В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Гостюхин: В бане при `Беларусьфильме` я - главный Назад
Владимир Гостюхин: В бане при `Беларусьфильме` я - главный
За плечами Владимира ГОСТЮХИНА более 80 ролей, сыгранных в кино и на театральных подмостках, и это число с каждым годом растет. На завершившемся в Витебске "Славянском базаре" ему торжественно вручили премию Союзного государства России и Белоруссии в области литературы и искусства. Вручили не случайно - своим Гостюхина считают и россияне, и белорусы.

- Большинство зрителей вас знают по кинофильмам и сериалам, но известно, что вы любите и театральную сцену. Где вас можно увидеть чаще?

- В Минске, где я живу, в Театре-студии киноактера при "Беларусьфильме". Но не только в Минске. Мне предлагали играть в антрепризе в разных городах, в том числе и в Москве, но времени катастрофически нет, потому что еще же у меня и постоянная работа в кино. Кстати говоря, она когда-то давным-давно заставила меня отказаться как раз от театрального предложения. Знаете, от какого? От предложения самого Георгия Товстоногова! Он приглашал меня в БДТ на главную роль в пьесе Бориса Лавренева "Разлом". И - вы только представьте себе - я отказался. Я тогда начинал свой путь в кино - сами понимаете

- И не жалели потом?

- Нет, не жалел. Просто потому, что, значит, так судьбе было угодно, а я всегда на нее полагаюсь. Как и что в жизни вышло и получилось - значит, так надо было. А вот Товстоногов был очень обижен моим отказом.

- А как сегодня с театром в Минске?

- Очень хорошо. Ну я, конечно, не первый год на сцене. Мы с женой уже 12 лет подряд играем спектакль "Миленький ты мой!" - по пьесе Михаила Варфоломеева "С Новым годом!" - и по сей день аншлаги. И новый мой спектакль, в котором я уже выступил только как режиссер, - "Механический человек", тоже пьеса Варфоломеева, глубокая, с трудными, но такими яркими диалогами, - также ждал большой успех.

- Вы, наверное, сторонник традиционного театра и новомодные опусы не приветствуете?

- Ни в коем случае не приветствую. Это все формалистский театр. А это отталкивает. Я - традиционалист и театр люблю кондовый.

- Это как?

- Я в свое время прочитал книгу Михаила Чехова - гениального актера и режиссера, основоположника психологического театра. И вот его театр мне очень близок.

- Так кондовый - это уж скорее Малый с Александринкой

- Ну я это слово в шутку употребил, образно, как вы понимаете. Я - сторонник актерского театра. Актер в спектакле - главный. Природа актерская. Актер сам творит. Вот я поставил спектакль, а потом он уже существует по воле актера, как живой организм, как одушевленное существо. Он - живет. Потому и зритель у нас не шелохнется на спектакле. Мертвая тишина в зале во время действия. Вот мы "Анну Снегину" показывали в Москве на Таганке - так все просто замерли в зале. А потом - слезы у людей на глазах. Атмосфера - как в храме. Я действительно понимаю, что это такое, "театр - храм искусства".

- А вы верующий человек?

- Да. В значительной степени благодаря моей тетке - маминой сестре, которая была очень верующим человеком, причем в страшную сталинскую пору. И мама тоже верила, хотя и в партии была. Отец вот был преданным коммунистом. А я ни комсомольцем не был, ни коммунистом. Хотя не скажу, что в вере какой-то уж абсолютный ортодокс.

- А верите, что в Ганиной Яме на вашей родине в Екатеринбурге действительно останки царской семьи нашли?

- Сложный это вопрос. Большие у меня сомнения насчет этого. Все как-то было быстро, торопились куда-то, как на пожар. Я думаю, что это скорее политическое было событие, нежели историческое или религиозное. Да и мнения-то были по этому поводу самые разные, а к ним ведь не прислушались.

- По Екатеринбургу ностальгируете?

- Да, очень. Там мне все так дорого. Ну а как же иначе-то? Там могилы моих родителей. Там сейчас кто-то из родни, из друзей, хотя и мало, но остались. А вот город изменился.

- В лучшую строну?

- Нет. Перед войной он был красивее. Потому что это была конструктивистская эпоха, и здания строились, вызывавшие интерес. А сейчас все одно на другое похоже, эклектично все, как и в Москве нынче. Ну а зачем это? Вот в Париже нет же высотных зданий, а если и есть - Дефанс, скажем, - так это же не в историческом центре. Так же и в Петербурге. Да и в Минске мне с моего седьмого этажа почти весь город видать, потому что только на окраинах высотки строят. Они не портят старый город. И это правильно, я считаю.

- А какой же город любимый?

- Сейчас Минск - тут спокойно, атмосфера такая мягкая. Раньше была Москва. Я ведь там учился, потом жил, работал, уже семья у меня была, ребенок - все в Москве. И жить тогда, в 1970-е, там было лучше, чем сейчас.

- Только есть было нечего...

- Да бросьте, в Москве всегда была еда. Я голодал, лишь когда студентом был, и то потому, что денег не было. А уже когда мебельщиком служил в ЦТСА, где 90 рублей получал, мне хватало и семье моей тоже.

- В ЦТСА тогда плеяда блестящих актеров была - Любовь Добржанская, Андрей Попов, Владимир Зельдин

- Ну Владимир Михайлович и сейчас, слава Богу, в строю. А вот сам-то театр тогда был, между прочим, не в лучшем состоянии.

- То есть?

- Порой в зале почти на три тысячи мест сидели в лучшем случае человек тридцать - сорок. Дело было в том, что Андрей Попов не только блистательно играл, но еще и руководил театром. А вот лидером он не был. И, пожалуй, лишь одна только "Смерть Иоанна Грозного" в постановке Леонида Хейфица пользовалась большим успехом. А вот Добржанская, про которую вы вспомнили, была просто чудом. Шел, помнится, конкурс молодых актеров в ЦТСА, и я читал монолог Ричарда Третьего, а Любовь Ивановна возглавляла жюри - так она такие теплые слова в мой адрес сказала и вообще очень хорошо ко мне относилась. И потом тоже, когда я стал играть старшину Бокарева в "Неизвестном солдате". А уж какая она была актриса! Грустно - многие корифеи ушли. И Добржанской нет, и Сазоновой. А вот с режиссурой в театре стало, мне кажется, лучше, чем в мои времена.

- Целиком Ричарда Третьего сыграть не довелось?

- Нет, так и не случилось. А ведь именно он был моей мечтой.

- Какая же у вас любимая роль?

- А это уже в кино. В фильме "Старшина". Я этот фильм с годами все больше и больше люблю. И пересматриваю его. Ну и "Восхождение", конечно, в котором меня Лариса Шепитько просто открыла, поставила на ноги как киноактера. Царство ей небесное, тоже так рано ушла от нас

- Но большинство-то зрителей, уверен, любят вас прежде всего за Федора Ивановича в "Дальнобойщиках" - тут уж, я думаю, и вы спорить не будете. Вы на своего героя похожи?

- Я Федора тоже люблю. За его цельность. Он умеет преодолевать многое, хоть ему и страшно. Пусть и боится даже, но - преодолеет. Без ложной скромности - я такой же. Так же поступаю.

- А в чем вообще секрет такого успеха "Дальнобойщиков"? Такого ведь в реальной жизни не бывает.

- В реальной-то жизни, скажу я вам, и не такое бывает. Да и некоторые истории в сериале имеют под собой абсолютно реальную основу. А успех - снимали-то мы как увлеченно, с азартом каким! И Влад Галкин - такой юный и горячий. А ансамбль - весь съемочный - как на подбор. Диалоги талантливые. Драматургия как выстроена. Ну и потом, конечно же, сам жанр новеллы, когда каждая серия - отдельная история, - выигрышный очевидно. Не посмотрел одну, пропустил - смотришь другую - и словно ничего не потерял. Дорога, приключения двух друзей на пути - такая композиция тоже обещает успех.

- С Галкиным подружились?

- Сейчас редко пересекаемся. Многое, что он делает, - всякие там шоу - мне неинтересны. Ну а как живет Влад - конечно, я всегда интересуюсь. А вообще, друзей у меня по всему бывшему Союзу - видимо-невидимо, я человек очень, знаете ли, общительный. И стараюсь ни с кем контакты не прерывать, невзирая порой на запредельную занятость.

- А отдыхаете как? Вы ведь, наверное, не тусовочный человек?

- Это точно, что не тусовочный, все эти клубы да рестораны - совсем не мое. Я лучше дома посплю денька три. Так, чтобы никто не мешал. Кстати, скоро еще один дом у меня будет - строю под Минском, в районе знаменитых Голубых озер. Красота там! Так что еще дрова люблю попилить. Ну а самое-то главное - это, разумеется, банька - просто обожаю. И в бане при "Беларусьфильме" я - главный. Ее сколько раз закрыть хотели - так мы отстояли все-таки. Ведь даже из Москвы приезжают - идут в эту самую баньку попариться. Как же там хорошо!

- Только баню признаете или сауну тоже?

- Все, что с паром, люблю. Хамам турецкий - это вот уже не совсем мое.

- А с Интернетом дружите?

- Совсем нет. Компьютер стоит, даже с принтером, но не работает. Не мое это, я лучше в тренажерный зал пойду. В свое время спорту шесть лет отдал - легкой атлетике и боксу. И сегодня благодаря спорту на сорок лет себя чувствую. Это - максимум.

- И планов, наверное, громадье?

- О! Даже могу себе позволить отказываться от предложений. Только что закончил сниматься у Анны Гресь в фильме "СМЕРШ-2" - это про Ялтинскую конференцию. Роль у меня там такая интересная, острохарактерная. Фильм к зиме выйдет, наверное. А впереди уже новые съемки в "Варваре".

- А это что?

- Снимает Геннадий Каюмов - прекрасный режиссер. И история особенная, из XII века, про крестоносцев. А снимают в Екатеринбурге. Я там священника играю. Очень дорогая будет картина, масштабная. Вот повезло - Каюмов нашел деньги. А у меня не получилось: я же тоже хотел снять свой фильм "След перископа" - остросюжетную и лирическую в то же время историю про встречу немца и русского спустя много лет после войны, в которой они сражались друг против друга. И сценарий уже был замечательный. Вот только денег не нашел. Времена сегодня такие...








Борис Бабанов
25.07.2008
http://www.peoples.ru/

Док. 517149
Перв. публик.: 25.07.08
Последн. ред.: 09.11.08
Число обращений: 66

  • Гостюхин Владимир Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``