В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Если школа воссоединится с Церковью... Назад
Если школа воссоединится с Церковью...
Беседа с губернатором Пермской области Юрием Трутневым
12-14 апреля в Перми проходила встреча руководителей органов законодательной и исполнительной власти регионов, на которую прибыли депутаты Государственной Думы, члены Совета Федерации, руководители субъектов Федерации. Основной вопрос - взаимоотношения Центра и регионов. Накануне встречи наш корреспондент встретился с губернатором Пермской области Юрием Трутневым.

- Юрий Петрович, к каким проблемам вы захотите привлечь внимание парламентариев.

- Если говорить об общефедеральных проблемах, нужно остановиться на двух блоках вопросов: это межбюджетные отношения и системе налогообложения. На мой взгляд, характер межбюджетных отношений между центром и регионами не до конца выстроен. Бюджет Российской Федерации формируется сверху вниз: считается, сколько средств на федеральном уровне после выплаты внешний долгов остается, сколько понадобится денег на федеральные нужды, потом рассматриваются нужды регионов. И в конце концов крохи доходят до муниципалитетов. Все было бы замечательно, если не вспоминать про полномочия и ответственность. На практике выходит, что основная часть людских проблем лежат на плечах муниципалитета. И именно потому, как работает милиция, транспорт, что творится в жилищном секторе, люди судят о власти. То есть полномочия у муниципальных образований большие, а средств нет. К сожалению, надежд на улучшение на этом направлении нет, поскольку мы знаем, что объем средств, находящихся в распоряжении Федерации с этого года увеличился, а в регионах - уменьшился. Значит, и в перспективе любой глава администрации города или села свою нерадивость сможет прикрыть отсутствием денег.

- Но недавно Госсовет обсуждал вопросы межбюджетных отношений. Вы на нем присутствовали?

- Да. В том, что межбюджетные отношения нуждаются в корректировке, мало кто сомневается. Но сегодня нет готового проекта реформы. Я не уверен, что на этот счет имеется политическая воля. На заседание Госсовета господином Г. Шаймиевым был представлен достаточно спокойный доклад, в котором сквозила мысль, что за каждым уровнем надо закрепить те функции, с которым он лучшим образом справляется. В последовавшим за ним докладе В. Христенко высказывалась идея разделить доходные источники по уровню бюджета. Но, во-первых, предусматривается весьма длительный срок реализации этого предложения, во-вторых, это лишь одно предложение, и оно решает лишь малую часть проблем. На мой взгляд, вопрос этот не простой, и ни Шаймиеву, ни Трутневу в одиночку его не проработать. Необходимо создать рабочую группу, и подготовить серьезные предложения. Но, повторяю, для начала необходимо, чтобы наш президент проявил волю.

Вторая проблема, которая ждет решения - налоговое законодательство. Его нужно срочно совершенствовать. Убежден, что пока мы не добьемся, чтобы совокупная ставка налогообложения равнялась среднеевропейской, а не превышала ее в 2,5 раза, экономика не поднимется. Высказываются опасения, что стоит начать снижать налоги, как бюджет рухнет. Думаю, они напрасны. В свое время в Пермской области мы снизили ставку налога на прибыль на 20 процентов, и нам тогда тоже говорили, что мы разрушим социальную сферу. Однако совокупный налог, напротив, увеличился на 7 процентов. Так что у нас есть опыт, и мы готовы им поделиться.

- Недавно минуло сто дней после избрания вас губернатором области. Вы были председателем комитета по экономической политике и налогам Законодательного собрания, мэром Перми, иными словами, в руководстве не новичок. Но многие проблемы из губернаторского кресла, наверное, вам представляются иначе, чем прежде. Что вас беспокоит сегодня?

- Что касается уровня областного, сейчас, как это, может быть, не покажется странным, для меня одна из самых больших проблем - подготовка к началу формирования бюджета 2002 года. Для нас это не рутина. Почему? Например, мы считаем, что село у нас завалено. Мы прекрасно понимаем, что те бюджетные ассигнования, которые направляются на село, а в Пермской области они не маленькие, не эффективны. Поэтому, готовя проект бюджета 2002 года, мы хотим безошибочно понять, какая помощь требуется селу, чтобы в результате мы получили рост объемов производства в агропромышленном секторе, увеличение рабочих мест, увеличение экономического потенциала. Пока у нас такого понимания нет. Можно успокоить себя мыслью, что такой ясности нет и в России. Но нас это не утешает, потому что нам отвечать не "вообще", а перед земляками.

Помимо Агропрома, нас заботят проблемы лесопромышленного комплекса, Кизеловского угольного бассейна. Здесь тоже надо предложить депутатам ответственные решения, которые позволят изменить ситуацию, а не просто поделить деньги. Одним словом, нужен бюджет созидательный.

В бюджете на следующий год мы планируем предложить новинку: хотим пойти на децентрализацию части бюджетных средств. Это уже внятная политика. Скажем, имеются средства, выделяемые законодательным собранием на строительство в рамках областных социальных программ. Согласно им определяется, где построить школу, где создать спортивное сооружение и так далее. А главы территорий оказываются в роли просителей. Мы будем настаивать на перераспределении этих средств. Часть их будет оставаться на обеспечение реальных региональных программ, а все остальное должно находиться в распоряжении территорий. И главы территорий сами должны принимать решения и отвечать за них.

- В Пермской области давно ведутся эксперименты в финансовой области. Скажем, принят закон, предусматривающий до 50 процентов необлагаемой налогом прибыли направлять на развитие производства и обновление основных фондов. Знаю, что большинство предприятий этой льготой пользуются и это приносит результаты. На три года освобождены от местных налогов предприятия легкой и лесной промышленности. Под губернаторскую гарантию предприятиям предоставляются кредиты из областного бюджета. Дает все это ожидаемый эффект?

- Честно говоря, много от всех этих мер ожидать трудно. Все, что вы перечисляете, это, собственно говоря, налоговые льготы. Или инвестиционные, но опять же льготы. Такой путь не представляется мне эффективным, потому что идти на отраслевые налоговые льготы можно тогда, когда общая система налогообложения соответствует реалиям экономического пространства. Пока налогообложение избыточно, надо снижать его уровень. Потому что экономическое пространство - это система сообщающихся сосудов и нельзя делать одну отрасль более выгодной, другую менее. Возьмите село. Сколько мы не предоставляем ему льгот, все равно не можем его вытянуть. Нужны совершенно иные подходы.

В первую очередь требуется активная микроэкономическая политика государства. На мой взгляд, крупнейшая ошибка правительства страны до 2000-го года - это предоставление возможности конкуренции между рынками, свободного перелива капитала между реальными рынками в нашей экономике. Что получалось на этом фоне? Отказываясь от регулирования конкретных рынков, правительство тем не менее уступало давлению различны политических сил, и шли на индивидуальные льготы предприятиям, индивидуальные налоговые и бюджетные изъятия. Это подорвало конкуренцию во всех отраслях. Льготы должны предоставляться не отдельным предприятиям, а всем экономическим агентам, действующим на конкретном рынке. Только на базе рынка той или иной товарной группы можно грамотно решить, какой здесь должна быть экономическая политика. То есть, надо переходить к тонкому урегулированию рынков.

- Ходят упорные слухи, что в ответ на поддержку вашей кандидатуры на губернаторских выборах со стороны ОАО "Уралкалия" вы пообещали способствовать продаже этого крупнейшего предприятия канадцам. Что вы это скажете?

- У меня нет подтверждения слухов о продаже "Уралкалия". Поэтому и говорить о поддержке этого проекта бессмысленно. Зато очевидно, что сегодня столкнулись интересы "Уралкалия" и "Международной калийной компании" - посреднической организации. Для меня критерием в оценке каждой из сторон является конечный результат. Если "Уралкалий" по результатам своей работы получит больше прибыли - значит, правы они. Если получит меньше, надо задуматься, нужно ли было переходить на реализацию без посредников.

- Однако в Пермской области начинается еще один процесс - второй виток передела собственности. Помимо сугубо гражданский предприятий, смена хозяев скорее всего затронет ОАО "Пермские моторы", ОАО "Мотовилихинские заводы" и других предприятий ВПК. Они могут перейти под контроль московских финансово-промышленных групп или иностранцев. В результате влияние администрации будет слабеть.

- Мне кажется, государство мало обращает внимание на проблемы, связанные с акционированием собственности предприятий оборонного комплекса. Уже долгое время лихорадит Пермский моторостроительным завод, идет процесс реализации контрольного пакета акций акционерного общества "Мотовилихинские заводы". Это ведь не булочные, а градообразующие предприятия, и смена собственника на них - проблема, связанная с безопасностью государства. Скажем, хозяином ОАО "Мотовилихинские заводы хочет стать господин Бендукидзе. Честно говоря, не знаю, хорошо это или плохо. Такой вопрос должен решаться на федеральном уровне. Но и область должна иметь возможность влиять на ситуацию на такого рода предприятиях. Поэтому я обратился к И. Клебанову с предложением передать "золотую акцию" ОАО "Мотовилихинские заводы" областной администрации.

К сожалению, много уже было сделано до меня и здесь мало что можно поправить. Взять хотя бы историю с "Пермскими моторами". Было два потенциальных стратегических инвестора: американская фирма "Pratt & Whitney" и Газпром. Кого бы вы выбрали?

- Газпром.

- Я тоже. Потому что понятна цель инвестиций: газовики заинтересованы в производстве газоперекачивающих станций, которые делаются с использование авиационных технологий, абсолютно ясна степень их заинтересованности. Потом, уж не будем греха таить, наверное, у государства имеется возможность повлиять на стратегию Газпрома. Но предпочтение было отдано иностранцам. Понимаю, что иностранные инвестиции важны. Но нелишне помнить и о национальных интересах. Поэтому разумно было бы сбалансировать интересы и американцев, и Газпрома.

- Помнится, в ваших предвыборных обещаниях был обозначен еще один приоритет. А именно: вы обещали приложить усилия для объединения Коми-Пермяцкого автономного округа с Пермской областью.

- Это не агитационное обещание. Я отразил желание избирателей. Объединение - это то, за что высказывались около 80 процентов людей, с которым я встречался. В нем заинтересовано, конечно, прежде всего, население Коми-Пермяцкого округа, которое имеет доход на душу населения втрое ниже, чем пермяки, хотя округ находится в середине области. Когда я приехал во время предвыборной кампании в одну из деревень округа и узнал, что свет им включили только благодаря моему приезду, то ей Богу было о чем задуматься.

- И все же с трудом представляю, что руководство округом испытывает восторг от вашей инициативы.

- В руководстве там разумные люди, которые понимают, что чаяниями населения пренебрегать опрометчиво. Странно было бы ждать, что они рванутся навстречу этому процессу, но активного противостояния нет.

- Но процесс объединения, если он будет запущен, добавит вам изрядную долю хлопот.

- Ну и что? Действительным источником власти в стране является народ. Поэтому если люди говорят, что хотят жить вместе, то мы должны приложить руку к козырьку и исполнять.

Сегодня перед Коми-Пермяцким округом стоят сложные экономические проблемы, для преодоления кризиса ему необходим значительный объем инвестиций. Самостоятельно с этой программой округ не справится. Говорят, что в случае объединения на бюджет Пермской области ляжет непосильная ноша. Так ли это? Судите сами. Население округа сегодня составляет около 100 000 человек, то есть 3 процента от численности жителей области. И я не думаю, что такая прибавка уронит Пермскую область. Зато за счет леса и нефти округа экономика области получит дополнительный позитивный импульс. Мы в силах помочь поднять экономический уровень округа, но лишь в том случае, если будем нести и ответственность. Причем я убежден, если это делать разумно, больших хлопот мы не наживем.

Беседу вел Валентин Зубков





http://www.voskres.ru/

Док. 516421
Перв. публик.: 07.11.01
Последн. ред.: 07.11.08
Число обращений: 256

  • Трутнев Юрий Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``