В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Аниматор Борис Казаков рисует прямо на пленке Назад
Аниматор Борис Казаков рисует прямо на пленке
Ручные мультфильмы

Сначала ты ничего не понимаешь. Потом смотришь пленку второй, третий, четвертый раз... восхищаешься и требуешь продолжения. Авторские мультфильмы Бориса Казакова берут в плен постепенно, но потом не отпускают. На стареньком аппарате под музыку с обыкновенной кассеты воспроизводится то, аналогов чему нет во всем мире. И пусть говорят, что вручную кадры прорисовывал еще Эйзенштейн. Так, как Борис, с "движущимися картинками" никто не работал.

Казаков - человек уникальный. И дело его жизни тоже. Хотя сам художник так не считает: "Рисую мультфильмы, ну и что? Много нас из Школы инженеров искусств этим занимались". Мультфильмы Борис рисует вручную, кадр за кадром нанося на обычную 35-миллиметровую пленку свои сюжеты. В ход при этом идет все: от фломастеров и туши до лака для ногтей. Инструменты тоже не всегда стандартные. Бывает, иголкой карябает по пленке или спичкой какую-нибудь завитушку подправляет.

На выходе получаются анимационные фильмы, абсолютно не похожие на шедевры Уолта Диснея. Ведь Борис помещает своих героев как бы в параллельный мир. Часто он наносит на пленку авторское изображение, не стирая того, что зафиксировано на ней изначально. Вот и получается: мультяшные персонажи шустро двигаются по экрану, взаимодействуя с реальными людьми и природой. Зрелище это, немного мистическое, захватывает. Герои Казакова врезаются в плоть человека, "прорастают" из нее незаметно и безболезненно, но под их влиянием все вокруг меняется.

Первый мульт-опыт Борис получил в начале 90-х, когда Школа инженеров искусств под предводительством Инала Савченкова встретилась с Сергеем Курехиным. Композитор просил ребят сделать авторский мультфильм на "Ленфильме", но с условием - музыку он напишет сам. Что бригада художников (в которой был Борис) с удовольствием и осуществила.

Мультфильм коллажный, называется "Стрела амура". Казаков считает, что у "шедевра" есть недостатки. Он получился слишком длинным, без конкретного сюжета. Зато там много чудесной музыки Курехина и обилие его фотографий. "Сергей мог бы по-другому выглядеть в качестве героя, но, к сожалению, его актерский талант в фильме не раскрылся. Хорошо бы показать Стрелу амура на Скифе...". Школа инженеров искусств радеет за это, собирается заново заняться "Стрелой", развить ее и немного переделать.

Самостоятельная работа на ниве анимации принесла автору большой успех. Поездку "Птенцов моря" на фестиваль в Оберхаузен (Германия) профинансировало Госкино. "Как меня принимали? Хлопали. А там всему хлопают, немцы люди воспитанные!" - смеется художник. Тем не менее, за "Птенцов" он получил Специальный приз кинокритиков. В 2000 году, после Роттердамского интернационального фестиваля, копии "Птенцов моря" и его же "Колов" куплены для Амстердамского киномузея.

"Колы", пожалуй, самая монументальная работа Бориса. Этот мультфильм собрал наибольшее количество призов. Покорил и "Киношок", и нашу Гильдию киноведов, и заграничных творцов. Создан он в том же черно-белом ключе, что и "Птенцы моря". Но уже на основе кинопленки конкретного фильма - "Серебряные головы" Юфита. Сюжет режиссера сохранен, лишь урезан по хронометражу. В изображение вторглись карандаш и перо, удачно его преобразив.

Свои мультфильмы Борис делает в знаменитой "Деревне художников" в Шувалово-Озерках, где и проживает последние 10 лет. Стол его завален многометровыми мотками пленки. Рядом стоит краса и гордость мастерской - старый проектор "КН-13". Таких сейчас не выпускают. Но у коллекционеров или в каком-нибудь сельском клубе, пожалуй, можно достать.

Создание рисованного "дитяти" - процесс трудоемкий. Для того чтобы на экране изображение "звучало" минуту, автор должен изрисовать 1440 кадров (!). Это примерно 30 метров пленки. На "Колы" ушло два месяца, а его протяженность всего-то 8 минут. Трудится Борис над работами один. Если бы можно было пригласить несколько подмастерьев, процесс ускорился бы. "Но как это скажется на качестве - неизвестно..."

Кстати, Борис, хоть и любит коллажирование, активно экспериментирует в других жанрах. "Сирены Титана" он нарисовал на чистой пленке, применив технику офорта. Фильм идет под музыку "Новых композиторов". Питерские музыканты охотно сотрудничают с режиссером, практически для каждого мультфильма есть свой звуковой ряд.

Казаков утверждает, что не знает, что такое вдохновение: "Мультфильмы - моя работа. А КПД зависит от наличия внутреннего ресурса". Он явно скромничает. Без вдохновения таких порывов и экспериментов, а главное - такой преданности делу - не бывает. Ведь, по большому счету, мультфильмы не приносят автору никакого дохода. Несмотря на то, что Казаков пользуется популярностью в арт-кругах, а его творения отмечают на фестивалях, повального увлечения "ручными" мультами в стране пока не наступило. Их не тиражируют и не продают. У Бориса практически нет последователей.

Правда, брезжит надежда, что "заграница нам поможет". Финны пару раз приезжали к Казакову на мастер-классы и по весне собираются еще. В родном же Питере пока тихо... Борис какое-то время вел студию для детей, несколько мальчиков и девочек "загорелись" новым жанром, сделав очень интересные работы. Теперь художник пытается расшевелить взрослых. Студенческий клуб при Эрмитаже стал местом воплощения его мульт-идей. Из тех километров пленки, что наделали студенты, он собирается смонтировать новый фильм - так сказать, best off.

"Мне бы хотелось, чтобы мое дело жило и развивалось! Если один человек из ста после знакомства со мной начал рисовать на пленке, считаю - результат есть! Приходите, все расскажу и покажу", - обещает Борис. Но на его клич прореагировали пока отпрыски друзей-художников из "деревни". Они время от времени просят устроить мульт-просмотр, после чего берутся за кисть и фломастеры. Жена тоже иногда рисует кадры.

...На вопрос, для кого же он делает эти "странные" мультики, Борис ответил философски: "Я делаю то, что я сам не прочь посмотреть!" Это его творческий принцип во всем. Картины, которые пишет художник, далеки от классического реализма. Зато - безумно интересны. Про рынок и массового зрителя творец не думает. И правильно. "Удовольствие от процесса - вот гарантия того, что все в конечном итоге получится".

Это срабатывает. Последний мультфильм Бориса являет собой экранизацию культового произведения митька Владимира Шинкарева "Максим и Федор". Новелла под названием "Сад камней" уже увидела свет (вернее, экран). А так как в "Максиме и Федоре" много частей, Казаков собирается довести это дело до победного конца, постепенно создав анимационную эпопею "по мотивам" бестселлера Шинкарева.



02/02/2005
http://www.mk-piter.ru/

Док. 518672
Перв. публик.: 02.02.05
Последн. ред.: 12.11.08
Число обращений: 147

  • Казаков Борис Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``