В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Тайные карманчики правительственного бюджета 2001 Назад
Тайные карманчики правительственного бюджета 2001
Беседа с заместителем председателя бюджетного комитета Государственной Думы, бывшим министром сельского хозяйства РФ Геннадием Куликом
После внесения в Думу проекта бюджета на 2001 год стало ясно, что не будет этой осенью мира в Охотном ряду. В ходе подготовке к первому чтению члены Совета Федерации и депутаты начали высказывать серьезные претензии к доходной части бюджета. Правительство, не вникая в приводимые доводы, мигом перешло к активной обороне, и посыпались решительные обещания не уступить парламентариям не пяди. Хотя резоны у парламентариев вполне убедительные.

Так чем же обусловлены претензии депутатов к бюджету?

"Проект бюджета я бы охарактеризовал так: в красивой упаковке представлен никуда не годный продукт", - говорит заместитель председателя бюджетного комитета Государственной Думы, бывший министр сельского хозяйства Геннадий Кулик. - "Упаковка действительно хоть куда! Нет дефицита бюджета, есть некоторый рост доходов населения, правительство старается проиндексировать заработную плату и пенсии, рубль стабилен. Все параметры вроде бы укладываются в рамки требований бюджета нормально развивающейся страны.

Но начинка бюджета - его доходная часть, вовсе не выглядит так привлекательно. Она, по моему убеждению, очень сильно занижена. А заниженные бюджетные показатели не менее вредны, чем бюджет с дефицитом. Потому что они сдерживают развитие экономики, душат промышленность и сельское хозяйство, не позволяют поднять уровень жизни населения и не стимулируют внутренний рост потребления".

В принципе, спор правительства с Думой очень напоминает знакомую по жизни ситуацию, когда муж утаивает премию, а жена требует отдать ее всю до копейки в семью для того, чтобы совместно наметить расходы. Глава же дома, оправдываясь, убеждает, что он все равно истратит ее на домашние нужды, но сделает это самостоятельно. Но тертая в семейной жизни супруга абсолютно убеждена, что в лучшем случае ей обломится букет цветов - все остальное будет пропито с друзьями.

Судите сами. Формально, это первый проект бюджета, представленный новым составом правительства, но фактически состав правительства со времен Б.Ельцина остался прежним, и действует оно по трафарету: занижает плановые цифры, а потом их перевыполняет. Так в 1999 году доходная часть только федерального бюджета была перевыполнена на 142 миллиарда рублей. Отчет о расходовании этих средств представлен депутатам 22 сентября. И как он выглядил? 22,6 миллиарда рублей дополнительно было ассигновано Министерству обороны, 6 миллиардов получило Министерство внутренних дел. В то же время сельское хозяйство, наука, здравоохранение, образование недофинансированы. Всего же представлен отчет о расходовании 101 миллиарда рублей, а 41 миллиард остался в резерве.

Такая же картина складывается по текущему году. Хотя правительство признает, что бюджет будет перевыполнен на 206 миллиардов, многие эксперты убеждены, что эта цифра составит 230-240 миллиардов рублей. Куда пойдут эти деньги, мы узнаем лишь через год.

"Конечно, учитывая особенности и размеры нашей страны, нельзя расчищать прибыль и расходы до копеечки, резервы необходимы. Но создавать себе загашник, который позволяет правительству жить спокойно и бесхлопотно, хотя при этом сдерживается ритм развития экономики, думаю, непозволительная роскошь", - говорит Г.Кулик.- "Более того, благоприятная политическая и экономическая ситуация в стране позволяет заложить основы подъема экономики и социальной сферы не только в следующем году, но на ближайшую перспективу. Однако в предлагаемом правительством бюджете нет и следа подобного стремления".

- Геннадий Васильевич, какие имеются конкретные резервы доходной части бюджета?

- Известно, что наши экономические успехи во многом предопределены высокими ценами на энергоносители на мировом рынке. В бюджете отражено ожидание резкого падения мировых цен на нефть. В соответствующей статье заложено сокращение доходов от импорта нефти на 33 миллиарда рублей. Думаю, эти ожидания излишне пессимистические.

Сегодня тонна нефти на мировом рынке стоит более двухсот долларов. В бюджет заложены следующие ожидания: цена в первом квартале следующего года - 166, во втором - 153, а во втором - 137 долларов. Однако аналитики в один голос говорят, что хотя сегодняшняя цена, превышающая 35 долларов за баррель слишком высока, но ниже 25 долларов она не упадет. В пересчете на тонну это составит 182,5 доллара. Как видите, разница существенная и занижение доходной части бюджета заметное.

Второй пример. Когда весной этого года правительство отстаивало изменения в систему налогообложения, то нас убеждали, что единая шкала подоходного налога на уровне 13 процентов позволит вывести заметную часть денежного оборота из тени и увеличить налогооблагаемую базу. То есть, нас уверяли, что в результате принятия нового закона казна станет больше получать денег. Мы с этим согласились. Но что мы увидели в проекте бюджета? Что налоги по этой статье планируются ниже, чем в текущем году, что налогооблагаемая база берется в расчет ниже той, которая представлялась в Думу, когда нас агитировали за отмену прогрессивного налога. Возникает вопрос: нас намеренно вводили в заблуждение или правительство тогда ошибалось. А может это еще одна попытка правительства искусственно занизить доходы, чтобы потом перевыполнить показатели? Думаю, что по этому поводу при обсуждении бюджета у депутатов возникнет немало вопросов к правительству.

- Это вы приводите отдельные примеры. А в целом на формировании доходной части решающем образом сказывается объем ВВП. В этой части у вас имеются разногласия с проектом бюджета?

- По расчетам правительства, объем ВВП в следующем году составит 7.750 миллиардов рублей. Если сравнить с текущем годом, в котором объем валового продукта по оценкам правительства составит 6.450 миллиардов рублей, то прирост на уровне 5.5 процентов не кажется заметным рывком. Однако, я думаю, что и здесь наше правительство склонно занижать оценки.

Согласно мнению наших экспертов, по объему валового продукта в этом году мы выйдем на уровень 6.600-6.650 миллиардов рублей. В этом случае по сравнению с прошлым годом прирост ВВП составит 7,5 процента. Согласно показателям следующего года, представленным в проекте бюджета, планируемый прирост должен составить всего 4 процента. Таким образом, с одной стороны мы видим победные отчеты о деятельности правительства в этом году, а с другой - планируется спад темпов роста экономики даже по сравнению с 1999 годом, когда экономика страны выходила из пике после дефолта. Безусловно, это никак не укладывается в объявленную идеологию наращивания темпов роста экономики, ни в реальную тенденцию. И, скорее всего, здесь мы вновь сталкиваемся с лукавством Белого дома.

- Мы меряем экономику рублем. Но за год он неизменно "худеет", а вместе с инфляцией убывают зарплаты и пенсии. Выходит, с точки зрения населения, уровень инфляции является более важным показателем, чем темпы роста ВВП.

- По проекту бюджета темпы роста инфляции должны составить 12 процентов. Я не знаю, на каких простаков рассчитан этот показатель. В 1999 году цены в среднем выросли на 36,6 процента. Как объявило правительство, в текущем году рост инфляции должен составить 20 процентов. Думаю, здесь оно проявило характерную скромность. Мы видим, как к конце года резко пошли вверх цены на топливо, продовольственные товары, коммунальные услуги. И по оценкам специалистов, уровень инфляции в этом году составит никак не меньше 24 процентов. И я не понимаю, каким образом с 1-го января следующего года инфляция вдруг упадет с 1-1,5 до 0,5-0,7 процентов в месяц, при том, что в это время начнут действовать повышенные акцизы на моторное топливо, которые дернут всю ценовую цепочку.

Скорее всего, занижая уровень инфляции, правительство преследует две цели. Во-первых, оно скрывает, таким образом, увеличение доходов за счет роста инфляции, во-вторых, стремится избежать в бюджете дополнительных расходов на индексацию пенсий и зарплат.

- Хотелось бы оценить бюджет с точки зрения эффективности организации экономики. Макроэкономисты говорят, что важнейшим показателем здесь является доля доходов в общем объеме ВВП. Коль скоро взят курс на преодоление экономического кризиса, это соотношение должно год от года увеличиваться или хотя бы оставаться стабильным.

- Это важный показатель. В 1999 году, крайне тяжелом, когда страна преодолевала последствия августовской экономической катастрофы, а мировые цены на энергоносители были гораздо ниже нынешних, доля федеральных доходов в объеме валового внутреннего продукта составила 13,4 процента. В этом году это соотношение, подчеркиваю, по оценкам правительства, должно быть ниже, чем в предыдущем - 12,4 процента. В то время как в первом полугодии оно достигло 17,7 процента. В следующем году намечено достигнуть рубежа в 15,4 процента. Это явно заниженное соотношение с учетом того, что в этом году мы, скорее всего, выйдем на уровень 16,5 процента.

Этот спор о процентах кому-то может показаться академическими ухищрениями. Но поверьте, это не так. Если принять гарантированный правительством объем ВВП на следующий год, то за каждым процентом стоит 78 миллиардов рублей дополнительных поступлений в казну. А если согласиться с точкой зрения экспертов, прогнозирующих увеличение валового продукта, то эта цифра превысит 80 миллиардов рублей. Как видим, за долей доходов в ВВП скрывается реальная ситуация, которая в дальнейшем будет развернута в статьи доходов от различного вида налогов.

- Если реально оценить доходы от продажи энергоносителей, темпы роста ВВП, инфляцию и другие статьи, то общий объем ВВП в 2001 году может составить...

- По разным оценкам, от 8.000 до 8.100 миллиардов рублей. То есть наши показатели расходятся с представленными правительством примерно на 300 миллиардов рублей. По белее пессимистическим оценкам, доходная часть бюджета на следующий год может быть свободно увеличена на 140-150 миллионов рублей.

Но это вовсе не значит, что все дополнительные деньги нужно тут же направлять на расходы. Для этих целей довольно будет и 100 миллиардов, а 50 миллиардов рублей составит профицит бюджета. Это будет страховкой для непредвиденных обстоятельств, а если она не потребуется, то эти средства в конце года могут быть направлены на покрытие внешних и внутренних долгов государства.

- Правительство напоминает мне мужа, утаивающего часть премии. А Дума - жену, которая говорит: отдай все деньги в семью и мы вместе обсудим как их потратить.

- Примерно так. Правительство стремится создать себе слишком большую заначку, которая позволит ему весь год работать без напряжения и тратить ее бесконтрольно. Мы же настаиваем на принятии напряденного бюджета, и считаем, что он в большей степени отвечает интересам государства.

- Вы, скорее всего, уже прикинули куда нужно будет направить дополнительные средства?

- Думаю, эта задача Думе под силу. Сегодня нет ни одной отрасли или подотрасли, где бы не испытывался дефицит финансирования.

- Комитет по обороне настаивает на увеличении ассигнований на оборону на 55 миллиардов рублей.

- Не думаю, что Дума поддержит такую сумму, хотя для выполнения гособоронзаказа денег, конечно, не хватает и их придется изыскивать. Кроме того, в связи с предстоящем сокращением Вооруженных Сил, о котором объявил Президент, придется находить дополнительные средства на квартиры увольняемым военным, пособия и так далее.

Нас очень сильно мучает большая кредиторская задолженность промышленных предприятий. Не разрубив этот узел, мы экономику не подвинем. Правительство наметило направить на эти цели около 4 миллиардов рублей, но это составляет менее половины от требуемой суммы.

В жалком состоянии находятся и наши инвестиционные программы. Депутаты выражают по этому поводу серьезную озабоченность, и их предложения придется рассматривать.

Наконец, как аграрник, не могу не сказать о финансировании агропромышленного комплекса. В проекте бюджета нет никаких предложений по поводу обеспечения сельского хозяйства техникой. А положение здесь просто катастрофическое. Непродуманное реформирование привело к тому, что сельскохозяйственное производство упало вдвое. В том числе и по этой причине, душевое потребление важнейших видов белковых продуктов в среднем по стране не дотягивает сегодня и до половины медицинской нормы. А это, естественно, сказывается на здоровье нации.

Задолженность села перед бюджетом, фондами и поставщиками сегодня составляет более 155 миллиардов рублей. Это в полтора раза больше объема ежегодной продажи. Таким образом, у села нет никакой надежды вырваться из долгового ярма без масштабной помощи государства. В тоже время доля затрат, направляемая на село, ежегодно сокращается. Если в 1997 году на сельское хозяйство направлялось 3 процента расходной части бюджета, то в этом году эта доля упала вдвое.

Сравним: удельные расходы на поддержку сельского хозяйства в Европе превосходят российские в 30-40 раз, а доля расходной части бюджета колеблется от 5 до 12 процентов. Причем, заметьте, страны Западной Европы находится в более благоприятных климатических условиях, чем наша страна.

- Каков ваш прогноз относительно прохождения проекта бюджета на следующий год через Государственную Думу?

- Сейчас делать подобные прогнозы преждевременно. Хотя ясно, что коммунисты, аграрники, "Отечество - Вся Россия", "Российские регионы" резко критикуют бюджет. Принципиальные замечания имеются у депутатов фракции "Яблоко". Таким образом, в Думе складывается серьезная коалиция противников правительственного проекта, которые настаивают на более тщательном расчете и принятии напряженного бюджета. Правительство, при поддержке Президента, напротив, настаивает на своем варианте. В каком чтении мы сумеем завершить процесс формирования бюджета - покажет время.

Беседу вел Валентин Зубков, "РФ сегодня"




http://www.voskres.ru/

Док. 516397
Перв. публик.: 07.11.00
Последн. ред.: 07.11.08
Число обращений: 293

  • Кулик Геннадий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``