В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Панкратов-Черный: Мои усы сводили с ума не одну сотню женщин Назад
Александр Панкратов-Черный: Мои усы сводили с ума не одну сотню женщин
Панкратов-Черный: Это после уже, потом, когда Саша Панкратов, мой однофамилец, пришел в кино, тогда меня заставили взять псевдоним Панкратов-Черный.

Александр Панкратов-Черный. В его артистической копилке около 50 ролей в различных фильмах. Он актер узнаваемый, харизматичный и любимый публикой. Однако сам он никогда серьезно не относился к этой профессии. "Так, актерствую", - говорит Александр, считая своим основным призванием кинорежиссуру.

Александр Панкратов родился в маленькой деревушке Конево в Алтайском крае. Ее населяли репрессированные семьи: немцы, украинцы, поляки.

Панкратов-Черный: Детство у меня все без отца было, мама, я и сестра, и дедушка с бабушкой. Мы, ребятишки, с 6 лет уже работали, копны возили. Как сенокос, уборочная - так копны. Пшеницу перелопачивали Так что работы хватало. Коней пасли, в ночное уходили Это все была работа, причем денег не платили, а трудодни ставили, палочки. Деревня была у нас очень веселая, очень люди друг другу помогали, хотя у нас не было ни радио, ни электричества. Ну, привозили кинопередвижку раз в месяц или иногда два раза в месяц. А зимой, так мы, дети, вообще радовались: когда метель и пурга начиналась, то проехать в нашу деревню было невозможно, и привозили нам, например фильм или два фильма, и они застревали в деревне с этой кинопередвижкой. И каждый вечер мы крутили по нескольку раз один и тот же фильм. Поэтому запоминались фильмы просто. Я Чаплинские помню фильмы, наизусть знаю, индийские. Да, "Господин 420", "Бродяга" с Раджа Капура. И кино-то я и полюбил, потому что, кроме кино, я ничего, как говорится, в детстве не видел.

Семья Панкратовых жила бедно. Брат и сестра Александра погибли от голода, а его отец, прошедший войну, скончался в 1952 году от старых ран.

Панкратов-Черный: когда мне говорят, что у меня очень бурная фантазия, я думаю, это благодаря моему детству, потому что игрушек у нас не было, потому что пистолетики мы сами выпиливали из досок, машинки Там брали чурочки, изображали с детских лет, что это трактор, грузовик. Т. е. фантазия работала, развивалась - вот это было здорово.

Когда маму Александра реабилитировали, она вместе с детьми переехала в Кемеровскую область, к своей сестре, и первое время им пришлось жить в бараке.

Панкратов-Черный: мама с тетей спали на кровати, сестричка у меня спала на сундуке, в котором весь наш скарб, из деревни привезенный, хранился, а я на полу. И почему-то дверь все время открывалась вовнутрь комнаты, поэтому когда кто-то приходил, например, ночью Понимаете, у нас такая коммуналка была, барак разделенный был: слева, справа квартиры, и кухонька была общая. Кто приходил, мне приходилось вставать, сворачивать опять матрас, постель, чтобы люди вошли в комнату.

Переехать в Кемеровскую область мама Александра решила по нескольким причинам, одной из которых было ее желание дать своим детям образование. В поселке городского типа Холмогоровске была 7-летняя школа. Ее Александр и окончил.

Панкратов-Черный: Все мои предки по материнской линии были офицерами царской армии, все были военные, поэтому мама хотела, чтобы и я был военным. И вообще, в нашей семье всегда считалось, что военным человеком быть - это честь, защищать Отечество. И она даже хотела, чтобы после семилетки я пошел в военное училище, в химическое училище.

Вопреки семейным традициям, военным Александр Панкратов так и не стал. Зародившаяся еще в детстве любовь к кино определила его дальнейший жизненный путь: в 13 лет он оставил семью и уехал поступать в театральное училище.

Панкратов-Черный: Я в книге вычитал, что кино делает режиссер. Я-то мечтал делать кино, стать кинорежиссером, а потом узнал, что в основном кинорежиссеры работают с артистами. Ну я думаю: сначала надо стать артистом. Поэтому я пошел сначала получать актерскую профессию, и после семилетки я поступил в Горьковское театральное училище. Когда я готовился поступать в театральное, по справочнику посмотрел: оказывается, я уже опоздал во все училища, кроме Горького, вот я туда поехал и поступил, слава тебе, господи.

В очень юном возрасте Александр оказался один на один со взрослой жизнью. Но ему повезло: в училище его окружали не просто хорошие преподаватели, но и отзывчивые люди.

Панкратов-Черный: Людмила Александровна Любашина, например, мой любимый педагог по речи. Она, зная, что я бедный, живу, так сказать Общежития не было, снимали квартиру, и мама помогать не могла финансово. Она говорила: Саша, у тебя очень неблагополучно с речью, поэтому тебе надо заниматься по субботам и воскресеньям у меня на дому. И она меня приглашала к себе домой, на убой меня кормила, и когда я уже наедался до отвала, говорил: Людмила Александровна, теперь займемся речью Она говорит: пошел вон, еще я буду время на тебя тратить в выходные дни. Просто меня подкармливала, представляете? Уже потом, после Горьковского театрального училища, я поступил на службу в Пензенский областной драмтеатр, два года семь месяцев проработал, сыграл 16 ролей. Все эти годы готовился ко ВГИКу, на режиссуру, и в 1971 году поступил.

В 22 года начинающий актер Александр Панкратов приехал в Москву. Тогда он решил навсегда завязать с карьерой артиста и реализовать свою давнюю детскую мечту - стать кинорежиссером, а заодно покорить столицу.

Панкратов-Черный: Москва для меня - это явление космического, что ли, звучания. Я ходил с Москвой разговаривал. Когда впервые приехал в Москву, я с ней разговаривал, с Москвой, как с женщиной, понимаете? Вот, говорю, неужели, Москва, ты меня не примешь, неужели не приютишь? Вот прямо разговаривал с городом. Знаете, до шизофрении доходило. Москва приютила. Жили в общежитии, жили очень дружно, праздники справляли, как говорится, все вместе. Застолья были Я не помню, чтобы у нас не хватало денег, например, на бутылку вина. Всегда находили. До сих пор во ВГИКе поговорка осталась : Панкратов начал пьянку в ночь с 16-го на 27-е.

Жизнь в Москве не была для Александра легкой, но он с детства привык к сложностям.

Панкратов-Черный: Стипендия была небольшая, мама помогать не могла: пенсия у нее была 50 рублей, плюс сестра еще училась, поэтому она разорваться не могла. Работал, по ночам мы в депо троллейбусы, трамваи Иногда в таксопарках подрабатывали, на вокзалах, на Рижском вокзале мы очень часто работали, разгружали вагоны. Во всяком случае, у мамы я старался денег никаких не просить, потому что знал, что их негде взять. Жил самостоятельно.

После окончания ВГИКа Александра Панкратова призвали в Советскую армию. Положенные два года он отслужил в Таманской дивизии пулеметчиком, после вернулся в Москву и по распределению был направлен в киностудию "Мосфильм".

Панкратов-Черный: Просто так жизнь складывалась, что после окончания ВГИКа запрещали сценарии, которые я хотел снимать. Это было ужасно, я в простое находился по три года, по пять лет между фильмами. С 1976 года я на "Мосфильме", как кинорежиссер я снял 4 фильма всего лишь. Понимаете, запрещалось, цензура была страшная. Был у нас такой зампредседателя Госкино СССР, Борис Владимирович Павленок - мы его называли "Подленок", - который душил нас всех, режиссеров. Например, когда я запускался с первой своей картиной "Взрослый сын", он заставил - четыре раза я переснимал финал. Он собирал редакторский совет и говорили: мрачный финал, нельзя, молодежь в Советском Союзе должна весело жить, и финалы в фильмах должны быть веселыми и оптимистичными, поэтому никакой грусти и печали.

Карьера кинорежиссера складывалась очень тяжело, проблемы с утверждением сценариев сопровождали Александра постоянно.

Панкратов-Черный: Если я пробивал широкий экран: Панкратов хочет эпопею снять - раз широкий экран - о эмигрантах. Если пробивали обычный, я говорю: хорошо, давайте обычный формат, Вообще, все операторы мечтали об обычном формате. Тогда говорили: очень пристально хочет вглядеться в жизнь русской эмиграции. Понимаете? А потом, когда фильм закончился, вырезано было около 700 метров, выброшено, причем очень дорогие для меня были сцены. Мне один запрещался сценарий, другой, третий, и потом, когда я снял фильм, опять стали запрещать. И я работал, только не работал на "Мосфильме", потому что работа была - сидеть. Ни квартиры Я 16 лет без квартиры болтался в Москве, понимаете, зарплаты нет, простой, в штат киностудии не принимали, и трудно было.

Мытарства в профессии, трудности с жильем, Москва никак не хотела покоряться провинциалу Панкратову.

Панкратов-Черный: Мы как-то вышли из ВТО, старое ВТО на Тверской, тогда улице Горького, из ресторана поздно ночью с Владимиром Семеновичем Высоцким, в хорошем таком состоянии, и он говорит: куда тебя отвезти? Я говорю: да, наверное, на ВДНХ, в городок Моссовета, я переночую там у ребят, у студентов, в общежитии. - А что, тебе негде жить? Я говорю: да, негде жить. И все, и не помню, как там дальше складывалась наша беседа. Но Володя вдруг, проходили мимо дома 9 на Тверской, где жили Сергей Федорович Бондарчук, Олег Николаевич Табаков, Ефремов, Володя, и вот проходим мимо этого дома, он говорит: ничего, Санька, придет время, и ты будешь жить в этом доме и вот в этом подъезде. И показывает на 1-й подъезд дома 9. Прошли годы, и меня туда поселили, представляете?..

Режиссерская карьера Александра Панкратова-Черного так и не сложилась. Все-таки ему было суждено стать одним из любимых народом актеров. На артистический путь он вернулся совершенно случайно, когда в режиссуре у него уже опускались руки.

Панкратов-Черный: Очень помогал, например, Кончаловский Андрон, который пригласил меня ассистентом по реквизиту. И я пошел к нему на "Сибириаду", где потом Валентин Иванович Ежов и Рудольф Тюрин - покойные драматурги - сочинили вместе с Андроном для меня роль верхового на нефтяной вышке. В это время работы на "Сибириаде" как раз был международный кинофестиваль. Приехали Джина Лоллобриджида, Фрэнсис Коппола, представляете, Бертолуччи, и Андрон их всех знает, со всеми знаком! И он меня таскал с собой и представлял меня не просто как ассистента по реквизиту, недавнего выпускника или студента ВГИКа, он говорил: кинорежиссер Александр Панкратов. А потом также в простое находился, меня пригласил Карен Шахназаров сниматься в "Мы из джаза". Я рискнул, не имея ни слуха музыкального, ни вообще каких-то понятий о джазе. И Карена я сколько отговаривал: у меня слуха нет, какой из меня музыкант Но вот тоже дело случая, и вот тоже повезло, что я встретил Карена именно, человека с таким характером, с такой настырностью: как втемяшилось в голову, что Панкратов будет играть, - и он меня отстоял и перед худсоветом и прочими. После фильма "Мы из джаза" я уже не знал, как отмахиваться от предложений, и стал актерствовать, и по сей день актерствую.

Александр Панкратов-Черный стал актером от безысходности. Но удивительно непредсказуема наша жизнь - именно эта профессия принесла ему успех и любовь зрителей. Сложись его режиссерская карьера, и отечественный кинематограф потерял бы одного из своих талантливых актеров, так сильно любимого народом.

Панкратов-Черный: У меня вообще не было желания актерствовать, я шел все-таки к режиссуре. А потом так сложилась судьба: нет работы, кино будет для меня в актерской профессии. Поэтому я и актерствую, и по сей день актерствую, и делаю это и с удовольствием, и стараюсь.







11.01.2008
http://www.peoples.ru

Док. 518803
Перв. публик.: 11.01.08
Последн. ред.: 12.11.08
Число обращений: 120

  • Панкратов-Черный Александр Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``