В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Андрей Царьков: Услуги ЖКХ: Новогодний рост цен Назад
Андрей Царьков: Услуги ЖКХ: Новогодний рост цен
Прошли праздники и зимние каникулы. Начались рабочие будни. А с ними пришло очередное, плановое, ежегодное повышение цен на энергоносители и, как следствие, на жилищно-коммунальные услуги.

С 1 января действуют утвержденные Федеральной и Региональной энергетическими комиссиями новые тарифы на услуги естественных монополистов. Это цены на энергоносители, прежде всего на газ, электричество, тепловую энергию. Учитывая, что энергоносители так или иначе "входят" в цену всех товаров, работ и услуг, то неизбежен рост цен на буквально все товары, работы, услуги. Или же предприятиям и организациям, кроме естественных монополистов, следует пересмотреть свои экономические показатели, где-то сэкономить, активнее применять энергосберегающие технологии и устанавливать приборы учета там, где их пока нет.

Для рядовых граждан повышение цен на энергоносители имеет одно неприятное последствие - вновь выросла стоимость жилищно-коммунальных услуг, среди которых такие строки наших платежей как "Содержание дома и придомовой территории", "Отопление", "Горячее водоснабжение", "Газ", "Электричество". И повышение произошло на законных основаниях, как бы мы не возмущались по этому поводу.

В целом нам обещали рост стоимости энергоносителей не более чем на 16 процентов. На заседании Тверской городской Думы в конце прошлого года спор разгорелся по поводу утвержденных Региональной энергетической комиссией несколько меньших процентов повышения, в районе 12 процентов. Размер платы за услуги ЖКХ по домам, находящимся в ведении МУП "ТДЕЗ", с 01.01.2007 г. установлен решением Тверской городской Думы N 267 от 06.12.2006 г. Например, ставка за услуги и работы по управлению многоквартирным домом стала 0,45 рубля с квадратного метра общей жилой площади (было 0,40 рубля). Рост 12,5 процентов. Капитальный ремонт для собственников, найм для нанимателей специализированного жилищного фонда - 3,14 рубля с метра, найм муниципального жилищного фонда - 4,26 рубля с метра. И так далее.

В самом решении ТГД жителям трудно будет разобраться. Легче сравнивать строки платежей до и после 1 января. Но в совокупности по всем строкам наших платежей рост квартплаты ожидается до 30 процентов. Сколько именно нам насчитают - посмотрим в платежке за квартиру за январь наступившего года. Новые тарифы на электрическую энергию известны уже сейчас. Для потребителей с газовыми плитами - 1,68 рубля за кВт/час электрической энергии (было 1,5 рубля), для потребителей с электрическими плитами - 1,18 рубля за кВт/час (было 1,05 рубля). Рост 12 процентов.
Почему растет стоимость услуг ЖКХ?

То, что тарифы ЖКХ вновь с Нового года выросли, понятно. Не ясно гражданам, почему при продолжающихся жилищно-коммунальных проблемах для всего населения страны рост качества услуг ЖКХ сильно отстает от роста стоимости услуг ЖКХ.

Ответ на данный вопрос чуть ли не государственная тайна. Как складываются тарифы ЖКХ, чиновники упорно нам объясняют на уровне детского сада. Понимаешь, мол, инфляция за год выросла, поэтому стоимость жилья, горячей воды, отопления и так далее, тоже должны вырасти с учетом инфляции. Иначе поставщики услуг ЖКХ будут иметь мало денег и не смогут оказывать жителям такие услуги. В общем, поясняют хотя и неубедительно, без приведения точного расчета и каких-либо конкретных цифр, но как крайне недалеким и ограниченным, да еще и пугают при этом последствиями, которые обязательно наступят, если цены не повысить. А как же дело обстоит на самом деле? Неизвестно. Работа Федеральной и Региональной энергетических комиссий, обоснование ими новых тарифов на энергоносители остаются непрозрачными для населения.

Зададимся вопросом о скрытности механизма ценообразования в системе ЖКХ. Экономические составляющие обоснования роста цен в этой жизненно важной отрасли экономики почему-то из года в год скрываются, на запросы общественности из года в год внятного ответа нет, а ответственные лица от жилищно-коммунального ценообразования отказываются от конкретного разговора на эту тему и даже просто от встречи с журналистами. Поступающей же информации явно недостаточно, чтобы можно было проверить независимыми специалистами обоснованность роста цен на энергоносители. А "нужные" объяснения на самом деле ничего не объясняют, а только раздражают. Особенно малообеспеченных и социально не защищенных граждан. Что же секретного в тарифах на услуги ЖКХ? Может быть, давление монополистов, стремящихся любой ценой получить сверхприбыли, которые и так нельзя назвать маленькими?
О плановых увеличениях тарифов на энергоносители

По сообщению РИА "Новости", распространенного по информационным сетям в конце прошлого года, федеральный бюджет запланирован на 2007 год с превышением доходов над расходами в один триллион 501,8 миллиардов рублей. Сами доходы вырастут по сравнению с 2006 годом на 13 процентов и составят 6 триллионов 965,3 миллиарда рублей. Расходы увеличатся на 26,3 процента и достигнут 5 триллионов 463,5 миллиарда рублей. Причем бюджетные расходы на финансирование ЖКХ снизятся на 7,7 процента до величины 49,4 миллиарда рублей (примерно 0,7 процента от доходов федерального бюджета или 0,9 процента от его расходов). Как мы видим, государство целенаправленно сокращает свое финансовое присутствие в системе ЖКХ.

Федеральная служба по тарифам утвердила максимальные индексы изменения тарифов на услуги ЖКХ и плату за жилье на 2007 год для населения по Тверской области в размере 116 процентов, то есть их рост на 16 процентов по отношению к 2006 году. Но по сообщению Агентства "Интерфакс" Минэкономразвития РФ устанавливает интересные цифры прогноза экономического развития Российской Федерации на 2007 - 2009 года. Так прогноз инфляции на 2007 год составляет 6,5 - 8 процентов (а рост тарифов ЖКХ 14 - 15 процентов, то есть в 1,9 - 2,2 раза больше, чем инфляция), на 2008 год инфляция 4,5 - 6 процентов (рост тарифов ЖКХ 10 - 12 процентов, то есть в 2,0 - 2,2 раза больше, чем инфляция), на 2009 год инфляция 4 - 5,5 процентов (рост тарифов ЖКХ 10 - 11 процентов, то есть в 2,0 - 2,5 раза больше, чем инфляция). Ясно видно: тарифы ЖКХ ежегодно растут с приличной прибылью для предприятий ЖКХ. И это нельзя обосновать только ростом инфляции, о которой нам столь часто говорят для обоснования роста тарифов ЖКХ.

А почему тарифы вообще должны расти в обязательном порядке ежегодно и с превышением темпов инфляции? Ведь одним из основных параметров рыночной экономики является соответствие внутренних расходов результатам экономической деятельности. Но монополисты ЖКХ никак адекватно не связывают свои расходы с доходами, устанавливая в столь льготных для себя общегосударственных условиях уровень собственного потребления сверх экономически обоснованного, особенно собственные заработные платы руководящего состава. Вот и сегодня монополисты, из года в год тратя на зарплаты и иные выплаты свои изначально прибыльные ресурсы, жалуются на острый недостаток денежных средств, вводят ограничения для регионов по энергоресурсам и пугают своими созданными ими же проблемами, дабы добиться очередного необоснованного роста тарифов на услуги ЖКХ. К счастью, ограничения по потреблению энергоресурсов населения коснуться не должно, но рост тарифов населения обязательно касается.

Монополисты ЖКХ находятся в льготных условиях ко всей экономике России

Если, как нам из года в год сообщается органами власти и управления, причина роста тарифов ЖКХ в основном заключается в росте инфляции, то почему же из года в год рост тарифов ЖКХ упорно планируется в интересах жилищно-коммунальных монополистов со столь значительным превышением уровня инфляции? Не говоря уже об отсутствии адекватного роста качества услуг ЖКХ. Причем не происходит и адекватного увеличения реальных доходов большинства граждан России. А статистические данные о росте доходов населения со значительным усреднением показывают рост доходов гипотетического среднестатистического гражданина России, куда входят и сверх доходы верхушки общества и скромные и не отражающие роста инфляции социальные компенсации наиболее незащищенных категорий граждан. Вспомните социальные прибавки для пенсионеров и иных категорий граждан, которые в 2006 году оказались ниже уровня роста инфляции.

Получается интересная картина экономически неравных позиций разных отраслей экономики и отдельных предприятий внутри отраслей в условиях современной России. Если, например, средний рост тарифов ЖКХ по России на 2007 год запланирован в 14 - 15 процентов, а инфляция прогнозируется в 6,5 - 8 процентов, то в начале года монополистов ЖКХ "одаривают" необоснованным ростом тарифов, что вызывает новогодний скачок инфляции, а после вся страна расплачивается за резкий рост инфляции своими экономическими показателями отдельно взятых предприятий, семейных бюджетов и граждан, пытаясь за счет затягивания поясов и ограничения собственных расходов сдержать инфляцию на плановых показателях. А почему мы должны платить за экономические привилегии монополистов ЖКХ, ущемляя себя во многом?

Есть и другая сторона проблемы. Если гражданин задолжал жилищно-коммунальным организациям по платежам за их услуги, то с него быстро и без задержек взыщут и долг, и пени, и возможные иные платежи, в том числе по суду. Словно на данном финансовом пути горит постоянный "зеленый" свет. В обратную финансовую сторону движение гораздо сложнее и неприятнее. Если нам что-либо задолжали жилищно-коммунальные организации, то чаще всего всеми правдами и неправдами нам рекомендуют такие долги забыть. Или же долги просто не признаются, создаются реальные и мнимые проблемы по доказыванию самого факта долга нам (не оформляются акты, например, или отказываются их подписывать).

И все же. С 1 января 2007 года вновь выросли тарифы на энергоносители и стоимость жилищно-коммунальных услуг. Вопрос обоснованности такого роста остается открытым. А пока нам следует экономнее расходовать те ресурсы, которые имеем, и заставлять делать перерасчет предприятия ЖКХ, если какие-либо из услуг ЖКХ нам не додают по качеству и по количеству.


www.tsarkov.grafportal.ru

09 января 2007 года (Вариант статьи впервые опубликован в газете "Тверские ведомости")

Док. 518539
Перв. публик.: 09.01.07
Последн. ред.: 12.11.08
Число обращений: 84

  • Царьков Андрей Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``