В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Основные направления госстратегии развития жилищной реформы, итоги заседания правительства РФ; реформа жилищно-коммунального хозяйства Назад
`Эхо Москвы`: Основные направления госстратегии развития жилищной реформы, итоги заседания правительства РФ; реформа жилищно-коммунального хозяйства
Тема :     основные направления госстратегии развития жилищной реформы, итоги заседания правительства РФ; реформа жилищно-коммунального хозяйства;
Передача :     Интервью
Ведущие :     Александр Климов
Гости :     Анвар Шамузафаров


В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Анвар Шамузафаров, председатель Госкомитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.
Эфир ведет Александр Климов.

А.КЛИМОВ: Речь сегодня на заседании правительства шла о жилищной реформе - большая программа, рассчитанная на 2001-2005 годы. Вот одна цитата из Владимира Путина, которую Вы, кстати, и приводили после, по-моему, заседания: "Жилищная программа является основной как для каждой отдельной семьи, отдельных слоев населения, так и для всей экономики страны. Программа развития жилья в России должна стать приоритетной". Сразу я вспоминаю конец 80-х годов, когда нам уже пообещали к 2000 году каждой семье - отдельную квартиру. Нам опять что-то пообещали?
А.ШАМУЗАФАРОВ: Нет, как раз программа сегодняшнего правительства отличается крайней реалистичностью. Владимир Владимирович во время своей вступительной речи говорил о том, что ничего такого, что мы не могли бы выполнить, мы обещать не будем. Он не обещал этого даже во время предвыборной кампании. Сейчас предвыборная кампания кончилась, тем более, сейчас мы никого обманывать не собираемся.
А.КЛИМОВ: Что мы реально можем по части жилья?
А.ШАМУЗАФАРОВ: На заседании правительства сегодня рассматривались практически все аспекты решения жилищной проблемы. Обсуждались вопросы того, как надо будет помогать решать жилищную проблему тем семьям, которым федеральное правительство обязано оказывать помощь (это военнослужащие, уволенные в запас), как решать проблему для переселенцев, для лиц, которые пострадали от аварий и прочее. Но одновременно рассматривались вопросы того, что нужно сделать для того, чтобы жилищную проблему могла решить любая семья, какие акты должно принять федеральное правительство, какие акты надо подготовить для Государственной Думы, для Совета Федерации, как выстроить в целом стратегию для того, чтобы жилищная реформа начала осуществляться более энергичными темпами.
А.КЛИМОВ: Хотя бы несколько конкретных составных частей этой программы, такой широкой?
А.ШАМУЗАФАРОВ: Во-первых, составной частью является строительство жилья. Обсуждались вопросы того, за счет каких механизмов стимулировать жилищное строительство. Потому что сегодня картина коренным образом изменилась по сравнению с тем, что было, например, 10 лет назад. Тогда людям предоставляли жилье по мере реализации государственной программы жилищного строительства. Сейчас эта государственная программа жилищного строительства свернута, она не очень обширная, да это и не нужно. Нужно создать условия, чтобы люди могли сами улучшать свои жилищные условия. В качестве предложений было дальнейшее развитие ипотечного жилищного кредитования. Было заседание правительства в конце прошлого года, было принято постановление правительства. Почему, тем не менее, ипотека развивается вяло? Почему не происходит решительного сдвига, например, в развитии ипотечного жилищного кредитования? Такие вопросы рассматривались сегодня. Ответом может явиться то, что оказалось, что мы еще не достаточно подготовлены для развития ипотеки на законодательном уровне. Мы сейчас подготовили энное количество законодательных актов, которые завтра вносим в правительство Российской Федерации. Это поправки в закон об ипотеке, это поправки в старый жилищный кодекс России и это закон об ипотечных ценных бумагах. И в Москве создано Московское агентство по ипотечному жилищному кредитованию, и такое же агентство существует на федеральном уровне. Для того, чтобы эти агентства организовали процесс предоставления долгосрочных ипотечных кредитов, необходимо получить лицензию Банка России. Банк России лицензию выдать не может, поскольку для этого нужно, чтобы появилась определенная запись в каком-то из федеральных законов. Это явилось причиной, сдерживающей развитие ипотечного жилищного кредитования, поскольку для того, чтобы развивать ипотеку, нам нужно внедрить новый класс финансовых учреждений в нашу практику. А для этого нужна нормативная база.
А.КЛИМОВ: Те же ипотечные банки, например, да?
А.ШАМУЗАФАРОВ: Да, что-то наподобие ипотечных банков.
А.КЛИМОВ: Просчитывалась вообще потребность в жилье в нашей стране на федеральном уровне? Сколько надо, чтобы эту страну накормить жильем?
А.ШАМУЗАФАРОВ: Это абсолютно советский подход, такого у нас уже не делается. Сейчас мы должны подготовить такие механизмы, которые бы удовлетворяли платежеспособный спрос. А платежеспособный спрос возникает в зависимости от того, какие у нас механизмы существуют. Сегодняшние механизмы у нас таковы, что платежеспособный спрос у нас не очень высокий. Не очень большое количество людей могут сразу выложить большую сумму денег, для того, чтобы приобрести жилье. И спрос у нас пока не очень большой. Спрос будет расти в зависимости от того, будем мы развивать систему ипотечного жилищного кредитования или нет. Владимир Владимирович говорил о том, что это нужно сделать обязательно, для того чтобы решать другие проблемы, структурные проблемы, проблемы структурной перестройки экономики в целом. Такие вопросы ему задавали, и мне задавали, когда я его сопровождал и когда я его не сопровождаю, в других поездках задают директора предприятий. Им нужно закрыть убыточное предприятие. Что делать с рабочими? Куда их переселить? Как их переселить? У нас в ситуации неразвитости наших рыночных институтов, институтов, связанных с предоставлением долгосрочных кредитов, нужно просто объявлять всероссийскую программу, нужно искать деньги в бюджетах всех уровней и прочее.
А.КЛИМОВ: А не приведет ли это все к тому, как это было в начале 60-х годов, когда была задача: надо переселить людей из бараков и подвалов - и понаставили этих пятиэтажек, с которыми теперь мэры всех городов не знают, что делать. Не получится сейчас, что понаставят тысячи квадратных метров жилья плохого качества, из которых лет через 10, 15, 20 вновь нужно будет переселять людей?
А.ШАМУЗАФАРОВ: Почему-то у нас сейчас сложилось впечатление, что пятиэтажки - это плохое жилье. Это прекрасное жилье. Если посмотреть, как живут американцы, на которых мы всегда уповаем и с которыми мы сравниваем свою жизнь, средний американец живет в обычном стандартном жилом доме, который очень сильно напоминает наши "хрущевки". Внутри эти квартиры хуже, чем наши "хрущевки". И сказать, что это плохое жилье, нельзя. Может быть, оно плохое, потому что у него плохие тепло-технические качества, может быть, это не очень теплый дом, может быть, нужны большие затраты, для того, чтобы содержать такое жилье. Но по планировочному решению это нормальное жилье, жилье европейского стандарта. Такое жилье и во Франции у людей со средними достатками, и во всех других странах мира. Другое дело, что, может быть, эти квартиры перенаселены. Может быть, нужно было бы, чтобы в трехкомнатной квартире жила семья не из трех, а из двух человек. Но, в принципе, это нормальное жилье, и так уж сильно самобичевать себя не нужно. У нас не хуже условия в этом смысле, чем в любых других странах мира, включая и Америку.
А.КЛИМОВ: Я бы не разделял здесь Вашего оптимизма. Тем более, я сам живу в пятиэтажке. Но уж коли мы коснулись содержания, то в коммунальном хозяйстве какие-то нововведения предполагаются?
А.ШАМУЗАФАРОВ: Да, достаточно большое нововведение, а именно: те дотации, которые бюджет платил предприятиям жилищно-коммунального хозяйства, сегодня принято решение переключить конкретно на потребителя.
А.КЛИМОВ: Каким образом?
А.ШАМУЗАФАРОВ: У нас в стране уже существует достаточно развитая система жилищных субсидий. Эти центры жилищных субсидий есть в каждом муниципальном образовании, абсолютно в каждом, за исключением Чеченской республики. Но я думаю, что и в Чеченской республике мы в ближайшее время эти центры создадим. Люди обращаются в эти центры, если им не хватает денег для того, чтобы оплачивать жилье и коммунальные услуги. Там проводится расчет того, сколько нужно этому человеку доплачивать, и эта система достаточно хорошо работает. Сегодня компенсация субсидий, которые предоставляются гражданам, составляет всего-навсего один процент от тех средств, которые идут на оплату жилья и коммунальных услуг. Мы разработали программу таким образом, что количество средств, которые будут передаваться населению на то, чтобы население оплачивало жилье и коммунальные услуги, вырастет в 15 раз.
А.КЛИМОВ: Кто-нибудь подсчитывал, сколько стоит вся эта программа с 2001 до 2005 года?
А.ШАМУЗАФАРОВ: Я могу сказать вообще сколько стоит то, чтобы оплатить жилье и коммунальные услуги. В целом по стране это 320 миллиардов рублей. Жилищная программа - это самая дорогая программа из всех, какие только существуют в России. Другое дело, как эти деньги расходуются и какие механизмы есть выплаты этих денег. Если собрать все, что платят семьи, - а они платят от этих 320-ти миллиардов рублей 40 процентов, оставшуюся часть платят предприятия или бюджеты всех уровней, - в общем, это колоссальные суммы. У нас в стране, к сожалению, действует исключительно неэффективная система использования этих средств. Сегодняшнее заседание было посвящено тому, как это кривое зеркало, в котором кривая действительность, которая у нас существует, как выправить и сделать ее логичной и простой.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Анвар Шамузафаров, председатель Госкомитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству.



30.03.2000
http://echo.msk.ru/

Док. 518009
Перв. публик.: 30.03.00
Последн. ред.: 10.11.08
Число обращений: 313

  • Шамузафаров Анвар Шамухамедович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``