В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Зам. ярославского губернатора: В ближайшие годы идеальное состояние жилищно-коммунальной сферы невозможно Назад
Зам. ярославского губернатора: В ближайшие годы идеальное состояние жилищно-коммунальной сферы невозможно
О перспективах реформы ЖКХ в Ярославской области корреспондент ИА REGNUM попросил рассказать заместителя губернатора области Вячеслава Блатова.

Вячеслав Юрьевич, каковы, должны быть основные направления и принципы реформы ЖКХ?

Главной целью реформирования жилищно-коммунального хозяйства как страны в целом, так и каждого ее региона в отдельности (и Ярославской области, в частности) является достижение надежного и бесперебойного функционирования всех систем жизнеобеспечения городов и населенных пунктов. Потребители, оплачивающие предоставляемые им предприятиями отрасли жилищно-коммунальные услуги, должны иметь постоянную возможность требовать от них соответствия качества услуги величине произведенной за нее оплаты. Предприятия, неспособные обеспечить требуемое качество и необходимое количество услуг, обязаны без вмешательства государства уходить с этого рынка и немедленно, без ущерба для потребителей заменяться более умелыми конкурентами.

Почему возник кризис в ЖКХ и как с ними бороться?

Одной из основных, лежащих на поверхности причин кризиса жилищно-коммунального хозяйства, в котором оно оказалось в последние десятилетия, является острое недофинансирование отрасли. Как исторически сложилось, население оплачивает лишь часть стоимости предоставляемых ему жилищно-коммунальных услуг, а недостающие средства выделяются предприятиям ЖКХ из бюджетов разных уровней. Точнее, должны выделяться. Но, увы!

В ситуации, когда бюджет оказался неспособным полностью покрыть расходы отрасли, звучало немало предложений немедленно переложить финансовую нагрузку на плечи населения. Но этот, кажущийся простейшим, путь вывода жилищно-коммунального хозяйства из кризиса невозможен. Хотя бы потому, что такой подход к решению проблемы не сможет сразу изменить укоренившийся иждивенческий настрой среди ряда руководителей предприятий ЖКХ и не позволит создать в отрасли конкурентную среду. Приходилось бы еще долгое время волевыми усилиями административных органов понуждать их к оптимизации расходов, к совершенствованию технологической базы, вообще к какому бы то ни было развитию. Невозможно таким образом профинансировать и быстрое обновление основных фондов предприятий отрасли.

Но и отрицать необходимость достижения полной оплаты жилищно-коммунальных услуг потребителями также невозможно. Однако введение ее должно быть постепенным. Этим принципом с самого начала проведения реформы в регионе руководствовалась администрация Ярославской области. Никогда за все время проведения реформы в регионе не ставилась задача достижения опережающих темпов реформирования, которые превратили бы ее в явление экстремального ряда. Повышение тарифов на жилищно-коммунальные услуги в Ярославской области не превышало темпов роста реальных доходов населения. Подтверждением этого является тот факт, что показатель доли платежей населения за ЖКУ в совокупном доходе семьи в целом по области в течение целого ряда лет практически не изменялся и составлял порядка 10-11 процентов. Во втором квартале 2004 года он составил 11,2 процента при установленном федеральном стандарте 22 процента.

Максимально возможный уровень платежей населения к полной стоимости жилищно-коммунальных услуг также определяется федеральным стандартом. И в течение всего времени реформирования отрасли в Ярославской области он также не достигал максимума. Сейчас этот показатель в регионе составляет 68,3 процента при федеральном стандарте 90.

Устанавливаемые администрациями муниципальных округов тарифы на жилищно-коммунальные услуги всегда соответствовали реальным доходам населения, проживающего на данной территории. Именно поэтому наиболее высокий уровень оплаты ЖКУ сложился в областном центре. Жители Ярославля оплачивают 82,1 процента от их полной стоимости.

Нужно ли отменять льготы по ЖКХ для ряда категорий граждан?

В Ярославской области более 40 категорий граждан имеют право на те или иные виды льгот. Во многих случаях льгота представляет собой платеж в размере 50 процентов от тарифа по приходящейся на квартиру норме потребления тепловой энергии, от платы за обслуживание квартиры. В итоге складывается парадоксальная ситуация, когда семья льготника, проживающая в большей квартире, пользуется в денежном выражении большей льготой, нежели те, кто и без того стеснен. Таким образом, нарушаются принципы социальной справедливости.

Но самую большую категорию льготников, расходы по финансированию которой несет региональный бюджет, составляют ветераны труда. Их в Ярославской области примерно четыреста тысяч человек или 97 процентов общего числа пользующихся льготой по закону "О ветеранах". Проведенный анализ показал (да и обычные житейские наблюдения подтвердят), что знаков отличия, дающих право на ветеранское звание и соответствующие льготы, в подавляющем большинстве случаев удостаиваются люди и без того уже получившие немало социальных привилегий от властных структур. Вероятно, они достойны и вновь получаемых привилегий. Ведь речь в данном случае идет не о наличии или отсутствии социальной справедливости. Речь идет о наличии денег. Если в бюджете нет средств на финансовое обеспечение предоставляемых льгот, то есть ли смысл их предоставлять? Однако решать отмеченную проблему придется не столько на областном, сколько и на федеральном уровне.

Что делать с недофинансированием ЖКХ?

Конечно, во всех муниципальных образованиях области должна проводиться работа по ликвидации задолженностей потребителей. Общий размер дебиторской задолженности по предприятиям жилищно-коммунальной сферы Ярославской области составил во втором квартале нынешнего года 1986 млн. рублей. При этом важно заметить, что долги населения составляют всего 521 млн. рублей, из которых 239 млн. - текущая задолженность, которая обычно гасится в течение 1-3 недель. Наибольший размер долга перед жилищно-коммунальной сферой имеют коммерческие предприятия (31 процент), что не может не вызвать серьезную озабоченность. В настоящее время величина этого долга составляет 618 млн. рублей и с начала года она увеличилась на 23 процента. Отчасти высокие суммы этих долгов объяснимы. Дело в том, что тарифы на коммунальные услуги для коммерческих предприятий существенно выше тарифов для населения.

Имеет место атавизм социалистической системы хозяйствования, выражающийся в перекрестном субсидировании населения за счет промышленных предприятий. Одним из важных мероприятий как областной, так и всех муниципальных программ реформирования ЖКХ является постепенная ликвидация этой системы. Принят ряд важных постановлений и решений, регулярно проводятся экономические экспертизы формирования тарифов и устанавливаются предельные тарифы. Думаю, что в 2005 году работа по ликвидации перекрестного субсидирования будет завершена. Постоянное бюджетное недофинансирование отрасли и несвоевременная оплата жилищно-коммунальных услуг потребителями приводят предприятия ЖКХ к тому, что они сами не могут своевременно рассчитываться уже по своим обязательствам. И некоторые из них проходят процедуру банкротства. Создается абсурдная ситуация. Финансовый кризис отрасли порождает в значительной степени не поступление средств из государственного бюджета. И государство же в лице налоговых органов, инициирующих процедуру банкротства, наказывает ЖКХ за этот кризис.

Общий размер кредиторской задолженности предприятий жилищно-коммунальной сферы Ярославской области превышает величину дебиторской и составляет более 2,3 млрд. рублей. Это означает, что простым "выбиванием" долгов из тех, кто должен ЖКХ, и раздачей денег тем, кому отрасль должна, кризис преодолен не будет. Однако важно заметить, что при такой умозрительной ликвидации всех задолженностей непокрытыми останутся лишь чуть более 15 процентов имеющихся сейчас долгов. Не столь уж значительная величина!

Кто является главным кредитором ярославского ЖКХ?

Одной из главных составляющих кредиторской задолженности отрасли являются долги за топливно-энергетические ресурсы - электроэнергию, жидкое и твердое топливо, газ, покупную теплоэнергию. Они составляют более 30 процентов общей задолженности. Очевидно, что следует искать пути сокращения расходов на ТЭР. Необходимо уходить от использования дорогих видов топлива, в частности, мазута. И работа в этом направлении ведется. Важным аспектом реализации региональной целевой программы реформирования и модернизации жилищно-коммунального комплекса Ярославской области является внедрение энергосберегающих мероприятий, оборудования и технологий. Они осуществляются в рамках ежегодных планов мероприятий по энергоресурсосбережению.

Откликается ли частный бизнес на предложение идти в ЖКХ?

На территории Ростовского, Угличского и Переславского муниципальных округов инвесторы начали вкладывать средства в модернизацию систем теплоснабжения еще в 2001 году. Выполненные работы позволили не только повысить надежность функционирования этих систем, но и уменьшить эксплуатационные расходы, значительно сократить расход в отопительных котельных дизельного топлива, мазута и каменного угля. Сегодня стоит задача развить и продолжить тот опыт, что уже имеется.

Если предприниматели станут выступать не только подрядчиками некоего небольшого конкретного объема работ (чаще всего ремонтных), как это уже вошло в практику сейчас, но и брать на себя содержание, обслуживание домов, коммуникаций и систем жизнеобеспечения, то ситуация в ЖКХ изменится коренным образом. Только частный бизнес сможет обеспечить те объемы капиталовложений, которые необходимы для повсеместного обновления и модернизации основных средств в отрасли, что необходимо для дальнейшего снижения издержек производства и повышения эффективности ее работы. Конкуренция, которая появится вместе с приходом "частника" в ЖКХ, также будет способствовать еще большему снижению издержек, замедлению роста, а в дальнейшем и к возможному снижению роста цен на жилищно-коммунальные услуги.

Должно ли государство оказывать социальную поддержку малообеспеченных граждан?

Сейчас, когда значительная часть населения имеет доходы ниже прожиточного минимума, а стоимость жилищно-коммунальных услуг продолжает расти, забота о населении чрезвычайно важна. Учитывая, что администрация Ярославской области стремилась не допустить экстремальности при проведении реформы и чрезмерных темпов роста стоимости жилищно-коммунальных услуг, то и число семей, получающих субсидии, не росло быстро, и никогда не было слишком высоким. В 1997 году получали их 3,7 процента общего количества семей Ярославской области. К началу 2002 года доля семей, получающих субсидии, достигла максимума (12,1 процента) и стала снижаться. В начале 2004 года она составила 9,2 процента, а во втором квартале нынешнего года была равна уже 7,4 процента. Сумма начисленных субсидий составила в прошлом году 122 млн. рублей, что на 25 млн. больше, чем год назад. В первом квартале нынешнего года объем начисленных субсидий также превзошел величину соответствующего периода годичной давности.

В настоящее время в области проводится подготовительная работа по переходу к адресной социальной поддержке населения при оплате жилищно-коммунальных услуг с использованием персонифицированных социальных счетов граждан. Таким образом, продолжится переход от субсидирования производителей услуг (отрасли) к субсидированию потребителей.

Повышению ответственности руководителей жилищно-коммунальной отрасли за расходование средств, собираемых с населения в оплату за оказываемые услуги, будет способствовать анализ, а затем и возможное широкое распространение интересного опыта, нарабатываемого сейчас в Угличском муниципальном округе. В одном из микрорайонов районного центра открыли специальный счет, на котором концентрируются платежи населения по графе ремонт и содержание жилого фонда. После того, как накапливается достаточно крупная сумма, представители жилищно-эксплуатационной организации совместно с жителями решают, на какие цели лучше всего направить имеющиеся средства.

Будет ли в 2005 году жители Ярославской области платить 100 процентов за услуги ЖКХ?

Cогласно постановлению правительства РФ от 28 августа 2004 года о федеральных стандартах оплаты жилищно-коммунальных услуг нам действительно придется платить сто процентов за жилищно-коммунальные услуги. Исходя из федеральных стандартов, за квадратный метр жилплощади мы будем платить 27 рублей 20 копеек. Но, исходя из этих же стандартов, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном семейном доходе не может превышать 22 процентов. И когда я говорил, что не надо бояться новых стандартов, имел в виду тот факт, что будет разработан механизм социальной защиты. Если плата за квартиру и жилищно-коммунальные услуги превысит 22 процента дохода семьи, значит, семья будет получать субсидии. На эти цели в областном бюджете уже заложено 400 миллионов рублей. На заседании правительства господин Христенко заявил, что с 2008 года жилищно-коммунальное хозяйство в стране полностью перейдет в частные руки, и, чтобы не было резкого повышения, буквально в несколько раз, платы за квартиру, тарифы на услуги ЖКХ и поднимаются постепенно. Ведь в некоторых муниципальных округах области нормативы на ЖКХ не менялись четыре года. А сколько раз за это время увеличивались цены на газ, электроэнергию? Уже и сосчитать сложно. В этом плане политика в самом Ярославле более здравая: стоимость услуг ЖКХ пусть на немного, но постепенно повышается. И воспринимается это не так болезненно, как одновременное повышение в два или три раза.

А без повышения тарифов никак не обойтись?

К сожалению, жилищно-коммунальное хозяйство настолько изношенное, что без повышения тарифов не обойтись никак. В этом году мы, например, вошли в зиму более подготовленные, чем в прошлом, но и у нас очень и очень непростая ситуация. Общая изношенность сетей в целом по области 78 процентов. Как, впрочем, и по всей России. К сожалению, и сейчас, и в ближайшие годы идеальное состояние в жилищно-коммунальной сфере невозможно. В то же время несправедливо будет умолчать о том, что, по мнению специалистов, в Ярославле и области ситуация значительно благоприятнее, чем в соседних - Костроме, Иванове, Вологде, Владимире, если говорить о тепле в домах и учреждениях, о воде горячей и холодной, которая бежит из крана.

www.regnum.ru
02.12.2004

Док. 515650
Перв. публик.: 02.12.04
Последн. ред.: 05.11.08
Число обращений: 169

  • Блатов Вячеслав Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``