В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
С любовью в голосе Назад
С любовью в голосе
"Ты узнаешь ее по голосу", - словно про нее поет группа "Корни". Постоянные слушатели проводного радио без труда определят, когда у микрофона Лилия Липатова.
Недавно Лилия Федоровна отметила 35-летие со дня своего первого появления на Саратовском областном радио.

- Это громадный отрезок жизни, - говорит Лилия Липатова. - Человек я по натуре непоседливый. И если бы кто-нибудь мне сказал 35 лет назад, что проработаю столько на одном месте, не поверила бы точно. Ведь до радио успела недолго потрудиться в одной школе, затем в другой - вечерней, в районной газете. Наконец, живя в Баку, писала очерки, эссе. Но, видно, так судьбе было угодно. Вышла замуж, переехали в Саратов. Вначале очень сожалела, что попала сюда - город не понравился жутко. Однако сейчас, мне кажется, роднее и ближе Саратова нет и быть не может.
- И все-таки, как радио вошло в вашу жизнь?
- Совершенно случайно. Гуляя по проспекту Кирова, мы с мужем встретили звукорежиссера Александра Никитанова. Я была в ту пору молодой мамой, сидела с малышом дома, без работы. Разговорились, и Александр предложил: "Приходи к нам, что-нибудь придумаем". Пришла, первым делом отвели меня к начальнику производственного отдела. Тот позвонил зампреду по радио Якову Филипченко. Он, кстати, у нас ветеран Великой Отечественной войны, в канун Дня Победы хочу поздравить его, пожелать здоровья и долголетия. Так вот, разговор вышел достаточно смешным. В те времена женщины в журналистике были не очень желанными гостями. И я хорошо слышала, как Яков Федорович незатейливо ответил: "А на кой (дальше следовало слово из трех букв) она мне нужна?" Тем не менее посмотреть меня согласился. Помня его высказывание, на встречу шла с обидой, даже с ненавистью. Сдала материал, Филипченко сказал, что есть место только сельского корреспондента. А куда мне с шестимесячным ребенком? На том и расстались. Правда, как выяснилось позже, ненадолго. Малыш заболел, легла с ним в больницу. Вдруг меня вызывают. Смотрю, стоит мужчина, говорит: "Лиля, вас срочно хочет видеть Яков Федорович". С чего это, думаю? Говорили-то мы на повышенных тонах. Он утверждал, что материал у меня вышел рядовым. Я дерзко отвечала, что нельзя от начинающего журналиста сразу требовать гениального. В общем, приехала к Филипченко снова. А он в лоб: "Завтра выходите на работу". Объясняю - ребенок болеет. "Ну, тогда послезавтра". Вот так на радио и оказалась.
- И с тех пор что?
- В смысле карьеры? Сначала была младшим редактором отдела писем. Почта тогда была достаточно скудной. Люди не жаловались на текущие крыши, на небольшие зарплаты, на отсутствие горячей воды и продуктов в магазине. Я выдумывала отчеты, в которых значилось, что писем поступает с каждым разом все больше, - это требовали сверху. Регистрировали и заметки внештатных авторов, и сами что-то сочиняли. Потом перешла в редакцию информационного вещания. В эфире полно было материалов по выполнению планов. В магазинах мясо не купишь, на базаре за ним дикие очереди, а ты пишешь, что какой-нибудь Краснокутский район план по заготовкам мяса и молока выполнил. Ходил даже анекдот. Мол, если молоко в магазине купить не успел - закончилось, подставляй ведро под радио - натечет. Не хочу клеймить позором радиожурналистику 35-летней давности. Были и минусы, и плюсы. В то время гораздо больше говорили с людьми, главенствовали такие жанры, как зарисовка, очерк. А каких, бывало, находили людей, уникумов, самородков! Привезешь удачную запись из отдаленного села - все сбегались слушать. Помню, один журналист записал перед севом какого-то крестьянина, простого мужика. Как он говорил! "Я слышу весну. Беру землю в ладони, разминаю, весной у нее совсем другой запах, нежели летом или осенью. Воздух подсказывает - пора выходить в поле, работать".
- Проводное радио со временем больше потеряло или приобрело?
- Мы были монополистами, и в какой-то момент в России, как грибы после дождя, стали появляться новые радиостанции, у слушателей появилась возможность выбора. Произошло некое взаимообогащение. FMовское радио взяло от проводного новостные блоки, профессионализм, проводное от FMовского - желание выпендриться, молодой задор, энергию непосредственного общения. Мы стали рискованнее в прямом эфире, появились конкурсы со слушателями, которых раньше не было. В общем, в хорошем смысле конкуренция. О чем жалею, так это о том, что практически пропали образовательные программы. В свое время я воспитывалась интеллектуально и культурно во многом благодаря радио. Тогда находилось эфирное время под спектакли, классическую музыку, рассказы о композиторах, поэтах, художниках. Звучало больше хорошей музыки, поэзии, прозы. Сейчас такого нет. Почему? Судить не берусь. Наверное, государственная политика изменилась, считается, видимо, что современному обществу этого не надо. А молодежь? Сегодня вряд ли кто будет с огромным интересом, как мы когда-то, определять, прозвучало "Итальянское каприччио" Чайковского или третья часть какой-нибудь симфонии Моцарта. Правильно отгадать мелодию считалось престижным. Приоритеты поменялись. Надеюсь, в России тяга к искусству и культуре, к умным радиопрограммам, дающим знания и эрудицию, толстым журналам, которые мы выписывали по шесть-семь в месяц, не потеряна.
- Ваша аудитория сократилась?
- Разумеется. Ведь появился выбор. Кто-то остановился на развлекательном FM, кто-то остался верен традиции. У государственного проводного радио есть свой постоянный преданный слушатель. Это люди в возрасте за 40 лет. Правда, проводила анкетирование - откликалась и молодежь: студенты, школьники. Считаю, мы выполняем важную социальную задачу - даем информацию тем, кто привык ее получать именно по радио. Даем проблемные материалы, устраиваем прямые линии с руководителями, обращаемся к культурной жизни области. Ни одно коммерческое радио не имеет такого диапазона тем. Потом на FM вы не услышите архивных записей, тот же голос Гагарина из нашей богатой фонотеки.
- Из всего многообразия жанров, какой вам ближе?
- Люблю объявлять конкурсы. За последние несколько лет провела невообразимое количество всяческих викторин, интеллектуальных игр. Однажды спонсором конкурса выступил звезда мирового хоккея Владислав Третьяк. За первое место полагалась его майка с автографом, за второе - видеомагнитофон. Подвели итоги, победил мальчик, играющий, между прочим, в детской хоккейной команде "Кристалл". Всей командой ребята искали правильные ответы. Второе место занял студент, его приз - видеомагнитофон - пришла забирать мама. Спрашиваю, почему сам не пришел? "Сынок очень расстроен, уж очень ему хотелось майку Третьяка". И дело тут совсем не в деньгах, хотя, я интересовалась, одна из маек хоккеиста была продана с аукциона за 4,5 тысячи долларов. От конкурсов сама получаю столько удовольствия! Бывает, сижу, грустно, дела не клеятся, голова болит. Думаю, надо забабахать конкурс. Как только определюсь с темой и его смыслом - на душе становится радостнее, настроение подымается. И сейчас, кстати, у нас проходит конкурс, посвященный 9 Маю, "О друзьях-товарищах". Итоги подведем в ближайшей прямой линии с участием губернатора.
- О прямых линиях. Насколько я знаю, некоторые руководители не рвались к вам в эфир?
- Было такое. Прямые эфиры с первыми лицами появились в начале 90-х. Нигде такого утром не было, это мое собственное изобретение. Пробивала два года. Говорили - не будут слушать. Утверждала - будут. И не ошиблась. Утренние встречи с чиновниками стали очень популярными. Приглашаю в основном первых лиц, так как они могут дать четкий ответ на поставленный вопрос и, пообещав что-то, могут проконтролировать исполнение обещания.
- А боязнь эфира у кого-то из известных была?
- У многих. Например, у Владимира Чурикова, который занимался тогда в областном правительстве социальными вопросами. Все же прийти убедила. После эфира какое-то время он соглашался только на беседы со мной. Потом привык ко всем журналистам.

Непридуманная история

Шел прямой эфир с чиновником, отвечающим за жизнеобеспечение области. Перед Лилией Федоровной лежали документы, подписанные этим человеком о создании коммерческой структуры на бюджетные средства.
- Программа преодолела экватор, разговор в разгаре, на столе у меня бумаги чистыми сторонами кверху, - вспоминает Лилия Липатова. - Чиновник отвечает на вопросы, но чувствует подвох, поглядывает на листы. Что ни скажу, в ответ - денег нет, с бюджетом сложно. Переворачиваю листочки: "А на такой проект несколько миллионов нашлось, причем идут они через Испанию". Собеседник изменился в лице: "Да что вы говорите!" - "Это неправда? А как же ваша подпись, вот здесь?" Короче говоря, проект завернули. Считаю, области приличные деньги сэкономила.



Николай Шиянов
N 18 (83) от 05.05.2004
http://www.nedelia.ru/

5 май 2004

Док. 521281
Опублик.: 17.11.08
Число обращений: 11

  • Липатова Лилия Федоровна

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``