В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Не заступать отцовской межи Назад
Не заступать отцовской межи
К 10-му Всемирному Русскому Народному Собору


Ушедший 2005 год для участника Всемирного Русского Народного Собора, Пленума СП России и Съезда Движения "Добрые люди России" (проводящихся 4-6 апреля в Москве), известного русского писателя и публициста, заместителя главного редактора газеты "Сельская жизнь", верного рыцаря "крестьянской" темы Александра Арцибашева, был на редкость "урожайным": сбылась его давняя мечта - вышел в свет столь долгожданный двухтомник "Избранное" (издательство "Голос-Пресс") рассказов, очерков, повестей о красоте земли русской, о ратном труде на ней сеятелей и пахарей.

Все друзья по писательскому цеху сердечно поздравили Александра, а один их самых мудрых и почвенно-крепких писателей-фронтовиков, автор знаменитых повестей и романов - "Вишнёвый омут", "Хлеб - имя существительное", "Карюха", "Ивушка неплакучая", "Мишкино детство", "Драчуны".- Михаил Алексеев, присутствующий на представлении "Избранного", вот такие высказал в беседе мысли, обращённые к автору двухтомника:

"Александр Арцибашев - это настоящий парень, которого не собьёшь с панталыку. У него своя линия. И продлевает её, прежде всего, любовь - любовь к русской земле-матушке и к самому крестьянину, работнику на ней, - и по чувству, и по убеждению. Самим фактом появления и столь деятельного участия в литературе и в общественной жизни, выходящей на большие круги нашего бытия, Арцибашев доказал, что он - явление обязательное, продиктованное всей логикой развития событий. Явление возникшее, буквально, на моих глазах - в журнале "Москва", который я редактировал, в 1982 году вышел первый художественный очерк Александра "Хлопоты Филатовых", рассказывающий о личных крестьянских подворьях. Тогда эта публикация вызвала большой резонанс.

Да, он драчлив, но он знает, за что дерётся. Если бы я сейчас подписывал ему свою книгу, то назвал бы Александра духовным однополчанином. Но ещё и - однополчанином по любви к земле, любви деятельной Любовь сына к матери, она ведь продиктована чувством родства - кровного!.. Ведь защищать землю - это значит защищать и всех матерей, и всех своих детей, всех внуков и правнуков К сожалению, в наше время таких детей, таких защитников земли, становится всё меньше и меньше. На нас смотрят уже как на чудаков

Я помню, на одном вечере Шолохова спросили - откуда вы, Михаил Александрович, берёте такие краски, откуда такие слова. Шолохов сделал характерный жест - вниз. Только оттуда. И все поняли - от земли-матушки. И взорвались аплодисментами.

Именно писатели, вышедшие "из земли", "из почвы" представляют истинную элиту русской литературы. Какое прекрасное слова - почвенник. Это же почка, с неё начинается всё, из неё прорастает зерно. Если хотите, я - почечвенник

Вне всякого сомнения, одной из самых высоких духовных, нравственных побед России является создание величайшей литературы. Причём, в стране, где 90% людей было безграмотно Своим духовным подвигом русская литература отстаивает не Россию, а её значение в судьбах человечества. Вы понимаете, что будет, если спицу эту выдернуть? Духовную спицу-ось, вокруг которой вращается шар земной. Вот только чуть-чуть её тронули, потревожили, сколько мути выплеснулось, сколько суеты Когда я выступал на последнем съезде писателе в Орле, то обратился к своим коллегам с просьбой перестать меряться - кто выше, кто ниже, кто талант, а кто уже, видите ли, гений Дело в том, что писатель имеет право назваться писателем, только в том случае, если он ни на миг не забывает, что он единственный, среди миллиардов существ, несущих свою крайнюю индивидуальность. И если он родился, и заговорил Словом - величайшим даром Создателя - а от сердца материи к нему протянулись эти таинственные, непостижимые нити глубинного осознания что ты русский И тебе дано Слово! И ты будешь из слов создавать памятники Что там памятники великие из камня! - неумолимое время уничтожит их. Ты же будешь создавать памятники вечные - из Божественного материала, из Слова. Не подверженные времени Но ведь и земля - великий Божественный материал. И она, как мать наша, питает, связывает рождённое Слово своими таинственными нитями с Создателем Великая это связь - земля.

Вот и Александр, выросший на моих глазах в крупного русского писателя - удивительный землелюбец, землепашец Отсюда-то и силушка его великая.

Действительно, выход в свет "Избранного" собрания сочинений - большая радость для каждого писателя. И после представления, я попросил Александра Арцибашева ответить на несколько вопросов.

- Какое значение имеет для вас вышедшее издание - оно как бы итоговое, т.е. подводит итог важного этапа творческой судьбы?

- Безусловно, это определённый итог. Но промежуточный. Сам я с Северного Урала, и сейчас работаю над романом о горнозаводчике XVIII века верхотурском уральском купце Максиме Михайловиче Походяшине, заводы которого давали треть всей меди в России. На его пушках Елизавета и Екатерина выиграли не одну войну. О Демидовых, живших в то же время, написано много, а о Походяшине, практически, ничего. И я вот уже десять лет, работая в архиве древних актов, по крупицам собираю достоверную информацию о жизни и деятельности этого удивительного человека, оставившего после себя четыре храма

- И всё же, в вашем двухтомнике основное место уделено яркой "деревенской" публицистике?

- Я бы так не сказал - там и художественные произведения, и стихи, но, конечно, и публицистика. Просто, я составил его, по моему мнению, из лучшего, написанного в различных жанрах, там, к примеру, есть документальная повесть "Бриллианты Шаляпина" (в двух частях), где я вступился за национальное достояние, которое разворовывали в наши дни, причём вторая часть появилась по итогам четырёхлетнего судебного процесса (дескать, я написал неправду), я ввёл туда свои дневники и у меня получились в определённом смысле бунинские "Окаянные дни" (вспомните, что творилось в начале 90-х!). Для моих оппонентов существовал только один термин "шаляпинские безделушки", для меня же они были "национальным достоянием"

В двухтомнике много рассказов последних лет- "И будет вознесение", "Запоздалый концерт", "Кулёк семечек из Чепцы", "Проходничок" повествующих о жизни России на исходе XX в. и как бы загляд в XXI , - написанных той стилистикой мысли и содержания современного рассказа, которая, как я представляю, должна быть сегодня Это стиль собирательный, аккумулирующий стилевое богатство бунинского языка, тургеневского, купринского.., солоухинского, можаевского, акуловского Утрата всего этого порождает только одно - нечитаемую литературную мертвечину, затхлость, которая грозит окончательной потерей глубокого, думающего читателя.

Вообще, над Россией сегодня можно смеяться, можно иронизировать над мужиком, ухмыляться Но, поверьте мне, в сердцевине народа, души его, проходят глубинные процессы, вникнув в которые, ты всё поймёшь - и что происходит с нацией, и что происходит с государством. Никогда нельзя терять надежды, что в этом забитом, замордованном, спившемся мужике проснётся истинное, живое. И русскому писателю крайне необходимо понять - что же там происходит?..

А какие небывалой разрушительной силы процессы проходят в жизни крестьянской России

К сожалению, даже наши "почвеннические" журналы - "Наш современник", "Москва", "Молодая гвардия" в крайне малой степени интересуются, чем живёт русское крестьянство, чем живёт деревня. Назовите хоть одно яркое художественное или публицистическое произведение, которое в последнее время взбудоражило бы общественность

- Александр Николаевич, какое из событий современной писательской жизни вам наиболее запомнилось?

- В 2001 году я был участником знаменитой писательской поездке по Транссибу, посвящённой столетию магистрали. И после возвращения оттуда написал большой очерк "Удержит ли Россия Сибирь?".

Передо мной, во всей своей обнажённости, раскрылась проблема громадного масштаба. Сибирь опустевает. Если в 1990 году там было 30 млн. населения, то сейчас 15 млн. Закономерен вопрос - для кого мы освобождаем эти огромные пространства? На них давно уже точат зубы - с юга самый, как раньше говорили, дружественный, братский народ - китайцы, с севера "самый гуманный народ" американцы, с востока - динамичные японцы. Если население в мире увеличивается каждые 40 лет вдвое, а у России уменьшается по миллиону в год, то 2040 году, а наши дети доживут до этого времени, в мире будет 12 млрд. населения (Земля может прокормить максимум 15 млрд.), а в России останется всего 70-100 млн. Да наши дети, даже самым современным оружием, просто не удержат эти земли. А если к этому добавить сегодняшнее безволие и продажничество многих высших представителей власти Душа стонет!

Поэтому я уже сейчас забил тревогу - очерком-предупреждением "Удержит ли Россия Сибирь?". Он опубликован в "Избранном".

- А какое произведение из "Избранного" вы считаете для себя самым знаковым?

- Лично для меня одной из самых важных, знаковых, является публикация в "Избранном" романа-эссе "Крестьянский корень" - о последнем, я считаю, истинном крестьянине Терентии Семёновиче Мальцеве, о том крестьянстве, которое мы потеряли. Этот человек говорил мне о земле и плакал. Он, обласканный властью, депутат Верховного Совета СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат многих премий был практически отлучён от земли. Потому что он был укором тем председателям колхозов, которые не знали, как надо работать на земле, да и не хотели - коровы у них не доились, земля рожала очень скудно, а они, набив себе карманы, покидали деревню Многострадальный же колхозный народ оставался со своими проблемами. Мальцев мне так и сказал: "Мне не ордена нужны. Дали бы с землицей поработать. Скажите, много таких нынче в России? Увы, от русского крестьянства остались крохи. Нам нельзя заступать отцовской межи, иначе что оставим потомкам?

- Ваш прогноз крайне пессимистичен?

- Нет, мой прогноз таков - если человек хочет жить, он должен трудиться. Вот я себя тоже причисляю к крестьянам. И сегодня имею возможность не покупать картошку, капусту, морковку, лук, чеснок, свёклу и многое другое Всё, что нужно моей семье, я своими руками выращиваю на своих 20 сотках. Было время, когда мы держали по сотне кур Я этим занялся в 90-ом году, когда увидел, что государство наше может просто бросить народ на произвол судьбы и проблема голода станет абсолютно реальной. Я тогда, личным примером, научил свою семью выживать на земле. Уверен, каждый, кто хочет сегодня выжить, сохранить потомство, может выжить. Он только должен задаться этой целью. И вообще, каждый русский человек - по природе своей землепашец, крестьянин. христианин. Носитель великой веры православной, способный к великой жертве и великому труду. Он и сохранит для потомков и землю, и само Государство.

С Александром Арцибашевым беседовал Александр Дорин






http://www.voskres.ru/

Док. 516495
Перв. публик.: 07.11.01
Последн. ред.: 07.11.08
Число обращений: 286

  • Арцибашев Александр Николаевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``