В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Илья Лагутенко: Ни за что ответственным себя не ощущаю Назад
Илья Лагутенко: Ни за что ответственным себя не ощущаю
"Фабрика Звёзд" меня не цепляет

- В своё время группа "Мумий Тролль" узаконила в России совершенно новые музыкальные вкусы. В середине 90-ых такая музыка казалась весьма прогрессивной, но буквально через 2-3 года появилось большое количество групп, которые просто под вас "косили". Не чувствуете ли вы себя ответственными за эту ситуацию?

- Ответственным я себя точно ни за что не чувствую. Потому что, выходя на большую дорогу с этого самого шоу-бизнеса, я никогда не задумывался, что можно делать то или иное, просто как-то иначе, чем мы себе это представляли. За то, что творят другие группы я не отвечаю.

- Из того нового, что вы услышали в 2003-ем году на нашей сцене что-то лично вас зацепило?

- Трудно, всегда трудно выделить что-то конкретное. Много было исполнителей, которые по каким-то причинам мне понравились, но то, что действительно меня очень зацепило - это группа "Billys Band". Их запись в очень подходящий момент поставил мне один из друзей. Конечно, я их не склонен считать группой тысячелетия, но сам по себе подход лично мне очень близок. Что касается более масштабных явлений, то мне интересно всё то, что происходит с "Фабрикой Звёзд". Это шоу меня поражает именно своим размахом и глобальным замыслом его организаторов. Могу сказать, что "Фабрика" - это то явление, которое постоянно находится на плаву и которое сейчас всеми активно обсуждается. То есть меня поражает значимость этого феномена, но сама его идея абсолютно не цепляет.

- Многие музыканты, отдавая дань грандиозности замысла "Фабрики", наезжают на её суть.

- Я не в коем случае не наезжаю на "Фабрику". Каждый из её участников сделал свой выбор, оценивать который мы не вправе. В любом случае "Фабрика" способна научить, как делать постановочные шоу. Но, к сожалению, каких-то серьёзных откровений в минувшем году я не нашёл - ни в нашей эстраде, ни в зарубежной. Будущее я вижу только за электронной музыкой. Она просто обязана войти в каждый дом. Кто эту музыку будет делать в России, я пока не представляю. Не исключено, что это опять будет группа "Мумий Тролль" (смеётся).

- Хотелось бы в это верить! Потому что, когда за что-то берётся "Мумий Тролль", качество гарантировано.

- А нам бы как раз не хотелось этим заниматься! Что, вокруг достойных людей что ли мало?

- В своё время вы помогали группе "Сегодня Ночью", но дебютный альбом этой группы оказался провальным. В чём причина их неуспеха?

- При работе над какими-то пластинками очень трудно просчитать степень их успешности. Кроме законов шоу-бизнеса существует ещё и человеческий фактор. С одним из основателем группы Николаем Елисеевым у нас сложились дружеские отношения и могу сказать, что проекты, которые он сейчас затевает будут намного перспективнее его детища под названием "Сегодня Ночью".

- Также вы помогали гораздо более успешной группе "Магнитная Аномалия". Поддерживаете ли вы сейчас с ними какие-то отношения и как вы восприняли их второй альбом "В Изумрудах", который сильно отличается от их дебютного диска "Облака в помаде"?

- "Магнитной аномалии" больше помогал наш гитарист Юрий Цалер, а я к ней имею очень опосредованное отношение. Разве что пару раз личным примером я подбадривал музыкантов (смеётся). Когда у них был тяжёлый период, и они упорно работали в студии, я им внушал, что всё будет хорошо и что все неприятности, которые они встретят на своём пути, нужно просто выплёвывать и двигаться дальше. Им под силу добиться всего, чего они хотят.
Сальваторе Адамо впечатлил меня своими рубашками

- Ваш альбом "Меамуры", изданный в 2002-ом году был записан под сильным влиянием французских шансонье и оказался не похожим на ваши предыдущие работы. Расскажите, пожалуйста об истоках вашего увлечения музыкой подобного рода?

- Честно говоря, я до сих пор для себя так и не определил для себя, каким образом рождается концепция каждой нашей пластинки. Наверное, отпечаток на стиль нового диска накладывает время и люди, которые тебя окружают в данный момент. Почему наши пластинки отличаются друг от друга, я тоже сказать затрудняюсь. С одной стороны, одинаковые альбомы делать легко, а с другой - жутко неинтересно. Ведь каждый альбом - это некая историческая работа, которая отражает некие новомодные фишки и то, как группа звучит в данный момент. Опять же, не могу сказать с уверенностью, что "Меамуры" создавались под таким уж явным воздействием французских шансонье, хотя к творчеству таких представителей этого жанра, как Жак Брель и Серж Гинзбур я отношусь с большим пиететом. Ещё мне очень нравится Сальваторе Адамо - бельгиец, поющий по-французски. В своё время он давал концерт в Кремле, на который я ходил со своей бабушкой. Это был первый концерт в моей жизни. Наиболее сильно Адамо тогда меня впечатлил своими красивыми рубашками (смеётся). Конечно, нельзя сбрасывать со счетов влияние подобного рода музыки на наше творчество. Мы находим точки соприкосновения наших слушателей со многими великими певцами и такими своеобразными раскопками продлеваем нашу жизнь. Ещё могу добавить, что до записи альбома "Меамуры" я никогда не был во Франции, но потом проникся спецификой этой страны и полюбил проводить там свой досуг.
Выступая в Питере, держим нос по ветру

- Помимо Франции, вы также любите отдыхать и записываться в Латвии. Почему ваш выбор пал именно на эту страну?

- Так сложилось, что у меня там проживает много персональных друзей. Один из них - Айнер Миеланс - очень помог мне при записи дисков "Меамуры" и "Похитители Книг". Его студия расположена в сельской местности, так что записываться там очень спокойно.

- К сожалению, группу "Мумий Тролль" можно очень редко услышать в Москве. По-моему, клубные концерты в Питере, вы даёте даже чаще, чем в Москве. Почему?

- Вглядываясь в прошлое, действительно могу сказать, что с петербуржцами мы почему-то встречаемся чаще. Напоминаю, что сам я родился в Москве, детство провёл во Владивостоке и очень люблю Питер, поэтому жёсткой привязки к какому-то одному городу у меня попросту нет. Хотя могу обещать, что нашу новую программу мы покажем и москвичам. В принципе, Москва тоже не обделена нашими выступлениями. Например, в прошлом году мы появлялись здесь с двумя грандиозными концертами, открывая и закрывая "Меамуры-тур". Так что москвичам повезло дважды (смеётся). Сейчас особенно актуально противостояние Москвы и Питера поэтому, чаще выступая в северной столице, мы действуем в духе времени. Держим, так сказать, нос по ветру (смеётся).

- Недавно вы закончили работу над музыкой к фильму "Похитители Книг". Насколько я знаю, работа над фильмом началась ещё в 1998 году

- Именно тогда в первый раз перед нашими глазами появился режиссёр Леонид Рыбаков и сказал: "Здравствуйте! Я бы очень хотел, чтобы вы написали музыку для нашего кино". С тех пор к нам поступало много аналогичных предложений. Обычно в таких случаях я сначала спрашиваю сценарий, а ещё первее я пытаюсь понять, насколько тот или иной режиссёр открыт для диалога с нами. С Рыбаковым, кстати, общий язык мы нашли очень быстро. Его идеи нам пришлись по вкусу, и мы поняли, что музыку мы создадим очень быстро. Но при этом хотелось сначала увидеть его задумки на экране, а не прочитать их на бумаге. Так прошло почти пять лет, прежде чем мы увидели готовый результат, который, скажу вам честно, даже превзошёл мои ожидания. Я не увидел ни привычной мелодрамы со слезливым финалом, на бандитского боевика с хэппи-эндом. "Похитители Книг" - это выгодно отличающаяся от основной современной кинопродукции сентиментальная история - простая, красивая, добрая, хорошая. Конечно, может быть она не до конца понятна и лишена какого-то определённого нарочитого действа, но главное, что в этом фильме есть Настроение. И, естественно, это настроение мне захотелось озвучить. Прежде, чем мы приступили к написанию музыки, Рыбаков нам долго рассказывал, как он представляет себе идею фильма, а также поведал о том, что ему не удалось в картине воссоздать. Мы же с гитаристом "Мумий Тролля" Юрием Цалером, в свою очередь копались в своём настроении и находили такие фишки, которые не могли войти в этот фильм. Какие-то песни сочинялись сразу, и это была такая спонтанная работа, которая оказалась для нас очень поучительным опытом. Ведь до этого, скажем, я просто писал для "Мумий Тролля" какие-то песни, которые принимались или отвергались остальными участниками группы. А при работе над фильмом уже изначально были какие-то темы и фразы, которые я должен был обрабатывать, исходя из соображений режиссёра. Например, были такие моменты, когда Рыбаков мне говорил: "Я не хочу, чтобы эти слова звучали в песнях к фильму". Он отвергал слишком мрачные, на его взгляд, слова, вроде "могилы". Критику я воспринимал спокойно, потому как забракованные слова дали дорогу новым.

Таким образом мы создали некий набор песен. Половина из них появилась в самом фильме, а часть из них в картину не вошла, но была издана на пластинке. Так что сейчас на свет появляются два независимых, в какой-то мере, продукта - диск "Похитители книг" и одноимённый фильм.

- Почему вы эту пластинку называете не привычным словом "саундтрек", а "музыка к фильму"?

- Дело в том, что при работе над это пластинкой у меня появилось мнение, что есть композиторы, которые специально пишут музыку к фильму. Они сидят и целенаправленно создают звуковой ряд, который отражает каждое шевеление листочка на экране. А есть другая концепция, когда существует некий сборник песен, который призван окрасить настроение определённых сцен. Вот наш случай, наверное скорее второй. Это сборник разных песен, которые разнятся хронометражом, стилистикой, но тем не менее их объединяет один исполнитель. А саундтрек - это просто звуковая дорожка, которая может быть и не написана специально к фильму и жить сама по себе. Когда вы смотрите фильм, то видите, что некоторые композиции мы там не играем, они просто звучат фоном. Например, музыка играет в машине - стало быть герои просто включили радио - и там играла эта песня. По большому счёту, фильм "Похитители Книг" - это медиум, проводник тех наших песен, которые на момент его создания просто витали в воздухе.

- А как вы относитесь к наиболее "громким" саундтрекам последних лет - "Брат-2" и "Бумер"?

- Саундрек к "Брату-2" мне не очень симпатичен, потому что это был откровенно коммерческий проект. Именно поэтому наши песни там не звучат. Мало того, я не понимаю, почему музыкантам - участникам саундтрека к "Брату-2" не было заплачено ни копейки за использование их песен в фильме. Если бы это был благотворительный проект, поддерживающий молодого режиссёра, я дал бы туда свои песни, не раздумывая. А в "Брате-2" был просто использован набор композиций востребованных артистов для того, чтобы рядовой зритель пошёл в музыкальны магазин и купил там очередной сборник. К фильму эти песни не имеют абсолютно никакого отношения. Там музыка и видеоряд существуют по отдельности и как единое целое не работают. Поставьте на обложку этого диска вместо "Саундтрек к фильму" надпись "Сборник русского рока N 14" - и ровным счётом ничего не изменится.

С "Бумером" ситуация, конечно, другая. Мне кажется, что звуковая дорожка к этому фильму лучше и работает хлеще. Главная мелодия фильма всё-таки была написана Сергеем Шнуровым специально к видеоряду, что только усиливает воздействие "Бумера" на зрителя.
Кто споёт "Медведицу" на концертах?

- Кто исполняет партии женского вокала в песне "Медведица"?

- Когда я написал к этой песне слова, то твёрдо заявил, что я этот текст петь не буду. Почему-то я подумал, что юмора в этой песне уже настолько хватает, что если я ещё её и спою, то это будет чересчур. Таким образом мы решили позвонить знакомым певицам. В Латвии певиц не так много, как в России, и так получилось, что в разное время к нам приехала певица Linda Leen, которая к записи подошла очень серьёзно, и Yana Kay, которая оказалась более энергичной и весёлой барышней. Обе они отразили в песне совершенно разные настроения. Настал момент выбирать вокальный трек одной из них для окончательной записи песни - и тут я понял, что каждая из них внесла в "Медведицу" свою изюминку, придав композиции особый шарм. В итоге я решил оставить первый куплет за одной, а второй - за другой. Прошло ещё немного времени - и я совсем перестал различать, где кто поёт (смеётся).

- Кто же, интересно, будет петь "Медведицу" на живых концертах, если вы наотрез отказываетесь это делать?

- Сейчас мы как раз над этим напряжённо думаем каждый день и каждый час. Вместо того, чтобы репетировать ноты песен, мы с музыкантами сидим и обсуждаем: кто же всё-таки будет исполнять "Медведицу"? Думаю, что на каждом концерте данный вопрос будет решаться индивидуально. Не исключено, что мы просто предоставим эти вокальные партии зрителям - самым самым жарко желающим.

- В прошлом году группа "Мумий Тролль" вошла в учебник истории под редакцией профессора МПГУ Данилова как коллектив, оказавший наиболее сильное влияние на мировоззрение молодёжи 90-х годов ХХ века.

- Надо раздобыть экземпляр этого учебника и подарить моему сыну, а то он совсем уже позабыл об истории собственной страны. Упоминание о нас должно напомнит ему о необходимости изучения исторической науки. И вообще - если нас там упоминают, значит книжка - правильная (смеётся).

- Вы приятельствуете с лидером "Алисы" Константином Кинчевым. Между тем трудно себе представить более разные по стилистике, имиджу, идеологии группы, чем "Алиса" и "Мумий Тролль". Что же вас объединяет?

- У меня есть прекрасные человеческие взаимоотношения с Константином Кинчевым, надеюсь, что он тоже хорошо ко мне относится. У нас много общего во взглядах на различные фундаментальные вещи. К тому же я являюсь поклонником группы "Алиса". Да, мы, наверное, разные, но это не мешает нам находить общие точки зрения на ряд проблем.

- Вы приняли участие в записи "русского альбома" Марка Алмонда Как вы туда попали?

- Во время создания этой пластинки ко мне обратился менеджмент Алмонда и предложили мне выбрать песню для совместного исполнения. После долгого обсуждения мы решили взять такую русскую песню, которая хорошо бы звучала в современной аранжировке. В результате была найдена песня Владимира Лебедева-Кумача и Вадима Козина, которую первоначально я записал под аккомпанемент фортепиано Юрия Цалера. Марк Алмонд при записи присутствовал, но участия в ней не принимал. Записав, отдали Алмонду со словами: что хочешь, то с ней и делай. Прошло некоторое время, Марк снова приехал в Москву, и мы встретились на студии Людмилы Зыкиной, где Алмонд сделал для песни новый аранжемент, на основе нашего варианта. Я остался чрезвычайно доволен результатом, это одна из моих любимых песен на пластинке. Более того, недавно я узнал, что её собираются выпускать отдельным синглом и снимать на неё видеоклип.

- Какие ещё песни с этой пластинки вам по душе?

- Мне очень нравятся все версии с Аллой Баяновой и английское произношение Людмилы Зыкиной.


16.09.2006

www.peoples.ru

Персона km.ru

Док. 520423
Перв. публик.: 16.09.06
Последн. ред.: 14.11.08
Число обращений: 108

  • Лагутенко Илья Игоревич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``