В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Эхо Москвы`: Перспективы реконструкции Останкинской телебашни; источники финансирования реконструкции Назад
`Эхо Москвы`: Перспективы реконструкции Останкинской телебашни; источники финансирования реконструкции
Передача :     Интервью
Ведущие :     Ольга Северская
Гости :     Анвар Шамузафаров



В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" Анвар Шамузафаров, председатель Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.
Эфир ведет Ольга Северская.

О. СЕВЕРСКАЯ - Мы собираемся говорить об Останкинской башне. В одном из своих интервью вчера Вы говорили, что, наконец, сделан определенный шаг и принято принципиальное решение о том, чтобы приступить к восстановлению Останкинской башни. Правительство действительно выделяет 50 млн. на реконструкцию своего резервного фонда. По Вашей оценке, только на обследование и проектирование с установлением одного подъемника, восстановление тросового хозяйства требуется около 80 млн. рублей. И уже совсем другая цифра звучит, когда мы оцениваем полное физическое восстановление башни. Это уже миллионы долларов, кажется, 60, если я не путаю. Ясно, что средства недостаточны для того, чтобы реализовать Ваши планы в полном объеме. На что они пойдут, прежде всего?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Действительно, вчера было принято решение о том, чтобы выделить из резервного фонда правительства РФ 50 млн. рублей в 2000 году на проведение экстренных работ по восстановлению Останкинской телебашни. На экстренные работы нам требуется 82 млн. рублей. Оставшаяся часть средств будет выделена в начале 2001 года. Экстренные работы связаны с восстановлением системы тросов, которые стягивали Останкинскую телебашню изнутри, и на приобретение и монтаж подъемника, для того, чтобы поднимать грузы на телебашню. Кроме того, в рамках этих средств выделяются средства на подготовку технических условий по восстановлению Останкинской телебашни. В этих технических условиях будет записано, как башня будет использоваться. В зависимости от характера использования башни будут предусмотрены конструктивные технологические мероприятия.
Вы правильно сказали, что общее восстановление башни - это примерно 1 млрд. 200 млн. рублей или 40-41 млн. долларов. Это восстановление физически башни, то есть восстановление системы лифтов, системы тросов, ремонтные работы, восстановление, в первую очередь, лифтов, и пассажирских, и грузовых, которые находятся в верхних частях башни. Кроме того, примерно 75% средств из 41 млн. долларов пойдет на то, чтобы осуществить противопожарные мероприятия. Мы должны понимать, что если бы пожар произошел не в верхней части башни, а ниже, чем ресторан, или ниже, чем смотровая башня, то могли быть совершенно непредсказуемые события с существенно большим количеством жертв. В связи с этим нужно провести очень большие массированные мероприятия по противопожарной защите башни. Во-первых, рассечка башни на горизонтальные уровни с выделением зон, из которых через наружу можно будет сделать какие-то пути эвакуации. Это система противопожарного оповещения, автоматические системы пожаротушения, которые будут в башне. И целый ряд других противопожарных мероприятий. А 60 млн. долларов, о которых Вы тоже говорили, это средства, которые понадобятся для того, чтобы оснастить башню средствами телевидения, радиовещания и связи. Это экспертные цифры. Они будут уточнены после того, как будет сделана концепция использования башни, которая по нашим стандартам называется "Технические условия". В зависимости от этой концепции будет разработана проектно-сметная документация, которой пока нет.
О. СЕВЕРСКАЯ - В том числе, наверное, и проект тех противопожарных мер, которые должны быть приняты в зависимости от того, что и где там разместится.
А. ШАМУЗАФАРОВ - Естественно.
О. СЕВЕРСКАЯ - Вернемся к экстренным мерам, не знаю, успокоим мы наших слушателей или, наоборот, испугаем. Трещины очень волнуют всех. Вы подтвердили, что появились трещины в бетонных конструкциях. Что за трещины, с чем они связаны, как давно появились?
А. ШАМУЗАФАРОВ - В принципе любая железобетонная конструкция в период ее эксплуатации покрывается трещинами. Это естественный процесс работы любой железобетонной конструкции. Но в случае с башней до момента пожара динамика возникновения трещин была одна, определенная, и она не вызывала никаких опасений. После того как перестали работать тросы, которые стягивали башню изнутри, тросы идут от 385-й отметки вниз, процесс возникновения трещин стал усиливаться. И долговечность конструкции сильно уменьшается. Нужно обязательно сейчас восстановить систему тросов. Мне кажется, я в свое время переуспокоил всю нашу общественность и правительство. Я говорил о том, что башня стоять будет, но я не предполагал, что все успокоятся и решат, что можно вообще ничего не делать на башне. Конечно, нужно было экстренные работы начать проводить еще два месяца назад, но, к сожалению, получилось так, что эти работы не проводились.
О. СЕВЕРСКАЯ - А сейчас мы их успеем провести? Вообще есть угроза обрушения башни?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Угрозы обрушения башни в ситуации, если не произойдет каких-то абсолютно нестандартных событий, нет.
О. СЕВЕРСКАЯ - Что Вы имеете в виду? Ураган?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Да, какой-нибудь ураган, который бывает один раз в 20, 30, 50 лет. Все-таки я считаю, что искушать не нужно. И нужно быстрее восстановить систему тросов.
О. СЕВЕРСКАЯ - Как быстро можно будет успеть восстановить систему тросов? Вроде бы, у Госстроя уже есть график работ.
А. ШАМУЗАФАРОВ - Да, есть примерный график работ. Как будет подписано распоряжение правительства о выделении первых средств, мы заказываем тросы, которые будут изготовлены в течение одного месяца и поставлены на площадку. Монтаж тросов будет идти примерно от 80 до 90 дней, потому что на подготовку каждого троса на стенде, который будет специально развернут около Останкинской телебашни, требуется вернее, два троса в один день можно приготовить. То есть там потребуется где-то дней 80, а с учетом того, что будут возникать какие-нибудь непредвиденные обстоятельства, дней 90, только монтаж.
О. СЕВЕРСКАЯ - То есть 3 месяца только монтаж?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Да. 1 месяц - поставка этих тросов.
О. СЕВЕРСКАЯ - У нас есть этот полугодовой запас прочности?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Запас полугодовой прочности есть, если не произойдет штормовой ветер.
О. СЕВЕРСКАЯ - Как раз о том, кто будет поставлять тросы. Я знаю, что вы имя подрядчика держите в секрете. Проводился закрытый тендер Госстроем. Почему он был закрытым?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Мы тендер официально проводить не могли, поскольку не было документа, по которому мы имели право проводить этот тендер. Тендер мы можем проводить только после того, как подписано распоряжение правительства. Но поскольку шло время, два с лишним месяца, мы понимали, что просто так нельзя оставить ситуацию неуправляемой, и поэтому рассмотрели предложения нескольких фирм, которые к нам обратились. Одна зарубежная фирма и три российские фирмы. Мы выезжали на эти предприятия, смотрели продукцию, состояние этих предприятий, и, несмотря на то, что нас еще на тот момент никто не уполномочил, мы все-таки сделали свой выбор в пользу одной из организаций, одного предприятия, которое оказалось в наилучшем состоянии. То есть выполнит работы быстрее, более качественно и в установленные сроки.
О. СЕВЕРСКАЯ - То есть, что касается тросового хозяйства, Госстрой фактически сам выбрал себе своего поставщика. А что касается дальнейших работ, экстренных работ, будет ли здесь проводиться тендер? Наши слушатели нас спрашивают, будете ли вы привлекать иностранные компании к участию в тендере.
А. ШАМУЗАФАРОВ - На натяжку тросов привлекаться компании на тендерной основе не будут. Специально по этому поводу вчера шло обсуждение на заседании правительства, поскольку для того, чтобы провести тендер по международным правилам, нужно будет не менее трех месяцев. В течение этих трех месяцев нам нужно уже обеспечить монтаж тросов. Но надо сказать, что и выбора компаний, которые могли бы такие работы проводить, у нас особого и нет. Таких конструкций, как Останкинская телебашня, очень мало в мире и в России, и не очень большое количество строительных фирм сохранились в России, способных выполнить эти работы. Мы посмотрели 2-3 фирмы и остановились на одной из этих фирм. Как бы мы тендер тоже провели, но он проходил закрыто, поскольку нас никто не уполномочил на тот момент его проводить.
О. СЕВЕРСКАЯ - Давайте еще вернемся к деньгам. Вопрос всегда больной. Допустим, все будет хорошо, и недостающие 32 млн. на экстренные работы мы получим в начале следующего года, правительство выделит их из резервного фонда. А где брать оставшуюся сумму до 1 млрд. 200 рублей, из каких источников?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Если еще посчитать деньги на восстановление систем связи, радио, телевещания, то где-то 2 млрд. рублей суммарно. Мы рассматриваем несколько источников. У нас были совещания по этому поводу с участием заместителя председателя правительства Кудрина Алексея Леонидовича. По этому поводу было совещание с участием премьера у президента Владимира Владимировича Путина, на котором были предложены несколько источников, и мы остановились на одном из источников. Все-таки средства будут выделены. Это из средств допдоходов.
О. СЕВЕРСКАЯ - Из бюджета?
А. ШАМУЗАФАРОВ - Да. Я могу сказать о том, что Европейский банк реконструкции и развития предлагает средства в размере примерно 40 млн. долларов на восстановление конструкций Останкинской телебашни. Мы только что получили предложение от директора представительства Европейского банка реконструкции и развития в Москве. Это предложение мы сейчас рассматриваем вместе с министерством финансов. Возможно, этот источник может быть использован, если мы договоримся с Европейским банком по упрощению процедур тендера. Пока у нас есть первые переговоры. Если следовать процедурам тендера, которые обычно проводятся Европейским банком, то 9 месяцев нужно будет этот тендер проводить. Европейский банк идет на то, чтобы тендер провести по очень упрощенной системе, для того, чтобы деньги могли поступить в течение трех месяцев на площадку. То есть они тоже понимают, что ситуация экстренная, и что в этой ситуации не до соблюдения всех процедур, даже Европейского банка. Даже Европейский банк идет на упрощение процедур.
О. СЕВЕРСКАЯ - Одним словом хочу спросить. По Вашей оценке, сколько потребуется времени на восстановление башни?
А. ШАМУЗАФАРОВ - С момента начала финансирования не менее года, поскольку на то, чтобы заказать, поставить и смонтировать лифты, потребуется год.
В прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" был Анвар Шамузафаров - председатель Госкомитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу.



17.11.2000
http://echo.msk.ru/programs/beseda/12229/

Док. 518002
Перв. публик.: 17.11.00
Последн. ред.: 10.11.08
Число обращений: 283

  • Шамузафаров Анвар Шамухамедович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``