В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Убью, студент! Назад
Убью, студент!
Общеизвестно: кино быстро стареет. И одно из подтверждений этого - скорое забвение "киногероев нашего времени". Нет, отдельные имена, разумеется, остаются в памяти, а иногда даже привлекают в кинотеатры новые поколения зрителей. Но и в этом случае публика вряд ли представляет себе, что воплощал для восторженных посетителей кинозала этот актер во времена пика своей славы...

Итак, что же особенного в нашем киногерое? Прежде всего то, что он оказался живучим и притягательным в 60-е годы, когда конкуренты на роль любимца публики повалили на экран гурьбой (еще бы: сразу после периода малокартинья открылось столько шлюзов!). В самом деле: кто мог особенно понравиться зрителям в годы оттепели? Юные порывистые романтики? Да, тогда их было много не только в кино, но если начать вспоминать, то конкретные герои фильмов что-то не идут на память. Скептики-интеллектуалы? Но ведь единственный, кто сохранился до наших дней - Илья Куликов И.Смоктуновского из "Девяти дней одного года",- воспринимался скорее как антигерой, и во время общего оптимизма и надежд это неудивительно...

Общим же любимцем стал не целинник, не полярник, не альпинист и даже еще не ученый, а лохматый очкастый недотепа-студент. Имя Шурик стало нарицательным. Персонаж Александра Демьяненко не был покорителем вершин, а в схватки вступал, если приходилось, скорее по наивности, чем по природной доблести. Там, где признанному герою полагалось решительно действовать, он растерянно моргал, хотя и обладал несомненной смекалкой. Шурик-Демьяненко часто и сам приходил от своих неудач в изумление и восторг. Короче говоря, у Шурика начисто отсутствовало качество, которое объединяло героев конца пятидесятых - начала шестидесятых с твердокаменными, белозубыми, разоблачающими и побеждающими всех героями тридцатых - сороковых. Наивный и застенчивый студент из серии фильмов Л.Гайдая не был победителем. Перед зрителями представало живое олицетворение всех тех особенностей, которые по наработанным канонам принято было ставить в вину интеллигенции. А такое уже само по себе было диковинкой для тогдашней публики.

Однако задача была не в том, чтобы привлечь, а чтобы удержать внимание, а для этого нужно нечто большее. И понять, в чем это большее заключалось, нам поможет великий Чарли, открывший в начале века некий феномен. Дело в том, что проходил сквозь огонь, воду и медные трубы не какой-нибудь обладатель всех мыслимых доблестей, но самый что ни на есть простой, невеликого роста и звания, даже невезучий человек. Почти совсем такой, как мы.

Вот почему так великолепен сверкающий очками, в нахлобученной газетной треуголке, охваченный комичным азартом студент, мчащийся на телеге-бочке в лихой погоне за похитителями невесты или орудующий шпагой.

Люди - независимо от социальной и возрастной принадлежности - аплодировали представителю тонкой "прослойки" общества, потому что видели в нем свои нормальные и неподавленные свойства. А значит, и возможность собственной удачи. Иными словами, в Шурике воплотилась обратная реакция на слившийся с предшествующими годами и выразивший их отечественный вариант безупречного героя. Не беспощадность, а почти детское дружелюбие. Не остервенелая сосредоточенность в борьбе, а "ученая" рассеянность. Не сила, а сообразительность. Удивительно ли, что на роль нового любимца публики подошел именно представитель интеллигенции?

Но ведь и интеллигентом на экране был не один Шурик: во время волны веры в физику, химию и прочие науки в кинофильмы просто-таки хлынули герои формул и волшебники пробирок. И если бы А. Демьяненко представил нам среднестатистического интеллектуала, вряд ли можно было бы говорить о феномене.

А он не был среднестатистическим. В нем ярче, чем в ком бы то ни было другом, отразились особенности человека той формации. Глаз кинокамеры, бывало, ускоренным методом пробегал по приключениям и трюкам - обычно центру кинокомедии,- но задерживался подолгу на растерянном лице Шурика, на его руке, неловко поправлявшей очки. Самым ценным в герое оказывалось обаяние человеческого несовершенства.

Ни в коем случае не хотелось бы умалить роль таланта режиссера Л. Гайдая в успехе, выпавшем на долю Шурика. Да это и невозможно. Достаточно вспомнить, что все попытки "использовать" полюбившийся персонаж терпели неудачу (например, "Карьера Димы Горина"): обращаться с ним умел только его автор. Но нельзя не признать, что находка Л. Гайдая и индивидуальные способности А. Демьяненко счастливо совпали со сложившейся ситуацией. С накопившейся и подхлестнутой временем зрительской жаждой обычного человека.

Недаром так долго - уже вразрез с изменившейся обстановкой, уже став, так сказать, неактуальным - демьяненковский Шурик держался на экране: его человечность и неидеологичность стали вызовом, попыткой противостояния "времени функционеров". По этой же причине - не в последнюю очередь - персонаж Демьяненко и исчез с экрана. Его не удалось приспособить к новым обстоятельствам: после Шурика А. Демьяненко не сделал карьеры. И, может быть, поэтому давний кинообраз сохранился в чистоте и свежести, оставаясь наглядным свидетельством своего времени.







А. Файнштейн
05.01.2007
http://www.peoples.ru

Док. 517145
Перв. публик.: 05.01.07
Последн. ред.: 09.11.08
Число обращений: 93

  • Демьяненко Александр Сергеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``