний чиновников, что дает им известное преимущество перед избираемыми на определенный срок политиками. Преимущество чиновничества перед политиками состоит еще и в том, что оно обладает своей корпоративной этикой и традициями, обеспечивающие сплочение этого социального слоя. Несомненным фактором, повышающим политический вес и значение государственной бюрократии, являются ее тесные связи с различными лоббистскими группировками, представляющими сегодня одну из наиболее мощных структур политического представительства интересов. Нередко происходящее сращивание бюрократических и лоббистских структур становится мощным каналом трансляции групповых интересов и влияния на центры политической власти. Отмеченные тенденции в эволюции государственной бюрократии характеризуют ее высших и частично средних ее представителей как вполне определившихся в статусе самостоятельных субъектов политической власти.
    X. Практика становления правового государства в России. Принятая Верховным Советом Российской Федерации в 1991 г. Декларация прав и свобод человека и гражданина исходила из того, что государство признает приоритет прав и свобод человека, что их соблюдение и защита чести и достоинства человека становится главной обязанностью государственной власти. Процесс формирования правового государства предполагал создание системы политических, юридических и иных гарантий, которые обеспечивали бы реализацию этих прав, равенство всех граждан перед законом и судом, взаимную ответственность государства и личности. В качестве одной из важнейших задач, связанной с формированием правового государства, начало рассматриваться развитие и совершенствование законодательства, формирование новой по существу правовой системы жизни общества и деятельности государства. За прошедшие почти два десятилетия были приняты очень многие законодательные акты, создающие основы для дальнейшего развития российского государства как демократического и правового. Главными среди них были Декларация о государственном суверенитете Российской Федерации, Декларация прав и свобод человека и гражданина, закон о гражданстве, закон о собственности, Конституция Российской Федерации.
Конституция РФ 1993 года исходила из того, что современное демократическое правовое государство предполагает развитое гражданское общество, в котором взаимодействуют различные общественные организации, политические партии и в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии. В то же время политическая жизнь правового государства должна была строиться на основе идеологического и политического многообразия, многопартийности. Развитие гражданского общества, важного связующего звена в отношениях между личностью и государством, рассматривалось как одна из возможностей формирования правового государства. Реалии сегодняшнего развития российского общества таковы, что правовые основы и социальная жизнь в России все еще далеки от совершенства, они не выстроены до конца. Поэтому достройка и совершенствование правового государства остается одной из первоочередных задач РФ.
Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение власти между законодательными, исполнительными и судебными органами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию, и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить опасной концентрации власти в одних руках или в одном органе. Вместе с тем, если ни одна из трех ветвей (отраслей государственной власти) не выйдет на ведущие позиции, то государственный механизм может быть поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и разделение превратится не в силу движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение должна занимать законодательная власть, поскольку именно она облекает в законы основные направления внутренней и внешней политики, обеспечивает верховенство права в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охранять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их ни совершал.
С помощью разделения властей правовое государство организуется и функционирует правовым способом: государственные органы действуют в рамках своей компетенции, не подменяя друг друга. Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая нз властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным, если он обставляется еще и системой "сдержек и противовесов" властей. Подобная система "сдержек и противовесов" устраняет всякую почву для узурпации полномочий одной власти другой и обеспечивает нормальное функционирование органов государства. Конституции Российской Федерации статьей 10-й устанавливает: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". К органам законодательной власти в Российской Федерации относятся: Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания), законодательные собрания республик, входящих в состав Российской Федерации, законодательные собрания других субъектов Российской Федерации. Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Совет Федерации одобряет законы, принятые Государственной Думой. Закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо если в течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. Государственная Дума принимает законы большинством голосов от общего числа депутатов, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совету Федерации.
    К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:
     - Президент Российской Федерации;
-    Совет Министров Российской Федерации;
-    высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или законодательными собраниями;
-    правительства республик; органы администрации других субъектов Российской Федерации, местного самоуправления.
Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина;
- представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях;
- представляет Государственной Думе предложение о назначении Председателя правительства;
- ставит перед Государственной Думой вопрос об отставке правительства;
- представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального Банка Российской Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении;
- формирует правительство Российской Федерации путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства, руководителей федеральных министерств;
- представляет кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора Российской Федерации;
- назначает судей других федеральных судов;
- формирует Администрацию Президента Российской Федерации, назначает и освобождает ее руководителя;
- назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.
Органами судебной власти в Российской Федерации считаются:
-    Конституционный Суд Российской Федерации;
-    Верховный Суд Российской Федерации;
-    Высший Арбитражный Суд Российской Федерации;
-    суды республик и других субъектов РФ;
-    районные народные суды;
- суды специальной юрисдикции.
В правовом государстве ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив или общественная организация, ни один человек не вправе посягать на закон. За его нарушение все несут строгую юридическую ответственность. Когда речь идет о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеется в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему, а должностные лица - не уклоняться от его исполнения и тем более не нарушать его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами, вкладывать в его содержание такой смысл, который не был предусмотрен законодателем. Кроме того, все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться действующими законами, а для этого они должны быть всесторонне информированы о их содержании.
Правовое государство также предполагает правовую устойчивость конституции. Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление, ибо тогда она перестает быть Основным законом государства, обладающим долгосрочным характером. Если конституция выражает государственную волю общества, то ее изменение, обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не с чьей-то волей. Укрепление законности остается актуальнейшей задачей и для Российской Федерации. Точно также актуальными для общественной жизни России остаются правоприменительная практика государственных органов и законопослушание российских граждан..
X. Новые тенденции в развитии государства. Утверждение правового государства как политической реальности не означало завершения исторической эволюции государственности. Издержки реального неравенства сил, способностей людей в известной степени обесценивало формально-правовое равенство индивидов в рамках правового государства, что привело к возникновению в индустриально развитых странах нового типа государственности - государства не только правового, но и социального. Идея социального государства была выдвинута во второй половине XIX в. немецким ученым Лоренцом фон Штайном, который утверждал, что социальное государство обязано способствовать экономическому и общественному прогрессу всех своих граждан, ибо в конечном счете развитие одного выступает условием развития другого и именно в этом смысле говорится о социальном государстве. В 1930 году тоже в Германии Герман Геллер вводит в научный оборот понятие социальное правовое государство. В разных определениях социального государства, даваемых в западной и отечественной литературе, акцентируется, что это государство, стремящееся к обеспечению каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, соучастия в управлении производством, а в идеале - и предоставления примерно равных жизненных шансов, возможностей для самореализации личности в обществе.
В западной политологии выделяют три основных типа социального государства: консервативный, либеральный и социал-демократический. Разграничение этих типов осуществляется на основе следующих индикаторов:
1. Масштабность защиты от стихийных рыночных сил и недостаточного (низкого) уровня доходов населения.
2. Масштабность социальных прав и социальной поддержки наиболее уязвимых и бедных групп населения.
3. Удельный вес частных (негосударственных) ассигнований (расходов), направленных на страхование. Пенсионное обеспечение. Медицинскую страховку и иные социальные нужды населения и соотношение этой доли с официальными выплатами из бюджета).
4. Масштабы индивидуального или коллективного финансирования социальных программ и нужд, включая индивидуальные и коллективные вклады людей в социальном государстве.
5. Масштабы, в которых система социального обеспечения дифференцирована и организована по различным профессиональным группам и группам социального риска, включая социальные риски, связанные с безработицей, старостью, болезнями и др.
6. Емкость фондов перераспределения социальной политики, складывающихся из налоговых поступлений и поступлений в фонды социального страхования от предпринимателей и предприятий.
7. Масштабы гарантий и обеспечения полной занятости населения.
Теоретический образ социального государства, устанавливающего новые стандарты в социальном обеспечении граждан, развивался в 70-80-е годы ХХ века параллельно с практикой утверждения его политических порядков. Социальное государство, возникшее в наиболее экономически развитых западных странах (Швеция, Германия, США) проводило политику формирования такой внутренней социальной среды, которая увеличивала безопасность и за счет адресной помощи налаживала контакты внутри общества, обеспечивая реализацию индивидуальных планов представителей наиболее слабых слоев населения. Это предопределяло перераспределение в их пользу государственного бюджета, изменение политики занятости, переподготовки кадров и т.д. Важной функцией социального государства стало обеспечение благоприятной для самореализации человека среды обитания. Становление социального государства в промышленно развитых странах Запада представляет собой новый шаг в обеспечении прав и свобод человека.
Если складывание в наиболее развитых странах мира социального государства считать первой инновацией в современной эволюции государственности как политического феномена, то развитие в направлении создания подлинно демократического, правового государства выступает второй ведущей тенденцией в этом процессе. Именно она наиболее характерна для многих стран, особенно европейских. Данное явление нашло свое отражение и в Конституции Российской Федерации, принятой 12 декабря 1993 года. Она провозгласила нашу страну демократическим, правовым, социальным и федеративным государством с республиканской формой правления.
Еще одна тенденция может быть сформулирована как демократическое ограничение суверенитета государств, которая идет на смену абсолютному или почти абсолютному суверенитету. Раньше любая попытка дать рекомендации со стороны мирового сообщества тому или другому государству расценивалась как вмешательство в его внутренние дела. Сейчас, в условиях современного взаимозависимого мира, решение отдельных проблем требует определенного разумного самоограничения суверенитета.
Четвертая тенденция обнаруживается в децентрализации государственной власти. Она перераспределяется между высшими государственными структурами в пользу местных органов с целью придания им больших демократических прав и самостоятельности в решениях, то есть наблюдается реальное развитие местного территориально-общественного самоуправления.
Пятая тенденция проглядывает в интеграции экономической и политической жизни, особенно наглядно демонстрируемой Европейским союзом и процессом его расширения. Тенденция к оживлению национальных движений и дроблению уже существующих государств - также одна из наиболее заметных. Распад СССР, бархатный развод на два государства Чехословакии, межэтнические конфликты при ликвидации СФР Югославии - только отдельные примеры проявления указанной тенденции. Кроме того, в Европе в последние годы зафиксированы не менее 150 этнических конфликтов, что подрывает политическую стабильность государств Старого континента. Политологи прогнозируют, что если тенденция к самоопределению народов будет развертываться с такой же интенсивностью, как в настоящее время, то к середине XXI века на земном шаре к 200 уже существующим добавятся еще не менее 500 - 600 государств.
Наконец, наименее устойчиво проявляющаяся, но все же многими аналитиками отмечаемая тенденция заключается в сокращении бюрократического управленческого аппарата и уменьшении государственных расходов на его содержание.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите исторические типы и формы государства.
2. Какова роль государства в организации жизни людей в современную эпоху?
3. Перечислите характерные черты правового и социального государства.
4. В чем сложность определения понятия государства?
5. Назовите основные подходы к осмыслению сущности государства.
6. Каковы функции государства?
7. Назовите основные формы государственного правления и их разновидности.
8. Какие типы государственного устройства вы знаете?.
9. Чем вызвано нарастание децентрализации и федерализации современных унитарных государств?
10. Каковы истоки федералистских идей?

ЛИТЕРАТУРА

Основная

Бельков О. Национальная политика государства: слова и смыслы // Власть. 2005. N7.
Добрынин Н. От федерализма к корпоративному государству // Свободная мысль-XXI. 2005. N6.
Каспэ С.И. Суррогат империи: о природе и происхождении федеративной политической формы // Полис. 2005. N4.
Кинг Г. Классификация федераций // Полис. 2000. N5.
Мамут Л.С. Государство в контексте глобализации // Право и политика. 2004. N1.
Мунтян М.А. Государство и глобализация // Н.П. Ващекин, М.А. Мунтян, А.Д. Урсул. Глобализаия и устойчивое развитие. М., 2002.
Перспективы многонационального Российского государства в контексте глобальных вызовов современности // Вестник аналитики. 2004. N1.
Петров В.К. Устойчивость государства. М., 2005.
Птушенко А. Место самоуправления в российском государстве // Актуальные проблемы Европы. Сб. научных трудов. М., 2005.
Соловьев А.И. Три облика государства - три стратегии гражданского общества // Полис. 1996. N6.

Дополнительная
    
    Балуев Д. Приватизация военно-силовых функций государства: каковы перспективы? // МэиМО. 2004. N3.
    Белов Г.А. Факторы кризиса государства и эволюция государства // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки. 2003. N6.
    Казаков А. Сильная Россия - это федеративная Россия // Свободная Мысль - XXI. 2004. N6.
    Конюхова И.А. Современный российский федерализм и мировой опыт: итоги становления и перспективы развития. М., 2004.
    Краснов М.А. Перспективы правового государства в России // ОНС. 2003. N2.
    Мунтян М.А. Государство в меняющемся мире / Исторический процесс и проблемы развития России. М., 1998.
    Мысливченко А.Г. Перспективы европейской модели социального государства // Вопросы философии. 2004. N6.
    Сморгунов Л.В. Современная сравнительная политология. М., 2002.
    Федосов П.А. Двухпалатные парламенты: европейский и отечественный опыт // Полис. 2001. N1,2.
    Чиркин В.Е. Новые подходы к теории современного государства и федерализма // ОНС. 2003. N3.

www.nasledie.ru

viperson.ru

Док. 521301
Перв. публик.: 17.11.08
Последн. ред.: 28.12.10
Число обращений: 277

  • Мунтян Михаил Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``