В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Олег Янковский: `Я не буду играть Сталина` Назад
Олег Янковский: `Я не буду играть Сталина`
- ОЛЕГ Иванович, вам на днях - шестьдесят, поздравляем! Вы в прекрасной форме. Боретесь за здоровье?

- Не могу сказать. Но если беру джинсы времен своей молодости - тот же размер и сейчас. Конституция такая. Это когда-то в "Ленкоме" у нас футбольная команда была. Татьяна Ивановна Пельтцер - наставник, а Евгений Павлович Леонов - главный тренер. Забавно было, все были молодые. Это потом наше поколение повзрослело, одышки начались Вот все меня поздравляют с 60-летием. А с чем поздравлять-то? Чего ж хорошего? Нет, лукавлю! У меня есть семья! Дом! И любимая работа. А в этом и есть достоинство возраста.
Ильич без зазора

- ВЫ как-то специально выстраиваете свою жизнь или полагаетесь на интуицию? Ну, сыграл роль, потом еще одну, более интересную. Или планируете: вот дом дострою, сына на ноги поставлю.

- Я просто понял, что судьба меня ведет. Если что-то не складывалось - значит, и не надо было изначально. Никогда не мечтал ни о какой роли. Что толку мечтать-то? Нет, изначально нас ведут по жизни, и надо это чувствовать. А уж тем более в актерской профессии, она же от господа Бога, наверно? Вот как в этой профессии происходит все? Кто знает? Евгений Павлович Леонов не сыграл ни Гамлета, ни Короля Лира, а парил над всеми ролями. Когда я стал матереть, стал задумываться: что такое моя профессия? Просто играть или что-то привносить в нее? Я ведь не только актер, я живу в обществе, знаю, чем оно больно, и вот делиться болью - это миссия в нашей профессии. Быть может, я это высокопарно сказал.

- Сыграв стольких людей - от шалопая до вождя, думаю, вы имеете право на такие слова. Кстати, не все, наверно, знают, что в 70-е вы играли в "Ленкоме" Ленина

- Играл, да еще без грима! Вообще-то, когда Ленин был маленьким, он дружил с моей бабушкой. А ее отец в свое время ездил за рубеж и привез ей как-то куклу с закрывающимися глазками. И вот Володенька все хотел ей выковырять глазки, чтобы выяснить, почему они закрываются. Бабушка, уже будучи очень старой, осторожно так об этом рассказала.

- А в жизни - как вы "переболели" Лениным? Ведь есть люди, которые по сей день живут с образом вождя.

- Ну, я-то знал чуть больше, чем те, кто читал газету "Правда". Семья наша была репрессирована: отец был другом Тухачевского, за это и погорел. И в доме, правда, тактично, осторожно говорились некоторые "крамольные" вещи. Родители давали понять, что, дескать, подождите, не все так просто. Да и какие-то книги были прочитаны, что называется, под одеялом. Так что я приступал к роли Ленина вовсе не с комсомольским задором. Что же касается тех, кто до сих пор, несмотря на широкое обнародование неопровержимых фактов, продолжает жить Лениным, ну что ж, их можно понять. Это в основном очень пожилые люди, пусть уж и живут с убеждениями и верой, которая сильнее любого факта. А в партии я так и не был, как-то всегда лихо уходил от этого, хотя после роли Ленина мне предлагали: уж будьте любезны!

- Нет у вас ностальгии по тому времени - коллективизму, бесплатному образованию и медицине, когда и на небольшие деньги можно было прожить?

- Нет. Хотя бы потому, что я же понимаю, что то время никогда не вернется. Жаль лишь общей нашей советской культуры. Советский Союз - это была уникальная культура, такой общий "котел", переваривалось все самое лучшее из национальных культур, где все влияли на всех. И я думаю, мы еще будем очень страдать от того, что это утрачено.
Доверенное лицо

- МНОГИЕ из ваших коллег сегодня, если надо, охотно к партии какой-нибудь примкнут. Вы во всем этом незадействованы.

- Не делал этого и в дальнейшем не сделаю. Только поймите меня правильно: когда меня попросили в свое время стать доверенным лицом Ельцина, я это сделал не задумываясь. Если сегодня ко мне обратятся, чтобы я стал доверенным лицом Путина, тоже соглашусь. Но если бы я понимал, что такой президент нам не нужен, предложения бы не принял. Но вступать ни в какую партию не буду.

- У вас сын - режиссер (Филипп. - Авт.), жена и невестка - актрисы (Людмила Зорина, Оксана Фандера. - Авт.). Не секрет, что в такой семейственности, особенно среди артистов, певцов, многие видят прежде всего влияние фамилии, протекцию.

- Эта проблема была и будет. Но как иначе, если человек с детства существует в творческой среде, многие актерские дети просто "живут" в театре, некоторые с детства выходят на сцену? Но в нашей публичной профессии очень быстро все встает на свои места. А если человек действительно талантлив, при чем тут родство и протекция? Вот у замечательного артиста Бруно Фрейндлиха неплохая ведь дочка получилась, верно? А если человек таланта лишен - публику-то не обманешь!

- На эстраде это сделать ой как просто! Некоторые наши так называемые звезды и трех нот живьем не споют Но я хотел спросить вас о российском кино. Вроде как оно сегодня "выруливает" из кризиса, а почитателей до обидного мало.

- Вот это особенно обидно. Мы, актеры старшего поколения, были в счастливом положении: от Владивостока до Калининграда в кинотеатрах с восьми утра шли отечественные фильмы. Миллионные аудитории! Но вопрос кинопроката сейчас - уже не кинематографический, а государственный. Его нужно решать на федеральном уровне. Во всех развитых странах есть политика поддержки национального кино.

- Скажите, учитывая вашу популярность, вас не оскорбляли термином "секс-символ"?

- Оскорбляли! (Смеется.) Теперь это, слава богу, перекинулось на других, помоложе - Машкова, Безрукова, Меньшикова Я только одно знаю: артист и артистка должны быть сексуальными.

- Но ведь "секс-символизм" имеет и свои издержки. Вам, наверно, и письма пишут, и в номера в гостиницах ломятся

- Ну, сейчас-то уже нет, а раньше, вы даже не представляете, что это было! Особенно, конечно, на гастролях. Девчонки просто поднимали мою машину и несли. Но шутить-то можно сколько угодно по этому поводу, а на самом деле на этом многие артисты "ломались". У меня как-то ума хватило устоять. Спас внутренний стержень, воспитание.
Неприкасаемые

- НУ ВОТ, а когда стукнет вам восемьдесят, будете лежать, пить кефир и жалеть, что не воспользовались славой

- Почему вы думаете, что я не воспользовался? (Смеется.) Но опять же, без шуток, у всего этого есть и трагическая сторона. Немыслимо объяснить, что это такое - получить бешеную популярность, а потом в одночасье ее лишиться. Особенно для актрис. Это трагедия, которую не переживает ни один самый знаменитый ученый, журналист, писатель, режиссер. Так во всем мире. И вот актеру обязательно надо готовить себя к тому, что однажды все это закончится. Другое дело, начнешь готовить - и кураж пропадет, а у нас такая профессия, что глаз должен гореть.

- Олег Иванович, кого бы вы не сыграли никогда?

- Я уже отказался недавно - Сталина. Не стал бы играть Воланда. Потому что к этому нельзя прикасаться. Не ко всему роману Булгакова - к Воланду. Как и не согласен я с картинами, где разные актеры изображали Христа. Считаю, что трогать не надо - ни одной стороны, ни другой. Ни добро, что мы называем господом Богом, ни зло, что мы называем дьяволом. А Сталина я отказался играть, потому что нельзя артисту играть человека, не сострадая ему.

- А бандита, олигарха какого-нибудь тоже отказались бы играть?

- Дон Корлеоне в "Крестном отце", он кто - бандит? Нет, его просто так бандитом не назовешь. Вот если бы сыграть нечто подобное! Играешь же не абстрактного бандита, олигарха, играешь человека, всегда. Но почему-то конкретных олигархов, нынешних, мне играть неинтересно. И, кстати, не снято же на Западе картин о Рокфеллере, Моргане, Форде.

Вот Каренина, которого мне предстоит играть в четырехсерийной картине Сергея Соловьева, и великий Хмелев, и Гриценко играли, мягко говоря, неприятными для зрителя. Но тогда и проблемы нет, почему Анна изменила ему, ушла. А вот если сыграть его иным Вот это мне интересно.

Вообще я иногда думаю: перед каждым спектаклем уснуть не могу, перед выходом на сцену холодею, ужас! И ведь все это я сам себе устроил! Мазохизм какой-то. Мне шестьдесят лет, зачем мне это надо? А потом на спектакле чувствую, как затих зал, и сидит известный ученый, который знает куда больше меня, и казалось бы, чем могу его удивить я, простой актер, лицедей? А почему-то он заплакал. Нет, это прекрасная профессия. Меня спрашивают: как это можно играть десятилетиями один спектакль, одну и ту же роль? Да, я-то один, а публика каждый спектакль другая! И каждый раз все по-новому. Каждый раз возникают новые токи. Каждый раз!
ДОСЬЕ

- Родился 23 февраля 1944 года в городе Джезказгане в Казахстане. Окончил театральное училище в Саратове.

- Играл в Саратовском драмтеатре. С 1973-го - актер московского Театра им. Ленинского комсомола (ныне - "Ленком").

- Снялся в 59 художественных фильмах, в т. ч. "Сладкая женщина" (1976), "Мой ласковый и нежный зверь" (1978), "Обыкновенное чудо" (1978), "Тот самый Мюнхгаузен" (1979), "Собака Баскервилей" (1981), "Полеты во сне и наяву" (1983), "Убить дракона" (1988), "Любовник" (2002).

- Народный артист СССР. Женат, сын Филипп, двое внуков - Ваня и Лиза.






Николай Зятьков
24.02.2004
http://www.peoples.ru/

Док. 520988
Перв. публик.: 24.02.04
Последн. ред.: 16.11.08
Число обращений: 176

  • Янковский Олег Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``