В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Шитарев: Нерядовой юбилей нерядового предприятия Самары Назад
Игорь Шитарев: Нерядовой юбилей нерядового предприятия Самары
Предприятий со столь богатой и славной историей, какую имеет акционерное общество "Моторостроитель", не так уж много в нашей большой стране. И это не дежурный традиционный реверанс перед юбиляром, а констатация факта. Что и отметил вчера в своём выступлении на торжестве по случаю 95-летия "Моторостроителя" министр промышленности и энергетики Самарской области Николай Свешников:

- Вы - то предприятие, которым гордится вся Самара и вся наша губерния. Вы всегда были на переднем крае отечественного двигателестроения. И верны этим традициям сегодня. Вы достойно преодолели трудности девяностых годов прошлого века. Поздравляя вас с праздником, от имени губернатора Самарской области и регионального правительства говорю: ваши начинания мы поддерживали и будем поддерживать впредь, если потребуется помощь - мы вам её окажем. Новых вам творческих и производственных успехов!

В этот торжественный вечер в адрес предприятия-юбиляра было произнесено много добрых слов. В числе тех, кто поздравлял юбиляров, были председатель Самарской губернской думы Виктор Сазонов, главный федеральный инспектор по Самарской области Сергей Сычев, член Совета федерации Федерального собрания РФ Валерий Парфёнов, депутат Государственной думы от фракции "Единая Россия" Василий Черёмушкин, вручивший генеральному директору акционерного общества "Моторостроитель" Игорю Шитареву приветственный адрес от имени спикера Госдумы, лидера партии "Единая Россия" Бориса Грызлова. А представитель Федерального космического агентства (Роскосмоса) Николай Якушин, назвавший торжество нерядовым юбилеем нерядового предприятия Самары, сказал так:

- Вы и Центр "ЦСКБ - Прогресс" в девяностые годы прошлого века спасли отечественную пилотируемую космонавтику. Прежде всего, благодаря вашим предприятиям Россия по-прежнему остаётся великой космической державой. Сообщаю, что мы скоро на две трети увеличим вам объёмы заказов на изготовление двигателей для космических ракет. В ближайшее же время подпишем трёхлетний контракт на поставку двигателей для ракетоносителей "Союз".

Аудитория наградила выступавшего долгими аплодисментами.

Но самые громкие и продолжительные рукоплескания в тот вечер прозвучали, когда на сцену большого концертного зала Дворца культуры имени Литвинова поднялся генеральный директор Центра "ЦСКБ - Прогресс" Александр Кирилин. Точнее, когда он произнёс следующие слова:

- Вы знаете, конечно, что с Байконура на нашем носителе стартовал к МКС пилотируемый корабль "Союз ТМА-11". Я только что прилетел с космодрома. Мы успели посмотреть телеметрию: ни одного замечания по ракете в целом и, в частности, по вашим двигателям!

А затем Александр Кирилин, один из лидеров регионального списка "Единой России" на выборах в Госдуму, с улыбкой добавил:

- К юбилею принято делать подарки. Примите, пожалуйста, подарок от нашего предприятия: сегодня мы перечислили вам деньги за все заказанные до конца года двигатели.

Чем вызвал очередной шквал аплодисментов.

... Юбилей - это момент в жизни предприятия, когда каждый его работник может и, наверное, обязан оглянуться в прошлое, оценить проделанное им лично и всем коллективом, в котором ему довелось трудиться. Задуматься о перспективах, прикинуть свои возможности на очередном этапе большого пути. Генеральный директор ОАО "Моторостроитель" Игорь Шитарев, говоря о ближайшем будущем предприятия, подчеркнул:

- У нас светлые перспективы. Главное, у нас много работы. Пойдём вперёд!

Мы же добавим: вперёд, к новым высоким рубежам, к новым победам и к следующему юбилею. А он - уже совсем нерядовой, можно сказать, "золотой" - не за горами...

Немного истории.
В августе 1912 года императорским указом в России был создан новый род войск - военно-воздушные силы. Через два месяца в Москве возникло небольшое оборонное предприятие - завод "Гном". На нём стали собирать лёгкие бензиновые двигатели того же названия, что и завод, мощностью 60 л.с. Предназначались они для небольших российских самолётов-истребителей. Изготавливал эти мини-аэропланы завод "Дукс", прародитель нынешнего самарского флагмана космического машиностроения - завода "Прогресс" (ныне это - Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ - Прогресс"). Так что, видимо, моторостроительному заводу имени М.В. Фрунзе (носящему теперь имя ОАО "Моторостроитель"), произошедшему от завода "Гном", и "Прогрессу" судьбой было предопределено трудиться рядом и ради одних целей на протяжении многих десятилетий.

С развитием авиастроения в конце 20-х годов прошлого века возрастали требования к двигателям: нужны были всё более и более мощные моторы. Небольшим предприятиям такие задачи были не по силам. По предложению М.В. Фрунзе несколько заводов на базе "Гнома" объединили. Получился новый завод N 24. Впоследствии по просьбе моторостроителей их предприятию присвоили имя легендарного наркома.

Первый советский двигатель (ещё на маленьком "Гноме" в 1923 году) был создан для самолётов И-1 и И-2. С тех пор история предприятия отмечена многими выдающимися техническими достижениями

Перебазировавшись в начале Великой Отечественной войны в Куйбышев (сейчас - город Самара), завод стал работать на самолётостроительные предприятия, расположившиеся по соседству. Построенные на заводах N1 и N18 "летающие танки" - штурмовики Ил-2 оснащались мощными двигателями АМ-38Ф.

Вскоре после войны завод перешёл от поршневых двигателей на производство реактивных и турбовинтовых. Двигатель ВК-1 и его модификации устанавливались на боевые самолёты-истребители МиГ-15, МиГ-17, бомбардировщики Ил-28 и другие.

С пятидесятых годов прошлого века началось внедрение в серийное производство семейства двигателей Генерального конструктора Н.Д.Кузнецова. Они поднимали в небо самолёты Ил-18, Ан-10, первый сверхзвуковой пассажирский лайнер Ту-144, военно-транспортный самолёт Ан-22 ("Антей").

В 1959 году с использованием жидкостных ракетных двигателей, изготовленных на предприятии, была выведена на траекторию межпланетная станция "Луна-2", а 12 апреля 1961 года на орбиту вокруг Земли - космический корабль "Восток" с Юрием Гагариным, первым космонавтом планеты. Ракетные двигатели самарского производства уже без малого пятьдесят лет успешно используются для выполнения космических исследований.

В 1970 году на предприятии создан авиационный двигатель для применения его в качестве привода нагнетателя при перекачке природного газа на магистральных газопроводах. Сейчас это одна из важнейших составляющих в списке продукции "Моторостроителя". Акционерное общество является основным поставщиком приводов газоперекачивающих агрегатов магистральных газопроводов для ОАО "Газпром". Каждый третий привод нагнетателя магистральных газопроводов России произведён на "Моторостроителе".

Все двигатели, изготовленные здесь - от лодочных моторов до жидкостно-реактивных двигателей для космических ракетоносителей - отличаются высокой надёжностью, экономичностью и длительным ресурсом.


РИА "Самара"

12.10.2007

Юрий Кандауров

Док. 520559
Перв. публик.: 12.10.07
Последн. ред.: 15.11.08
Число обращений: 101

  • Шитарев Игорь Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``