В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Игорь Караваев: Высокий рост продаж иномарок приводит к увеличению спроса премиальных шин Назад
Игорь Караваев: Высокий рост продаж иномарок приводит к увеличению спроса премиальных шин
Высокий рост продаж иномарок приводит к увеличению спроса премиальных шин. В 2006 году рынок вырос на 12%, однако в дальнейшем участники рынка прогнозируют ежегодный рост рынка на 5-6%. Изменится и структура роста: через пять лет наибольшими темпами будут расти продажи не премиальных шин, а среднего сегмента- при стагнации в дешевом классе С.

По данным Научно-исследовательского института шинной промышленности (НИИШП), в целом рынок легковых шин в количественном выражении вырастет в 2006 году на 12%: с 29,9 млн до 33,6 млн. При этом объем рынка в денежном выражении растет более высокими темпами: по итогам года ожидается рост на 21,7%, до более 60 млрд руб.

"На рынке наблюдается резкий рост продаж в сегменте А (дорогие импортные шины),- говорит заместитель генерального директора по стратегическому развитию холдинга "Сибур - Русские шины" Игорь Караваев.- Введение в строй новых мощностей заводов Michelin и Nokian Tyres в России привело к увеличению экспорта продукции этих заводов, однако сокращения импорта шин не произошло".

Генри Браун, генеральный директор Goodyear Russia, оценивает парк легковых автомобилей в России в 26,8 млн единиц: "Соответственно, в среднем можно говорить об объеме рынка около 24,1 млн шин".

В 2006 году, по его прогнозу, планируется 11-процентный рост авторынка, соответственно, парк легковых автомобилей вырастет до 28,1 млн единиц, а рынок шин - до 25,2 млн штук.

По словам Караваева, наблюдается бурный рост производства, в основном за счет отечественных производителей шин класса В (средний сегмент). "Постепенно низкокачественные устаревшие модели в сегменте С будут заменены шинами класса В",- прогнозирует Игорь Караваев. Андрей Пантюхов, генеральный директор Nokian Tyres в России, соглашается: в 2006 году возможен больший рост сегментов А и В за счет некоторой стагнации сегмента С.

Сведения НИИШП подтверждают эти тенденции. По данным института, шины класса А в этом году покажут рост в 44,4%, сегмент В вырастет на 28,1%, а класс С упадет на 8,7%.

Как отмечают участники рынка, растет спрос на более качественные и дорогие легковые шины. "Доля класса A увеличивается на 20-25% в год, доля сегмента B- на 13-15% в год, в то время как нижний ценовой сегмент продолжает снижаться ускоренными темпами",- говорит директор по связям с общественностью и инвесторами "Амтел-Vredestein " Джон Роуз.

На рынке легковых шин Генри Браун отмечает тенденцию уменьшения популярности шин диаметром 13 дюймов и, наоборот, увеличения спроса на шины больших размеров, что связано с ростом продаж импортных автомобилей. Рынок иномарок вырастет в этом году на 50%. "Структура рынка шин отражает перемены в автомобильном парке России",- говорит Браун.

Генеральный директор Michelin в России и странах СНГ Эрик Фэди отмечает активное развитие рынка зимних шин- сегодня на них приходится 50% от общих продаж. Он прогнозирует рост этого сегмента в 2007 году на 11%. ВMichelin говорят о более высоком интересе покупателей к нешипованным зимним шинам, хотя рынок шипованных колес развивается более быстрыми темпами. По мнению Фэди, перспективным направлением развития являются высокоскоростные шины с индексом скорости 270 км/ч. "Хотя доля высокоскоростных шин сейчас невелика, около 6% от летних, мы предполагаем, что их рост будет на уровне 30% в год",- говорит он.

Отечественные производители постепенно теряют свои доли на российском рынке шин, чему способствовал приход крупных европейских компаний. Так, по данным НИИШП, доля лидера рынка в сегменте легковых шин "Сибура- Русские шины" уменьшилась с 42% в 2003 году до 29% в 2005, доля "Нижнекамскшины" - до 27%. При этом иностранные производители наращивают производственные мощности и улучшают свои позиции на российском рынке. Собственные производства в России есть у Michelin и Nokian Tyres, и эти компании нарастили свою долю до 7% и 2% рынка соответственно.

Игорь Караваев не исключает, что в будущем выгодные позиции займут иностранные производители, локализовавшие производство в России. Однако отечественные компании сохранят конкурентные преимущества, что позволит им остаться на рынке. "Сила иностранных компаний - в технологиях, брэндах и системах управления, сила отечественных - в развитой товаропроводящей сети, логистике. Рабочая сила и оборудование в равной степени доступны всем игрокам",- считает Караваев, добавляя, что проблему с технологиями и брэндами можно решить путем инвестирования или создания совместных предприятий.

Пример - российско-словацкое СП "Матадор-Омскшина", 50% которого владеет "Сибур- Русские шины". Впрочем, выходить в премиум-сегмент, в котором активно развиваются иностранные компании, а также "Амтел-Vredestein", "Сибур - Русские шины" не планирует: в компании уверены, что после насыщения рынка рентабельность выгодных сегодня премиальных шин постепенно будет снижаться.

Сегодня уже существует СП российского "Амтела" и нидерландского Vredestein, возникшее после поглощения отечественной компанией западной. Однако, по мнению Джона Роуза, традиционно при вхождении на новый быстрорастущий рынок крупные игроки предпочитают строить производство с нуля. "По нашему опыту, совместные предприятия не дают особых технологических преимуществ местным производителям, но при этом приобретается бесценный опыт и ноу-хау",- говорит Джон Роуз. Генри Браун не исключает появления новых игроков, которые захотят продавать и, возможно, производить шины в России.

По прогнозу НИИШП, к 2012 году рынок легковых шин в целом вырастет на 21% по сравнению с текущим годом, до 40,8 млн штук. При этом наибольшими темпами будут увеличиваться продажи не в премиальном, а в среднем сегменте В, который, по данным экспертов, может прибавить 132%.

А продажи легковых шин класса С продолжат уменьшаться и сократятся в 2012 году до 7 млн шин (-52% к текущему уровню). Легковые шины в сегменте Абудут расти более скромными темпами и за это время прибавят 42%. Как отмечают участники рынка, рынок легковых шин будет расти в среднем на 5-6% в год. Джон Роуз добавляет, что такой рост будет обеспечен за счет роста ВВП и расширения российского автопарка. Генри Браун прогнозирует 5-процентный ежегодный прирост в 2007-2010 годах: "Динамика рынка шин связана с ростом автомобильного парка.

При его росте от 29,3 млн машин в 2007 году до 33,6 млн в 2010 емкость рынка шин может увеличиться от 27,7 млн в 2007 году до 30,2 млн шин в 2010 году".

Игорь Караваев прогнозирует, что в 2007-2010 годах качество и срок службы шин будут повышаться за счет внедрения новых технологий. Однако объем рынка сохранится за счет роста транспортной активности населения и парка машин. По его мнению, при небольших изменениях в объеме рынок переживает качественную реструктуризацию: замещение легковых машин отечественного производства на иномарки российской сборки, требующие более высокого качества шин. Он считает, что рост сегмента А в значительной мере обусловлен недостаточным развитием сегментов В и В+, которые будут наиболее бурно развиваться в дальнейшем.

С ростом цен на сырье будет падать доходность в сегменте С, что приведет к повышению цен и издержек - соответственно, теряется конкурентное преимущество в виде дешевой стартовой стоимости. Игорь Караваев добавляет: в других сегментах конкурентными преимуществами станут соотношение цены и качества, развитие товаропроводящей сети и вложения в промоушн. Джон Роуз также прогнозирует дальнейшие инвестиции в маркетинг и сбыт - "Амтел-Vredestein" сегодня формирует крупнейшую собственную сеть AV-TO. Андрей Пантюхов из Nokian Tyres прогнозирует развитие розницы за счет современных шинных центров и автосалонов: "Усилится роль розничных сетей шинных производителей (которые, как правило, развиваются по франчайзингу), таких как центры Vianor от Nokian Tyres".


17.11.2006
www.torgrus.com

Док. 517886
Перв. публик.: 17.11.06
Последн. ред.: 10.11.08
Число обращений: 139

  • Караваев Игорь Александрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``