Принятый в марте 2007 г. проект бюджета на 2008-2010 год, на мой взгляд, игнорирует потребности опережающих инвестиций в человеческий капитал. Он - инерционен. И эта инерция, как предполагается, сохранится еще на 3 года. Так, при общем росте расходов в реальном исчислении за три года на 18,1%, на образование доля расходов снижается с 5% в 2007 году до 4,2% в 2010 году, а на здравоохранение - с 3,8% до 4% .
Притом, что на оборону, безопасность и правоохранительную деятельность расходы вырастут в 1,5 раза. Это, очевидно, говорит о приоритетах правительства РФ. Как видно из анализа проекта бюджета, сделанного экспертами Счетной палаты, приоритеты развития потенциала человеческой личности в бюджетной политике отражены явно недостаточно .
В реальном выражении расходы на образование в целом несколько возрастают в 2008 году, а затем сокращаются, что обусловлено завершением реализации большей части мероприятий ПНП "Образование".
Практически неизменны (в реальном выражении) расходы на среднее и высшее профессиональное образование, молодежную политику и оздоровление детей.
Снижаются расходы на начальное профессионально образование, прикладные научные исследования в области образования и другие вопросы в области образования.
Резкий рост в 2010 году расходов на общее образование связан с резервированием бюджетных средств, передаваемых в форме межбюджетных трансфертов субъектам РФ на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство.
Сокращение в 2009-2010 гг. объема и доли расходов, предусматриваемых на культуру, кинематографию и средства массовой информации, в 2009-2010 годах по сравнению с 2007-2008 годами обусловлено уменьшением ассигнований, направляемых на проведение разовых мероприятий в сфере культуры и средств массовой информации, сокращением в 2009-2010 годах бюджетных ассигнований в рамках программы государственных внешних заимствований Российской Федерации, а также расходов инвестиционного характера.
При этом значительно сокращается доля расходов на периодическую печать и издательства.
Рост расходов предусмотрен только на проведение прикладных научных исследований.
При сокращении расходов в реальном выражении по разделу в целом в 2008 и 2009 году, к 2010 году они несколько превышают уровень 2007 года.
По подразделу скорая медицинская помощь основное снижение реальных расходов предусмотрено в 2010 году. Аналогичная картина наблюдается по подразделу физическая культура и спорт.
В структуре расходов по данному разделу основная их часть приходится на здравоохранение - 86,2% в 2010 году (как и в 2007 году).
Рост ассигнований на другие вопросы в области здравоохранения, физической культуры и спорта в 2008 году связан с увеличением бюджетных инвестиций в федеральные целевые программы, в строительство объектов общегражданского назначения, а также на международное сотрудничество. В 2009-2010 годах ожидается их снижение относительно уровня 2008 года.
Основное место в структуре расходов занимают бюджетные ассигнования на пенсионное и социальное обеспечение (в процентах к общему объему ассигнований по разделу, соответственно 67,1 - 81,6% и 30 - 29,3%).
При этом учет инфляционных процессов показывает, что при росте расходов на охрану семьи, материнства и детства, пенсионное и социальное обеспечение, расходы на социальное обслуживание население прогнозируются на уровне, незначительно превышающем уровень 2007 года, при снижении расходов на прикладные научные исследования и другие вопросы в области социальной политики.
Такой бюджет позволяет говорить, во-первых, о том, что заявления президента о приоритетах развития человеческого капитала не находят реального обеспечения в бюджете страны, а, во-вторых, что сама среднесрочная идеология и стратегия правительства остается по-прежнему инерционной, ориентированная прежде всего на сохранение нынешних макроэкономических тенденций.
Вопрос о том, что же делать? - риторический. В принципе общественное мнение к весне 2008 года пришло если не к консенсусу, то к самому общему пониманию больных точек и первоочередных мер в социальной политике. Так, С.Глазьев предлагает выделить несколько ключевых проблем, волнующих общество, и предложить конкретные планы их решения.
1. Запредельное социальное неравенство, вызывающее острое неприятие подавляющего большинства населения. Причина этого неприятия заключается не только в массовой бедности, но и в традициях русской и советской культуры, в которых фундаментальное значение имеет принцип социальной справедливости. Для решения этой проблемы необходимо:
- привести минимальную оплату труда в соответствие с прожиточным минимумом;
- удвоить оплату труда работникам бюджетной сферы, исходя из принципа выравнивания ее уровня со средней зарплатой в производственной сфере;
- исправить ранее сделанные ошибки в угоду недобросовестным предпринимателям и коррумпированным чиновникам - восстановить прогрессивную шкалу подоходного налога, налоги на наследство (на имущество, приобретенное после 1991 г.) и дарение;
- ввести прогрессивный налог на прирост капитала для собственников приватизированных предприятий (уплачиваемый с разницы между ценой приобретения активов в момент приватизации и ценой их продажи на рынке);
- ввести прогрессивный налог на земельные участки (начиная с 20 соток), используемые в частных потребительских целях;
- приступить к восстановлению дореформенных сбережений граждан (соответствующая программа разработана и может быть реализована в течение 8 лет).
2. Отсутствие перспективы самореализации для большинства молодых людей. Решение этой проблемы потребует серьезных системных и длительных усилий в следующих направлениях:
- реальная модернизация системы образования, ключевым звеном которой должно стать повышение оплаты и престижа труда учителя;
- организация доступного беспроцентного образовательного кредита с его погашением после трех лет с момента получения диплома;
- создание системы поддержки научно-технического и предпринимательского творчества молодых специалистов;
- льготная ипотека для молодых семей с частичным погашением кредита государством после рождения детей;
- восстановление системы профессионально-технического образования, финансируемого за счет федерального бюджета;
- резкое ужесточение наказания за распространение наркотиков;
- устранение брешей в ограничении оборота алкогольных напитков, "пробитых" лоббистами пивной и слабоалкогольной промышленности (включение пива и других слабоалкогольных напитков в число алкогольных);
- восстановление сетей детских садов, спортивных, музыкальных, художественных, языковых школ и секций, домов культуры, досуговых центров для детей и молодежи; восстановление права муниципальных властей заниматься этой деятельностью (исправление ошибки в распределении полномочий между уровнями власти).
3. Повышение уровня пенсий при одновременном завершении пенсионной реформы. Для этого целесообразно средства Стабфонда направлять не на дотирование текущих пенсионных выплат, а на формирование накопительной составляющей пенсионной системы.
В этих же целях может быть использована программа восстановления дореформенных сбережений с их целевым использованием в качестве пенсионных накоплений.
4. Дальнейшее наращивание жилищного строительства в рамках как уже принятых программ, так и развертывания новых с одновременным устранением образовавшихся узких мест. В том числе:
- бесплатное выделение земельных участков для массового жилищного строительства на условиях конкурса по минимизации цены квадратного метра жилой площади;
- резервирование соответствующих городских земель в муниципальной или государственной собственности;
- введение жестких антимонопольных мер в отношении цементной промышленности, реализация специальной программы модернизации и расширения промышленности стройматериалов;
- организация централизованного льготного кредитования модернизации жилищно-коммунального хозяйства;
- субсидирование процентных ставок по ипотечным кредитам.
5. Оздоровление населения, повышение продолжительности жизни.
Наряду с продолжением уже осуществляющихся мер в рамках нацпроекта Здоровье необходимо:
- реализовать крупномасштабную программу восстановления отечественной фармакологической промышленности на основе современных достижений молекулярной биологии, создать в этих целях государственную биотехнологическую корпорацию;
- развернуть широкое использование в современных технологий диагностики, основанных на достижениях клеточной медицины;
- ввести механизм реальной ответственности страховых медицинских кампаний за оказание качественных медицинских услуг их клиентам;
- сохранить многоканальную систему финансирования здравоохранения, существенно увеличив ассигнования из федерального бюджета на модернизацию сети государственных медицинских учреждений;
- развернуть кампанию борьбы с курением, повысить акцизы на табачные изделия до уровня развитых стран;
- кардинально повысить эффективность госконтроля за оборотом алкогольной продукции, разрешить местным и региональным органам власти вводить любые дополнительные ограничения.
Алексей Подберезкин - академик РАЕН, доктор исторических наук, профессор.
www.viperson.ru
12.11.2008
Док. 518570 Опублик.: 12.11.08 Число обращений: 88
Медведев Дмитрий АнатольевичПутин Владимир ВладимировичПодберезкин Алексей ИвановичПодберезкин Алексей Иванович
|