В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Выступление представителя России О.С.Мальгинова на пленарном заседании 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пункту 58 повестки дня `Доклад Совета по правам человека`, Нью-Йорк, 4 ноября 2008 года Назад
Выступление представителя России О.С.Мальгинова на пленарном заседании 63-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН по пункту 58 повестки дня `Доклад Совета по правам человека`, Нью-Йорк, 4 ноября 2008 года
Г-н Председатель,

Мы выражаем благодарность Его Превосходительству послу Мартину Уомойбхи, Председателю Совета ООН по правам человека, за представление доклада о работе Совета.

Создание Совета по правам человека стало важным этапом продолжающейся реформы ООН. Убеждены, что преобразование главного межправительственного правозащитного органа системы ООН из функциональной комиссии ЭКОСОС во вспомогательный орган Генассамблеи стало существенным шагом в плане признания важности вопросов прав человека и их места в ряду приоритетов Организации. Полагаем, что в ходе предстоящего обзора деятельности Совета необходимо будет системно оценить достоинства и недостатки СПЧ, его спецпроцедур и механизмов с тем, чтобы принять необходимые решения по изменению или уточнению статуса, мандата, состава, повестки дня, а также программы работы этого органа. И крайне важно, чтобы этот процесс анализа первых итогов работы Совета начался уже сейчас, в год 60-летия Всеобщей декларации прав человека, когда все мы думаем над тем, как сделать инструментарий ООН по правам человека более результативным и востребованным всеми народами и каждым человеком в отдельности.

Г-н Председатель,

По нашему мнению, одной важнейших функций Совета, которую он призван осуществлять в соответствии с положениями резолюции 60/251, является проведение универсального периодического обзора положения в области прав человека в государствах - членах ООН. Россия поддержала учреждение данной процедуры в надежде, что проведение такого обзора на равноправной и взаимоуважительной основе будет способствовать снижению градуса конфронтации в межгосударственном сотрудничестве по правам человека.

Убеждены, что в перспективе процедура универсального периодического обзора должна будет полностью заменить в значительной степени дискредитировавшую себя практику внесения однобоких и политизированных страновых резолюций по правозащитной ситуации в отдельных странах. Одновременно подтверждаем необходимость строгого следования имеющимся межгосударственным договоренностям по модальностям проведения обзора, в том числе по вопросу о вкладе в него разных категорий участников процесса.

Г-н Председатель,

Одним из важнейших инструментов, при помощи которых Совет по правам человека призван выполнять свой мандат, является система специальных процедур, унаследованная Советом от Комиссии по правам человека. К сожалению, наряду с несомненными достоинствами, спецпроцедуры имели и значительные недостатки, за которые порой подвергались обоснованной критике.

В этой связи с удовлетворением отмечаем, что за прошедшие два года с момента создания СПЧ данная система прошла через процесс критического осмысления и получила институциональное подкрепление. Важным итогом этих процессов стало приведение в соответствие основных направлений деятельности мониторинговых правозащитных процедур с основными параметрами мандата самого Совета. Функционирование правозащитных механизмов теперь эволюционирует в сторону деполитизации, залогом чего стал принятый по инициативе государств - членов ООН и утвержденный на 62-й сессии Генассамблеи Кодекс поведения спецпроцедур. Хотелось бы надеяться, что дальнейшее развитие этой системы будет двигаться в том же направлении.

Г-н Председатель,

Институциональное строительство Совета ООН по правам человека сопровождалось также становлением новых форм отношений между государствами и гражданским обществом, без которых Совет был бы не в состоянии реализовать свой потенциал. Россия надеется, что в основе взаимодействия Совета с неправительственным правозащитным сообществом будут лежать принципы взаимной ответственности и конструктивного диалога.

Г-н Председатель,

Россия поддерживает инициативы, направленные на более активное участие Совета по правам человека в обзоре основных направлений деятельности Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (УВКПЧ), включая вопросы планирования, реализации и рационализации программ Управления на глобальном, региональном и страновом уровнях. Убеждены, что взаимоотношения между Советом и УВКПЧ должны носить транспарентный характер и предполагать четкую "обратную связь".

Считаем также, что в отношениях Совет по правам человека - УВКПЧ должны применяться те же самые принципы, которые действовали между Управлением и упраздненной Комиссией ООН по правам человека, в том числе в аспекте подотчетности. Исходим из того, что положения резолюции 48/141 в части, касающейся мандата Комиссии, применяются по аналогии к мандату Совета по правам человека. В более общем плане конечной целью этих усилий и взаимодействия должно стать устранение дублирования в работе всех элементов системы ООН в области прав человека, которые, в свою очередь, должны не конкурировать, а дополнять друг друга.

Г-н Председатель,

Венская декларация и Программа действий подтвердила принцип равенства всех прав человека, их взаимосвязанности, взаимозависимости и взаимодополняемости. В этой связи хотели бы вновь призвать Совет по правам человека в своей деятельности уделять одинаковое внимание всем категориям правозащитных норм и стандартов. Убеждены, что данный принцип должен являться базовым при определении приоритетов и программы работы Совета как на ближайшую, так и на долгосрочную перспективу.

Полагаем также, что Совету следовало бы уделить должное внимание и некоторым другим концептуальным вопросам. В частности, с учетом важности межцивилизационного и межкультурного компонентов в деятельности ООН в целом, полагаем уместным, чтобы главный межправительственный правозащитный орган занялся вопросом о соотношении и взаимном влиянии норм и стандартов в области прав человека и традиционных ценностей. Убеждены, что универсальные стандарты в области прав человека черпают истоки именно в различных цивилизациях и культурно-исторических традициях различных обществ. Именно это объединяет нас в приверженности правам человека, а не разъединяет. Думается, хорошую "базу" для такого подхода заложило специальное заседание Совета в марте этого года.

Г-н Председатель,

Совет ООН по правам человека находится лишь на начальном этапе своего становления. Сможет ли он реализовать возлагаемые на него надежды, во многом зависит от нас как государств-членов. Залогом успеха должны стать готовность выслушивать друг друга, учитывать и уважать чужое мнение, а также следовать согласованным и принятым нами самими решениям. Призываем партнеров из числа государств-членов, а также представителей гражданского общества учесть данные моменты с тем, чтобы сделать Совет по правам человека подлинно эффективным и действенным органом.

Благодарю Вас.


11 ноября 2008 года

www.mid.ru

Док. 518526
Перв. публик.: 11.11.08
Последн. ред.: 12.11.08
Число обращений: 25

  • Мальгинов Олег Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``