В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Плохой хороший адмирал Назад
Плохой хороший адмирал
Interfax-Russia.ru - В кинозалах страны 9 октября случился аншлаг. Посмотреть "фильм про Колчака" пришли тысячи россиян. Адмирал, сочинитель романсов и ученый уже не "предатель Родины", а ее почти святой.

В основу фильма "Адмиралъ", который начали активно обсуждать чуть ли с момента начала съемок, легли реальные факты из жизни Александра Васильевича Колчака - флотоводца, лидера белого движения, ученого и настоящего романтика в погонах, которому народная молва приписывает авторство слов знаменитого романса "Гори, гори, моя звезда".

Режиссер фильма "Адмиралъ" Андрей Кравчук, по его собственному признанию, попытался найти баланс в оценке исторической личности. "Мне было важно показать большевиков такими - без упрощений. И белых - без идеализации, которая в последнее время стала общим местом...", - признался на днях автор фильма в интервью "Российской газете". Дабы не сильно мучить себя и "дразнить" историков, упор двухчасовой эпопеи был сделан на любовной линии. Линия эта тоже не выдумана - Анна Тимирева была последней любовью Колчака и была арестована вместе с ним в начале 1920 года. Свидетельством тому стала сохранившаяся переписка возлюбленных, которую Кравчук изучал вместе со сценаристами наряду с воспоминаниями современников и научными монографиями.

Итак, что же можно выделить из минусов и плюсов этой исторической драмы? Из возможных разочарований, которые могут постигнуть некоторых зрителей после просмотра "Адмирала", отметим то, что новых лиц и громких дебютов фильм не подарит. Кастинг длился больше года, однако так и хочется воскликнуть - ба, знакомые все лица! В начало прошлого века прямиком из "Иронии судьбы-2" перекочевал "триумвират" в составе Константина Хабенского (Колчак), Елизаветы Боярской (Анна) и Сергея Безрукова (Каппель). Из очевидных плюсов - превосходная компьютерная графика и "вещественная" достоверность - эпохе строго соответствует каждая визуальная мелочь в кадре. Масштаб съемок тоже серьезный - они проходили в Москве, Санкт-Петербурге, Иркутске, под Нижним Новгородом, в Севастополе и других регионах. Кроме того, для съемок фильма был построена модель корабля Колчака в натуральную величину. Не "Титаник", но все же. В целом, производственный бюджет фильма составил около 20 млн долларов, что делает картину одним из самых высокобюджетных кино-проектов в России за последние годы. Не вошедший в основную версию материал 200 съемочных дней, как заявили создатели фильма, войдет в одноименный многосерийный телевизионный фильм.

Быть может, в этом сериале фигуру Колчака получится представить более многогранно, а покаМолодое поколение будет делать выводы о Гражданской войне по фильму, где "красные", как ни крути, выглядят кровожаднее и беспощаднее "белых", которых теперь надо жалеть так же, как когда-то жалели Чапаева. "Белым не хватило имевшейся у красных абсолютной уверенности в своей правоте и в своих силах", - объясняет это невольное ощущение режиссер Кравчук. Команда создателей фильма уверена, что в кино никто не идеализируется и никто не демонизируется, разве что слегка. "Не могу сказать, что в "Адмирале" есть идеализация. Конечно, раз речь идет о Колчаке, белое движение подано в более светлом обличье, но, тем не менее, в фильме нет каких-то однобоких оценок", - настаивает исполнительница роли Анны Тимиревой Елизавета Боярская.

С Колчаком у историков ассоциируются одновременно и расцвет, и поражение белого движения. "Колчак - выдающаяся личность как ученый и флотоводец, несомненно. Но, думаю, зря он ввязался в белое движение и возглавил его. Мирное население в Сибири относилось к нему равнодушно и не хотело воевать", - пишет исследователь жизни адмирала, сибирский краевед Владимир Селюк.

Для исследователей русского Севера Колчак, прежде всего, великий ученый. Он действительно был членом Русского географического общества, много лет провел в экспедициях по Заполярью, совершил три "кругосветки", многое сделал для освоения Северного морского пути. Сегодня его имя носит остров в Карском море. Военные, в свою очередь, отдают дань его блестящему таланту стратега - за успешные военные операции против немецкого флота в Балтийском море он незадолго до начала Гражданской войны по достоинству получил высокую государственную награду - Георгиевский крест - и последовавшую за этим стремительную карьеру.

Вместе с тем, главные споры велись и по сей день ведутся о его недолгой военно-политической карьере. В течение одного месяца 1918 года и всего 1919 года Колчак был Верховным правителем России. Власть его распространялась на гигантской территории, включавшей Урал, Сибирь, Дальний Восток. Советская историография традиционно приписывала ему "массовые расстрелы и зверства", 25 тысяч казней, а также национальную измену - термин "колчаковщина" использовался как синоним террора. Постсоветская историография просто признает ряд принятых адмиралом вынужденных жестких решений в условиях военного положения и широкие контакты с США и Великобританией, у которых он просил поддержки.

Современные историки отмечают, что к фигуре Колчака нужно походить осторожно, а показать его объективно, особенно в последние два года жизни, чрезвычайно сложная задача. "Колчак отнюдь не был белым, благородным рыцарем, человек этот отвечает за большую кровь. С другой стороны, правда жизни была сложная. Не сводилось все к белым и красным, было много разных сторон и у всех были неоднозначные лидеры, за которыми числилось и плохое, и хорошее", - сообщил Interfax-Russia.ru известный историк, сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Шубин.

Он привел немногочисленные примеры кинофильмов, где исторические личности были показаны во всем противоречии - все эти ленты, как ни парадоксально, советского периода - "Шестое июля" (Ленин, Бухарин), "Как царь Петр арапа женил" (Петр I), "Адъютант его превосходительства" (Владимир Май-Маевский).

"Фильмы на историческую тематику снимать необходимо, но при оборе исторических фактов сценаристы должны соблюдать баланс. В последние 15 лет мы видим примеры фильмов с даже большими идеологическими перекосами, чем в советское время", - делает удивительный вывод Шубин.

Сложнее всего передать психологический портрет реального деятеля истории, говорят специалисты. Как утверждали современники адмирала, Колчака привели к успеху неоднозначный характер и харизма, однако они же его и погубили.

"Адмирал одержим манией величия и наивным лукавством помешанного", - отзывался о нем французский генерал Морис Жанен. А вот другой, более взвешенный и, по признанию историков, наиболее объективный психологический портрет Колчака, который привел в своем дневнике в октябре 1919 года - незадолго до ареста адмирала - военный министр колчаковского правительства, барон Будберг: "Это большой и больной ребенок, чистый идеалист, убежденный раб долга и служения идее России; несомненный неврастеник, быстро вспыхивающий, чрезвычайно бурный и несдержанный в проявлении своего неудовольствия и гнева... Ради этой идеи его можно уговорить и подвигнуть на все что угодно; личного интереса, личного честолюбия у него нет, и в этом отношении он кристально чист. Он бурно ненавидит всякое беззаконие и произвол, но по несдержанности и порывистости характера сам иногда неумышленно выходит из рамок закона и при этом преимущественно при попытках поддержать этот самый закон и всегда под чьим-нибудь посторонним влиянием".

Что же мы видим в "Адмирале"? Образ Колчака и всего белого движения возведен в особую, благородную степень. В фильме он не выглядит неврастеником и "большим и больным ребенком", каким его запомнили современники, в фильме он - герой со всеми вытекающими. Все-таки вышел белый рыцарь. А может быть, так и должно быть. И вот почему: оправданием создателям фильма перед историками может послужить то, что в искусстве, где существует авторская позиция, где торжествуют условности, а красота (зрелищность) требует жертв (умалчиваний), такие крайности вполне приемлемы, и они, судя по всему, пойдут "на ура", ведь в искусстве, а тем более массовом искусстве, спорные вещи часто кажутся привлекательнее.

Обозреватель Сергей Нагорный


http://www.interfax-russia.ru/r/B/

Док. 516819
Перв. публик.: 18.10.08
Последн. ред.: 08.11.08
Число обращений: 69

  • Безруков Сергей Витальевич
  • Кравчук Андрей
  • Хабенский Константин Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``