В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Двести лет вместе. Назад
Двести лет вместе.

Двести лет вместе.Сквозь полвека работы над историей российской революции я множество раз соприкасался с вопросом русско-еврейских взаимоотношений. Они то и дело клином входили в события, в людскую психологию и вызывали накалённые страсти.

Я не терял надежды, что найдётся прежде меня автор, кто объёмно и равновесно, обоесторонне осветит нам этот калёный клин. Но чаще встречаем укоры односторонние: либо о вине русских перед евреями, даже об извечной испорченности русского народа, - этого с избытком. Либо, с другой стороны: кто из русских об этой взаимной проблеме писал - то большей частью запальчиво, переклонно, не желая и видеть, что бы зачесть другой стороне в заслугу.

Не скажешь, что не хватает публицистов, - особенно у российских евреев их намного, намного больше, чем у русских. Однако при всём блистательном наборе умов и перьев - до сих пор не появился такой показ или освещение взаимной нашей истории, который встретил бы понимание с обеих сторон.

Но надо научиться не натягивать до звона напряжённых нитей переплетения.

Рад бы я был не пытать своих сил ещё на такой остроте. Но я верю, что эта история - попытка вникнуть в неё - не должна оставаться "запрещённой".

История "еврейского вопроса" в России (и только ли в России?) в первую очередь богата. Писать о ней - значит услышать самому новые голоса и донести их до читателя. (В этой книге еврейские голоса прозвучат много обильнее, нежели русские.)

Но, по порывам общественного воздуха, - получается чаще: как идти по лезвию ножа. С двух сторон ощущаешь на себе возможные, невозможные и ещё нарастающие упрёки и обвинения.

Чувство же, которое ведёт меня сквозь книгу о 200-летней совместной жизни русского и еврейского народов, - это поиск всех точек единого понимания и всех возможных путей в будущее, очищенных от горечи прошлого.

Как и все другие народы, как и все мы, - еврейский народ и активный субъект истории и страдательный объект её, а нередко выполнял, даже и неосознанно, крупные задачи, навязанные Историей. "Еврейский вопрос" трактовался с многоположных точек зрения всегда страстно, но часто и самообманно. А ведь события, происходившие с любым народом в ходе Истории, - далеко не всегда определялись им одним, но и народами окружающими.

Слишком повышенная горячность сторон - унизительна для обеих. Однако не может существовать земного вопроса, негодного к раздумчивому обсуждению людьми. Увы, накоплялись в народной памяти взаимные обиды. Однако если замалчивать происшедшее - то когда излечим память? Пока народное мнение не найдёт себе ясного пера - оно бывает гул неразборчивый, и хуже угрозно.

От минувших двух столетий уже не отвернуться наглухо. И - планета же стала мала, и в любом разделении - мы опять соседи.

Я долго откладывал эту книгу и рад бы не брать на себя тяжесть её писать, но сроки моей жизни на исчерпе, и приходится взяться.

Никогда я не признавал ни за кем права на сокрытие того, что было. Не могу звать и к такому согласию, которое основывалось бы на неправедном освещении прошлого. Я призываю обе стороны - и русскую, и еврейскую - к терпеливому взаимопониманию и признанию своей доли греха, - а так легко от него отвернуться: да это же не мы...

Искренно стараюсь понять обе стороны. Для этого - погружаюсь в события, а не в полемику. Стремлюсь показать. Вступаю в споры лишь в тех неотклонимых случаях, где справедливость покрыта наслоениями неправды. Смею ожидать, что книга не будет встречена гневом крайних и непримиримых, а наоборот, сослужит взаимному согласию. Я надеюсь найти доброжелательных собеседников и в евреях, и в русских.

Автор понимает свою конечную задачу так: посильно разглядеть для будущего взаимодоступные и добрые пути русско-еврейских отношений.

1995
Эту книгу я писал, исходя лишь из велений исторического материала и поиска доброжелательных решений на будущее. Но надо и не упускать из виду: за последние годы состояние России столь крушительно изменилось, что исследуемая проблема сильно отодвинулась и померкла сравнительно с другими нынешними российскими.

2000
http://sila.by.ru/

viperson.ru

Док. 516902
Перв. публик.: 08.11.00
Последн. ред.: 05.03.11
Число обращений: 322

  • Солженицын Александр Исаевич
  • Глава 27 - ОБ АССИМИЛЯЦИИ
  • Глава 26 - НАЧАЛО ИСХОДА
  • Глава 25 - ОБОРОТ ОБВИНЕНИЙ НА РОССИЮ
  • Глава 24 - НА ОТКОЛЕ ОТ БОЛЬШЕВИЗМА
  • Глава 23 - ДО ШЕСТИДНЕВНОЙ ВОЙНЫ
  • Глава 22 - С КОНЦА ВОЙНЫ - ДО СМЕРТИ СТАЛИНА
  • Глава 21 - В ВОЙНУ С ГЕРМАНИЕЙ
  • Глава 20 - В ЛАГЕРЯХ ГУЛАГА
  • Глава 19 - В ТРИДЦАТЫЕ ГОДЫ
  • Глава 18 - ДВАДЦАТЫЕ ГОДЫ
  • Глава 17 - В ЭМИГРАЦИИ МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ
  • Глава 16 - В ГРАЖДАНСКУЮ ВОЙНУ
  • Глава 15 - В БОЛЬШЕВИКАХ
  • Глава 14 - В ХОДЕ 1917
  • Глава 13 - В ФЕВРАЛЬСКУЮ РЕВОЛЮЦИЮ
  • ЧАСТЬ ВТОРАЯ: В советское время. В УЯСНЕНИИ
  • Глава 12 - В ВОЙНУ (1914-1916)
  • Глава 11 - ЕВРЕЙСКОЕ И РУССКОЕ ОСОЗНАНИЕ ПЕРЕД МИРОВОЙ ВОЙНОЙ
  • Глава 10 - В ДУМСКОЕ ВРЕМЯ
  • Глава 9 - В РЕВОЛЮЦИЮ 1905
  • Глава 8 - НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ
  • Глава 7 - РОЖДЕНИЕ СИОНИЗМА
  • Глава 6 - В РОССИЙСКОМ РЕВОЛЮЦИОННОМ ДВИЖЕНИИ
  • Глава 5 - ПОСЛЕ УБИЙСТВА АЛЕКСАНДРА II
  • Глава 4 - В ЭПОХУ РЕФОРМ
  • Глава 3 - ПРИ НИКОЛАЕ I
  • Глава 2 - ПРИ АЛЕКСАНДРЕ I
  • Двести лет вместе. Часть первая. В дореволюционной России. Глава 1 - ВКЛЮЧАЯ XVIII ВЕК

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``