В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Владимир Григорьев: Догнали Америку Назад
Владимир Григорьев: Догнали Америку
Нет ни писателей, ни читателей, ни денег - съезд Российского книжного союза нарисовал мрачные перспективы отечественного книгоиздания.

В среду в Санкт-Петербурге прошел IV съезд Российского книжного союза - самого многочисленного, самого представительного и потенциально самого влиятельного объединения людей, делающих свой гешефт на "лучших подарках". Лоббистские потенции, кстати, подтверждаются хотя бы составом президиума - компанию президенту РКС Сергею Степашину, бывшему премьеру, а ныне председателю Счетной палаты, составляли питерский губернатор Валентина Матвиенко, руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский, и тому подобные официальные лица - даже депутатов Госдумы согнали в зал. Из анонсированных вип-персон отсутствовал лишь министр культуры Александр Соколов, за что, наверное, и удостоился зловещей оговорки от Степашина: "Пока два бывших министра (!) ссорятся между собой, можно многое успеть сделать.

Но и без Соколова в зале отеля "Европа", действительно, собрался полный состав всех мало-мальски значимых фигур книжного рынка России, способных добавить подлинности в нарисованную в отчетном докладе общую картину.

Портрет, надо сказать, не радует - краше в гроб кладут. Советник главы Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Григорьев не случайно начал свое выступление с того, что посоветовал обратить внимание на следующий факт: книжный бизнес - единственный сегмент отечественного рынка, избавленный от пресловутых "слияний и поглощений". Кому нужны эти живые мощи?

Книжный рынок сейчас похож на собачку с привязанной к хвосту консервной банкой. Псинка по кругу бегает за банкой, носится, все наращивая и наращивая темп, но так и будет бегать, пока не рухнет.


Ситуация довольно простая. Издательства приняли на вооружение тактику тотального чеса - издавай всех, читатель сам отберет популярных. Но так как всех издавать накладно, то стартовые тиражи неуклонно падают - если еще в прошлом году минимальный тираж для коммерческого продукта составлял 5 тысяч, то сейчас все чаще и чаще - 3. А это уже на грани окупаемости - понятно, что чем выше тираж, тем меньше себестоимость. В итоге книги дорожают, а значит, спрос упадет еще ниже.

Такая ситуация не устраивает никого - ни издателей, призванных лихорадочно тискать всех и постоянно избавляться от неликвидов, ни распространителей, затопленных невостребованными изданиями, родившими новый проф-термин "Стояк". Обижены писатели - если раньше автор получал за дебютный роман тысячу, то сейчас - еще меньше; психуют читатели, которым приходится выискивать хоть что-то съедобное в тоннах дерьма. Даже литературные критики, и те обижены - портите, де, читателя, подсаживаете его на книжные сериалы. Ну да, подсаживают. Доля сериальных изданий в общем массиве растет стремительно, в 2004 году она достигла 35% от общего количества книг и 53% всего тиража.

Крупнейшее издательство "Эксмо", по слухам, вообще не рассматривает авторов, принесших один роман - имейте как минимум два. А что делать? Если уж повезло найти хорошего автора, приходится выдаивать его по полной.


Почему издатели ищут востребованных авторов таким странным способом, а не проводят, к примеру, маркетинговые исследования, не отслеживают новые имена? А у них денег нет ни на хороших специалистов, ни на нормальные исследования - есть только "метод тыка". Как отмечалось на съезде, специалисты, работающие в издательском бизнесе, получают в 1,5-2 раза меньше, чем в компаниях других отраслей.

Почему у них денег нет? А потому что ситуация с книгоизданием сложилась уникальная. Цены на производство - мировые, цена продажи - российская. Оптовая цена книжки в России - $1,5, розничная - порядка 3, в то время как на западе - около 15. Поднимите руки - кто купит книгу за пятьсот рублей? На бумагу и печать и у нас, и на западе уходит в среднем полдоллара, но если у них это 5-10% себестоимости, то у нашего издателя - половина. Реально это означает, что у буржуя есть на оплату автору, зарплату сотрудникам, рекламу и маркетинг $9,5 с книги, у нас - доллар с небольшим.

Но дорогие книги брать не будут, значит, нужно уменьшать издержки. За счет чего? Ну не за счет бумаги же, кто тебе цену сбросит?

Представитель крупнейшего российского поставщика бумаги, компании "Папирус", г-н Муслимов озвучил на съезде следующие данные.

Крупнейший российский производитель, бумажный комбинат в Сыктывкаре, поднял цены на 20%. Все идет к тому, что в стоимости книги стоимость бумаги будет составлять 80-85%.


Куда податься? Уповать на помощь государства? Не делайте мне смешно - в прошлом году книжный рынок получил от него два увесистых пинка под дых. С 1 января этого года государство отказалось от экономической поддержки книгоиздания, все участники книжного рынка, кроме распространителей, потеряли льготы по НДС и вместо 10% платят 18, как взрослые. А со следующего года обещают срезать льготы и у книгопродавцев.

Кроме того, в прошлом году были приняты поправки к закону об авторском праве - его продлили до 70 лет после смерти автора. Плюсуйте и это в стоимость книги. На сетование участников съезда, почему эти поправки были приняты безо всяких консультаций с издателями, депутат Думы Елена Драпеко разъяснила ситуацию с редкой откровенностью: "Это было связано с подписанием международных соглашений. Поэтому был приказ правительства Думе - срочно, в три недели, принять!".

Очень похоже на правду, все явно шло в кильватере принятых ранее поправок к аналогичному американскому закону.


Но дело даже не в неизбежном росте цен на книги. Все гораздо хуже и гораздо глубже.

Генеральный директор "Московского дома книги" Надежда Михайлова сообщила следующее. По данным "Московского дома книги", проблема падения продаж наметилась в 2002-2003 году - в это время рост практически прекратился. В 2004-м начался спад, пока еще очень робкий, падение составило порядка 3%. Но нынешний год начался просто пугающе - за первое полугодие темпы падения составили уже более 15%. И это в Москве, где в отличие от провинции ценовой фактор никогда не был определяющим.

В чем дело? А причины, по ее мнению, даже не коммерческие, а социальные. Россияне теряют потребность в чтении, подсаженное на книги советское поколение уходит, а на смену им никто не идет. По оценкам международных исследований PISA, по качеству чтения в 2000 году российские дети 9 и 14 лет заняли 27-е место. И это при том, что всего в исследованиях участвовали 32 развитые страны. В 2003 году этот показатель был еще хуже - 33-е место из 42 стран. Владимир Григорьев объявил на съезде шокирующие результаты социологического исследования "Левада-центра":

52% россиян никогда не покупают книг, а 37% их никогда не читают. Если еще пару лет назад вариант "активно читаю" отмечало более 30% населения, то сейчас - только 23%.


Что называется, "догоним и перегоним Америку" - в Штатах, согласно отчету Американского Национального фонда искусств 2002 года, никогда не читают книги 53% населения. В 1992-м году их было 46%.

Что делать? Государства Европы в свое время спасались массированной государственной компанией. Как напомнил тот же Григорьев, когда Германия рухнула в низ списка читающих стран, нация испытала культурный шок. Через пять лет массированного мозгоклюйства и протекционистских мер они изрядно улучшили свои показатели.

Но наше государство, увы, надеждами не питает даже юношей. Один пример - для того, чтобы дети привыкали к чтению, они должны как минимум иметь возможность книгу купить. В странах ЕС один книжный магазин на 10-12 тысяч читателей. У нас - все хуже в шесть раз, один магазин на 60 тысяч.

Что делает наше правительство? Объявляет третий этап приватизации - муниципальной собственности. Поэтому скоро книжных магазинов станет еще меньше. Из 2,5-3 тысяч книготорговых организаций эту компанию точно переживут не более 5% - те, что имеют свои магазины в собственности. Все остальные сидят на аренде, причем в большинстве - на муниципальной. Потому как собственники площадей более охотно сдают свои помещения предприятиям, имеющим рентабельность повыше, чем в книжном бизнесе.

Что же решил на съезде Российский книжный союз - бить в набат или всем президиумом идти на прием к Путину, открывать царю правду?

На вопрос "Парка культуры" президент Степашин, помявшись, заметил: "Ну я не вижу трагедии".


А за конкретикой отослал к вице-президенту РКС Олегу Ткачу, так как тот лучше владеет ситуаций. "Вице" действительно проблему знает не понаслышке - до того как стать сенатором от Калининградской области в Совете федерации, он возглавлял "Олма-пресс" - одно из трех крупнейших издательств страны. Олег Поликарпович, подумав, тоже решил не драматизировать ситуацию и высказался в духе известного анекдота: "Нет, но оно, конечно, ужас, но не ужас-ужас-ужас!!!". Главное - рынок не рухнет.

Книги не исчезнут - их просто будет меньше, и стоить они будут дороже.


14.07.2005
www.gazeta.ru

Док. 516080
Перв. публик.: 14.07.05
Последн. ред.: 07.11.08
Число обращений: 162

  • Григорьев Владимир Викторович
  • Григорьев Владимир Викторович
  • Григорьев Владимир Викторович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``