Якутия намерена построить мост через реку Лена на три года раньше намеченного срока
Железная дорога существенно облегчит северный завоз
Власти Якутии предложили Минтрансу перенести начало строительства автомобильно-железнодорожного моста через реку Лену с 2013 на 2010 год, не дожидаясь завершения прокладки железной дороги Беркакит - Томмот - Кердем.
Об этом было заявлено на III Дальневосточном экономическом форуме.
По словам руководителя Федерального агентства железнодорожного транспорта Геннадия Петракова, мост через Лену должен соединить республиканскую столицу с сетью железных дорог.
"В 2013 году будет достроена магистраль Беркакит - Томмот - Кердем. Её конечным пунктом станет посёлок Нижний Бестях, расположенный на правом берегу Лены, напротив Якутска. Здесь, кроме сортировочной станции, предполагается построить вагонное и локомотивное депо, а также терминал для работы с контейнерными грузами", - отметил Геннадий Петраков.
В конце сентября Главгосэкспертиза дала положительное заключение проекту строительства мостового перехода. Его длина составит 3,1 км. Мост спроектирован в двухуровневом варианте: в нижнем расположится однопутный железнодорожный проезд, в верхнем - двухполосная автострада. Реализация проекта стоимостью 50 млрд руб. будет идти в рамках федеральной целевой программы "Развитие транспортной системы России. 2010 - 2015 годы".
Согласно программе, начать строительство моста, а также продлить железнодорожную линию на 100 км до Якутска планируется после сдачи участка Томмот - Кердем. В прокладку линии инвестируют более 30 млрд руб. Кроме того, на левом берегу Лены будет создан транспортно-логистический комплекс.
"На стыке наземных (мост через Лену соединит и строящиеся широтные автотрассы "Колыма", "Вилюй" и "Амга". - Ред.), речных, воздушных путей сообщения сформируется крупнейший в регионе перевалочно-распределительный узел. Здесь наладят эффективное взаимодействие всех видов транспорта", - сказал заместитель председателя правительства Якутии Анатолий Скрыбыкин.
Вместе с тем республиканские власти настаивают на том, что строительство моста нужно начать раньше и не ждать, пока железная дорога дойдёт Кердема.
"Сейчас только 4% территории Республики Саха имеют круглогодичное наземное сообщение. В большинство районов грузы доставляются по реке Лене и её притокам или арктическими морями. Но речная навигация длится всего три с половиной месяца, морская - не более двух. С приходом железной дороги в Якутск снижение затрат по завозу в регион ресурсов составит от 30 до 70%. Республика сможет ежегодно экономить от 2 до 15 млрд руб.", - пояснил заместитель председателя правительства Якутии Анатолий Скрыбыкин.
Возведение перехода, учитывая, что работы будут вестись при аномально низких и высоких температурах, продлится минимум 6 лет. А значит, первые поезда по этому инженерному сооружению пройдут не ранее 2019 года. Ускорение же начала строительства сэкономит только на северном завозе от 6 до 45 млрд руб. "Кроме того, повысится конкурентоспособность предприятий по производству минеральных удобрений, лесопереработки, чёрной металлургии, нефтепереработки и газохимии", - говорит Анатолий Скрыбыкин.
Активизируются и пассажирские перевозки. В настоящее время 70% от всего пассажиропотока в республике приходится на авиатранспорт. А когда на левом берегу Лены появится станция Якутск-пассажирский с железнодорожным вокзалом, поездки на дальние расстояния станут более доступными.
"Якутский транспортный узел приобретёт статус центра пассажирских перевозок, здесь будет происходить основной прирост пассажирского движения", - сказал заместитель председателя правительства Якутии.
Он также отметил, что необходимо внести в федеральную целевую программу "Развитие транспортной системы России. 2010 - 2015 годы" коррективы и по стоимости проекта. В настоящее время смета оценивается уже не в 50 млрд руб. (цены 2007 года), а в 61,7 млрд руб.
Однако, как заявил заместитель министра транспорта РФ Андрей Недосеков, сумму, установленную в программе, изменить нельзя.
"Денег больше не становится, перемещать нечего. Давайте посмотрим, что можно сделать, чтобы мост стал дешевле. Что касается переноса сроков, найдите возможность сместить подготовительную работу, чтобы в 2013 году мы уже начали полномасштабную стройку, а не только приступили к возведению временных рабочих городков", - предложил заместитель министра.
В то же время, уточнил Андрей Недосеков, Минтранс поддерживает идею создания в Якутске крупного логистического центра и готов помогать республиканским властям в вопросах выбора территории, отвода земель, перевода лесов в категорию промышленных, а также привлечения частных инвесторов на конкурсной основе.