В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Из чего только сделаны Суховы Назад
Из чего только сделаны Суховы
- Ваш Сухов стал таким же поистине народным героем, как Чапаев Бориса Бабочкина. Как однажды проснуться знаменитым? Поделитесь опытом.

- Сейчас по телевизору идёт так называемая "Фабрика звёзд". Как они их там куют, непонятно, но ни одной звезды я там не увидел. Массового производства звёзд не бывает.

Прежде всего нужен дар Божий, талант - это аксиома. Нужны хорошие педагоги, которые бы научили ремеслу в хорошем, творческом толковании этого понятия. Ну и сам человек должен одолевать обстоятельства, уметь и хотеть творить, создавать. Как проснуться звездой? Вопрос на самом деле философский. Жизнь - это бесконечная цепь случайностей? Или, быть может, всё закономерно, и кто-то сверху нас ведёт? Не знаю... Но такие качества, как органичность, фантазия, умение держать себя в форме, абсолютно необходимы для актёра, если он хочет чего-то добиться. Так что точных рецептов нет. А вы как хотели?

- А я хотела бы понять, какие качества нужны артисту как личности, чтобы быть успешным. Актриса, положим, позволяя себе капризничать, считает, что её талант даёт ей на это право.

- Талант не даёт индульгенций на нервный раздрызг. Вот Николай Гриценко был актёром с потрясающим темпераментом и талантом к перевоплощению, но насколько же благородно сдержанным! А как Мордвинов сыграл Арбенина в "Маскараде"? Дворянину не пристало открыто выплёскивать свои эмоции, а потому бури бушуют у него за завесой внешней сдержанности, и в этом вся соль. Свою психопатию выдают за талант плохие актёры. В искусстве нельзя без дисциплины и без умения целенаправленно, по адресу использовать свою эмоциональность. У чайника - тоже темперамент, когда он кипит. Но этот его темперамент - пар - уходит в никуда. Я окончил Школу-студию МХАТ - там нас учили скромности, внешней сдержанности. Другое дело зажатость. Недаром же Станиславский говорил, что актёру нужно иметь в характере долю нахалина. Нахалина - не нахальства. Я вот, если перефразировать Чехова, всю жизнь выдавливал из себя по каплям застенчивость. Но внутренняя свобода и внешняя развинченность - совершенно разные вещи.

- Роль Сухова в "Белом солнце пустыни" вы, конечно, сделали гениально. Учёные-специалисты говорят о фольклорном его происхождении. Из кого вы его делали? Из сказочного Ивана-дурака, который совсем не дурак? Из Левши - умельца на все руки? Из народного типа мужика-хитрована?

- Никаких трёх источников и трёх составных частей...

Читая сценарий, я для себя определил, что стрелялки тут, конечно, атрибут, но важнее - человеческий характер. Я и создавал такой образ - человека широкой души, с чувством долга. Это когда человек действует не корысти ради, а по совести, долга для.

- Один знакомый полковник сказал мне, что с офицерской точки зрения у вашего Сухова - идеальная выправка и точное тактическое мышление. Вы служили в армии? Вообще вы в жизни на Сухова похожи?

- В армии не служил, устав не изучал. Но в своей кинематографической жизни переиграл столько военных ролей, прошёл путь от солдата до члена Военного Совета и обратно - был разжалован в рядовые (в фильме "Братушка"), - что дело мне это знакомо. А похож ли я на Сухова в жизни? Сто раз мне задавали этот вопрос, ваш сто первый. Не знаю, не мне судить. Мне близки его надёжность, обязательность, чувство долга. Вот одна журналистка написала, что Сухов - оккупант на чужой земле...

- Ну это уж полный бред! Политическая конъюнктура...

- Бред. Но пишут. Ведь вспомните фильм. Надо было спасать женщин от неминуемой смерти, но Сухов домой идёт. Ему этот гарем навязали и ускакали. Рассказываю это залу на встрече со зрителями. И мне единогласно: "Да его же кинули!" Да, но он-то "кинуть" не может - ни жен Абдуллы, ни вообще людей. Он попал в такие обстоятельства и вынужден из них выбираться.

Был я как-то в болгарском посольстве на приёме, и одна дама решила сделать мне комплимент. Как это здорово, говорит, у вас получилось: "Павлины, говоришь? Ха!" Я промолчал, а другой, военный человек в генеральском звании, сказал: "А я, кроме "Ха!", увидел, что Сухов в своих действиях проявил государственный ум". Ну каждый видит то, что ему ближе. И это, наверно, правильно.

- Как проходили съёмки? Это было, вероятно, тяжело - пустыня...

- Первая съёмка была под Махачкалой, на берегу Каспийского моря. Жили в паршивенькой гостинице, комнатка-пенальчик... Жара, было просто физически трудно. А потом мы были в Туркмении, жить там нам было негде, кроме как в военной части. Работали в развалинах старинного городе Мерв - его основал Александр Македонский. Наш так называемый музей в фильме - это сохранившаяся небольшая часть старого города, использовавшаяся местным населением в культовых целях. Мулла разрешил нам там снимать... Непросто всё было, но тогда об этом не думали, работали.

- А где сейчас Катерина Матвеевна и Гюльчатай?

- Катерины Матвеевны сейчас уже, к сожалению, нет на свете. А была она киножурналистом. После выхода фильма я не виделся с ней 25 лет, потом на юбилее нашего фильма встретились и делали с ней совместное интервью для "Комсомольской правды". А Гюльчатай живёт в Питере, очень похудела и стала набожной.

- Правоверной мусульманкой?

- Да что вы, православной. Мусульманок у нас и не было. В гареме была большая текучесть кадров, вечно жён не хватало. В этих случаях мы их заимствовали из банды Абдуллы: покрывало бандиту накинешь, узелок на голову - вот и жена.

- Анатолий Борисович, у вас большая фильмография. Какие работы, кроме "Белого солнца пустыни", вам особенно дороги?

- Дороги все. Но особенно помню "Берега в тумане" - я играл офицера врангелевской армии, главную роль. Когда смотрел рабочий материал, видел: там были такие эмоциональные сцены... Съёмочная группа в этих местах аплодировала, это очень дорогого стоит. А режиссёр "отредактировал". Знаете, что такое телеграфный столб? Это хорошо отредактированная ель... Там что-то осталось, но было гораздо мощнее. Жалко.

Есть у меня кассета с картиной "Гордубал" - это фамилия героя, чешского крестьянина с трагической судьбой, фильм снят по чешской классике на "Баррандов фильм". А на коллегии Госкино выступил чиновник и сказал: "Нам не нужна ещё одна грустная славянская история". И всё, фильм не вышел в прокат. Вот был у меня юбилейный вечер в Доме кино, и я вместо церемонии дарения "адресов" и прочего показал свою кассету с этим фильмом. Авторитетные в кино люди оценили его высоко.

Дорог мне и Алесь Казанок, герой фильма "Братушка", сделанного белорусскими кинематографистами совместно с болгарами (премия МКФ в Варне за лучшее исполнение мужской роли, Серебряная медаль имени Довженко в 1976 году. - А.Я.), фильмы "Ответный ход", "За витриной универмага". Из телеработ - "На углу, у Патриарших", "Радости земные", "Богатство" (по Пикулю), "Турецкий гамбит". 16 марта в Киеве состоялась премьера американского фильма "Кровные узы" с моим участием. Режиссёр и сценарист - Олег Горенчар, словак, давно уже эмигрировавший в Америку, сын человека из близкого круга Дубчека. В этой истории я играю украинца, шофёра больших коммунистических начальников, хранителя семейных тайн.

- А кого из современных российских героев вам хотелось бы сыграть?

- А разве современные герои есть? Кто у нас по жизни сейчас герои? В кино одни разборки, стрельба-пальба. Я от этого просто физически заболеваю. Неужели у них другой темы нет? Неужели в России не осталось людей, которые могут любить, дружить, созидать?..

- Запомнилась социальная реклама с вашим участием "Помогите беженцам". Как вообще складываются ваши отношения с рекламой?

- У меня рекламы немного, хотя предложений было достаточно. Думаю, всё там пристойно. Отношусь к этим предложениям придирчиво.

- Приятно, что товарищ Сухов и здесь верен себе. Спасибо вам за беседу.






Анна Яковлева
15.03.2006
http://www.peoples.ru

Док. 516777
Перв. публик.: 15.03.06
Последн. ред.: 08.11.08
Число обращений: 127

  • Кузнецов Анатолий Борисович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``