Аниматор Борис Казаков рисует прямо на пленкеНазад
Аниматор Борис Казаков рисует прямо на пленке
Ручные мультфильмы
Сначала ты ничего не понимаешь. Потом смотришь пленку второй, третий, четвертый раз... восхищаешься и требуешь продолжения. Авторские мультфильмы Бориса Казакова берут в плен постепенно, но потом не отпускают. На стареньком аппарате под музыку с обыкновенной кассеты воспроизводится то, аналогов чему нет во всем мире. И пусть говорят, что вручную кадры прорисовывал еще Эйзенштейн. Так, как Борис, с "движущимися картинками" никто не работал.
Казаков - человек уникальный. И дело его жизни тоже. Хотя сам художник так не считает: "Рисую мультфильмы, ну и что? Много нас из Школы инженеров искусств этим занимались". Мультфильмы Борис рисует вручную, кадр за кадром нанося на обычную 35-миллиметровую пленку свои сюжеты. В ход при этом идет все: от фломастеров и туши до лака для ногтей. Инструменты тоже не всегда стандартные. Бывает, иголкой карябает по пленке или спичкой какую-нибудь завитушку подправляет.
На выходе получаются анимационные фильмы, абсолютно не похожие на шедевры Уолта Диснея. Ведь Борис помещает своих героев как бы в параллельный мир. Часто он наносит на пленку авторское изображение, не стирая того, что зафиксировано на ней изначально. Вот и получается: мультяшные персонажи шустро двигаются по экрану, взаимодействуя с реальными людьми и природой. Зрелище это, немного мистическое, захватывает. Герои Казакова врезаются в плоть человека, "прорастают" из нее незаметно и безболезненно, но под их влиянием все вокруг меняется.
Первый мульт-опыт Борис получил в начале 90-х, когда Школа инженеров искусств под предводительством Инала Савченкова встретилась с Сергеем Курехиным. Композитор просил ребят сделать авторский мультфильм на "Ленфильме", но с условием - музыку он напишет сам. Что бригада художников (в которой был Борис) с удовольствием и осуществила.
Мультфильм коллажный, называется "Стрела амура". Казаков считает, что у "шедевра" есть недостатки. Он получился слишком длинным, без конкретного сюжета. Зато там много чудесной музыки Курехина и обилие его фотографий. "Сергей мог бы по-другому выглядеть в качестве героя, но, к сожалению, его актерский талант в фильме не раскрылся. Хорошо бы показать Стрелу амура на Скифе...". Школа инженеров искусств радеет за это, собирается заново заняться "Стрелой", развить ее и немного переделать.
Самостоятельная работа на ниве анимации принесла автору большой успех. Поездку "Птенцов моря" на фестиваль в Оберхаузен (Германия) профинансировало Госкино. "Как меня принимали? Хлопали. А там всему хлопают, немцы люди воспитанные!" - смеется художник. Тем не менее, за "Птенцов" он получил Специальный приз кинокритиков. В 2000 году, после Роттердамского интернационального фестиваля, копии "Птенцов моря" и его же "Колов" куплены для Амстердамского киномузея.
"Колы", пожалуй, самая монументальная работа Бориса. Этот мультфильм собрал наибольшее количество призов. Покорил и "Киношок", и нашу Гильдию киноведов, и заграничных творцов. Создан он в том же черно-белом ключе, что и "Птенцы моря". Но уже на основе кинопленки конкретного фильма - "Серебряные головы" Юфита. Сюжет режиссера сохранен, лишь урезан по хронометражу. В изображение вторглись карандаш и перо, удачно его преобразив.
Свои мультфильмы Борис делает в знаменитой "Деревне художников" в Шувалово-Озерках, где и проживает последние 10 лет. Стол его завален многометровыми мотками пленки. Рядом стоит краса и гордость мастерской - старый проектор "КН-13". Таких сейчас не выпускают. Но у коллекционеров или в каком-нибудь сельском клубе, пожалуй, можно достать.
Создание рисованного "дитяти" - процесс трудоемкий. Для того чтобы на экране изображение "звучало" минуту, автор должен изрисовать 1440 кадров (!). Это примерно 30 метров пленки. На "Колы" ушло два месяца, а его протяженность всего-то 8 минут. Трудится Борис над работами один. Если бы можно было пригласить несколько подмастерьев, процесс ускорился бы. "Но как это скажется на качестве - неизвестно..."
Кстати, Борис, хоть и любит коллажирование, активно экспериментирует в других жанрах. "Сирены Титана" он нарисовал на чистой пленке, применив технику офорта. Фильм идет под музыку "Новых композиторов". Питерские музыканты охотно сотрудничают с режиссером, практически для каждого мультфильма есть свой звуковой ряд.
Казаков утверждает, что не знает, что такое вдохновение: "Мультфильмы - моя работа. А КПД зависит от наличия внутреннего ресурса". Он явно скромничает. Без вдохновения таких порывов и экспериментов, а главное - такой преданности делу - не бывает. Ведь, по большому счету, мультфильмы не приносят автору никакого дохода. Несмотря на то, что Казаков пользуется популярностью в арт-кругах, а его творения отмечают на фестивалях, повального увлечения "ручными" мультами в стране пока не наступило. Их не тиражируют и не продают. У Бориса практически нет последователей.
Правда, брезжит надежда, что "заграница нам поможет". Финны пару раз приезжали к Казакову на мастер-классы и по весне собираются еще. В родном же Питере пока тихо... Борис какое-то время вел студию для детей, несколько мальчиков и девочек "загорелись" новым жанром, сделав очень интересные работы. Теперь художник пытается расшевелить взрослых. Студенческий клуб при Эрмитаже стал местом воплощения его мульт-идей. Из тех километров пленки, что наделали студенты, он собирается смонтировать новый фильм - так сказать, best off.
"Мне бы хотелось, чтобы мое дело жило и развивалось! Если один человек из ста после знакомства со мной начал рисовать на пленке, считаю - результат есть! Приходите, все расскажу и покажу", - обещает Борис. Но на его клич прореагировали пока отпрыски друзей-художников из "деревни". Они время от времени просят устроить мульт-просмотр, после чего берутся за кисть и фломастеры. Жена тоже иногда рисует кадры.
...На вопрос, для кого же он делает эти "странные" мультики, Борис ответил философски: "Я делаю то, что я сам не прочь посмотреть!" Это его творческий принцип во всем. Картины, которые пишет художник, далеки от классического реализма. Зато - безумно интересны. Про рынок и массового зрителя творец не думает. И правильно. "Удовольствие от процесса - вот гарантия того, что все в конечном итоге получится".
Это срабатывает. Последний мультфильм Бориса являет собой экранизацию культового произведения митька Владимира Шинкарева "Максим и Федор". Новелла под названием "Сад камней" уже увидела свет (вернее, экран). А так как в "Максиме и Федоре" много частей, Казаков собирается довести это дело до победного конца, постепенно создав анимационную эпопею "по мотивам" бестселлера Шинкарева.