В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
`Сети закона прочны`. Интервью с заместителем директора ФМС России Анатолием Кузнецовым Назад
`Сети закона прочны`. Интервью с заместителем директора ФМС России Анатолием Кузнецовым
Весна для миграционной службы - напряженный период. Не секрет, что это время года характеризуется наибольшим притоком в страну трудовых мигрантов, прежде всего из ближнего зарубежья. В целях упорядочения миграционных потоков в Российскую Федерацию в последнее время предпринят ряд законодательных и иных мер. Вместе с тем ряд проблем, обусловленных трудноконтролируемым притоком мигрантов в Россию, сохраняется.

Анатолий Евгеньевич, вы курируете линию иммиграционного контроля. Каковы успехи, достигнутые в этой области работы, в прошедшем году?

Прежде всего хочу сказать, что новации, внесенные в миграционное законодательство в прошлом году, с одной стороны, создали цивилизованные возможности вхождения в наш трудовой рынок иностранной рабочей силы, а с другой - значительно усилили ответственность принимающей стороны, в роли которой выступают работодатели. Результат таких законодательных изменений очевиден. В разы увеличились показатели постановки на миграционный учет иностранных граждан, прибывающих в Россию, а также уведомлений о приеме на работу иностранцев, которые в соответствии с законодательством направляют нам работодатели. Вот некоторые цифры: в прошлом году на миграционный учет были поставлены 7 855 774 иностранных гражданина, получили разрешение на работу 2 136 280 мигрантов. Эти цифры существенно превышают показатели 2006 года.

Выходит, все стали законопослушными и контролировать некого?

Если бы так! Вот и другие цифры. В 2007 году было выявлено почти 3 с половиной тысячи правонарушений в сфере миграции. На нарушителей были наложены штрафные санкции в размере 4 605 248 000 рублей.

В прошлом году территориальными органами ФМС в 3498 случаях выявлены признаки совершения преступления, предусмотренного статьей 322.1 Уголовного кодекса "Организация незаконной миграции". По данным фактам возбуждено 333 уголовных дела, так что дел у миграционного контроля было достаточно. Цифры показывают, что действия контрольных органов достаточно эффективны.

То есть можно считать, что все налажено и вряд ли стоит что-то менять?

Не совсем так. В наступившем году новшеств будет немало. Законодательно сейчас созданы широкие возможности усиления контроля за соблюдением правил въезда, пребывания, трудовой деятельности иностранцев на территории России. Претворяются на практике решения директора ФМС России о структурном построении иммиграционного контроля. Это будет четко выстроенная линия работы от центрального аппарата до подразделений иммиграционного контроля на границе. Самостоятельные подразделения, как правило это отделы иммиграционного контроля, создаются в управлениях ФМС России по субъектам Российской Федерации. Вместо постов иммиграционного контроля на границе мы создаем отделения иммиграционного контроля, в зону ответственности которых будет входить территория, в том числе прилегающая к международным пунктам пропуска на государственной границе.

Мы принципиально поддерживаем позицию о минимизировании количества контрольных органов на границе. Там останутся пограничники и таможенники, в необходимых случаях по информации от этих двух структур будут реализовывать свои полномочия на границе другие контрольные органы. Мы также за то, чтобы не работать на линии пограничного контроля, так как полномочия по контролю иностранцев и лиц без гражданства, их учету в пунктах пропуска законодательно переданы пограничным органам. Это связано с тем, что количество следующих через границу людей неимоверно возросло, создаются очереди, пробки. Поэтому надо упрощать пропускные конструкции.

Численность подразделений иммиграционного контроля в этом году увеличивается. Насколько и как будут распределены новые кадры?

В соответствии с указом Президента Российской Федерации нам добавлено 4500 сотрудников. Большинство из них вливается в подразделения иммиграционного контроля на территориях, где наиболее сильно миграционное давление. Это, в первую очередь, Москва и Подмосковье, не обошли вниманием Дальний Восток, Северо-Запад, Юг.

Большое значение урегулированию миграционных вопросов в свете подготовки к Олимпийским играм мы придаем городу Сочи. Это объясняется ожидаемым значительным притоком в город иностранной рабочей силы, которая будет занята на строительстве олимпийских объектов. В этой связи в Сочи создано полноценное Управление ФМС, в компетенцию которого входит иммиграционный контроль, регулирование внешней трудовой миграции, паспортно-визовая работа и другие функции.

Весьма важным представляется вопрос технического оснащения подразделений иммиграционного контроля. Это транспортные средства, в том числе высокой проходимости, для использования в трудных климатических и дорожных условиях, к примеру, в Забайкалье. Одним из приоритетов является обеспечение подразделений иммиграционного контроля специальной техникой, средствами связи и другим оборудованием, позволяющим в режиме онлайн осуществлять соответствующие проверки. Ведь не секрет, что к нам приезжают подчас люди, нахождение которых в России совсем нежелательно. К примеру, среди приезжих иностранцев мы находим лица, объявленные в розыск за совершение преступлений, больных опасными инфекционными заболеваниями.

А какова сейчас ситуация с регулированием внешней трудовой миграцией?

В этой сфере мы отмечаем ряд новых проблемных вопросов. В прошлом году иностранных граждан и лиц без гражданства мы привлекали к ответственности больше, чем представителей так называемой принимающей стороны. Нас эта диспропорция настораживает. Иностранец ведь, как правило, приезжает и работает по приглашению, и принимающая сторона должна обеспечить ему нормальные условия пребывания, трудовой деятельности, определенные социальные гарантии, а также ознакомить его с правилами пребывания в Российской Федерации. Вместо этого некоторая часть работодателей, пытаясь извлечь только выгоду и избежать расходов, связанных с использованием труда мигрантов, стремится привлекать их без соблюдения установленного законом порядка. В этой связи большая часть ответственности за нарушение миграционного законодательства должна лежать именно на таких недобросовестных работодателях.

Но штрафы, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях, очень велики. Порой работодатели говорят: возьмете штраф - разорите фирму. Может быть, стоит прислушаться к таким заявлениям?

Ни в коем случае. Наша установка: степень ответственности должна соответствовать степени нарушения, договариваться с работодателями, вступать с ними в торг относительно суммы штрафа - не дело. Эти суммы установлены законом. Мы налагаем штраф в максимальном размере в тех случаях, когда выявляются вопиющие нарушения законодательства. Например, в Санкт-Петербурге на одной из строек работали более ста нелегальных мигрантов. Работодатель умышленно их прятал, создав нецивилизованные условия труда и оплачивая труд по минимуму, и при этом не нес никакой ответственности за их здоровье и жизнь. Наше твердое убеждение: таких нарушителей надо привлекать к ответственности по всей строгости закона.

Но у них есть хитрая отговорка: я этих мигрантов не принимал, их набирал бригадир, пусть он и отвечает. С такими случаями вы сталкивались, разбирали их?

Да, разбирали, и прекрасно понимаем уловки, которые обусловлены некоторыми шероховатостями в нормах, прописанных в Кодексе об административных правонарушениях. В этом году мы будем вносить в установленном порядке изменения в кодекс, касающиеся названных "хитрых отговорок", чтобы четко прописать ответственность конкретного лица. Есть и другой вопрос. Действующая процедура привлечения к административной ответственности предусматривает рассмотрение правонарушения в течение двух суток. Но зачастую этого времени недостаточно для всестороннего изучения и оценки обстоятельств дела. В этой связи планируем поднять вопрос о распространении процедуры административного расследования на главу 18 Кодекса об административных правонарушениях, которая регулирует правоотношения в области миграции.

А какое время для разбора дает процедура административного расследования?

Месяц, для того чтобы мы детально разобрались во всех обстоятельствах совершенного правонарушения, в отдельных сложных случаях срок может быть продлен до двух месяцев.

Новая тема для нас - депортация. Как известно, решения о депортации принимаются директором ФМС России. В прошлом году по сравнению с 2006 годом число депортируемых возросло в десять раз: с пяти до 54 человек. Немного, скажете вы. Стоит ли заострять на этом такое внимание? Скажу однозначно - стоит. Поясню, почему. Минюстом России на сегодняшний день в большом количестве выносятся постановления о нежелательности пребывания в России иностранцев, отбывающих у нас наказания за совершение преступлений. В этой связи число депортируемых лиц существенно возрастет.

Для решения практических вопросов в этой области мы намерены тесно работать с Минюстом России и Федеральной службой исполнения наказаний. Необходимо выработать порядок взаимодействия: кто, на каких этапах будет осуществлять контроль, документирование? Какой документ свидетельствует о гражданстве, подданстве, дает ли он право на пересечение границ? Будет ли он воспринят пограничными органами как основание для пропуска? Есть много иных вопросов, требующих совместного решения.

Сейчас на слуху у всех слово "реадмиссия". Что это? Новый аспект деятельности ФМС?

Если упрощенно, то реадмиссия - это прием, возврат и транзит нелегальных мигрантов. Это действительно новое направление деятельности службы. Реадмиссия является высокоэффективным инструментом противодействия нелегальной миграции. Межгосударственные договоренности в этой сфере позволяют в короткие сроки установить личность незаконного мигранта, гражданство и вернуть его в государство гражданской принадлежности. Эти договоренности также распространяются и на лиц без гражданства, мигрировавших из одного государства в другое и утративших правовые основания для пребывания на территории последнего.

Деятельность на реадмиссионном треке является важной политической составляющей безвизового диалога, проводимого Россией с Евросоюзом. В этой связи ей уделяется большое внимание Президентом России и Правительством Российской Федерации.

У истоков работы на реадмиссионном направлении стоял МИД России. В настоящее время решением Президента Российской Федерации головным ведомством, ответственным за реадмиссионную деятельность, определена ФМС России.

В службе создано Управление по вопросам реадмиссии. Какие задачи стоят перед данным подразделением?

Создание такого подразделения позволит сконцентрировать решение всех проблем, касающихся данной проблематики, в одних руках.

Что касается вопросов, отнесенных к его компетенции, то можно выделить следующие основные задачи управления.

В первую очередь это совершенствование законодательства Российской Федерации по вопросам реадмиссии, а также подготовка к заключению международных договоров с иностранными государствами в этой области.

Надо иметь в виду, что сегодня в российском законодательстве понятие "реадмиссия" отсутствует. В этой связи нами в настоящее время проводится работа по внесению изменений и дополнений в ряд законов. Предстоит также подготовка пакета постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам реадмиссии.

В целях повышения эффективности реализации Соглашения между Российской Федерацией и Европейским сообществом о реадмиссии нами проводится работа по подготовке к подписанию двусторонних исполнительных протоколов к нему с каждой из стран ЕС. В наиболее высокой степени готовности находятся проекты таких протоколов с Финляндией и Бельгией.

Также готовятся проекты соглашений о реадмиссии с европейскими странами, не входящими в состав участников Соглашения Россия - ЕС, - Швейцарией, Исландией, Данией и другими.

Аналогичная работа проводится с государствами - участниками СНГ, Вьетнамом, Шри-Ланкой, Индией и другими. Итогом этой работы является подписание реадмиссионных соглашений с Украиной и Узбекистаном.

Практической задачей Управления по вопросам реадмиссии является реализация заключенных международных договоров в этой области - рассмотрение ходатайств о реадмиссии, поступающих из-за рубежа, проведение соответствующих проверок в отношении лиц, подлежащих реадмиссии, организация их приема в Российской Федерации.

Для справки: сегодня в ФМС на рассмотрении находится около 150 ходатайств о реадмиссии. 45 ходатайств удовлетворено, 29 отклонено в связи с получением неполных данных от наших европейских партнеров.

Еще одним важнейшим направлением деятельности управления является координация работы по созданию инфраструктуры, необходимой для реализации заключенных соглашений о реадмиссии. В частности, речь идет о создании центров для содержания лиц, подпадающих под реадмиссию.

На сегодняшний день один такой центр создан в Пскове. Однако его мощностей для решения реадмиссионных вопросов явно недостаточно. В этой связи предполагается соответствующим образом перепрофилировать три центра для временного размещения вынужденных переселенцев в Ростове, Астрахани и Оренбурге. Кроме того, планируем строительство одного такого центра поближе к российско-китайской государственной границе, возможно, в Забайкалье.

Сколь ни печально, Анатолий Евгеньевич, но так или иначе наш разговор невольно переключается на правонарушителей. Я ехал к вам на метро и опять на дверях вагона увидел объявления лжефирм, предлагающих мигрантам решение всех вопросов. С ними идет какая-то борьба?

С начала этого года уже несколько фирм наказано, осуществлена, к примеру, в Москве проверка ООО "Первая помощь", занимающегося посредническими услугами в оформлении паспортно-визовых документов, изъяты фальшивые бланки по всем направлениям миграционной работы. Материалы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела переданы в отдел внутренних дел Мещанского района. Такие же претензии к ООО "Градстрой", ООО "Лэндли". Материалы по ним также переданы в органы внутренних дел.

Таких примеров даже за первые месяцы нового года немало. Постараемся, чтобы по нашим проверкам были возбуждены уголовные дела. Боролись мы и с ложными фирмами и будем наращивать свои усилия в этой борьбе.

Мне хочется вернуться к штрафам на нарушающих закон работодателей: одно дело наложить штраф, совсем другое - взять его. Как вы работаете с судебными приставами?

По итогам прошлого года возросла позиция по взимаемости штрафов, не по наложению, а именно по взимаемости. Скорее всего, это результат того, что мы достигли полного взаимопонимания с Федеральной службой судебных приставов: в конце прошлого года подписали соглашение между нашей службой и Службой судебных приставов. Эта служба располагает правом временного ограничения выезда граждан из России, в том числе иностранцев, до исполнения судебного решения. Не сомневаемся, что результаты нашего сотрудничества будут позитивными и в этом году.

У вас произошли и некоторые организационные изменения. Раньше, например, в Подмосковье проверки проводило не только областное УФМС, но и районные отделы. Сейчас такие отделы от проверок отстранены?

Принцип построения иммиграционного контроля в Москве, Московской области, а также в Краснодарском крае несколько отличается от других субъектов Федерации. Апробируется новый организационно-штатный вариант. Прежде подразделения иммиграционного контроля входили в штатный состав районных миграционных служб и работали по плану районного начальника. Сейчас в трех субъектах, которые назвал, создан отдел иммиграционного контроля. Его подразделения, штатно входящие в отдел, работают в районах по плану руководства отдела в субъекте Федерации и не подчинены районному начальству. Опыт работы покажет, какое организационно-штатное построение лучше: традиционное, которое сохранилось в большинстве субъектов России, или то, что мы экспериментально апробируем.

Последний вопрос: на что ваше ведомство будет обращать особое внимание в 2008 году?

В основном я уже об этом рассказал, добавлений будет немного. Так, видится, что справка о состоянии здоровья должна быть подана вместе с документами, дающими право на работу, сейчас такая справка подается через месяц, а у мигрантов нередки тяжелые инфекционные заболевания. Сколько человек он может заразить за месяц!

Второе: анализ правоприменительной деятельности показал, что нужна небольшая перестройка нашей работы. Так, не все материалы в отношении нарушений миграционного законодательства, направляемые в суд, готовятся качественно, из-за этого решение суда не всегда в нашу пользу. В юридических службах работодателей работают профессионалы, хорошие адвокаты. Поэтому уровень профессиональной подготовки наших сотрудников должен быть соответствующим. В этом году хотим попросить судей вместе с нами обобщить судебную практику, подготовить методические рекомендации, которые мы могли бы использовать в повседневной работе.

Одним словом, наша главная задача - добиться, чтобы на пути всех нарушителей миграционного законодательства был поставлен прочный заслон.

Владимир КЛИМОВ

www.fms.gov.ru

23.04.2008

Док. 517073
Перв. публик.: 23.04.08
Последн. ред.: 08.11.08
Число обращений: 93

  • Кузнецов Анатолий Евгеньевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``