Речь идет об актере Никите Джигурде, который уже на протяжении многих лет борется за право исполнять песни Высоцкого, потому что, как он утверждает, об этом его попросил сам мастер.
- Владимир Высоцкий стал символом целой эпохи. Его называли "голосом 70-х". Кем он был для Вас?
- Высоцкий, когда я был совсем юным, был моим земным учителем. В 13 лет я впервые взял в руки семиструнную гитару. Мой старший брат и отец учили меня играть на песнях Высоцкого.
- Какая первая песня была?
- "На братских могилах не ставят крестов". Я учился расставлять пальцы на гитаре, мурлыкая именно эту песню. Так получилось, что звучали и Визбор, и Окуджава, и Галич, и другие барды, но я в 13 лет запал именно на Владимира Семеновича. Почему, я тогда не мог объяснить.
- Сейчас можете?
- Да, все барды, которых я назвал, обладали тонкой душой, но не имели той мощи и защиты, которые были у Высоцкого. То же самое, что у Маяковского. Тонкие души, которые они прятали в латы и доспехи. Песни Высоцкого - это песни воина света. Его песни для меня - воспитательные уроки, сказанные человеческим языком. Не пафосным и плакатным, не "сюсю-реалистичным". Ведь мудрую вещь можно сказать и так. Высоцкий пел: "Пошли мне, Господь, второго, чтоб вытянул петь со мной", и я в какой-то момент понял, что это призыв. Ведь после его ухода в мир иной многие говорили, что невозможно повторить этот надрыв, эту экспрессию, потому что это за гранью человеческих возможностей. И я тогда сказал себе: "Я должен продолжить дело Высоцкого".
- А Вас не смущает, что многие поклонники Владимира Семеновича относятся к этому негативно и называют Ваше творчество подражательством?
- Нет, и уверяю Вас, что в сравнении с количеством людей, которые хорошо это воспринимают, это ничтожное количество. Недоброжелатели, конечно же, есть, и зачастую это те, кто не слышал меня. Я, чтобы понять, имею ли я право петь эти песни после ухода Высоцкого, в 1980 году вышел на площадь Октябрьской революции (сейчас площадь Независимости, прим. Дни.Ру) в Киеве и стал под памятником Ленина петь эти песни. Для меня было очень важно, как люди отнесутся к этому.
- И как же они отнеслись?
- Минут 20 я попел, а потом какой-то мужик ко мне подходит: "Вали отсюда, тебя ж сейчас в милицию заберут!" Он посадил меня в машину и увез. Когда милиция приехала, меня уже не было. Также на Ваганьково три года подряд, начиная с 1981, я выходил перед кладбищем и устраивал революционные поминания. Несколько тысяч человек аплодировали мне, на руках меня носили и не давали милиции и "кагэбэшникам" забрать меня. Хотя потом меня все-таки нашли ребята из КГБ, и я был исключен из института в 1984 году. И сломанные пальцы, и ночи в КПЗ, и угроза 58-й статьей - все это было.
- 58 статья - это же за антисоветскую деятельность
- Да, потому что я пел эти песни на площадях, и перед Таганкой, и на Арбате, при большом скоплении народа - это же не сейчас, когда все можно. Ведь я по-другому не мог, мой земной учитель меня об этом просил через песни. Он писал перед смертью: "Другу передоверивши чашу, сбегу. Смог ли он выпить, узнать не смогу", и он пел "Сегодня другой по канату идет". Я выполнил его волю. Если бы не перестройка, меня бы вообще посадили в сумасшедший дом или в тюрьму, куда сажали буйных и несогласных. И после перестройки меня приняли друзья Высоцкого, Боря Хмельницкий. Он первый, кто признал, что это настоящее. Он стал приглашать меня в концерты и спектакли.
- А сын Владимира Семеновича, Никита как отнесся к этому. Он принял Ваше творчество?
- Никита напряженно сначала относился ко мне, не слыша вживую, что я делаю. Хотя ему рассказывали обо мне. Но в последние 5 лет наши отношения изменились.
- Он признал в Вас продолжателя дела своего отца?
- Вот недавно мне звонит Никита и просит ехать с ним на гастроли в Болгарию, где он будет читать стихи Высоцкого, а я петь песни. Не знаю, что это значит, принял или нет. И я поехал, хотя в это время мне сразу 2 телеканала предлагали участие в реалити-шоу, то есть небывалую раскрутку, но я отказался, потому что есть вещи важнее пиара. Высоцкий научил меня быть настоящим. Ведь наряду с надрывом в его песнях есть ранимость. Его не нужно орать и хрипеть, как делают многие, это нужно прочувствовать. Многие, не понимая его, поют по-жлобски, а ведь он пел мужественно и с надрывом, но ранимо и мягко.
- Никита, а ведь помимо песен, Вы могли и в театре на Таганке играть роли Владимира Семеновича. Насколько я знаю, Юрий Любимов пригласил Вас в театр и Вы уже репетировали все спектакли, в которых играл Высоцкий, кроме "Гамлета". Почему Вы ушли из театра, даже не начав в нем играть?
- В 1983 году Любимова лишили гражданства. И после этого свыше было дано указание, чтобы театр на Таганке был максимально прикрыт, чтобы не было никакой шумихи вокруг него. На место Любимова пришел Коля Губенко и сказал мне: "Старик, если ты будешь играть, как хотел Любимов, будет ажиотаж. Все будут обсуждать, сравнивать, спорить. Это сейчас не нужно". И мне пришлось уйти.
- А потом, позже, Вас не приглашали на эти роли? И Вам самому не хотелось сыграть Гамлета по-своему?
- "Гамлета" решено было оставить за Высоцким, но я потом читал монолог в спектакле Марка Розовского в театре "У Никитских ворот" в спектакле "Роман о девочках". Кстати, мистическое совпадение, в Новом драматическом театре я играл Геракла в спектакле "Седьмой подвиг Геракла", а в это же время Никита Высоцкий играл Геракла в этой же пьесе в театре "Современник".
- А это правда, что Вам принесли письменное разрешение на исполнение от Марины Влади?
- Дело в том, что, когда я готовил диск к прошлому юбилею, мой друг Вадим Рощин связался с Мариной Влади и передал мне ее автограф и письменное разрешение на исполнение этих песен. Более того, шел разговор о совместном спектакле с Мариной Влади, где мы должны были играть в одном спектакле короля и королеву Англии. Но тогда у Марины умер муж, и она впала в депрессию на несколько лет, ни о каком совместном спектакле не могло было быть и речи. Но когда я записывал диск, мне дали разрешение и Никита, и Марина. Влади передали этот диск. А там есть песня, где я пою не спетое Высоцким стихотворение, посвященное ей, и Марина слушала со слезами на глазах.
- Именно с этой песней связана еще одна мистическая история?
- Да, я последние года три всегда исполнял эту песню, посвящая ее "великой женщине, русской француженке Марине Влади". И в конце песни по-французски признавался ей в любви. И в конце прошлого года меня на проекте знакомят с великой женщиной, русской француженкой и тоже Мариной.
- Вашей будущей женой, олимпийской чемпионкой Мариной Анисиной
- Да, представляете! Это еще не все! Я вообще не хотел участвовать, уже все тренируются месяца полтора, а меня еще уговаривают участвовать. Мы познакомились в последний момент, я согласился, вообще не зная, кто она такая. Но когда мы познакомились, я узнал, что ее назвали в честь Марины Влади! А однажды на тренировках она напевала песню, которую я исполнял. Я удивился и спросил: "Что это ты поешь?", а она говорит: "Не знаю, это какой-то блатной певец Высоцкого поет. Мне она очень нравится. А певец даже не знаю кто". Ну это ли не мистика!
Наталья Киселева
25.01.2008
http://www.peoples.ru
Док. 517222 Перв. публик.: 25.01.08 Последн. ред.: 09.11.08 Число обращений: 122
Джигурда Никита Борисович
|