В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Александр Сараев: `Я ухожу не от лебедя` Назад
Александр Сараев: `Я ухожу не от лебедя`
Этот разговор произошел 27 февраля. Мы договорились с Александром Руслановичем Сараевым, что побеседуем на тему о бюджетном процессе в крае. Зайдя к нему в кабинет, я, конечно, поздравил его с состоявшимся в этот день назначением по итогам конкурса на пост заместителя губернатора края. Однако в ответ он сообщил, что написал заявление об увольнении с этой должности по состоянию здоровья с 4 марта, и губернатор его просьбу удовлетворил. Тему интервью пришлось срочно менять.

- В моей жизни очень многое переменилось, после того как 30 сентября у меня случился инфаркт, а если точнее, обширный инфаркт миокарда, как записано в истории болезни, - начал рассказ Александр Русланович. - Через три недели, 18 октября, я защитил докторскую диссертацию на тему "Научно-методические основы формирования стратегии развития экономики субъекта Федерации". Написана она на материалах Красноярского края и Омской области, где я до приезда в июле 1998 года в Красноярск также работал заместителем губернатора. Буду откровенным, в 1988 году я из науки пришел во власть не только потому, что государственная служба мне интересна. Был и другой мотив: работа во власти помогала мне собирать материалы для написания докторской.

В то же время, находясь на государственной службе, я понимал, что в этой текучке всерьез заниматься наукой очень трудно, практически невозможно. Конечно, в Красноярске я регулярно читаю лекции студентам государственного и технического университетов, слушателям президентских курсов. Но при этом использую в основном свой старый ресурс, восполнять его часто бывает просто некогда.

Еще в 1993 году, когда впервые я почувствовал проблемы с давлением, знакомый врач посоветовал мне сменить сферу деятельности. Потому что государственная служба предполагает очень большую ответственность. Стоять на трибуне, доказывать что-то и думать одновременно, как ведет себя сердце, не по мне. А так было, когда шло обсуждение проекта бюджета с главами районов. Болело сердце. Вчера после внеочередной сессии Законодательного Собрания у меня был такой очередной сигнал. Я понял, что для того, чтобы сохранить здоровье, должен уйти.

- Выходит, решение об уходе в отставку было принято сегодня?

- Решение вызревало постепенно. Когда докторскую диссертацию защищает государственный чиновник высокого уровня, то его обычно вызывают на заседание экспертного совета ВАК. С тем чтобы его члены воочию могли убедиться, что соискатель сам написал защищаемую работу. 21 февраля в Москве экспертный совет ВАК меня заслушал. Нареканий с его стороны не было. Когда же летел из Москвы домой, то думал вновь о сердце. И решил, что если вновь кольнет, то надо будет подумать об уходе с государственной службы.

Тем не менее участвовал в конкурсе на замещение должности заместителя губернатора края, на что-то надеялся... Конкурс был довольно серьезным испытанием. Я, честно говоря, думал, что комиссия формально к своим обязанностям отнесется, рассматривая мою кандидатуру. Отнюдь. Критика моей персоны со стороны членов комиссии была очень конструктивной, и в общем-то были дельные и благожелательные замечания и предложения. Я был готов их принять и учесть в работе.

Скажу то, что нельзя не сказать. Мой уход может быть воспринят так, что позиции губернатора края в последнее время пошатнулись, а потому крысы бегут с тонущего корабля. Это не так. Я ухожу не от Лебедя. Ну не виновато мое сердце, что оно реагирует соответствующим образом на мою работу. Более того, я очень благодарен Александру Ивановичу, что он пригласил меня на эту должность. Он очень большой человек, государственник в полном смысле этого слова. Он дал мне возможность раскрыться в деле. Я почти уверен в том, что, если Александр Иванович захочет участвовать в выборах, он их выиграет.

- Итак, вы уходите. Но куда?

- Вообще я как бы врос в Красноярский край. За время работы в Красноярске у меня родились две внучки. Сын у меня здесь учится нормально. И жена устроена. Более того, нам в квартиру должны привезти мягкую мебель, которую мы не так давно заказали. Но я не могу остаться в крае. Потому что здесь, кроме как на должности государственного служащего, кроме как работника команды Лебедя, я себя не вижу. Здоровье мне делать это не позволяет.

Начиная примерно с 1992 года регулярно получаю какие-то приглашения работать в Москве. Было предложение из Министерства национальностей. Было и из Минэкономики - стать начальником департамента. Было и из Госдумы - в одно из экономических подразделений. Предложение, которое я все же принял, поступило около года назад. Стану первым проректором одного из частных московских вузов экономического профиля. Словом, всерьез возвращаюсь в науку. Надеюсь, что ВАК утвердит мою докторскую диссертацию. А дальше - посмотрим.

- Легко ли работать в одной команде с Лебедем?

- И легко, и сложно. В администрации Омской области, где я ранее работал, система организации труда была такова, что та ответственность, которая была на мне, одновременно была еще на ком-то другом. Каждый друг друга подстраховывал. Здесь же мне полностью отдали мой участок работы, что дает больше возможностей для творчества, профессионального роста. Мне нравится стиль работы Александра Ивановича тем, что он доверяет своим подчиненным, дает им большую свободу. Я, например, чувствовал, что являюсь как бы последним редутом. Поэтому каждый вопрос, особенно если он касался выхода на законодательную власть, я старался готовить как можно более совершенно, зная, что за мной уже губернатор.

- В чем, на ваш взгляд, причины того, что бюджет края на этот год до сих пор не утвержден Законодательным Собранием?

- Депутат Законодательного Собрания Юрий Константинович Абакумов в одном из интервью, по-моему, верно назвал главные причины, отметив, что краевые власти заигрались в политику перед выборами, и еще болел Сараев. Скажу не в качестве похвалы себе. Если бы меня не свалил инфаркт, то, думаю, мне бы удалось убедить финансовое управление и другие наши службы, что вне зависимости от качества бюджет надо вносить. Как и положено по закону, 1 ноября. Это был бы не очень качественно сделанный бюджет. Но над ним уже начали бы работать депутаты.

Нельзя снимать с повестки дня и не зависящий от края фактор. На последнем совещании в Минфине первый замминистра финансов Алексей Улюкаев признал дефицит нашего бюджета в 5 миллиардов рублей. Он, конечно, больше. Но то, что в Минфине признали хоть 5 миллиардов, уже хорошо. Объективная ситуация такова, что мы не сможем справиться без федерального центра. Чтобы федеральный центр нам помогал, мы вынуждены выполнять его условия. Одним из условий является так называемая оптимизация расходов Норильска. По отношению к Норильску она несправедлива. Но, оптимизируя расходы Норильска внутри края и получив помощь из федерального бюджета, мы в том числе решим проблему Норильска.

Кстати, очень хорошо, что на совещании в Минфине была озвучена проблема компенсационных выплат. Помните, вице-премьер Алексей Кудрин с явным неодобрением говорил по РТР, что у нас прочие расходы равны долгам по зарплате. Так вот, в прочих расходах 70 процентов - это так называемые компенсационные выплаты норильчанам. То есть деньги, которые из бюджета города Норильска платятся бюджетникам, чтобы довести их заработную плату до какого-то процента от средней зарплаты работников комбината. Такая практика существует уже лет восемь. И от нее невозможно отказаться в условиях Норильска с его вечной мерзлотой и так далее. Но никаким законом - ни федеральным, ни краевым - эти выплаты не отрегулированы. Обсуждение в Минфине привело к тому, что первый замминистра сказал: "Давайте подумаем, как придать Норильску особый статус, чтобы узаконить эти компенсационные выплаты и начиная с 2003 года учесть их в бюджете".

- Соответствует ли действительности образ Людмилы Селивановой, нарисованный оппозиционными журналистами?

- Не соответствует. На самом деле она принесла много пользы, умела "выхаживать" по некоторым проектам для края деньги в Минфине, да и с частными компаниями неплохо работала. Хотя, конечно, от нее ожидали большего. Но, поверьте, мне кажется, ее проблема была в том, что она форму своего поведения не соотносила со сложившимся в обществе образом, каким должен быть чиновник во власти.

- Как заместитель губернатора вы отвечали за взаимодействие исполнительной власти с Законодательным Собранием. Уверены ли вы в том, что ваш преемник сможет справиться с этой нелегкой работой в условиях известного противостояния краевой законодательной и исполнительной власти?

Надеюсь, что справится. Я очень уважаю наших депутатов за их квалификацию, за очень неравнодушный подход к проблемам. Но мне очень жаль, что отношения между исполнительной и законодательной властью края далеки от идеала. К сожалению, должен сказать, что такие отношения сложились еще и потому, что администрация края, особенно на первом этапе деятельности Лебедя, сама создавала прецеденты недоверия. То есть люди, пришедшие в администрацию края, не до конца понимали задачи, которые стоят перед ними, и не до конца понимали интересы края. Более того, считали себя более квалифицированными и ответственными, чем депутаты Законодательного Собрания. Чем и породили недоверие. Мне кажется, что здесь выход только один. Надо всегда интересы края ставить превыше всего. Обеим ветвям власти. Более того, надо максимальное число вопросов прорабатывать не на сессии, а до нее. В кулуарах, при личных встречах, на комиссиях. Потому что власть едина. Не дело, когда смотрит народ на сшибку законодательной и исполнительной власти на сессиях Законодательного Собрания и оценивает, кто оказался сейчас сильнее, кто кого обманул. Власть этим просто дискредитирует себя в целом. И мне кажется, что гораздо больше будет конструктива, если исполнительная власть и депутаты станут сотрудничать в совместных рабочих комиссиях. Что сейчас и делается. Включают депутатов в различные рабочие комиссии и группы даже по подготовке постановлений и решений, которые в компетенции исполнительной власти. Думаю, это усилит доверие депутатов к исполнительной власти.


www.krasrab.com

06.03.2002

Док. 516975
Перв. публик.: 06.03.02
Последн. ред.: 08.11.08
Число обращений: 241

  • Сараев Александр Русланович
  • Пантелеев Владимир Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``