В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Капиталоемким проектам нужны преференции государства Назад
Капиталоемким проектам нужны преференции государства
Ресурсы углеводородного сырья Северо-Западного региона могут и должны компенсировать снижение добычи в Западной Сибири. О том, за счет каких проектов это произойдет, рассказывает Виталий Караганов, заместитель департамента ТЭК Минпромэнерго РФ.

Виталий Васильевич, Минпромэнерго подготовило Программу комплексного освоения ресурсов углеводородного сырья Северо-Западного региона. Для чего потребовалось оформлять это в виде отдельной программы и какие ключевые задачи ставит программа?

Виталий Караганов: Основные два вопроса, ставящиеся программой, - каковы ресурсные возможности региона и как именно обеспечить их эффективное освоение? По экспертным оценкам, добыча нефти и газа в Западной Сибири в среднесрочной перспективе не сможет компенсировать возрастающие потребности в них на внутреннем и внешнем рынках. И в связи с этим для сохранения доли рынка отечественных компаний за рубежом необходимо более активно вовлекать в освоение перспективные нефтегазоносные территории - в том числе и в Северо-Западном регионе, в пределах которого сосредоточено 14 процентов ресурсов нефти и 28 процентов природного газа страны. Отмечу также, что освоение углеводородных ресурсов нефтегазоносных территорий Северо-Западного региона является одним из приоритетных направлений Энергетической стратегии России в период до 2020 года, утвержденной правительством Российской Федерации в 2003 году. Естественно, что это не единственная программа в рамках указанной Энергостратегии - наряду с Северо-Западом завершается подготовка более масштабной программы по Восточной Сибири и Дальнему Востоку.

И как должна вырасти доля Северо-Запада, если все пойдет по плану?

В. К.: В 2005 году в регионе добывалось всего 5,4 процента российской нефти (24,2 миллиона тонн) и лишь 0,5 процента природного газа (3 миллиарда кубических метров). К 2020 году добыча нефти должна вырасти до 56-57 миллионов тонн, что будет составлять около 10 процентов общероссийских объемов. Что касается природного газа, то один лишь Штокмановский проект способен обеспечить 10 процентов объемов добываемого в России газа.

Когда Минпромэнерго представит Программу на заседании правительства? Есть ли спорные вопросы с другими профильными ведомствами?

В. К.: Мы подготовили проект с учетом предложений МПР России, и кроме того, в рамках работы над концепцией наше министерство активно взаимодействовало с Минэкономразвития и Минтрансом. Следующее заседание комиссии по ТЭКу намечается на июнь, и мы в стадии готовности. У нас есть небольшой временной лаг, чтобы совместно с нашими коллегами из других ведомств более детально проработать ряд вопросов по отдельным направлениям программы. Например, есть предложение увеличивать глубокую переработку нефти. Ей в регионе занимаются преимущественно ПО "Киришинефтеоргсинтез", принадлежащий "Сургутнефтегазу" (перерабатывает 17-18 миллионов тонн в год) и "ЛУКойл-Ухтанефтепереработка" (4 миллиона тонн). Развитие мощностей НПЗ - это прежде всего вопрос экономической целесообразности. В Киришах и Ухте идет модернизация с целью увеличения глубины переработки нефти. Следует отметить, что дальнейшее развитие мощностей указанного НПЗ определяется перспективной емкостью рынков на нефтепродукты.

Развитие нефтепереработки, безусловно, важно. Но переработка должна быть там, где есть потребитель. Зачем, скажем, строить НПЗ в тундре? Это заведомо убыточный проект.
Какие меры господдержки предусматривает проект программы?

В. К.: В первую очередь это развитие инфраструктуры для более полного использования ресурсов богатой Тимано-Печорской провинции. Известно, что потребление российской нефти на внешнем рынке растет на 1,9-2,5 процента в год. Освоение ресурсов Тимано-Печорской провинции, учитывая ее выгодное географическое положение, позволит гарантированно обеспечить поставки российской нефти нашим постоянным потребителям в Европе. Уйти с рынка просто. Вернуться - практически невозможно. Потому что освободившуюся нишу сразу кто-то займет.

Что сдерживает развитие ресурсов Тимано-Печорской провинции - слабая инфраструктура?

В. К.: Да. По большому счету, из этого региона есть один выход на рынок - трубопровод Уса-Ухта-Ярославль. Его мощность в 2006 году даже превысила проектную, составив 24 миллиона тонн. И когда мы полностью загрузили трубу, это заметно ограничило добычу. Между тем если раньше добыча нефти в России росла в среднем на 2-2,5 процента, то в районе Тимано-Печоры - на 8-10 процентов. Теперь рост прекратился: какова мощность трубы - такова и добыча.

"ЛУКойл", добывающий 59 процентов нефти в Тимано-Печорской провинции, уже завершает реализацию проекта строительства нефтетранспортного комплекса по направлению Харьяга-Южное Хыльчую-Варендей, который позволит транспортировать 12 миллионов тонн нефти в год.
Параллельно с этим многие компании настаивают, чтобы государство, как основной владелец "Транснефти", быстрее приняло решение о строительстве нефтетранспортного комплекса "Харьяга-Индига". Мы бы хотели, чтобы проект был запущен к 2009 году, что позволит более эффективно использовать ресурсный потенциал Тимано-Печоры. Принятие конкретного решения на уровне правительства будет сигналом для вложения частных инвестиций в развитие сырьевой базы и нефтедобычи в регионе.

В области газа проблема с инфраструктурой аналогична?

В. К.: По своей сути, да. Северо-Западный регион потребляет газ, который поставляется почти исключительно из Западной Сибири. Хотя есть ресурсы и в Ненецком округе, сегодня их использование проблематично, так как существующие мощности газопроводов загружены полностью. Пока что в регионе добывается ничтожно мало газа - 3 миллиарда кубических метров. Если будет принято решение о сроках строительства газопровода Ямал-Европа через Ухту, то освоение ресурсов Ненецкого округа может быть реальным, а это 9 миллиардов кубических метров, что позволит увеличить долю местного газа в потреблении региона.

Насколько рискован, на ваш взгляд, самый масштабный проект на Северо-Западе - Штокмановский?

В. К.: Чтобы проект стартовал, требуется скрупулезная, детальная проработка огромного количества вопросов. Понимание того, как должен развиваться проект, безусловно есть, но существуют и риски - в случае со сжиженным природным газом, который с 2013 года планируется производить на заводе в Видяеве, они существенно выше, чем с нефтью. Здесь нужно четко понимать рынок СПГ, ведь сегодня нет практики спотовой торговли газом. В принципе нефтяной танкер всегда найдет бухту, где возможно продать нефть. Реализовать сжиженный газ значительно труднее: число точек, где возможна регазификация, в мире ограничено. Поэтому требуются серьезные проработки долгосрочной перспективы для российского СПГ. И в случае со Штокманом очень логично, что строительство, как и рост объемов, будет проходить в несколько этапов - это позволит лучше реагировать на спрос.
Часть газа будет поступать из Видяева в Волхов, примыкая к единой системе газоснабжения. Это еще одно доказательство того, что мы можем и будем выполнять свои обязательства как на внутреннем рынке, так и перед зарубежными потребителями.

В программе развития Северо-Запада заложены определенные показатели - прогнозы добычи, инвестиций компаний в конкретные проекты. А что если эти показатели не будут достигнуты?

В. К.: Мы считаем, что целесообразно закрепить показатели программы в лицензионных соглашениях. Отмечу, что программа на 80 процентов основана на прогнозах, которые предоставляли сами компании на срок до 2020 года. Важно и другое: мы полагаем, что ответственность власти и бизнеса должна быть взаимной. К сожалению, ответственность органов власти за то, что бизнес порой несет большие потери, является чисто символической. Порой компания тратит год-два на то, чтобы получить согласование - на землеотводы, на строительство объектов. То есть она реально не занимается разработкой месторождения именно из-за бумажной волокиты.

На мой взгляд, целесообразно законодательно закрепить ответственность чиновников. Причем установить конкретные сроки, в течение которых органы власти должны принять решение по запросу компаний. Если в течение этого срока чиновник не принял никакого решения, то значит недропользователь "по умолчанию" может приступать к реализации проекта. Если же по результатам проверок контролирующих органов выяснится, что были допущены нарушения, то отвечать за это должен не недропользователь, а тот, кто в течение установленного срока не принял решение.

В какой степени будет применяться при освоении ресурсов региона модель государственно-частного партнерства?

В. К.: В этой программе государственных денег всего 0,5 процента. Из 2,1 триллиона рублей, которые планируется затратить на освоение ресурсов Северо-Западного региона до 2020 года (с учетом средств на Штокмановский проект), только 11 миллиардов составляют бюджетные средства. Они будут направлены на выполнение ранних стадий геолого-разведочных работ для определения перспектив нефтегазоносных территорий. Из частных средств наиболее обременительными являются инвестиции в добычу - это около 1 триллиона 130 миллиардов рублей, в то время как вложения компаний в геологоразведку составят лишь 79-80 миллиардов рублей.

Масштабные проекты нуждаются в установлении преференций. Ранее, напомню, был принят Федеральный закон N 151-ФЗ, предусматривающий налоговые льготы на добычу полезных ископаемых на начальной стадии освоения месторождений Восточной Сибири. Мы предлагаем изучить этот опыт и, возможно, принять решение по установлению аналогичных преференций и в случае освоения континентального шельфа Печорского и Баренцева морей, а также Заполярной зоны Ненецкого автономного округа. При этом везде, особенно в Заполярье, должны работать компании, отвечающие самым высоким технологическим и экологическим стандартам, нравится это кому-то или нет. Нужно понимать, насколько ранима арктическая среда, и применение обычной техники там крайне нежелательно.

Капиталоемкие проекты сегодня вряд ли можно будет осуществить без преференциальных решений. Самый главный газовый проект - освоение Штокмановского месторождения в Баренцевом море - по минимальным оценкам тянет на 42 миллиарда долларов, а по максимальным - на все 60 миллиардов. Для разработки месторождений нефти также необходимы большие инвестиции, высокие технологии, соблюдение жестких требований по охране окружающей среды - и все это требует определенных гарантий и шагов со стороны государства. И Россия в этом кровно заинтересована. Ведь помимо энергетической стабильности в нашей стране и в мире освоение шельфа даст мощный толчок развитию отечественного научно-производственного потенциала.

Освоение ресурсов Северо-Запада способно придать импульс развитию транспортного машиностроения?

В. К.: В определенной степени да. Но в первую очередь - судостроению, так как мировой опыт однозначно свидетельствует, что перевозка морем обходится гораздо дешевле, чем любым другим транспортом.

Могут ли форс-мажорные обстоятельства, например резкое падение цен на мировом рынке, кардинально повлиять на основные идеи, заложенные в программе?

В. К.: Северо-Западный регион начал активно развиваться при цене на нефть в 20 долларов. И экспертные оценки показывают, что сейчас даже цена в 30 долларов за баррель может быть вполне приемлема для отечественного ТЭКа - в случае грамотного применения гибкой системы налогообложения и других методов государственного регулирования.

Алексей Ходырев
16.05.2007
Источник: "Энергия промышленного роста"

Док. 515764
Перв. публик.: 16.05.07
Последн. ред.: 06.11.08
Число обращений: 81

  • Караганов Виталий Васильевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``