В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Жилищная политика Назад
`Эхо Москвы`: Жилищная политика
Тема :     жилищная политика: основные направления, перспективы; программа по строительству малогабаритного жилья
Передача :     Интервью
Ведущие :     Александр Климов
Гости :     Анвар Шамузафаров

В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" председатель Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Анвар Шамузафаров.


А. КЛИМОВ - Мы все сейчас живем в ожидании программы развития России до 2010 года. Сегодня на совещании у премьера Касьянова было объявлено, что к середине этого месяца она будет уже полностью сверстана. Хотелось бы знать предложения, которые внесены со стороны Госстроя в эту программу.
А. ШАМУЗАФАРОВ - Сейчас министерства и ведомства рассматривают программу, которая была разработана Центром стратегических разработок. Все министерства и ведомства до 1 числа должны были представить свои замечания, предложения по этой программе. Я могу рассказать о том, что Госстрой России замечаний к программе, разработанной под началом Германа Грефа, не дал. Поскольку мы на предварительном этапе достаточно плотно работали с Центром стратегических разработок, и те части программы, которые касаются части деятельности Госстроя России, являются совместным трудом Центра стратегических разработок и Госстроя России. Наши разработки рассматривались совместно 30 марта этого года на заседании правительства РФ под председательством только что тогда избранного президента РФ Владимира Владимировича Путина. И основные направления нашей деятельности были одобрены на этом заседании правительства под руководством вновь избранного на тот момент президента России Владимира Владимировича Путина. По-видимому, будут определенные замечания, предложения по каким-то другим разделам программы. Я могу со всей ответственностью сказать, что разделы, касающиеся жилищной политики, жилищно-коммунальной реформы, развития рынка недвижимости в программе, разработанной Германом Грефом, скорее всего, лягут в основу правительственной программы.
А. КЛИМОВ - В таком случае, напомните основные, приоритетные направления.
А. ШАМУЗАФАРОВ - Приоритетными направлениями деятельности по жилищной политике являются несколько направлений. Первое - это упорядочивание ситуации в жилищной сфере, наведение порядка с правами в жилищной сфере. Для этого нужно будет принять и поправки к старому, действующему жилищному кодексу, и ускорить разработку нового жилищного кодекса. Вопросы, связанные с упорядочиванием положения дел с эксплуатацией существующего жилищного фонда, также в известной степени будут отражены в жилищном кодексе и отражаются в целой системе нормативных правовых документов, которые разрабатываются Госстроем России.
Будут рассматриваться вопросы в ключе демонополизации в жилищном хозяйстве. Здесь монополии, которые существуют, в частности монополия жилищных организаций, в принципе, недопустима. Будет продолжать развиваться жилищно-коммунальное хозяйство в целом. И здесь стоят большие задачи, связанные с большой энергетикой, с взаимоувязкой процессов, которые происходят в жилищно-коммунальном хозяйстве и в большой энергетике. Вы знаете о том, что жилищно-коммунальное хозяйство является источником больших неплатежей в целом в народном хозяйстве. Предприятиям жилищно-коммунального хозяйства потребители должны 165 млрд. рублей. А сами предприятия жилищно-коммунального хозяйства должны поставщикам ресурсов - РАО ЕЭС, "Газпрому" и другим - 225 млрд. рублей. Отсюда РАО ЕЭС уже не может расплатиться с "Газпромом", "Газпром" не может расплатиться еще с кем-то. То есть образовывается как бы тромб в жилищно-коммунальном хозяйстве, который, в конечном счете, парализует экономику. То есть, мы предлагаем в программе мероприятия по тому, как все эти тромбы растворить.
А. КЛИМОВ - На законодательном уровне?
А. ШАМУЗАФАРОВ - На законодательном и нормативно-правовом уровне. Естественно, большой задачей является вопрос повышения уровня платежей населения за жилье и коммунальные услуги. Это повышение будет продолжаться в том темпе, в котором было определено в предшествующие годы. Именно в этом году мы должны достичь 70-процентного погашения затрат за счет населения на оплату жилья и коммунальных услуг. К началу этого года было достигнуто 60-процентное погашение реальных услуг, которые предоставляются населению. Это задача достаточно сложная, но благодаря методичной работе, которая проводится в Госстрое России с регионами, я думаю, эта задача (достижение 70-процентного уровня) будет также обеспечена. Другой большой задачей являются вопросы, связанные с развитием различных систем жилищного финансирования. Это, во-первых, развитие программы "Государственные жилищные сертификаты", по которой жилье предоставляется гражданам, которые вообще не имеют никакого жилья.
А. КЛИМОВ - Это бомжи, что ли? Что значит "не имеют никакого жилья"?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Это военнослужащие. Бомжами их называть не хотелось бы, но они близки к этому состоянию. Это люди, которые не имеют определенного жилья. Там очень важно было решить вопрос с ценообразованием. Я два дня назад утвердил новые цены на государственные жилищные сертификаты. В частности, по Москве цена государственно-жилищного сертификата за 1 кв. м. будет 6 700 рублей, тогда как в прежнее время нами была утверждена стоимость 6 000 рублей, и, к сожалению, военнослужащие в эту стоимость практически не укладывались.
А. КЛИМОВ - По Москве это максимальная ставка?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Это та максимальная цена, по которой можно приобретать жилье гражданину.
А. КЛИМОВ - Я имею в виду по сравнению с другими регионами.
А. ШАМУЗАФАРОВ - По сравнению с другими регионами - естественно. В среднем по России эта величина равна 4 380 рублей. Могу сообщить для сравнения: по Московской области мы сейчас утвердили цену для предоставления жилищного сертификата 5 000 рублей, в Санкт-Петербурге - 5 200 рублей. Есть целый ряд регионов, в которых эта величина намного меньше, около 3 000 рублей.
А. КЛИМОВ - Еще один уточняющий вопрос. Сейчас очень много предложений звучат с разных сторон о введении единого налога на недвижимость. Есть ли соответствующее положение в программе, и какова позиция Госстроя?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Единый налог на недвижимое имущество вводится на основе эксперимента, который проводится в двух регионах страны, в Твери и Великом Новгороде. Эти эксперименты проводились, в принципе, при активном участии Госстроя России. Для того чтобы вводить единый налог на недвижимое имущество, нужно в первую очередь учесть всю эту недвижимость. У нас значительная часть недвижимости является неучтенной, а соответственно, по ней не выплачиваются абсолютно никакие налоги.
А. КЛИМОВ - Нужна паспортизация?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Нужна паспортизация, инвентаризация. Затем, нужно учитывать объект недвижимости как единое целое: земля, нежилые этажи, жилые этажи зданий. Пока каждая составная часть этой недвижимости учитывается отдельно, и идет очень большая нестыковка между этими данными. Когда вводится единый налог на недвижимое имущество, когда упорядочивается система учета недвижимости, то поступления в бюджет, особенно в местные бюджеты, возрастают. В частности, в Великом Новгороде поступления от недвижимости увеличились ровно в три раза.
А. КЛИМОВ - Я правильно понимаю, что предварительные итоги пока благоприятные?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Исключительно благоприятные. И представители местных органов власти, субъектов Федерации, в которых мы проводили этот эксперимент, пришли к выводу о том, что эту систему надо развивать как можно дальше, как можно быстрее.
А. КЛИМОВ - Но эксперимент-то будет продолжаться, или это уже можно закладывать в программу?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Эксперимент будет продолжаться. У нас сейчас в жилищном займе Мирового банка существует довольно большая сумма средств. Это около 60 млн. долларов на развитие системы регистрации прав на недвижимое имущество в других регионах страны.
-
А. КЛИМОВ - В этой части беседы мы поговорим о делах московских. Прежде всего, я попросил бы Вас прокомментировать недавнее высказывание Юрия Лужкова на Всероссийском совещании строителей, который предсказал в обозримом будущем глобальные подвижки ценообразования в строительстве. Жилье будет дешеветь, и ни на какие-то символические проценты, а в разы. Есть ли основания для подобного оптимизма, или это опять чисто московские проблемы?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Нет, это общероссийские проблемы. Я должен сказать слова благодарности мэру города Москвы Юрию Михайловичу Лужкову за то, что он выступил инициатором проведения большого совещания в Кремлевском дворце, на которое были собраны руководители 83 субъектов РФ для обсуждения вопросов жилищной политики. И на этом совещании ставились вопросы существенного увеличения объемов жилищного строительства, рассматривались мероприятия, которые необходимо провести для того, чтобы обеспечить увеличение объемов ввода жилья. Увеличение объемов ввода жилья будет сопровождаться падением стоимости вводимого жилья. Для этого, естественно, нужно провести целую систему мероприятий, как на федеральном уровне, так и в каждом отдельном субъекте Федерации, включая и Москву. Если сегодня сравнить то, как строится жилье в Москве по сравнению с другими регионами, а этот вопрос мы с Юрием Михайловичем как раз на этом совещании обсуждали, то получается, что сегодня в Москве на 1 000 человек строится 363 метра. Для сравнения скажу, что в Белгородской области на 1000 жителей строится 526 кв. м. жилья, то есть в 1,5 раза больше, чем в Москве. Эта ситуация очень беспокоила Юрия Михайловича, и он в частной беседе со мной и во время этого совещания уделил большое внимание тому, что сделать для того чтобы Москва вводила больше, чем другие регионы. Для этого ей нужно как минимум в 1,5 раза увеличить объемы ввода жилья, а в последующие времена добилась бы еще более существенного роста объема ввода жилья. Если хозяйственный механизм работает нормально, если он налажен, то объемы ввода жилья, например, в Китае, могут составлять 1 кв. м. на человека. То есть на 1000 жителей можно строить 1000 кв. м. жилья. Пока Россия в целом строит не так много жилья. Если взять московскую цифру и цифру строительства в целом по России, то в Москве строится в 1,5 раза больше жилья на душу населения, чем в целом в России. То есть, с одной стороны, в Москве благоприятная обстановка, но, с другой стороны, Москва уступает лучшим регионам, в которых жилья вводится в 1,5 раза больше, чем в Москве.
А. КЛИМОВ - Как достичь этого полуторного роста?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Полуторного роста для Москвы и двукратного роста для всей остальной страны можно достичь за счет того что, во-первых, дать возможность всем инвесторам, которые желали бы вкладывать свои средства в жилищное строительство, строить жилье. Сегодня существует огромное множество ограничений. Эти ограничения рассматривались на кремлевском совещании, которое мы проводили вместе с Юрием Лужковым. До этого все эти ограничения рассматривались на заседании правительства под руководством Владимира Владимировича Путина, который тоже был очень удивлен тому, какие у нас в России невыгодные условия для вложения инвестиций.
А. КЛИМОВ - Это просто бюрократия?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Это система законодательства, которая приводит к тому, что для того чтобы получить доступ к земле и начать строительные работы, нужно получить примерно 50 согласований. Притом 40 из этих согласований необходимо получить, исходя из федеральных законов. Такого количества согласований не существует ни в одной стране мира. Мы предлагаем сегодня перейти к более простой системе согласований, для того чтобы их было не больше 12-15, вместо 50. Для этого нам нужно ввести т.н. систему правового зонирования территорий, и мы сейчас по поручению Владимира Владимировича разрабатываем единый порядок получения исходно-разрешительной документации, который мы будем утверждать указом президента, единый порядок проведения согласований, экспертиз, проектная, градостроительная документация, и единый порядок отвода земельных участков, в том числе для жилищного строительства.
А. КЛИМОВ - А пока всякий регион решает эти вопросы по-своему?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Да. В некоторых регионах согласований меньшее количество, то есть эти обязательные 50 согласований. В некоторых регионах таких согласований существенно больше. В Петербурге около 100, в Москве около 200.
А. КЛИМОВ - Еще один московский эксперимент, малометражное жилье. Один такой дом уже построен в Южном Бутове. Это не возврат во времена пятиэтажек, не получим ли мы опять через 30 лет то, что мы имеем сейчас с хрущобами?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Я считаю, что это очень позитивные шаги московского правительства, которое решило прислушаться к требованиям рынка. Сегодня ситуация на рынке жилья города Москвы такова, что остро требуются малокомнатные, малометражные квартиры. Люди, которые расселяются из коммунальных квартир, люди, которые живут большими семьями и хотели бы отселить свою молодежь или пожилых людей, такой возможности, к сожалению, не имеют. Потому что у нас был неправильный подход, что по мере роста благосостояния качество квартир должно существенно меняться. И получилось так, что мы сейчас строим в частности, в Москве строятся однокомнатные квартиры площадью примерно 39-40 кв. м. Если такую квартиру предоставлять одному человеку, то, может быть, это ему было бы удобно. Но если думать о том, что такой человек должен будет за эти 40 кв. м. платить за жилье и коммунальные услуги, то получается, что это, может быть, в какой-то степени подставка людей, которым предоставляешь такую квартиру. А если квартиру надо покупать, то, естественно, нужно, чтобы квартира точно соответствовала потребностям и экономическим возможностям человека. Поэтому, когда Москва сегодня предлагает строить однокомнатные квартиры площадью в 24 кв. м., то для одного человека это просто идеальные условия проживания. Для двух человек - 36 кв.м.
А. КЛИМОВ - По комфортности они будут отличаться в лучшую сторону, если сравнить с той же пятиэтажкой или с коммуналкой?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Если сравнивать с коммуналками, то естественно, удобнее, когда у тебя есть отдельная кухня, отдельный туалет, и тебе не надо стоять в очереди, когда всеми благами воспользуются твои соседи. Естественно, это намного удобнее, когда на одну семью такая отдельная квартира.
А. КЛИМОВ - А по сравнению с пятиэтажками?
А. ШАМУЗАФАРОВ - С другой стороны, если сравнить с жильем 60-х годов, то в 60-е годы такие квартиры строились. Потом у нас была ложная теория, что СССР разбогател настолько, что было бы хорошо уже к моменту строительства коммунизма, а именно к 80-му году, квадратные метры на одного человека резко увеличить.
А. КЛИМОВ - Там, по-моему, даже не в этом проблема.
А. ШАМУЗАФАРОВ - В этом тоже была проблема.
А. КЛИМОВ - В качестве строительства. Эти дома на сегодняшний день просто сыпятся. Я имею в виду новые.
А. ШАМУЗАФАРОВ - Эти дома сыпятся, во-первых, не очень быстро, как это всегда изображается. Просто-напросто эти дома сейчас прошли свой срок эксплуатации, и теперь там нужно осуществлять капитальный ремонт. В каких-то случаях можно осуществить капитальный ремонт, в случае Москвы иногда бывает более целесообразным этот дом снести и построить новый жилой дом, который позволил бы разместить большее количество жильцов в этом доме. То есть тут уже срабатывает фактор не старения конструкции, а дороговизны земли.
А. КЛИМОВ - И все-таки, по старению конструкций, если пятиэтажки закладывались в проекте на 20-25 лет, то эти современные малометражные на какой срок закладываются?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Они будут закладываться на срок 30-40-50 лет. Конструкции, которые строились у нас в 60-е годы, если не учитывать теплотехнические показатели, могут простоять еще достаточно длительное время, если там поменять коммуникации. Но по теплотехническим требованиям и по требованиям дороговизны земли они уже не вполне соответствуют нашим представлениям. А по комфортности проживания, по планировочным требованиям эти дома вполне сопоставимы с домами, которые строятся в Париже, в Нью-Йорке, в Вашингтоне, в любых самых дорогих городах мира.
А. КЛИМОВ - Со своей стороны останусь скептиком.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был председатель Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу Анвар Шамузафаров.




05.06.2000
http://echo.msk.ru/

Док. 518006
Перв. публик.: 05.06.00
Последн. ред.: 10.11.08
Число обращений: 288

  • Шамузафаров Анвар Шамухамедович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``