В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Ким Смирнов: ясный взор на темный бизнес Назад
Ким Смирнов: ясный взор на темный бизнес
Офтальмолог Игорь Азнаурян - о коррупции в государственной медицине

Когда-то я услышал от Анатолия Аграновского: "Федоров говорит, что больше всего бюрократ боится не управляемого им, а значит, свободного человека". И - в добавление: "Не управляемый бюрократом - самохарактеристика. Это о нем самом".

Святослав Федоров неповторим и незаменим. Но, к счастью, "неуправляемые", не поддающиеся бюрократам-чиновникам свободные люди с его трагической смертью в нашей жизни не кончились. С одним из них я встретился в тихом переулке рядом с Курским вокзалом, где расположился офис возглавляемого им Клинического объединения центров охраны зрения детей и подростков "Ясный взор".

Ученик двух выдающихся наших офтальмологов - Эдуарда Аветисова и Святослава Федорова. Это звучит гордо. И убедительно. Начав путь хирурга и ученого в НИИ глазных болезней имени Гельмгольца, в 1996 году он организовал в МНТК "Микрохирургия глаза" детское и подростковое отделение. В 2001 году, уже после гибели Федорова, костяк отделения стал основой "Ясного взора".

Действительный член Российской академии медико-технических наук, член Европейской ассоциации детских офтальмологов и многих других отечественных и международных научных сообществ. Титулы не "свадебно-генеральские". За ними - более 40 серьезных исследовательских работ, 11 изобретений и рацпредложений в области офтальмологии. А главное - сотни, тысячи мальчишек и девчонок, которым он и его коллеги вернули ясное зрение.

Мой собеседник - Игорь АЗНАУРЯН.



- Игорь Эрикович! Читатели "Новой газеты" в связи с поспешным реформированием российского здравоохранения часто задают вопрос: за кем будущее в наших государственных поликлиниках - за врачом общего профиля или за специалистом? И есть ли будущее у самих поликлиник? Предлагается схема: врач общего профиля ставит предположительный диагноз, а затем переадресует больного в узкоспециализированную клинику или центр

- Я - за сохранение поликлиник. Кстати, слово "поликлиника" - исключительно наше. Ни в одной западной, тем более восточной стране вы его не найдете. И я считаю: это наше достижение, дающее возможность одномоментного осмотра разными специалистами, комплексной амбулаторной помощи человеку вблизи от его дома. Ему это удобно.

Но никак не замкнутая на экономической целесообразности поликлиническая система сегодня действительно трещит по всем швам. Известны и плачевное положение в ней специалистов, и многочасовые очереди к ним.

- Можно ли совместить несовместимое?

- Можно. И просто: дать узким специалистам возможность работать в поликлинике в новом статусе. И они сами себя "прокормят". Переведите материальное положение в режим рыночных отношений - и очередей не будет.

- Это значит - лечение станет платным? Но это мы уже проходили. Раньше были очереди, но не было товаров. А вот теперь очередей нет. И все есть. Забываем только прибавить: но денег у большинства нет, чтобы покупать эти товары. И чтобы платить дорогостоящему врачу, кстати.

- Нет. Мы совсем не за то, чтобы сделать государственные поликлиники платными. Суть иная: негосударственное медицинское объединение обеспечивает своими высококвалифицированными специалистами государственные поликлиники. Их будет именно столько, сколько нужно, чтобы качественно, без очередей обслуживать население.

Финансовая сторона самих пациентов не касается. Речь идет о договоре с государством и страховыми компаниями. О том, чтобы бюджетные деньги не уходили в песок, в карман вороватого чиновника. Ведь это так: нынче те средства, которые государство выделяет на обслуживание бесплатной (для пациентов) медицины, неизвестно куда уходят. И до врачей в поликлинике доходят лишь в виде нищенской зарплаты.

- Сейчас зарплаты медикам повышают. Но растет и стоимость жизни, растут цены

- Специалисты все равно будут "утекать" туда, где больше платят. Вы такими разовыми подачками не сохраните их. Уже сейчас в Москве есть прекрасно оснащенные детские поликлиники, где нет ни одного офтальмолога.

Но дело даже не в этом. Сегодня предоставление услуг через фонд обязательного медицинского страхования, взаимодействие государственного здравоохранения со страховыми компаниями происходит неструктурированно, завуалированно, в условиях черного, темного рынка. Всю эту систему надо "просветить", сделать прозрачной, понятной для пациента. Как это в свое время сделал Святослав Федоров.

Деньги, которые выделяются из федерального или местного бюджета на обеспечение "бесплатных" и единственно возможных для неимущей части населения страховых полисов (миллионеры, как сами понимаете, пользуются совсем другим врачебным обслуживанием), должны адресно пойти на саморазвитие специальной медицинской помощи, на более полное и качественное обслуживание пациентов, а не в чиновничьи карманы.

Частные медицинские учреждения, которые будут в этом участвоввать, должны выбираться на тендерной основе и предоставлять современное высокотехнологичное качество услуг. И мы готовы предложить свою форму организации этого процесса.

- Заявление громкое. Но какие под ним гарантии?

- Реальный пятилетний (а по большому счету, если отсчитывать с федоровского МНТК, - десятилетний) опыт нашего объединения. Мы демонстрируем рентабельность, экономическую успешность, финансовую прозрачность. И именно потому, что у нас более мощный, чем в районных поликлиниках, профессиональный, научный, организационный потенциал. Мы сами покупаем новейшее оборудование, платим высокие зарплаты своим работникам, обеспечиваем им перспективу профессионального и научного роста. И это - при высоком качестве медицинских услуг.

У нас управление лечебной и научной работой ни в коей мере не пересекается с управлением финансами. Деньги отделены от клиники, а управление отделено от денег. Сама структура исключает искушение придать менеджерские функции медицинским работникам. Таким образом, личные доходы доктора не зависят от кошелька пациента. И наоборот, они зависят от общего потока больных, который проходит через всю нашу систему. То есть по природе своей "Ясный взор" заинтересован в прибыли за счет массово тиражируемой, но высококачественной медицинской помощи. Что составляет суть федоровских технологий лечения.

При этом мы отказались и от сдельщины в оплате труда, провоцирующей врачей на "ускоренный" прием больных: сколько принял - столько и получил. У нас более гибкая, более дифференцированная система оплаты, поощряющая прежде всего качество лечения.

Наша действующая модель - как бы прообраз новой поликлинической структуры: четыре клинических подразделения, расположенных так, что они "закрывают" разные районы Москвы (в идеале такое подразделение должно быть в каждом городском округе), и лечебный стационар.

- Форд в свое время создал огромное состояние, производя массовый, дешевый, народный автомобиль, даже изменивший, говорят, менталитет среднего американца. Сытин сделал это у нас гораздо раньше, выпуская дешевые книги для народа. В обоих случаях прибыль рождалась за счет массовости. Ваша идея - в этом ряду?

- Да, конечно. Ведь речь идет об обеспечении страхового полиса, который "бесплатно" получает каждый гражданин РФ. Если это возьмет на себя негосударственная организация типа нашего "Ясного взора", нарушив нынешнюю монополию госчиновников, эта организация должна предложить структуру высокой пропускной способности, с современным качеством услуг. За счет этого она и становится рентабельной.

Я в принципе не согласен с делением медицины на государственную и коммерческую.

И если уж говорить о реальности, то коммерция к сегодняшнему дню широко внедрилась и в государственное здравоохранение. Причем в самых коррупционных, теневых формах. Причина - неэффективная форма организации здравоохранения. Реконструкция отрасли должна проводиться так, чтобы соединить положительные возможности и государственной, и частной медицины. Отсюда - необходимость четкого законодательного разграничения между ними, а также предоставление им равных условий существования на рынке. Да, деньги, выделенные государством на лечение народа, должны проходить через страховые компании. Но при чем тут чиновники от здравоохранения? Если тот же "Ясный взор" получит деньги на обслуживание районных поликлиник от страховых компаний, последние станут контролировать их расход куда строже, чем сегодня, когда чиновники контролируют чиновников же.

Это и будет на самом деле прозрачный, цивилизованный рынок медицинских услуг. Только на этом пути мы сможем вернуть врача-специалиста к главному делу его жизни - к человеку, который заболел.

Беседовал Ким СМИРНОВ

22.06.2006
www.novayagazeta.ru

Док. 520802
Перв. публик.: 22.06.06
Последн. ред.: 15.11.08
Число обращений: 108

  • Смирнов Ким Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``