В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Василий Кичеджи: `Мы имеем все шансы стать серьезным холдингом` Назад
Василий Кичеджи: `Мы имеем все шансы стать серьезным холдингом`
Василий Кичеджи вошел в медиабизнес как крупный акционер телекомпании "Столица" и владелец радиостанций Концерна "Радио-Центр". В июле эти медиаактивы стали частью группы "Вся Россия", в которой г-н Кичеджи занял пост Председателя Совета директоров. Будучи, в том числе, владельцем нескольких бизнес-структур, далеких от медиа, Василий Кичеджи часто находится в разъездах. МедиаАтласу удалось застать Василия Николаевича в Москве и узнать о настроениях "нового в медиабизнесе человека", как он сам себя называет, и о планах развития холдинга. Разговор Василий Николаевич начал с радио.
— Я считаю, радио — это театр, и как театр оно должно быть, конечно, интересно "зрителю", а зритель может быть любым: богатым, бедным, молодым, старым. У радио как и у театра всегда найдется свой "зритель", слушатель. Но сегодня правила существования радиостанций не совсем конкурентно оправданы, например, музыкальное радио при очень низкой себестоимости позволяет зарабатывать гораздо больше денег. Это неправильно. Однако года через два, эти правила, сформированные старыми рыночными условиями изменятся. Лицензии, которыми сегодня владеют радиокомпании, ограничивают в рамках того или иного формата. А у наших радиостанций "Говорит Москва", "Радио Спорт", Общественное Российское Радио очень тяжелый формат — информационный. Трудно в этом формате сокращать или уменьшать себестоимость: работает достаточно много людей, потому что наш продукт — информация, его мы производим, его мы продаем.
Думаю, что года через два все будет унифицировано. Главным рынком всегда являлась и будет являться Москва, и уже сегодня свободных частот в Москве нет, то есть практически созданы условия для вторичного рынка. Будет только вторичный рынок. А вторичный рынок должен быть конкурентным, но равноконкурентным. У радиостанций должны быть сняты ограничения, которые сегодня существуют.
Кроме того, успех радиостанции во многом зависит от "звезд". "Звезд радио" не так много, их единицы — 5—7 человек, — все остальные обыкновенные, нормальные, хорошие профессионалы.
Не ставите перед собой задачу переманить этих звезд?
— Во-первых, те звезды, которые есть, уже давно хорошо устроены. Все-таки радиостанция — это не шоу-бизнес, не футбол; радио менее прибыльно. И, как я уже говорил, радио — это театр, и редко когда театры занимаются переманиваем актеров. Да, создаются лучшие условия для выражения творческих пожеланий, но практически все наши великие актеры играют в тех театрах, где начинали. В футболе переманивать принято, но и деньги в футболе другие. Футбол сегодня — привлекательный бизнес. А нашему радиорынку максимум 15—16 лет. Здесь многое не сформировано.
Я не сомневаюсь, что вскоре количество станций значительно сократиться именно за счет того, что крупные игроки будут перекупать мелких, будут формироваться новые холдинги, другие, наоборот, перестанут существовать. Рынок формируется, и "Радио-Центр" на общем фоне выглядит неплохо, хотя компания все-таки молодая. Хотя мы и говорим о том, что вещаем давно, но раньше мы существовали в усеченном формате: третья кнопка "Говорит Москва" — не формат свободного творчества. В задачи входило донести, довести до аудитории ту информацию, которую хотело видеть и слышать правительство Москвы. А сейчас мы конкурируем на открытом рынке, в FM-диапазоне работают и "Говорит Москва", и "Радио Спорт".
Я думаю, что для многих успех "Радио Спорт" стал неожиданностью. Да и радиостанция "Говорит Москва" на общем фоне выглядит очень неплохо, имеет свое лицо, своего слушателя, хотя динамика у нее, конечно, немного меньше, чем у "Спорта".
А сколько было инвестировано в "Радио Спорт"?
— Я бы пока не хотел называть цифры, мы только-только формируемся. Но думаю, что скоро, приблизительно через год мы откроем все свои финансовые показатели, расскажем об инвестициях. К сожалению, они были достаточно приличные. Я думаю, их можно было бы оптимизировать, но причину, почему мы это не сделали, я все-таки отнесу на свою личную неопытность. Мы запускали новый продукт, коммерчески очень рискованный. "Радио Спорт" присутствует в субъектах Федерации, но если ОРР в целом прибыльное, то "Радио Спорт" пока не является привлекательным продуктом в регионах, скорее он там больше социальный. Сделать спортивный проект коммерческим в регионах очень тяжело, для этого необходимо время. И, наверно, многие правы, говоря, что спорт — это удел государства. На развитие спорта выделяются огромные деньги, у нас же на радиостанции абсолютно все деньги частные, нет ни одной копейки государства. В Москве радиостанция выглядит хорошо и в плане самоокупаемости, и в плане рейтинга, а в регионах, к сожалению, слабо, хотя в городах-миллионниках все не так плохо. Но кроме миллионников, есть еще такие города как Смоленск, Тамбов, Рязань, Белгород, Мурманск, Ставрополь — города с населением до 500 тысяч, — где спорт дотируется местными властями, однако и там мы хотим сделать свой проект коммерческим продуктом. Не скрываю, что это очень сложно, но мы все же решили сделать именно спортивное радио, где нет ни политики, ни желтизны. И уверяю вас, не будет! Хотя иногда желтизна привлекает. Но мы против этого.
А сложности радиостанции связаны именно с продажей рекламы? Как ведет себя рекламодатель?
— Есть ощущение, что рекламодатель ждал появления спортивной радиостанции. И сегодня, спустя полтора года существования "Радио Спорт" ситуация гораздо лучше. Многие не верили, что такой продукт вообще можно продавать — особенно коллеги, которые давно работают в радиобизнесе. Я думаю, что они ошиблись. Наш успех во многом определен тем, что мы собрали лучшую команду на медиарынке. В этом мы можем конкурировать даже со спортивными телеканалами. Я на сто процентов уверен, что именно у нас лучшая команда спортивных журналистов: тот же Александр Кузьмак, Рамаз Чиаурели. Они в тех видах спорта, о которых рассказывают, в полном смысле слова — звезды.
Раньше мы мечтали получить в эфир к себе какое-то имя, но сегодня у нас другая позиция: мы понимаем, что не звезды делают радио, а радио делает звезд.
У нас есть передача "Российский футбольный союз", на которую приходят его руководители и в течение часа рассказывают о своих делах, о проблемах союза. Есть час выделенный практически каждой московской футбольной команде, и они дорожат этим часом. Да, не буду скрывать, эти проекты коммерческие, и выгодны нам, иначе бы мы просто не смогли вещать, но еще это и прекрасные партнерские отношения.
А в плане продажи рекламы на наших радиостанциях, то недавно я был сильно удивлен, что на "Говорит Москва" рекламных средств стало поступать в разы больше.
Кто занимается реализацией рекламы?
— Мы сами. У нас единый коммерческий отдел, который обслуживает все радиостанции. Сначала было три команды, по одной — на каждую радиостанцию, но в результате оптимизации осталась одна во главе с коммерческим директором, который работает со дня основания, и эту работу он знает лучше любого стороннего человека. Рекламодатели, кстати у нас очень хорошие, хорошие и разные. Особенно в последнее время, чем я просто приятно удивлен.
Кто является основным рекламодателем?
— Вы знаете, их достаточно много, сотни компаний: есть известные, есть неизвестные, но из этих небольших слагаемых складывается хорошая сумма, которая позволяет нам смотреть в будущее. Мы все-таки понесли достаточно большие расходы с переездом, практически сами, за свой счет создали собственный технический комплекс… Но следующий год, я думаю, будет эффективнее. Наша главная задача на 2008 год — существенно поднять ОРР. Я не сомневаюсь, что это будет сделано, потому что у нас создана медиагруппа "Вся Россия", которая также будет работать по улучшению рейтинга регионального вещания ОРР. Раньше мы просто не уделяли внимания ОРР — ну есть оно, и ладно. А сегодня региональный рынок растет, становится интересен, приходят другие рекламодатели…
ОРР будет в каком-то смысле конкурировать с "Голосом России"?
— "Голос России" очень серьезная организация (улыбается). Но не сомневаюсь, что будем конкурировать и с ней. И если сегодня "Маяк", по информации в СМИ, уходит в молодежную тематику, то ОРР, наверно, останется тем, что есть — информационно-музыкальной радиостанцией. Кроме того, мы стараемся привлекать авторитетных партнеров, и еще, я четко ставлю всем одну задачу — никакого скандала в эфире. Нам скандалы не нужны. Хотя, наверное, они привлекают. Но мы идем по другому пути, нам хватит финансовых средств, чтобы поддерживать все наши радиостанции, а получать деньги из воздуха за счет реализации зачастую непроверенных фактов — неинтересно. Мы не делали этого и не собираемся.
Также мы придерживаемся позиции, что не должно быть никакого радикализма. Да, я не скрываю, что, будучи членом "Единой России", являюсь проводником политики власти. Однако, несмотря на это на наше радио приходят и левые, и правые, и они имеют право высказать свое мнение, На радио "Говорит Москва" одно время выступали люди, пытавшиеся провести националистическую политику, но я это пресек, потому что Москва — особый город, Москве должна быть присуща толерантность. Таких людей теперь нет в эфире. И сейчас Николай Николаевич Яременко, которого я считаю лучшим главным редактором, спокойно ведет свою команду, к тому, о чем мы договаривались.
"Говорит Москва" позиционируется как городское радио, то есть работает в одном формате с СИТИ FM. Ставите перед собой цель обогнать конкурентов?
— По крайней мере, мы и так всегда выше их в рейтингах. И не сомневаюсь, что будем постоянно их опережать. Здесь, по моему мнению, играет роль то, что "Говорит Москва" 92,0 FM — полностью частная компания, в отличие от СИТИ FM, которая является "дочкой" большого государственного холдинга. И я думаю, что это над ним давлеет. У них другие задачи, они по-другому относятся и к бюджету, и к финансовым вопросам. Среди информационных радиоcтанций, частным радио, по большому счету, являемся только мы. Конечно, еще есть, например, "Серебряный дождь", но он больше информационно-музыкальный. Да и на "Серебряном дожде" работает Соловьев, который делает радиостанции основной рейтинг. Я не хочу, конечно, никого обидеть, но таких мегазвезд как Соловьев, Доренко, единицы, и они привлекают огромное количество людей. И мы, учитывая это, выглядим достаточно неплохо, а если анализировать, то даже лучше, чем некоторые наши конкуренты, работающие в "нашем" формате.
Василий Николаевич, не так давно была создана медиагруппа "Вся Россия", объединившая несколько компаний. Это частная компания, или все-таки часть акций принадлежит государству?
— На сто процентов частная компания. Участники — частные лица, и я являюсь членом Совета директоров информационного агентства "Вся Россия". Перед нами стоят очень большие задачи — не только насыщать новостями все наши радиостанции. Мы отказались от сотрудничества с ИТАР-ТАСС и передали договорные обязательства нашей компании "Вся Россия". Дочерние предприятия "Всей России" есть сегодня в Чехии, Болгарии, ведутся серьезные переговоры с Израилем. Правда, процесс переговоров растянулся на шесть месяцев, но ситуация развивается позитивно. Мы имеем все шансы стать серьезным холдингом.
Группа также будет заниматься распространением книг, — это один из первых этапов развития. Мы сегодня уже распространяем миллионными тиражами художественную литературу под лейблом "Вся Россия". В планах агентства стоит покупка в первом квартале 2008 года издательского комплекса.
Также у нас есть центр ЦИМИР — центр исследования моделей интегрального развития. В рамках работы ЦИМИРа мы выпустили Информационно-аналитический бюллетень — вестник. Он касается вопросов международной экономики и международной политики. В первом номере проанализированы новые моменты в экономической и политической стратегии Китая. В вестнике нашли отражение интересные вопросы, касающиеся турецко-иракского конфликта в контексте общей ситуации на Ближнем и Среднем Востоке. Вестник будет выходить раз в месяц и распространяться по закрытой подписке. Тираж небольшой, 5 тысяч экземпляров — мы пока только пробуем свои силы. Мы ждем отзывов и реакции серьезных компаний, власти, которым отправили первый номер. Предварительно я со многими разговаривал, и был приятно удивлен, что такая аналитика нужна. Я уверен, продукт будет востребован.
Вы сказали, что покупаете издательский комплекс…
— Да, мы сейчас изучаем рынок. У нас неплохие отношения с одной крупной итальянской компанией. Я думаю, что недели через две мы подпишем с ней стратегическое соглашение, благодаря которому наши планы станут более реальными.
Объявляя о создании медиагруппы, вы сообщали, что компания будет также работать в жанре документального и игрового кино.
— С игровым кино мы пока решили подождать: во-первых, сегодня здесь очень много участников, а, во-вторых, мы ждем подписания соглашения с итальянцами. Если с итальянцами все получится, тогда мы будем заниматься этим видом деятельности. Для игрового кино нужны совершенно другие деньги, большие деньги.
Что касается документального кино, то сейчас для этого создается команда. На "Говорит Москва" каждую пятницу выходит передача "Время России", где рассказывается об истории России, приводится мировая аналитика. Ведет передачу Аркадий Лисенков — хороший аналитик, международный финансист. И эти передачи станут основой документальных фильмов и книг. Это программа нового 2008 года.
Вы уже договорились с телеканалами о показе документальных фильмов?
— Это вопрос переговоров. Если эти фильмы будут интересны (а они будут интересны), то многие каналы согласятся купить их. Такие фильмы востребованы не только у нас, но и за рубежом. Я встречался с руководителями медиабизнеса в Болгарии и Чехии, они с удовольствием приобретут у нас эти фильмы: у одних присутствует некая ностальгия по союзу, другие — хотят поучиться на ошибках. Рынок для документального кино огромен, но это очень тяжелый продукт.
В июле "Бонавентура" выиграла очередной суд у правительства Москвы, но история еще не закончена. Как обстоят дела со "Столицей" сегодня?
— К сожалению, не самым лучшим образом. Два человека — это вице-мэр Виноградов и гендиректор Горелов — всячески нас туда не пускают. Я абсолютно уверен, что дело все-таки не в правительстве Москвы, а в этих двоих, которые чего-то недопонимают (а один просто боится за свое место). Ведь мы сразу предложили коммерчески интересный проект, но он был отвергнут. Мы до сих пор даже не включены в ревизионную комиссию, хотя являемся крупным акционером. На "Столицу" выделяются огромные бюджетные средства, и нас, я думаю, все догадываются по какой причине, не допускают в комиссию. Наверняка, очень сильно боятся, что мы узнаем некие секреты финансового менеджмента компании "Столица". И хотя мы взяли некий тайм-аут на наши сложные отношения со "Столицей", после всех выборов в стране мы снова займем очень активную позицию.
Но все-таки когда мы пришли и стали поднимать вопросы коммерческого наполнения "Столицы", начали публично критиковать позицию руководства телеканала, телеканал стал меняться в лучшую сторону. О чем это говорит? Появилась конкуренция интеллекта, которая заставила их работать по-другому. И сегодня телеканал "Столица" стал гораздо лучше.
Нам были сделаны предложения по покупке нашего пакета акций, но названная цена нас не устраивает, мы готовы ее обсуждать исходя из рыночных принципов. Считаю, что наша позиция правильная, разумная, она имеет перспективу. Наверно, у меня будет серьезный разговор с Юрием Михайловичем (Лужковым — прим. МедиаАтласа): Виноградов говорил, что ему сложно с ним говорить, и хочет, чтобы это сделали мы. Мы, конечно, найдем золотую середину, но если бы физические лица, с коммерческим уклоном в голове, участвовали в проекте, было бы намного лучше. Ушли бы от некоего монополизма, который присутствует в позиции гендиректора.
Интернет-направление группы представлено сайтом allrussia.ru. Как будет развиваться ресурс? Сейчас, как я понимаю, он полностью дотационный.
— В этот проект пока деньги вложил лично я, один. Мои партнеры должны подготовить коммерческую составляющую, наполнить ее. Конечно, он должен быть коммерческим. У нас уже есть несколько тысяч человек, которые готовы подписаться и получать информацию из той же Болгарии. Если говорить упрощено, сделать его коммерческим очень просто. Я бы хотел только, чтобы он по-иному выглядел. У него очень большое будущее.
Фактически вы создаете конкурента уже существующим информационным агентствам, РИА Новости, например.
— Может быть немного медленно. Но, безусловно, хотим это сделать. 
Источник: Media-Atlas.ru05.12.2007 http://www.lenizdat.ru/  Светлана Кравцова, МедиаАтлас.ру


Док. 518733
Перв. публик.: 05.12.07
Последн. ред.: 12.11.08
Число обращений: 92

  • Кичеджи Василий Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``