В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ким Смирнов: микробы делятся с ближними Назад
Ким Смирнов: микробы делятся с ближними
Ученые доказали: бактерии не понимают рыночной экономики

Сейчас тинейджеры с ума посходили от "Гарри Поттера". А в мои школьные годы не менее, чем марсианскими "Борьбой миров" и "Аэлитой", зачитывались книгой о другой борьбе миров: между людьми и "марсианами" микромира - бактериями и микробами. Бестселлер назывался "Охотники за микробами". Написал его ученый-бактериолог из Рокфеллеровского института в Нью-Йорке Поль де Крайф.

За границами книжного эпилога сюжет получил впечатляющее продолжение. После открытия пенициллина и в геометрической прогрессии растущего производства антибактериальных препаратов (к концу века было уже 150 их наименований) микробам был нанесен сокрушительный удар. Но в канун нового тысячелетия они ответили не менее ошеломляющим контрударом, выработав завидную устойчивость к антибиотикам. По-научному это называется антибиотикорезистентность.



Там, где раньше врач мог выбирать из 15-20 антибиотиков, ныне у него под рукой осталось только пять - остальные уже не работают. Появились инфекции, микробы которых устойчивы по отношению абсолютно ко всем антибиотикам. Лечить такие инфекции сегодня нечем. Все мы помним, как в Свердловской области погибли сразу несколько детей. И причина была в том, что микробы оказались устойчивы к примененным антибиотикам. Этот случай благодаря СМИ получил всероссийскую огласку. А сколько еще таких случаев остались неизвестными!

Эта драматическая, трагическая даже ситуация сегодня стала глобальной. Не случайно в рамках только что завершившейся VII Российской конференции "Современные проблемы антимикробной химиотерапии" прошла пресс-конференция "Устойчивость к антибиотикам: чем лечиться завтра?", в которой приняли участие ведущие ученые-медики.

О том, что так может случиться, предупреждал еще 30 лет назад выдающийся наш эколог академик

С. Шварц, говоря о фантастической приспособляемости низших форм жизни к любым ударам судьбы. Он напоминал, что синие водоросли, например, выживают в непосредственной близости от ядерного взрыва: "Что бы ни случилось на верхних этажах природы, какие бы катаклизмы ни потрясли биосферу <...>, высшая эффективность использования энергии на уровне клеток и тканей гарантирует жизнь организмам, которые и восстановят жизнь на всех ее этажах в той форме, которая соответствует новым условиям среды".

Как раз в этом мудром природном законе и заключена объективная причина того, что на старте ХХI века микробы перешли в решительное контрнаступление на антибиотики.

Но тут им здорово посодействовал сам человек своим, как выразился один ученый-медик, бесшабашным применением антибиотиков. Потребляя их в гигантских количествах в медицине, ветеринарии, сельском хозяйстве, он нарушил баланс, который складывался в природе миллиарды лет. И бактерии на нашу интервенцию ответили очень быстро и очень жестоко.



Виктор МАЛЕЕВ, академик РАМН, главный инфекционист Минздрава РФ: Еще не так давно бытовало мнение, что мы успешно ликвидируем инфекции. Но сейчас ликвидирована одна натуральная оспа. И еще неизвестно, чем все кончится. Ибо появились оспа обезьян в Африке, оспа коров, оспа верблюдов.

Пытаемся одолеть полиомиелит. И как будто в России это уже удалось. Но есть страны, где полиомиелита не было лет десять, а ныне он возвращается.

И сап, которого в России не было чуть ли не столетие, с дореволюционных времен, к нам возвращается. И новые угрозы - птичий грипп, например.

Нашим медикам пора осознать: мы работаем в совершенно новых условиях. У нас теперь есть абсолютно все инфекции. Глобализация открыла границы и таможни для любой из них, сделала невозможной победу над микробами в одной отдельно взятой стране. СПИД, гепатит, инфекции, передаваемые половым путем, превратились в глобальные болезни.

Сейчас у нас ежегодно примерно 50 миллионов инфекционных и паразитарных заболеваний. Понимаете? Заразными болезнями болеет каждый третий россиянин. (Из выступления на конференции.)



Не секрет, что сами врачи нередко помогают микробам выжить, выписывая - ради более быстрого эффекта - препараты, так необходимые в критических ситуациях, более легким больным. К тому же у нас один и тот же препарат часто применяют при разных инфекциях, и микробы к нему привыкают.



Виталий ОМЕЛЬЯНОВСКИЙ, профессор РГМУ: В США гентамицин до сих пор является препаратом почти реанимационного значения. А у нас в Москве резистентность к нему в амбулаторной практике доходит до 40 и выше процентов. Почему? Дело в том, что это дешевое лекарство. Его не надо часто колоть. Гентамицин у нас слишком часто назначали. И микробы получили широкие возможности к нему приспособиться. (Из выступления на конференции.)



На пресс-конференции прозвучал вопрос: а не исчезнут ли вообще антибиотики "как класс"?

Сергей ЯКОВЛЕВ, профессор Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, вице-президент Альянса химиотерапевтов и микробиологов: Отказаться от антибиотиков мы не можем. Это оставило бы нас один на один с инфекциями. Как в свое время остался один на один с холерой и умер от нее Чайковский (и не он один - тысячи). Потому что не было тогда антибиотиков. Мы этого хотим? Но медицина должна использовать все свои резервы, чтобы сдержать резистентность. (Из выступления на конференции.)



Как это ни громко звучит, но вопрос о выживании антибиотиков - это вопрос о выживании человечества, нас с вами. Чтобы выжить, мы должны научиться рационально применять антибиотики, а в их производстве оперативно реагировать на новые вызовы микробов и бактерий.

И уже сегодня возможны весьма конкретные меры. Должны, например, быть составлены и утверждены нормативные списки антибиотиков по каждому заболеванию. Должно быть своевременное их корректирование с учетом новых препаратов и тех, что "пали смертью храбрых" в сражении с микробами. Естественно, такие списки будут утверждаться медицинскими чиновниками. Но под жестким экспертным контролем специалистов. Их задача - по каждому бактериальному заболеванию выработать стандарты лечения антибиотиками.

Есть такое понятие: потребление антибиотиков стационаром, регионом, суммарное их количество. Мы должны стремиться к его уменьшению. На уровне пациента как минимум. А для этого нужны стандарты первого, второго, третьего выбора антибиотиков.

Врачи - врачами, у них свои заботы. Но, пожалуй, главными помощниками микробов в их схватке с антибиотиками являемся мы сами. Мы - народонаселение. За редким исключением - темное, не просвещенное насчет собственного здоровья, но самоуверенно полагающее: в чем в чем, а уж в двух вещах мы разбираемся не хуже специалистов - в педагогике и медицине.

Есть страны, где некоторые препараты выдаются в аптеках лишь по разрешению особых комитетов. Но в России, если у вас есть деньги, вы можете купить что угодно и принимать в каком угодно количестве - от наркотиков до антибиотиков. Если этот безрецептурный, бесконтрольный режим называется рыночной экономикой, то, как выразился один из участников пресс-конференции, микробы не понимают такой нашей рыночной экономики.



Борис ГЕЛЬФАНД, член-корреспондент РАМН, профессор РГМУ: Возможность получить любой антибиотик без врача, без рецепта - страшная вещь. Вот сейчас мы спасаем больную, которая пару недель назад пошла в аптеку, свободно, безо всяких рецептов купила какой-то новый антибиотик и на всякий случай целую неделю пила его от температуры. Представляете, что она натворила?

Или вот еще: ребеночку год, а ему во время болезни сами родители, без врача, дают природный тетрациклин. Опять же можете представить, что произойдет с этим ребеночком. (Из выступления на конференции.)

Парадоксально, но, может быть, самой острой проблемой резистентности становится у нас в России обучение, медицинское просвещение народа, отвращение его от порожденных невежеством крайностей: либо антибиотики - панацея от всех болезней, которую глотаем при любом чихе, либо - смертельный яд.

Впрочем, не менее важно просвещение и наших невежественных в отношении здоровья собственного народа властей. Это же относится и к крупным частным "деньгодержателям".



Сергей СИДОРЕНКО, профессор Государственного научного центра по антибиотикам, вице-президент Альянса клинических химиотерапевтов и микробиологов: Резистентность не сходит со страниц европейских СМИ. Она стала одной из важнейших политических тем во время дебатов перед выборами в британский парламент.

Европейский союз принял на этот счет специальные рекомендации парламентам. Всемирная организация здравоохранения издала толстенный талмуд "Глобальная стратегия ВОЗ по сдерживанию резистентности", где всем государствам предложено считать эту проблему национальным приоритетом.

Но я не представляю себе, чтобы уважаемые члены Совета Федерации или Госдумы заинтересовались этой проблемой. (Из выступления на конференции.)



Куда там - "заинтересовались"! Одна из отличительных черт ветвистого древа российской госвласти - постоянное ожидание клюющего жареного петуха, наступание на грабли, а если без иносказаний - неумение встречать завтрашние беды еще на подходе.

И действительно, весь мир бьет в набат по поводу глобального контрнаступления инфекционных эпидемий, а наши государственные мужи и дамы погрязли в весьма сомнительном по перспективам реформировании отечественного здравоохранения из бесплатного в платное. Вместо того, например, чтобы своевременно разработать и финансово обеспечить национальную программу по антибиотикорезистентности, включающую в себя многие конкретные вопросы: от производства новых антибиотиков до строгой юридической ответственности за бесконтрольную их продажу и применение.

Высшей нотой во всем этом разговоре, на мой взгляд, стали слова академика В. Малеева: "Луи Пастер когда-то сказал: "Господа, последнее слово будет за микробами". Пока так все и получается. Но, наверное, за разумом человеческим должно быть последнее слово, я думаю".

Ким СМИРНОВ

24.10.2005
www.novayagazeta.ru

Док. 520816
Перв. публик.: 24.10.05
Последн. ред.: 15.11.08
Число обращений: 139

  • Смирнов Ким Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``