В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Леонид Быков: Никто не узнает, каким я был на самом деле Назад
Леонид Быков: Никто не узнает, каким я был на самом деле
ОН БЫЛ вырван из жизни автокатастрофой на мокром шоссе под Киевом. Когда актер уходит, его имя либо предается забвению, либо обрастает самыми невероятными легендами. Знаменитая французская певица Эдит Пиаф писала: "Я умру, и столько всякого наговорят обо мне, что никто никогда не узнает, какой я была на самом деле".

Нынешнее поколение почти не знает этого актера, однако их папы и мамы, дедушки и бабушки и сегодня помнят о нем. Почему? Секрет не только в популярности Леонида Быкова среди современников. Многие знают его по работам в фильмах "Укротительница тигров","Максим Перепелица", "Добровольцы", "Алешкина любовь", "Зайчик", "В бой идут одни "старики", "Аты-баты, шли солдаты".

Начинал Леонид Быков как театральный актер: в 1946 году он поступил в Харьковский театральный институт и с первого курса уже играл Павку Корчагина на сцене местного театра им. Шевченко - случай, не имеющий прецедента. С 1951-го по 1968 год Быков был занят в репертуаре практически "на всю катушку" [примечание ред. сайта: по другим данным - Леонид Федорович ушел из театра гораздо раньше... и жил уже в Ленинград ]: роли на русском и украинском языках - все они подчеркивали лиризм, присущий амплуа этого актера.

"Чертовски хотелось, чтобы театр был кафедрой, яркой, увлекательной, но кафедрой. Со зрителем нужно говорить на волнующие его темы. Не лгать, страстно, увлекательно размышлять, спорить... Я живу до сих пор этими идеалами, вернее, пытаюсь жить, так как жизнь ломает их и рушит на каждом шагу. Но это самое святое, без этого скучно и бесполезно будет жить" - так он писал своему харьковскому другу и коллеге, артисту Н. Борисенко.

Кинематографическая звезда Быкова загорелась в начале 50-х годов. Известный режиссер Ф.М. Эрмлер, снявший первым Быкова в своей картине "Победители", сказал артисту после первого дубля: "Ты обречен быть киноартистом. Есть люди, которые могут приходить в кино и уходить. Ты уже никуда не уйдешь". К сожалению, фильм "Победители" так и не вышел на экраны, но Быкова заметили. Еще пристальнее к нему стали присматриваться после фильма украинских кинематографистов "Судьба Марины", где Леонид Федорович сыграл небольшую, но очень теплую, милую роль колхозного кучера Сашко.

Всенародная любовь и слава пришла к актеру после замечательной комедии "Укротительница тигров". Целый ряд киноработ Быкова создали собирательный образ его героя - веселого, простодушного, порой незадачливого. Фактически Быков воплощал один и тот же людской тип, но образы, созданные актером, ни за что не спутаешь друг с другом. Они - не просто забавный Петя Мокин или робкий Алеша Акишин. Это люди, чья внешняя мягкость скрывала огромную внутреннюю силу, мужество и любовь.

Характерно, что эти качества были присущи в огромной степени личности самого актера. Он был по-юношески строен, обладал мягкой улыбкой, деликатностью, тихим голосом. Однако когда нужно было отстоять свое мнение, встать на чью-то защиту, Быков перевоплощался. Внезапно появлялся мощный, целеустремленный человек, который мог заставить услышать себя. Чем больше узнаешь о личности и работе этого актера, тем явственнее ощущаешь какой-то нерв, присущий О. Далю и В. Высоцкому, несмотря на внешнюю непохожесть и разность в актерской судьбе.

Давней мечтой Быкова была постановка картины о героизме советских летчиков в годы войны. Любовь к людям этой профессии жила в нем постоянно. Поэтому когда в конце 60-х забрезжила возможность постановки фильма о военных летчиках, Быков тут же ухватился за нее. В содружестве со сценаристами Евгением Оноприенко и Александром Сацким был написан сценарий будущего фильма "В бой идут одни "старики". Однако ставить картину долго не давали, считая ее не слишком героической. Чтобы доказать обратное, Быков начал "обкатывать" сценарий на сцене. Чтение Быковым отдельных кусков сценария в самых различных городах Советского Союза вызывало у слушателей такой восторг, что никаких сомнений в правильности созданного произведения у авторов не возникало.

Картина "В бой идут одни "старики" вышла на экраны страны в начале 1974 года и имела огромную популярность у публики. На Всесоюзном фестивале в Баку фильм получил почетный приз. Он мог бы взять и главный приз этого фестиваля, если бы не почти детективная история, разгоревшаяся в кулуарах фестиваля.

Дело в том, что на том же фестивале демонстрировался фильм Василия Шукшина "Калина красная". Но была предпринята отчаянная попытка чиновников "задвинуть" фильм и лишить его возможности получить главный приз фестиваля. Для этого украинской делегации было предложено: "Ваша картина "В бой идут одни "старики" может стать первой вместо "Калины красной". Однако члены делегации отказались обсуждать этот вопрос без Быкова. "Тогда уговорите его!" - посоветовали им чиновники.

И вот в два часа ночи в номер гостиницы, где проживал Быков, пришли его коллеги по кинематографу. "Мы можем получить главный приз вместо "Калины красной", - сообщили они режиссеру. На что тот ответил: "В списке, где будет Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина - это рядовой фильм о войне, а его - это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать-то не позволялось".

После триумфального успеха фильма "В бой идут одни "старики" не замечать талантливого режиссера было уже невозможно. В том же году ему было присвоено звание народного артиста Украины. Причем в отличие от многих деятелей искусства того времени, заслуживших это звание в силу самых разных причин, а не за талант и популярность в народе, Быков получил его вполне заслуженно.

В 1975 году Быков приступил к съемкам новой картины, и темой ее вновь стала война. Фильм назывался "Аты-баты, шли солдаты". В главных ролях в нем снялись Владимир Конкин и сам Леонид Быков (это была его 22-я роль). Первоначально сниматься в этой картине Быков не предполагал. На роль ефрейтора Святкина пробовались многие актеры, но никто из них не подошел. И тогда коллеги Быкова заявили: "Леня, это же твоя роль. Неужели ты не видишь?" И оказались правы. Лучше Быкова эту роль вряд ли бы кто-нибудь сыграл.

Однажды на обсуждении фильма "Алешкина любовь" выступила женщина. Она сказала: "У меня растут два сына. Одному четырнадцать, другому пятнадцать лет. Если хоть один из них вырастет похожим на Алешку, я буду счастлива". Это ли не великая похвала актерскому мастерству? Но до конца жизни Быкова мучил вопрос о его личном вкладе в искусство. "Если ты, человек, так бесследно уйдешь, для чего ты живешь?" - вопрошает герой лирической комедии "Зайчик", первого полнометражного фильма Быкова-режиссера. И герой борется за свое место в жизни, делая все, чтобы его голос стал слышен многим и его дело было бы значимым для людей.



Галина Романова
Газета Трибуна
http://www.leonid-bykov.ru/

Док. 520905
Перв. публик.: 16.11.07
Последн. ред.: 16.11.08
Число обращений: 100

  • Быков Леонид Федорович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``