В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Татьяна Иванова: `Сидели как-то - Я, Апина, Иратов Назад
Татьяна Иванова: `Сидели как-то - Я, Апина, Иратов
Сюжет "Золушки" вечен. И что бы ни говорили умудренные жизнью люди, молодым всегда хочется верить в эту красивую сказку. Тем более, что истории некоторых кумиров так на нее похожи. Вот и наша сегодняшняя героиня, вокалистка группы "Комбинация" Татьяна Иванова проделала путь от простой саратовской школьницы до звезды шоу-бизнеса буквально за считанные дни.

Конец 80-х. Начало массовой поп-культуры в нашей стране. Два прихлопа, три притопа в электронной обработке звучат по радио и телевидению. По стране с огромным успехом гастролируют лидеры молодой отечественной попсы - "Ласковый май", "Мираж", "Комбинация".

Иванова: Куда же ее денешь, комбинацию-то. Я поняла, что это пожизненный просто крест мой, и нести его надо с честью. Нравится не нравится, пой моя красавица. Тем более название такое, все время на слуху, более-менее помнят люди. И если сейчас сказать: "Здрасте, я Таня Иванова и к "Комбинации" никакого отношения не имею" я не рискну.

Уже не в первый к нам приходит человек, бывший на пике популярности совсем недавно. Например, прошлой зимой в этой студии появился Юрий Шатунов. Помню, как мы искали его и уговаривали приехать из Сочи, а он не хотел. Сейчас Юра переживает очередной взлет. Хочется верить, что в этом есть заслуга и нашей программы. Татьяна Иванова тоже добилась успеха в очень раннем возрасте. И у нее, конечно, все еще может быть впереди. Но давайте по порядку.

В конце лета 1988 года начинающий продюсер из Саратова Александр Шишинин решил собрать женскую поп-группу. В то время вчерашняя школьница Таня Иванова и думать не могла о карьере певицы. Ее ждала учеба в саратовском политехническом институте, в который она только что поступила.

Иванова: У меня в Саратове есть подруга, зовут ее Наташа. У нее фантастические ноги. Ноги такие, что топ-модели просто отдыхают многие. И на нее нарвался наш продюсер первый, кто создал, собственно, эту "Комбинацию", Саша Шишинин. Он увидел эти ноги, подошел к ней с вопросом: "Девушка, как вас зовут? Вы поете?". На что Наташа сразу подсуетилась и говорит: "Я не пою, но у меня есть подруга, которая поет везде, всегда". Я была тоже в мини-юбке, с косой, абсолютно без косметики, 17-летняя такая пацанка. Он на меня посмотрел и сказал: "Что это за ребенок? Поедемте прослушиваться". Сейчас, я просто так думаю, что, если бы сейчас ко мне подошли и предложили проехать на прослушивание, я бы, наверное, все-таки отказалась. Но в 17 лет дури в голове.

Но случилось как в сказке. Шишинин их не обманул. Он отвез девушек к Виталию Окорокову, будущему автору большинства шлягеров группы "Комбинация". Танину подругу отсеяли - у нее не оказалось слуха, не помогли и длинные ноги. А самой Татьяне сходу предложили петь. Уже через две недели была записана первая концертная программа.

Иванова: Нас было 6 человек подобранных в разных местах города Саратова. Кого-то на пляже, то есть нас отбирали всех по фактуре, как я понимаю сейчас. Кого-то еще где-то. В общем, сколотили такую агитбригаду и поехали в колхоз. По всей саратовской области, сельские клубы. Тогда-то нам сказали, что мы едем обкатывать программу. Но теперь я понимаю, что это были, как раз, первые гастроли, совершенно жутчайшие. Потому что пару раз выступали без света, при свечах, просто под стук чего угодно, при карманных фонариках. Ночевали в поле, потому что заглох автобус - пазик. Было ужасно все, но весело

Единственным профессиональным музыкантом группы была другая вокалистка - ныне всем известная певица Алена Апина. В тот момент она уже окончила музыкальное училище и была на втором курсе консерватории, которую она, кстати, так и не окончила - помешала звездная карьера. В отличие от остальных участников "Комбинации", Апина пришла в группу не с улицы. Ее пригласил бывший однокашник, композитор Виталий Окороков. Алена поначалу отказывалась - несолидно как-то. Но потом согласилась попеть, пока каникулы не закончатся Я думаю, что она не прогадала.

Иванова: Я ей жутко не понравилась, потому что я знала много русских народных слов, использовала их иногда по назначению в разговоре. На что у Алены были квадратные газа, после консерватории она была в шоке от меня, но потом привыкла. Кстати, моей культуризацией занималась она. Она меня научила хорошим словам, правильным, она меня научила читать книги хорошие, о существовании которых я в 88 году не подозревала. Она меня научила слушать хорошую музыку. От нее я в первый раз услышала, что есть такой певец Стинг. До этого я не знала. У меня были такие группы, как "Ласковый май" на слуху.

Первые же песни "Комбинации", как говорится, попали в десятку. В меру ритмичные, в меру мелодичные, на актуальные темы. Немного эпатажные, но зато глубоко народные. Кстати, узнав, как именно будет называться созданная группа, многие девушки были просто в шоке. Это сейчас никого не удивишь двусмысленным названием. Тогда и публика и артисты были все-таки поскромнее

Иванова: Я пыталась добиться правды и от Окорокова, и от Шишинина. Почему "Комбинация". Мне объясняли с круглыми глазами, что это комбинация ритмов, стилей, направлений. Но я-то понимаю, что имелось ввиду-то, видимо, совсем другое. Потом все со мной согласились, что комбинация того сего, там, шахматная комбинация, шашечная, карточная. Постоянно спрашивают, я говорю: "Думайте как угодно". Обычно мужчины спрашивают: "Скажите, а не связано ваше название с нижним женским бельем?". А от чего же не связано, очень даже связано, группа-то женская, почему бы и не связать.

В Саратове "Комбинация" быстро стала популярной. И тогда продюсер Алекандр Шишинин решил, что пора покорять столицу. Он отправил в Москву кассету. И она оказалась в руках небезызвестного Сергея Лисовского, прародителя тех самых фанерно-попсовых мальчиков и девочек, которые вытеснили в конце 80-х многих эстрадных мэтров, заполонив собой практически все музыкальное пространство, которое вскоре приобрело громкое название шоу-бизнес Творчество группы "Комбинация", судя по всему, отвечало всем критерием вкуса упомянутых продюсеров. И, таким образом, в минимально короткие сроки начала свое восхождение на эстрадный Олимп.

Иванова: Я лично попала в Москву первый раз 7 ноября 88 года. Увидела этот салют на Красной площади. Это была щенячья радость, у меня восторгу не было предела. Я не знала, что такая красота вообще бывает. После моего серого Саратова, где 1 радость - пойти на дискотеку и набить кому-нибудь лицо. Развлечений никаких больше особо не было. А тут-то все красиво, салют. И мы сразу попали в большой шоу-бизнес.

Это было время совершенно дикого рынка. В цене было все, что хоть как-то могло продаваться за границу. Русские матрешки, русская водка, русская любовь.

Технология раскрутки артистов еще не была отработана. Жизнь популярного исполнителя в то время - сплошной гастрольный марафон под неизменную фанеру

Иванова: Кто же в 88 году пел живыми голосами. Все, кто рассказывает, что мы рассказывали живые концерты, все говорят неправду, мягко говоря. Тогда все работали с обычными аудиокассетами. Двухкассетная дека. Вот как записали в студии, вот так и работали. А потом уже просто живые концерты было давать физически невозможно. Нет, безусловно кто-то давал. Такие серьезные люди, наверное, работали. Но я не попадала ни разу на такой серьезный концерт, где бы кто-нибудь пел живьем в 89 году. Хотя мы честно распевались перед концертом и отстраивали инструменты. Это было очень смешно.

Обычно "Комбинация" давала 60-70 концертов в месяц. Иногда, бывало, по 6 концертов в день. Перерыв между выходами на сцену составлял 30-40 минут. Можно себе представить, как выглядели девчонки, оттанцевавшие под фонограмму 7-8 часов подряд. Да еще и публика не всегда вела себя так, как хотелось бы.

Иванова: В порыве эмоций кто-то бросил шапку свою. И попал мне прямо по микрофону и разбил мне губу в кровь. А фонограмма же. Замолчать-то нельзя, надо же петь. И я, как Зоя Космодемьянская, вся в крови. Песню веселую развеселую. Ну, ничего. Быстренько так, за кулисы убежали, утерла и опять на работу, как на праздник. В Пензе, я помню, выносят на сцену 2, что ли ящика шампанского или 3. Я думала, подарить хотят. Так, после концерта - шампанское, девчонке. Нет. Вышло человек 10 таких крепких молодых людей. Стали открывать это шампанское и все 2 ящика вылили на нас. Типа вот красиво. Мы были все такие липкие, злые. Шампанское полусладкое, все слиплось, мы все мокрые, все течет. Но, что же поделаешь, поклонники, обижать нельзя

В 89-м "Комбинация" собирала стадионы. И, конечно, организаторы концертов очень хорошо заработали на популярной группе. Сами девушки тогда получали гонорары. Хорошие, но не сумасшедшие. Причем, ставка была одинаковой для всех участниц группы. Такова была политика продюсера Шишинина.

Иванова: Сейчас я анализирую все это дело, я-то не знала, какие деньги шли на самом деле, потому что мы, когда видели переполненный стадион, была просто радость щенячья какая-то от того, что, ах, как классно. Надо же, сколько народу пришло на нас посмотреть! Никто не задумывался, сколько стоит все это дело. Мы получали зарплату, ее хватало, не нужно было идти работать на завод. Любимым делом занимались. Артистки. В 18 лет, артистка.

Между прочим, в группе царил почти армейский порядок. Ведь проюсер, забирая несовершеннолетних девчонок у родителей, даже давал за них расписки. И за их нравственностью он следил довольно строго. В 10 вечера двери комнат, в которых жили девушки, просто запирались на ключ. Не разрешалось курить, встречаться с мальчиками. В общем, Александр Шишинин взял на себя роль эдакого сурового отца.

Иванова: Потом другая фишка была, потом была устная договоренность, что пока мы работаем в "Комбинации", нам не рекомендуется выходить замуж. Понятно, что с точки зрения продюсерства, это был верный ход, потому что, если девушка нормальная выходит замуж, никакому нормальному мужу такая жена, которая по полгода отсутствует дома не нужна. И пришлось бы выбирать - либо карьера, либо семья. Это был такой хитрый ход, что, конечно, можно, но, лучше не нужно

Об этой договоренности узнали журналисты. В прессе "Комбинацию" считали чуть ли не группой мужененавистниц. И все же невозможно представить себе девушку, которая в 17-18 лет ни разу бы не влюбилась.

Иванова: Конечно, влюблялись, а как же. Абсолютно трагедийно. Мне пришлось даже сорвать пару гастролей. Я уехала домой, сказала, что все, меня не ищите, я увольняюсь. Уехала меня домой, меня Саша разыскивал месяц, звонил моей маме. Мама сказала: "Она лежит в больнице с нервным срывом, прошу не беспокоить. С концертной деятельность покончено". Потом мы помирились, разобрались и уже пошли послабления влюбляться.

Первой большой любовью Тани Ивановой был - музыкант, бас-гитарист, который работал у Игоря Саруханова и Лаймы Вайкуле. Ему уже было 29, Татьяне - почти 18. Они встретились на гастролях. Их гражданский брак продлился четыре года.

Иванова: Потом он уехал в Австралию на гастроли и не вернулся. Потом он звонил, говорил, чтобы я собрала документы, будем жить теперь в Австралии, там так классно-ананасно, там кенгуру, там море. На что я сказала, что нет, я свои березки на ваши пальмы не променяю, у меня здесь мама, папа, так что живите вы там сами с вашими кенгурами, я буду здесь. Я приходила в себя я около года. Так страдала. Вообще, натура впечатлительная, очень влюбчивая и страдальческая. Я вся так страдаю

В 91-м году "Комбинация" пережила первый, но, увы, не последний за свою историю, удар. Совершенно неожиданно для всех об уходе из группы сообщила Алена Апина.

Иванова: Мы были в Ташкенте на гастролях и возник Александр Борисович Иратов. Красивый, как бог. Лена сказала, что она в него влюбилась с первого взгляда, я склонна верить, потому что глаза у нее горели на него. Понравился он страшно.

Говорят, что поначалу все было не так романтично. Дело в том, что Александр Иратов был организатором гастролей "Комбинации". И в Ташкенте он предложил популярной группе разместиться в доме престарелых. Был настоящий скандал и, чтобы замять неловкость, Иратов пригласил Алену Апину на ужин. И вскоре она решила под его руководством начать сольную карьеру. Об этом Алена сообщила группе прямо накануне гастролей по Америке.

Иванова: Первая реакция у меня была шоковая. Как так, подруга, бросаешь меня в беде, под танки. Она мне сказала, что ты, говорит, поймешь попозже. Я, конечно, орала тогда страшно: "Что поймешь, у нас тут вон что, а ты". Лена была непреклонна, оставила группу, появилась у нее песня "Ксюша" и дальше, под чутким руководством Александра Борисовича Иратова у нее все получилось. Я, конечно, рада, что так все сложилось. Мы общаемся до сих пор. И не просто общаемся, дружим до сих пор.

После того, как ушла Апина, в "Комбинации" началась смена составов. Но, тем не менее, группа записала новый альбом, продолжала много выступать и даже выпустила суперхит, который критики единодушно назвали эталоном пошлости и безвкусия - песню про два кусочека колбаски.

Иванова: Это моя любимая песня. В течение 10 лет, я когда ее пою на концертах, я плачу про себя, мысленно. В 93 году, когда мы ее записывали, когда я увидела текст, мне стало дурно. Я говорю: "Простите, что это?". Мне говорят: "Ты ничего не понимаешь, это такая фишка, весь народ ляжет". Я говорю: "Во-первых, ляжем мы. Это проговорить надо "два кусочека". Это сколько надо выпить, чтобы спеть в студии такое произведение?". Меня уговаривали часа полтора. Потом Шишинин говорит: "Ладно, не хочешь петь, не надо. Все, забыли, не поем "Колбаски", нет такой песни". Пойдем в буфет. Я говорю: "Пойдем". - "Кофейку. А, может, к кофейку коньячку?" В общем, раза 3 попили мы кофе. После чего он говорит: "Может все-таки попробуем, для себя. В альбом не будем включать. Вот просто для меня спой". Но после 3 кофейков произведение было спето. Естественно, первым номером вошла в альбом.

А буквально несколькими месяцами позже, 5 марта 1993 года, основателя "Комбинации" продюсера Александра Шишинина убили в подъезде дома, в котором он снимал квартиру. Убийца нанес один профессиональный удар ножом. Ни исполнитель ни заказчик преступления до сих пор не найдены.

Иванова: Я думаю, что основная причина финансовая. Потому что, сопоставляя тот оглушительный успех тех лет, когда стадионы действительно ломились. Мы объездили всю страну по 3 круга, наверное. Одну, потом в другую сторону. Все эти бывшие республики, все эти изъезжено 300 раз. Я думаю, что финансовые вопросы. Кому-то надо было, наверное, дать больше, а он не захотел.

После гибели Шишинина в группе начались конфликты. Виталий Окороков заявил, что возьмет на себя роль продюсера. Но с этим согласились не все. И тогда обиженный композитор ушел. Говорят, что идея перейти под крыло Талмацкого принадледжала именно Татьяне Ивановой. Талмацкий в то время растил сына - будущего Децла и продюсировал нескольких известных исполнителей.

Иванова: В 93 году после смерти Саши стало все потихонечку разваливаться. Просто условия работы изменились, в силу того, что Талмацкий начал выделять нас как солисток. То есть у нас уже и оклады другие стали, отличаться от музыкантов. Кто-то говорил, что Талмацкий развалил "Комбинацию", кто-то говорил: "Нет, это Иванова развалила "Комбинацию", потому что она вот такая нехорошая, дала добро на то, что вот. Не обошлась своими силами с тем же Окороковым, а решила продюсера поиметь себе такого известного". Всякие были разговоры, не знаю, я как бы не хочу ни осуждать его, ни выгораживать. Что случилось, то случилось. Я склонна думать, что все, что Бог не делает, оно к лучшему.

Тем временем группу продолжали сотрясать скандалы. Конфликт второй вокалистки Светланы Кашиной с Талмацким привел к очередному расколу состава. Светлана уехала с мужем в Нижний Тагил, где сейчас, говорят, поет в ресторане. Татьяна Иванова осталась единственной солисткой. Но в этот тяжелый период рядом с ней был ОН. Вадим Казаченко. Звезда. Мужчина. Крепкое плечо.

Иванова: У нас на самом деле были очень хорошие отношения такие, нежные. И я хочу сказать, наверное, я полюбила его. Он - не знаю, но он ко мне очень хорошо относился. Поскольку интересы были общие, на фоне песен, лирики, мы как-то сошлись. Очень ему благодарна за те 2 года, что мы были рядом, он тоже очень многому меня научил. Помягче стала. Была такая колючая девушка, он как-то сгладил углы.

Женщинам вообще свойственно идеализировать своих бывших возлюбленных. А вот сам Вадим Казаченко после разрыва отношений давал не очень корректные интервью. Но, тем более, надо отдать должное Татьяне, она ни о ком из своих знакомых не отзывается плохо. Даже о тех, кто когда-то сделал ей больно. Ведь все это уже в прошлом. К тому же, сейчас рядом с ней другой человек. Отец ее маленькой дочери.

Иванова: Папа у нас фантастический. Предшествовала тоже романтическая история. Кстати, Апина, все Апина. Она меня познакомила с этим замечательным человеком. Сидели - я, Апина, Иратов, еще у нас подружка - Таня Ковалева. И сидим и заходят как раз вот эти ребята замечательные. И Иратов говорит: "Вот, Тань, познакомься. Это Ильчин, он очень хочет жениться на артистке". Ну, хочет и хочет. Посмеялись-разбежались. Встречались, довстречались. С 96 года, 2 года встречались и у нас родилась Маша.

Сейчас Маше четыре с половиной года. Ее отец Ильчин далек от шоу-бизнеса. Сама Татьяна со скандалом ушла от Талмацкого, и теперь у нее другой продюсер. Она по-прежнему поет с группой "Комбинация". Причем, исключительно живьем. Не потому, что записать хорошую фонограмму стоит дорого. Просто неудобно как-то перед зрителями.

Иванова: Я прекрасно отдаю себе отчет, что вот эти самые волны - спады и подъемы существуют, что, естественно сейчас не на подъеме коллектив и я лично. Но у меня есть возможность, несмотря ни на что, все-таки выходить к людям, несмотря и на что. При этом знать. Что у меня дома все замечательно, что у меня очаровательная дочка, она жива, здорова, я надеюсь, счастлива. Что у меня рядом любимый человек. Мне грех жаловаться, на самом деле. Я считаю, что мне крупно повезло и Его величество Случай, он все-таки не прошел, а задержался на чуть-чуть. Поэтому я считаю себя счастливым человеком, чего и вам желаю.

Вообще, мы немного удивлены. Честно говоря, ожидали увидеть человека если и не сломленного, то сильно уставшего. А увидели ироничную молодую женщину, которая понимает все, что с ней произошло. И ценит этот опыт. И не только заразила нас своей положительной энергией. И даже решила спеть, хотя за пределами сцены обычно никогда этого не делает


04.09.2004 г. "Кумиры" ОРТ

www.kombinaciya.ru

Док. 517143
Перв. публик.: 04.09.04
Последн. ред.: 09.11.08
Число обращений: 172

  • Иратов Александр Борисович
  • Иратов Александр Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``