В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Новости
Бегущая строка института
Бегущая строка VIP
Объявления VIP справа-вверху
Новости института
Владимир Семаго: Для выхода из кризиса необходимо мобилизовать общественное мнение Назад
Владимир Семаго: Для выхода из кризиса необходимо мобилизовать общественное мнение
На сегодняшний день наиболее актуальным, на мой взгляд, становится вопрос о разработке среднесрочной стратегии выхода из экономического кризиса. Я позволю себе быть не совсем корректным в отношении власти и буду утверждать, что кризисная ситуация в России существует и имеет место, а "временные осложнения" - это термин не совсем применимый в данных условиях.

Так вот, разработка стратегии на дату 2009 год (первый квартал 2009 года, а именно март и ее протяженность до сентября 2009 года) наиболее актуальна: сегодня мы имеем несколько очень крупных противоречий. С одной стороны, мы серьезным образом в экономике зависим от цен на нефть и на газ и наше первичное вульгарное стремление, чтобы эти цены были выше, потому что это доход в казну государства, это увеличение социальных программ, по крайней мере, их выполнение. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что высокие цены на нефть, на энергоносители внутри страны будут продолжать сохраняться, а следить за развитием экономики для действующих предприятий с учетом роста цен практически будет невозможно, потому что тогда нам нужно увеличивать стоимость и себестоимость продукции, значит это будет ложиться на покупательную способность заказчиков, которые хотят эту продукцию у себя видеть в качестве потребителей. Значит, появляется некое противоречие, как правительство собирается это противоречие в какую-то стратегию реализовывать, мне, честно говоря, на сегодняшний день не понятно. Хотя у экспертного сообщества такие рекомендации есть, нужна достаточно точная мозговая атака аналитиков, совместно с правительством, которая приведет к выработке каких-то решений.

На сегодняшний день снобистская позиция многих в нашем правительстве, в том числе действия руководства, Игоря Ивановича Сечина, а он уверен, что все, что он делает, он делает правильно. Это, помните, как было сказано В.Лениным: "Учение Маркса всесильно, потому что оно верно!" Так вот Игорь Иванович работает сегодня приблизительно в той же самой редакции в отличие от большинства других руководителей правительства. И вот эту снобистскую позицию надо убирать. Нужно честно признавать, что пора отмобилизовывать умных, нормальных людей, которые в апреле-мае через различные публикации говорили, о том, что в сентябре возникнет сложная экономическая ситуация, она же просчитываема была. Но вот желание сказать, что мы все знаем, и осознание того, что "авось пронесет" сделали сегодняшнюю ситуацию значительно, многократно сложнее, чем во всем мире.

Способны ли мы сегодня осознавать наши ошибки и честно и объективно перед обществом сказать: "да, мы в затруднительном положении, у нас нет опыта выхода из подобных фундаментальных экономических кризисов". Так давайте советоваться, будем говорить о единении элиты страны с общественным мнением и общественными интересами, выработки совместной стратегии, значит надо и на практике реализовывать это, а мы сегодня опять замкнулись в некий иезуитский орден, когда правительство говорит "Мы сами разберемся" - не разберетесь! Вы, к сожалению, не владеете информацией полном объеме.

Давайте возьмем позицию по металлургической промышленности, сегодня металлургия далеко не на том уровне развития и прибыльности, как это было некоторое время назад. Мы говорим о том, что нужно точечно помогать "Русскому алюминию", "Альфа банку", то есть всем тем людям, которых мы видели в официальных хрониках на приеме у президента, когда каждый из руководителей крупнейших корпораций приходил, и жаловался на имеющиеся проблемы. Президент говорил, что надо помочь. Давайте посмотрим, какой совокупный объем работающих в этих компаниях, и в какой пропорции он находится ко всему остальному работающему сообществу. Если выяснится, что доля этих работников, допустим, 4-5% от всего работающего населения страны, возникает вопрос: зачем мы столь мелкие по общему объему занятости компании вдруг начинаем финансировать и заставлять их выходить на позитивные рубежи с помощью всех налогоплательщиков страны. Может, нам имеет смысл сказать, что у вас были чересчур завышенные амбиции, чересчур завышенная норма прибыли, сегодня вам нужно поберечься, использовать "зарытый" в западных банках cash для того, чтобы свои компании удержать наплаву. Если вы собираетесь кого-то сокращать, здесь надо думать о некоторых точечных вливаниях, но именно на поддержание работающей части ваших компаний. Люди, даже уволенные с работы, смогут год-полтора продержаться на тех запасах, которые они сделали в процессе текущей деятельности этих компаний.

Здесь есть еще целый ряд компонентов, которые также необходимо учитывать. В первую очередь, это проблема высоких ставок для рефинансирования. Как вы можете выйти из кризиса, если весь мир сдает деньги по 1,5%, а вы даете их по 25 %. Вы что считаете, что этот дисбаланс в ставках кредитования вполне логичен и естественен? Объясните, как при таких ставках можно развивать экономику страны? Отсутствуют ответ на эти вопросы, нет некой колеблющейся позиции некоторых отдельных руководителей (я не беру первых лиц, потому что они должны воспринимать ту информацию, которая поступает от их непосредственных подчиненных, жестко отвечающих за те или иные сферы экономики). Я говорю об исполнителях: о вице-премьерах, о министрах, которые сегодня не высказывают достаточно жесткую позицию, кроме Кудрина, да и он, к сожалению тоже, не человек-стратег, это бухгалтер, а министерство финансов - бухгалтерия, нельзя говорить, что функционально министерство финансов правильно расходует наши резервные средства. Бухгалтерия - это люди (организация), которые ведут учет, а резервные фонды, суверенные фонды - это совершенно иная экономическая сущность, это инструмент для развития экономики. Разве мы сегодня, забирая деньги из суверенных фондов, для того, чтобы заткнуть дыры в нашей финансовой системе будем говорить о развитии экономики?

Конечно же, нет! И это все постепенно накапливается, плюс те объективные вещи, которые связаны с платежами, с нашей оторванностью от общемирового финансового рынка. Мы же с вами обрубили все связи по кредитованию в западных банках. Мы сделали очень хороший шаг, в кавычках: мы взяли, отдали наши деньги нашим банкам, что бы те вернули западные кредиты. То есть мы влили в экономику и финансовые структуры Запада определенные суммы денег, сопоставимые с нашими бюджетными расходами.

Но что дальше? Мы получили ответную реакцию? Мы получили какие-то заверения о том, что финансовые институты Запада готовы реструктурировать наши долги, готовы пролонгировать нам выплаты, которые необходимо будет сделать в декабре и в марте? Сказали ли они о том, что наши промышленные организации включены в общую систему спасения экономики? Четко ли мы взаимодействуем со всеми финансовыми и экономическими институтами и регулирующими органами в Европе и США?

Конечно же, нет!

Мы не имеем сегодня четкого пути. Возможно, он у кого-то и существует, но дайте ему некую возможность гласно заявиться, войти в пространство обсуждения, тогда, мы поймем и выявим ошибочные и правильные пути.

По моему мнению, на сегодняшний день это самая большая проблема. Нужно повернуться к населению, к нации лицом и сказать: "Сегодня мы должны вырабатывать совместную антикризисную программу, мы должны возродить институт экспертов, дать возможность институтам экономического исследования заявлять о своей позиции и регулировать деятельность правительства". В большей степени здесь могла бы быть инициативная роль нашего парламента, которому пора перестать изображать из себя маленькую фабрику по штампованию законов, и серьезно взять на себя представительскую функцию, которая заложена в нашей конституции. Парламент - это не только законодательная власть, это еще и представительная власть, а значит надо жестче развивать инициативу, которую Д.Медведев предложил, не только раз в год заслушивать правительство, а брать под контроль министерства соответствующим парламентским комитетам. И говорить министерствам, поскольку в парламенте, в комитете доминирующая часть "Единая Россия", значит "Единая Россия" должна отвечать, что министерству делать, "Единая Россия" пришла к власти. Не министр Иванов, Петров, Сидоров, а "Единая Россия" - политическая партия, пришедшая к власти в стране. Значит, она должна взять на себя всю полноту политической ответственности. И, безусловно, контроль за исполнительной властью.


13.11.2008
www.viperson.ru

Док. 519317
Опублик.: 13.11.08
Число обращений: 107

  • Семаго Владимир Владимирович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``