В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Весомый шаг в либерализации судебно-правовой системы или чего ждать от реформирования адвокатуры Назад
Весомый шаг в либерализации судебно-правовой системы или чего ждать от реформирования адвокатуры
Принятие 1 мая нынешнего года Президентом нашей республики И.А.Каримовым указа "О мерах по дальнейшему реформированию института адвокатуры в Республике Узбекистан" явилось еще одним важным решением в пути либерализации и демократизации судебно-правовой системы, логическим шагом в последовательном претворении в жизнь, провозглашенного главой государства еще на заре независимости основной цели общественно-политического развития страны: "от сильного государства - к сильному гражданскому обществу". Данное решение основано на глубоком изучении насущных проблем в сфере отправления правосудия и каждодневной правоприменительной практики, оказания юридических услуг гражданам и предприятиям.
    Гражданское общество, которое идет стремительными шагами по пути построения правового государства, соответствующего передовым мировым стандартам, нуждается в постоянном росте правовой культуры своих граждан, их высокой социальной активности, прежде всего, в сфере защиты собственных законных прав и интересов. Как государству отведена ведущая роль во всех преобразованиях, так и его граждане должны вносить свою лепту в дело созидания отвечающей современным требованиям системы правосудия и законности. От правовой грамотности членов общества зависит, насколько будут компетентны и ответственны служащие государственных структур, какая степень соблюдения законности будет обеспечена при осуществлении правосудия. В решении этих основополагающих задач строительства демократического общества адвокатура призвана играть одну из ключевых ролей, и именно эти задачи сегодня требуют её качественного преобразования.
Указ еще раз свидетельствует, какой путь общественно-экономического развития избрало наше общество и насколько эффективны предпринимаемые шаги в этой области, что назрела необходимость в дальнейшей либерализации такого важного элемента системы правосудия в целом, как адвокатура.
Таким образом, данный Указ следует рассматривать не только как констатацию достижения еще одной ступени развития демократии и либерализации судебно-правовой системы, но, и в первую очередь как руководство к исполнению поставленных задач.
Перечисленные в Указе цели и задачи реформирования адвокатуры как неотъемлемого института демократического государства четко и ясно показывают, почему существующая система адвокатуры нуждается в реформировании и какими качествами она должна обладать, чтобы соответствовать современным стандартам. Более того, предусмотренная указом либерализация адвокатской деятельности по уровню самостоятельности превосходит даже некоторые аналогичные институты западных стран. Например, в Швеции устав адвокатуры утверждается правительством, канцлер (министр) юстиции имеет право непосредственно вмешиваться в деятельность адвоката, в частности привлекать его к дисциплинарной ответственности, то есть адвокатура фактически управляется государством и до сих пор по этому вопросу в шведском обществе ведутся полемики. В некоторых странах Европы сфера деятельности адвокатов имеет территориальные ограничения. Например, адвокаты Швейцарии могут осуществлять свою деятельность только в определенном кантоне (административно-территориальное деление, их всего 26), куда они прикреплены.
    И так, что же изменится в деятельности адвокатуры, какие улучшения ожидаются в области оказания правовых услуг юридическим и физическим лицам, какие проблемы должны быть решены с его претворением в жизнь Указа о дальнейшем реформировании адвокатуры.
Самостоятельность и корпоративность
Как отмечено в Указе, одним из основных направлений реформирования адвокатуры является "создание действенной централизованной системы самоуправления адвокатуры в качестве одного из основных институтов гражданского общества в деле защиты прав и свобод человека". Существовавшие до настоящего времени адвокатские формирования, будучи разрозненными и не имеющие организационного единства, не могли сделаться авторитетными, так как:
- у них отсутствовал механизм выработки и контроля за соблюдением этических норм поведения всех без исключения адвокатов, независимо от их членства в Ассоциации адвокатов Узбекистана;
- также отсутствовала система сдерживания адвокатов от преследования личных выгод и в связи с этим широкая эксплуатация лиц, нуждающихся в правовой помощи;
- отсутствовал общеобязательный порядок совершенствования квалификации адвокатов.
В то же время, предписанная Указом обязательность корпоративного устройства адвокатуры способствует повышению авторитета адвокатуры, привлекает в нее лучшие юридические силы, вырабатывает основы профессиональной этики и уважения к публичному интересу в деле правосудия и оказания юридических услуг.
Существовавшая доныне Ассоциация адвокатов Узбекистана, основанная на добровольном членстве, не смогла привлечь в свои ряды большую часть адвокатов. Тому пример - Ташкентское городское отделение Ассоциации адвокатов, где членами ассоциации являлись не более 40% всех ташкентских адвокатов. Говоря о причинах такого низкого уровня участия адвокатов в профессиональном сообществе, следует отметить не саму боязнь адвокатов оказаться в подчинении пусть даже общественной, но все-таки управленческой структуры, а отсутствием духа коллективизма в деятельности ассоциации.
Адвокатура среди некоммерческих негосударственных организаций занимает особое место. Это, прежде всего, обусловлено её задачами и функциями, заключающимися в активном участии в процессе отправления правосудия, то есть государственной деятельностью. Как определено в Указе, адвокатура должна занять место одного из основных институтов гражданского общества в деле защиты прав и свобод человека. Поэтому для выполнения этой задачи адвокатура в отличие от других общественных организаций наделена государством необходимыми полномочиями и несет соответствующие обязательства. Таким образом, государственное регулирование отдельных сторон деятельности адвокатуры является просто необходимым.
Как известно, 12 сентября этого года прошла учредительная конференция Палаты адвокатов Узбекистана. На конференции наряду с другими горячо обсуждался вопрос, касающийся организации Правления палатой адвокатуры. У некоторых коллег были возражения против порядка назначения председателя правления, согласно которому, последний назначается по представлению Министерства юстиции. Противники этого порядка аргументировали свое мнение тем, что при таком порядке адвокатура как некоммерческая негосударственная организация терпит определенные ограничения. Забегая вперед, скажу, что на конференции все-таки возобладал здравый смысл и абсолютным большинством голосов председателем правления палаты адвокатов Узбекистана был избран представленный Минюстом Т.Саидов, имеющий солидный стаж работы. Из этого следует, что участие государственного органа в лице Минюста Республики Узбекистан в организационной деятельности адвокатуры на данном этапе её развития является жизненно необходимым. Ведь сплочение в единые ряды сообщества адвокатов - бывших членов Ассоциации и адвокатов, не состоявших в членстве, должно происходить под авторитетным патронажем, каковым является Министерство юстиции.
Корпоративность, то есть обязательность адвокатов в членстве Палаты прежде всего направлена на улучшение качества оказываемых юридических услуг. Именно обязательное членство может обеспечить систему постоянного повышения квалификации адвокатов, предъявление к ним конкретных профессиональных и этических требований. Что греха таить - свободные от членства в Ассоциации адвокаты вряд ли вырабатывали себе программу повышения квалификации, организацию учебы. В таком государстве как наше, где в ходе проводимых реформ законотворчество осуществляется весьма интенсивно, и специалисты, ответственные за претворение этих законов в практику, должны постоянно находиться в курсе всех преобразований.
Некомпетентность, низкий профессионализм адвоката могут нанести человеку, доверившему порой свою судьбу, не меньше(го) вреда, чем скальпель в руках полуграмотного хирурга.
Высокий профессионализм.
Указом Президента выдвинуты такие требования к адвокатам, как высокий профессионализм, обеспечиваемый наличием стажа работы по юридической специальности, прохождением стажировки в адвокатских формированиях и обязательного системного повышения квалификации адвокатов.
Самой распространенной претензией доверителей и подзащитных, предъявляемой своим адвокатам, является их непрофессионализм. "Да, адвокат оказался слабоватым, не профессионалом, иначе сетуют они. Так в чем же заключается профессионализм адвоката и какое у него (профессионализма то бишь) отличие от других юридических профессий. На наш взгляд, профессионализм адвоката заключается не только в глубоком знании законов, но и в способности убеждать, умении вырабатывать тактику применения нормативов, обеспечивающих наибольший эффект и пользу для доверителя. Даже в советские времена, когда законы в основном существовали для служения придуманной большевиками классовой борьбе, а не для защиты интересов личности, адвокаты, обладающие профессиональным мастерством, все равно пользовались большей восстребованностью.
Пусть не в обиду сказано коллегам из других правоприменительных структур, адвокат должен быть "на голову выше" других служителей закона. Недаром в США установлена практика назначения судей и прокуроров только из числа лиц, состоящих в сообщество адвокатов (American Bar Association). Если взглянуть на мировую историю становления адвокатуры, адвокаты всегда занимали высшие ступени профессиональной иерархии юристов. Например, в Великобритании барристеры (адвокаты) были уполномочены вести в судах всех инстанций в то время, как юристы-солиситеры, занимавшие более низкую ступень в юриспруденции могли осуществлять только черновую работу: переписку, нотариальные действия, вручение исков и повесток о явке в суд, представительство в магистратских (низших) судах. Именно барристеры впервые создали свое сообщество и представляли собой отдельное сословие(м) юристов, членов которого помимо высшего юридического образования отличали такие черты как высокая компетентность и профессионализм, благородство, высокое положение в светском обществе. Торжественное озвучивание их имен перед судебным заседанием было обязательным. И в современном мире в отличие от юристов, специализирующихся в основном на одной отрасли права (хозяйственное, уголовное, административное и др.), адвокату приходится обращаться к различным и не всегда тождественным сферам права. Компетентность, высокий профессионализм, всесторонне развитый интеллект, высокая культура общения, организаторские способности - вот главные профессиональные черты, необходимые адвокату сегодняшнего дня.
Для выполнения задач, определенных в Указе о реформировании адвокатуры, одних лишь организаций курсов повышения квалификации кажется недостаточным. Видимо, будут внесены корректировки и изменения в программу подготовки юристов в высших образовательных учреждениях, а то и вовсе создание факультетов подготовки адвокатов. Очевидно, что помимо основных профильных предметов современный адвокат нуждается в таких прикладных знаниях как судебное ораторство, менеджмент юридических услуг, психология ведения представительства и др.
Отдельный вопрос привлечение в ряды адвокатов молодых юристов. В вовлечении молодого специалиста в эту профессию является материальное вознаграждение в начальной стадии деятельности, когда у молодого адвоката нет достаточной популярности и соответственно востребованности. В соответствии с действующим законодательством заработок адвоката состоит из гонорара, и он в отличие от других юристов, не может получать строго фиксированную заработную плату. Проблема заключается в недостаточной восстребованности таких адвокатов, так как они еще мало известны публике. Это сегодня серьёзно "бьёт" по престижу адвокатской профессии, лишает адвокатуру достаточного количества притока свежих сил и умов. Решением этой проблемы, на наш взгляд, могло быть установление порядка, согласно которому так называемая "гос.защита", то есть осуществление защиты подозреваемых и обвиняемых за счет государственных средств, поручается молодым адвокатам. Молодому адвокату кроме гарантированного материального подспорья есть еще один немаловажный стимул - показать себя в деле, возможность заработать репутацию. Такой порядок, прежде всего, отвечает интересам подзащитного, так как побуждает адвоката работать более активно и самоотверженно и следовательно более полно и всесторонне защищать интересы клиента. К стати хочется отметить, что существующий порядок оплаты услуг адвоката за счет государственных средств, противоречит положениям Указа о реформировании адвокатуры, где одним из основных задач реформирования определено обеспечение равноправия сторон в процессе. О каком равноправии можно говорить, когда адвокат, оказывающий свои услуги за счет государства, полностью зависим от следователя, определяющего объем работы адвоката своим постановлением. Было бы соответствующим Указу о реформировании такой порядок, когда адвокат оплату за свои услуги получает на основании подписанного подзащитным и утвержденного территориальным управлением Палаты адвокатов акта. Это служило бы в первую очередь интересам подзащитного, предоставило бы ему право выбора из числа предлагаемых ему так называемых "гос.защитников".

Честь и благородство адвоката.
Не будем спорить о том, что сегодня стереотип нашего адвоката желает быть лучшим. Если говорить честно, этот стереотип даже еще и не выработан. Сегодня адвокаты работают по принципу "кто хочет и как хочет". Немало адвокатов, чья услуга которых заключается в основном в получении гонорара и создания видимости действий в угоду клиенту. Это мнение, к сожалению, сегодня имеет право на существование. Акцентирование главой государства внимания на данный аспект - свидетельство существования серьёзных моральных проблем в среде адвокатуры. Они в первую очередь коренятся в наших личных, профессиональных качествах, а также в нашем отношении к исполнению взятых на себя обязательств перед доверителями, подзащитными. Порой забываем, что обратившийся к защитнику человек, прежде всего, нуждается в правильном ориентировании в правовом пространстве, в котором протекает его проблема. Чтобы быть профессиональным участником (производное от слова "участь") в решении его проблем, адвокат должен быть компетентным. То есть, чтобы обладать, моральным правом называться адвокатом, мы должны соответствовать ему своей квалификацией и компетенцией. Вот основное, на наш взгляд, моральное требование к сегодняшнему адвокату. В противном случае мы уподобимся шарлатану-знахарю, "лечащего" больного заведомо бесполезными заклинаниями. Второй моральный "недуг" адвокатов - это угодничество, обман доверителя. Адвокат, завлекающий клиента ложными, ничем не обоснованными обещаниями, также не лучше всякого мошенника. Ведь за такими обещаниями и обманом, безусловно, следует разочарование в услугах адвоката, и не только его. Еще хуже - у человека создается ложное мнение о справедливости. Ведь справедливость и законность в правовом государстве - понятия взаимодополняющие друг - друга. Никому, в особенности профессиональному правоведу, не дано право уродовать правосознание доверителя. Чувство несправедливости, насажденное человеку в результате пренебрежения своими профессиональными обязанностями адвоката, имеет побочные действия не только для конкретного человека, но и для его родных и близких, с которыми он делится впечатлениями. И не всегда человек осознает, что принятое в ущерб его интересам решение в самом деле является законным и справедливым, и сложившееся у него чувство несправедливости - это результат неправильной трактовки закона и обстоятельств дела адвокатом.
Как мы определяем, благороден человек или нет? Честность, прежде всего, определяется исходя из внешних проявлений морали человека, то есть из его поступков, согласующихся с его внутренними понятиями, соответствующими общепринятым человеческим нормам поведения. Достоинство - это самооценка человека, произведенная из критериев чести. Получается, что два понятия честь и благородство является неразрывными.
Какими же критериями должны определяться честность и благородство адвоката?
Ответ один - быть честным перед клиентом, перед своей совестью. Добросовестно относится к оказанному ему доверию. Не обманывать. Соблюдать закон.
В Указе о реформировании адвокатуры, перед Палатой адвокатов поставлена задача по осуществлению контроля за соблюдением адвокатами законодательства и правил профессиональной этики. Вот два основных критерия морали поведения адвокатов - соблюдение законов и правил профессиональной этики.
При этом адвокат никогда не должен забывать, что его личная репутация неразрывно связана репутацией адвокатского сообщества. И здесь еще раз проявляется особая нужда адвокатуры в корпоративности. Обеспечение высокой морали адвокатов при осуществлении ими своих обязательств достигается в первую очередь выработкой высоких моральных норм и механизмов неукоснительного соблюдения этих норм. Сегодня таким механизмом является квалификационные комиссии, заседающие в территориальных управлениях юстиции. Все-таки над дисциплинарными комиссиями, которым правильнее будет отведена роль рабочего органа, должна стоять еще одна, более солидная структура, каковой может быть трибунал чести непосредственно при Палате адвокатов. Основной задачей трибунала должна быть защита репутации сообщества адвокатов Узбекистана как путем применения дисциплинарных санкций к нарушителям адвокатской этики, так и путем защиты чести и достоинства адвокатов на основании обращений последних.
Роль адвокатуры в либерализации и демократизации судопроизводства.
    В проводимой в стране реформе судебно-правовой системы особое место уделяется повышению авторитета и независимости судей. Этих целей можно добиться только лишь обеспечением вынесения справедливых, обоснованных, то есть законных решений. Человек, который обратился в суд за защитой своих интересов или предан ему по обвинению в совершении преступления, должен всегда рассчитывать на справедливое решение.
Только независимый, защищенный от всякого вмешательства суд в состоянии выносить правомерное, справедливое решение. Неправы те журналисты, когда пишут слова "обвиняется судом такой-то. Суд не обвиняет, а рассматривает выдвинутое против конкретного человека обвинение. Рассматривает - значит, слушает доводы сторон, оценивает представленные ими доказательства. Предусмотренное Указом обеспечение равенства процессуальных прав сторон обвинения и защиты в уголовном процессе в первую очередь призвано служит для дальнейшей либерализации и демократизации судопроизводства. Для выполнения этой задачи возникает необходимость издания нормы, регулирующей действия защиты по собиранию, оформлению и представлению следствию и суду доказательств, оправдывающих или облегчающих положение подследственного или подсудимого. Это будет способствовать еще большему расширению возможностей защиты и следовательно более всестороннему изучению обстоятельств дела и вынесению правомерного решения по делу.
Здесь кажется уместным упомянуть еще об одном обстоятельстве, влияющем непосредственно на вынесение правомерных решений судьями - об усилении ответственности судей за принимаемые решения. Сегодня наряду с принимаемыми мерами по повышению независимости судов и их защите от незаконного вмешательства в их деятельность, немало делается и для повышения их ответственности. Вместе с тем, на практике случается, что какой-нибудь судья, из-за неправильного толкования закона или оказываемого на него незаконного воздействия, выносит незаконный или несправедливый приговор. Суды вышестоящих инстанций по тем же причинам оставляют решение суда без изменения.
Также на практике, в особенности в последнее время все чаще, встречаются случаи, когда суды с уголовными делами "бегают" к прокурорам, чтобы в случае вынесения неправильного с прокурорской точки зрения решения, застраховать себя от нежелательного мнения, да еще упаси Бог, чтобы не заподозрили во взяточничестве.
Для минимализации таких случаев было бы целесообразно в свете исполнения Постановления Президента Республики Узбекистан от 23 июня сего года "Об образовании Исследовательского центра по демократизации и либерализации судебного законодательства и обеспечению независимости судебной системы" в Центре создать банк данных об обращениях участников судебных процессов (не только уголовных), в том числе адвокатов, о вынесении судами неправомерных, субъективных решений. Это способствовало бы в какой-то мере повышению ответственности судей. Конечно, механизм поступления, обработки и помещения таких данных должен разрабатываться совместно с заинтересованными ведомствами с участием Палаты адвокатов и обеспечить помещение в банк данных только тех возражений, которые признаются действительно обоснованными.
От чего защищает адвокат?
Прежде всего, постановка такого вопроса не совсем правильная. Адвокат, прежде всего, защищает не от чего или от кого, а кого защищает. То есть, деятельность адвоката направлена на защиту интересов и охраняемых прав гражданина или юридического лица. Но вместе с тем, не стоит забывать о таких пороках человечества, как корысть, мздоимство, злоупотребление служебным положением.
Чиновничий беспредел прежде всего появляется там, где ему создаются условия. Все-таки, что ни говори, для того, чтобы "не брали", нужно "не давать". Современный предатель чести, интересов государства и народа, никогда не идет на открытое нарушение закона, его основной метод - вымогательство, основанное на юридической неграмотности жертвы. Борьбе с коррупцией, повышению ответственности руководителей всех рангов и профилей всегда уделялось и уделяется особое внимание. Одним из подтверждений тому - недавняя ратификация Сенатом Олий Мажлиса Конвенции Организации объединенных наций "Против коррупции". Административным, уголовным, гражданским законодательством обеспечены все правовые предпосылки для защиты граждан от злоупотреблений должностных лиц своим положением. Одним словом, действующее национальное законодательство страны уже в полной мере отвечает требованиям данной конвенции, и работа по совершенствованию системы, в том числе и правовой, для противостояния коррупции продолжается и вряд ли когда-нибудь прекратится. Это неизменный атрибут гражданского, правового общества. Другой вопрос как эффективно мы пользуемся этими законами, не порождаем ли мы сами взяточника, всучивая "инспектору ДПС купюру за "решение" маленькой проблемы" в виде нарушения ПДД? Не возбуждаем ли мы сами аппетит взяточника, когда хотим каким-то образом обойти тот или иной закон и самим делая первый шаг для этого? Может нам стоит сходить к специалисту, ведь должен быть иной, законный путь решения этой проблемы. А не задуматься ли нам о том, что хорошо, на этот раз за мзду мы обошли закон, но вместе с тем остается порожденный нами монстр, оборотень, у которого благодаря нам появилось убеждение, что оказывается, можно "зарабатывать" не только законным путем, но и другим путем и намного больше, чем честное жалованье. Где гарантия, что наш родственник, близкий человек могут попасть в лапы к этому монстру.
К сожалению, несмотря на постоянную заботу государства, на предпринимаемые меры по социальной защите государственных служителей, нередки случаи вымогательства, злоупотребления своим должностным положением среди госслужащих. Как не раз подчеркивал руководитель государства, тот, кто хочет стать богатым, должен идти работать в бизнес. Сегодня государственные служащие, в частности работники правоохранительных структур, имеют достаточное материальное обеспечение, удовлетворяющее их потребности. Однако, никакая структура, будь то государственная, частная или общественная не застрахована от того, что в его ряды могут попасть люди недобросовестные, которые вместо честного служения своему делу, занимаемое положение воспринимают не иначе, как средство незаконного обогащения. У таких оборотней, пропорционально повышению благосостояния людей, растет и "аппетит" на незаконные доходы. И лишь только юридически подкованный, знающий свои законные права гражданин может противостоять вымогателю и хапуге. На практике не редко встречаешь человека, который получив повестку в правоохранительное или судебное учреждение, впадает в панику, ищет "связи", руководствуясь принципом "безгрешен только всевышний", начинает искать пути и способы подкупа должностного лица, и даже предметом его обращения к адвокату являет вопрос "кому, как и сколько дать?"
В Указе о реформировании адвокатуры также обеспечена конституционная норма, закрепляющая право граждан на профессиональную юридическую помощь, теперь уже на любой стадии судопроизводства. Здесь следует отметить, что под судопроизводством нужно понимать не только сам процесс судебного рассмотрения, но также процесс, охватывающий стадию от проверки сообщений о преступлении и само предварительное следствие. Кроме этого, Указ подразумевает предоставление юридической помощи всем участникам процесса, независимо от их процессуального статуса. То есть помимо подозреваемого, обвиняемого и потерпевшего и гражданского истца, право пользоваться услугами адвоката должно быть предоставлено также свидетелю.
Действительно, на следственной практике встречаются случаи, когда лицо в ходе предварительного следствия допрашивается в качестве свидетеля, но в дальнейшем уличается в совершении преступления и в этом немаловажную роль играет его же собственные свидетельские показания. Неотвратимость ответственности и наказания за совершенное правонарушение - один из основных принципов уголовного законодательства. Но этот принцип ни в коей мере не умаляет право гражданина на защиту. Можно с определенной гордостью констатировать, что в нашей стране одной из первых декларируется такой высокий уровень защищенности участников уголовного и административного процесса.
Только тогда мы можем говорить о нашем высоком правосознании, когда встретившись с определенной проблемой правового характера, мы вместо подкупа должностного лица, будем использовать законные пути защиты наших интересов, в том числе обращаться к услугам адвоката.
Закон для создания действенной, соответствующей стандартам передовых стран, а по некоторым параметрам и превосходящий их, адвокатуры издан. От нас, простых исполнителей зависит, как он будет действовать, к каким результатам в решении насущных проблем он приведет.
А для этого от нас требуется ни мало ни много - знать эти законы, соблюдать их, пользоваться ими во благо нашим законным интересам, требовать их исполнения и от других, независимо от ранга и положения, лиц.
Адвокаты, никогда не должны забывать, что в древности первыми адвокатами были главы семейств, защищавшие интересы родных людей. И законные интересы и свободы каждого доверившегося нам человека мы должны защищать как собственные. Все правовые предпосылки для этого созданы вышеназванным указом Президента страны. Значит дело за теми, во благо которым издаются законы.


Шухрат Ахмедов, адвокат.

Док. 515812
Перв. публик.: 06.11.08
Последн. ред.: 17.11.08
Число обращений: 45

  • Ахмедов Шухрат Камалович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``