В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Шитарев: Компания по особым поручениям Назад
Игорь Шитарев: Компания по особым поручениям
Госхолдинг "Рособоронэкспорт" (РОЭ) расширяет свое присутствие в самарском регионе. Около двух лет назад РОЭ взял на себя управление АвтоВАЗом, а в конце нынешнего лета руководитель этого предприятия, бывший топ-менеджер РОЭ Владимир Артяков был назначен губернатором области. Сейчас же одна из структур РОЭ намеревается консолидировать под своим крылом стагнирующую самарскую оборонку.

Знаковой в этом смысле стала встреча Владимира Артякова с руководителем Федерального космического агентства (Роскосмоса) Анатолием Перминовым, состоявшаяся 16 октября в самарском ракетно-космическом центре "ЦСКБ-Прогресс". Поводом для нее стало изучение возможностей этого предприятия и общей социально-экономической ситуации в регионе в связи с предстоящим конкурсным размещением госзаказа на новую ракету-носитель для нужд Роскосмоса. Заодно Артяков и Перминов обсудили состояние всего оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Самарской области и, в частности, расположенных здесь заводов по выпуску ракетных двигателей и агрегатов к ним.

"Мы уделяем пристальное внимание предприятиям ОПК Самарской области, - заявил на упомянутой встрече Владимир Артяков. - Многие из них, к сожалению, сегодня находятся в плачевном состоянии, и поэтому мы обращаемся к федеральным властям, чтобы совместными усилиями найти решение существующих проблем". В подтверждение своей заинтересованности самарский губернатор проинформировал потенциального заказчика: "Не так давно мы выделили из регионального бюджета 500 млн рублей в зачет налоговой задолженности предприятий ОПК перед областью, что позволит некоторым из них погасить часть долгов по зарплате".

Более других в такого рода финансовой поддержке нуждается разработчик ракетных и авиадвигателей Самарский научно-технический комплекс (СНТК) им. Кузнецова, часть имущества которого находится под арестом по иску налоговых органов. По состоянию на 10 октября 2007 года общая кредиторская задолженность СНТК составила 1,5 млрд рублей, а долг по зарплате - 125 млн рублей. При этом заказов, позволяющих привлекать кредиты для пополнения оборотных средств, недавно снятый гендиректор СНТК не оставил. Более того, по нашей информации, основной заказчик предприятия - ОАО "Газпром" - вообще снял свои заказы на 20072008 годы. Также был сорван контракт с белорусским РУП "Гродноэнерго", которое выставило СНТК претензии на 1 млн долларов, а контракт на поставку в Иран 50 модифицированных двигателей НК-36СТ находится под угрозой. В довершение всех бед Роскосмос передал лицензию на разработку ракетных двигателей НК-33, два из которых он ранее намеревался заказать в СНТК, самарскому ОАО "Моторостроитель", где уже сформировано КБ с участием специалистов СНТК, покинувших это предприятие из-за долгов по зарплате.

Первым о своей готовности спасти самарских "двигателистов" заявил в начале нынешнего сентября крупнейший кредитор СНТК - подконтрольный "Роснефти" Всероссийский банк развития регионов. Он предложил Роспрому, представляющему интересы основного собственника СНТК в лице государства, провести санацию предприятия, которое должно ему более 400 млн рублей. Теперь на эту роль появился второй и, по всей видимости, более сильный претендент - ОПК "Оборонпром", дочерняя структура РОЭ, которая намерена взять управление СНТК в свои руки и после санации включить предприятие (наряду с другими активами самарской оборонки) в двигателестроительный холдинг, создаваемый на базе НПО "Сатурн". В его состав кроме СНТК "Оборонпром" намерен включить самарские ОАО "Моторостроитель" и "Металлист-Самара", а также Казанское моторостроительное производственное объединение.

В этой связи эксперты весьма высоко оценивают вероятность того, что акционеры СНТК примут решение возложить обязанности единоличного исполнительного органа на управляющую компанию в лице "Оборонпрома". Еще одним подтверждением тому является тот факт, что во время визита главы Роскосмоса в Самару его сопровождал назначенный за три недели до этого гендиректор "Оборонпрома" Андрей Реус, который в 1990х годах работал в Тольятти директором финансовой программы Международной академии бизнеса и банковского дела. Ждать развязки интриги с тем, кто возьмет СНТК под контроль, осталось совсем недолго: ближайшее внеочередное собрание акционеров предприятия назначено на 26 октября 2007 года.

Тем временем "Оборонпром" проявил интерес еще к двум предприятиям самарской оборонки - ОАО "Моторостроитель", поставляющему двигатели для ракет-носителей серии "Союз", и ОАО "Металлист-Самара", производящему агрегаты к ним. Причем уже известно, что идею включения этих компаний в создаваемый под эгидой "Оборонпрома" двигателестроительный холдинг поддерживает Роспром: она, по сути дела, воспроизводит изначальную - созданную еще в советские времена - конфигурацию самарского ОПК. Соответствующие возможности у государства, владеющего контрольным пакетом "Моторостроителя" и блокпакетом "Металлиста", имеются, причем даже без учета административного ресурса.

Первым шагом в этом направлении стала инициатива Роскосмоса о досрочной отставке гендиректора "Моторостроителя" 68летнего Игоря Шитарева, контракт которого истекает в феврале 2008 года. Беспокойство основного акционера вызывает рост долгов предприятия: за 2006 год они выросли почти на 70% и составили 2,17 млрд рублей, а в сентябре текущего года превысили 4 млрд рублей. При этом годовая выручка компании составляет около 3 млрд рублей. Дефицит оборотных средств "Моторостроитель" покрывал за счет кредитов (Поволжского банка Сбербанка России и московско-татарстанского банка "Зенит"), а также облигационных займов, которые использовались в том числе и для рефинансирования задолженностей. Первый такой заем с трехлетним сроком погашения и объемом 800 млн рублей был размещен в марте 2006 года. Второй облигационный заем объемом 1 млрд рублей и также на срок три года организовывала ИК "Капитал" (Москва).

Шаткое положение Игоря Шитарева усугубляется давно сложившимся его личным участием в посреднических и аффилированных структурах, созданных для реализации продукции "Моторостроителя". Их деятельность в середине 1990х годов рассматривалась в рамках нескольких уголовных дел, фигурантом которых становился гендиректор оборонного предприятия. Затем активность правоохранительных органов сошла на нет, причем, как предполагают некоторые эксперты, не без влияния экс-губернатора Самарской области Константина Титова, при котором Шитарев возглавил региональный союз работодателей.

Кроме двигателестроительных предприятий "Оборонпром" уже завладел и осколком контролируемого РОЭ АвтоВАЗа. Совсем недавно [1] завод продал "дочке" "Оборонпрома" - промышленному холдингу "Автокомпоненты" - 100% акций автоагрегатных заводов, расположенных в Димитровграде (Ульяновская область) и в Скопине (Рязанская область). Первое из этих предприятий долгое время контролировала группа СОК, а второе с 1973 года входило в состав самого АвтоВАЗа.

Использование таких госхолдингов, как РОЭ, в качестве инструмента для реализации федеральной промышленной политики и повышения эффективности реального сектора национальной экономики (и, в частности, оборонки) выглядит вполне оправданным. Но лишь в нынешней ситуации и на ограниченном отрезке времени. Важно, чтобы меры, имеющие, по сути, антикризисный характер, не подавили развитие рыночных механизмов в этом весьма специфичном сегменте российского машиностроения.

ОАО ОПК "Оборонпром" - многопрофильная промышленно-инвестиционная группа, созданная в 2002 году. Основные направления ее деятельности - вертолетостроение, производство средств ПВО и сложных радиоэлектронных комплексов, лизинг, производство электротехнического оборудования. Всего в собственности или под контролем компании находится около полутора десятков предприятий. Владельцами "Оборонпрома" являются Российская Федерация в лице Росимущества (51%), ФГУП "Рособоронэкспорт" (31,13%), Республика Татарстан (15,07%), ОАО "Роствертол" (2,79%). В рейтинге крупнейших машиностроительных компаний России агентства "Эксперт РА" за 2006 год "Оборонпром" занимает 12е место, в 2006 году его объем реализации составил 22,9 млн рублей против 20,6 млн в 2005 году (рост более чем на 11%).


Юрий Сахаров, научный редактор журнала "Эксперт Волга".
"Эксперт Волга", автор "Эксперт Online"

www.expert.ru

"Эксперт Online"/19.10.2007

Док. 520552
Перв. публик.: 19.10.07
Последн. ред.: 15.11.08
Число обращений: 84

  • Шитарев Игорь Леонидович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``