В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Соменков: `Влияние культурной глобализации на судьбу наций` Назад
Алексей Соменков: `Влияние культурной глобализации на судьбу наций`
Одной из наиболее воспринимаемых и остро ощущаемых форм глобализации является культурная форма, для которой не существует исторического эквивалента глобальному проникновению и объему культурного движения с помощью современных коммуникаций, радиовещания и транспортных инфраструктур.

Анализ формы культурной глобализации в современных дискуссиях указывает на три подхода к проблеме, связанной с последствиями и природой влияния современной культурной глобализации на национальные сообщества, которые порождают три под проблемы.

Во-первых, у сторонников этих точек зрения из-за отсутствия строгой концептуальной схемы для описания культурных потоков внутри и между обществами, а не просто из-за недостаточной изученности их влияния, существует тенденция либо преувеличивать, либо недооценивать размах и глубину современных форм культурной глобализации. В силу чего невозможно правильно оценить культурную глобализацию.

Во-вторых, многие авторы не учитывают важность концептуального подхода к историческим проблемам. Большинство представляют себе мир, в котором глобальные потоки культуры должны противопоставляться потокам и институтам на национальном уровне. Хотя это занимает главное место в современных дискуссиях, при рассмотрении мира до возникновения национальных государств и национальных культур это мало что дает.

В-третьих, авторы не делают точного различия между влияниями, которые влекут за собой изменения в культурной идентичности и системе ценностей нации, и теми влияниями, которые трансформируют контекст и процессы формирования национальной культуры. Это различие как мы увидим далее, имеет фундаментальное значение.

В данной лекции будут рассмотрены основные дискуссии о современной культурной глобализации и, используя ранее выработанную схему, разовьем такую ее характеристику, которая не оставит без внимания ее изменяющиеся исторические формы. Отметим в этой связи, что наша аргументация состоит из пяти пунктов.

Во-первых, наличие трансрегиональных, трансцивилизационных и трансконтинентальных культурных потоков и институтов - культурной глобализации - имеет глубокие исторические корни .

Во-вторых, мы утверждаем, что, начиная с конца XVIII в. центральное положение этих прежних форм культурной глобализации было утрачено, с одной стороны, из-за появления национальных государств, национальных культур и национальных культурных ин-ститутов, а, с другой стороны, из-за развития и распространения на Западе новых светских идеологий и способов мышления, в первую очередь либерализма, социализма и строгой науки.

В-третьих, несмотря на космополитические и интернационалистские заявления этих идеологий и способов мышления, а также развитие новых технологий передачи культуры (телеграф, авиация, кино и пр.), баланс эффективной культурной власти в течение почти двух последних столетий складывался в пользу национальных государств и национальных культур.

В-четвертых, в современную эпоху ряд технологических и институциональных трансформаций еще раз изменил этот баланс.

В-пятых, этот вызов исходит отчасти от продукции массовых культур и от диффузного и двусмысленного культурного поля потребительства и материализма.

www.nasledie.ru

Док. 515929
Опублик.: 06.11.08
Число обращений: 29

  • Соменков Алексей Дмитриевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``