В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
ПОСОЛ РОССИИ В УКРАИНЕ ИВАН АБОИМОВ: `В ПОВСЕДНЕВНОЙ РАБОТЕ МНЕ ПОМОГАЕТ ВЕНГЕРСКАЯ МУДРОСТЬ `ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ` Назад
ПОСОЛ РОССИИ В УКРАИНЕ ИВАН АБОИМОВ: `В ПОВСЕДНЕВНОЙ РАБОТЕ МНЕ ПОМОГАЕТ ВЕНГЕРСКАЯ МУДРОСТЬ `ДЬЯВОЛ КРОЕТСЯ В ДЕТАЛЯХ`
Новый посол России в Украине Иван Павлович Абоимов не подпадает ни под одно традиционное представление о типично русском человеке. Русская душа в нем сочетается с европейской изысканностью, скандинавской внешностью и выправкой офицера. Говорит посол неторопливо, мягко, уважительно и спокойно. Уже через час такой беседы чувствуешь себя комфортно, как после сеанса психотерапии, и как-то сразу забываешь о терактах, проблемах с топливом, падении товарооборота между нашими странами, дырявом бюджете и скорой зиме, которая обычно обостряет украинско-российские отношения.
Из досье "ФАКТОВ"

Иван Павлович Абоимов родился в 1936 году на Урале. С 10 лет жил в Латвии, где окончил Лиепайский педагогический институт, а позже, уже в Москве -- Высшую дипломатическую школу. Свободно владеет английским, немецким, латышским и венгерским языками, а также немного финским. Дипломатическую работу начал в 1972 году в посольстве СССР в Венгрии, проработал в этой стране (с перерывами) в общей сложности 15 лет, 6 из которых был послом (1990--1996). С 1988 по 1990 год -- заместитель министра иностранных дел России. С 1996 года до последнего назначения -- посол России в Финляндии. Женат. Имеет сына, дочь и двух внуков. В посольстве навел европейский порядок. Чрезвычайно аккуратен в одежде и выражениях.
"В отличие от военных, мы не становимся по стойке "смирно"

-- Иван Павлович, попасть из Финляндии в Украину -- все равно, что из Антарктиды в Африку. Успели прийти в себя после такого стремительного "маршброска"?

-- Немного уже акклиматизировался -- и в психологическом, и в информационном плане. Не сочтите меня за легкомысленного человека, но между моим отъездом из Финляндии и прибытием в Украину прошло всего 10 дней. До этого в Киеве был лишь дважды: первый раз в 60-х годах прилетал поболеть за своих на матч между сборными Латвии и Украины по волейболу. Я тогда в Латвии возглавлял Федерацию волейбола, сам имел I разряд. Второй раз был проездом -- в качестве посла России в Венгрии -- консультировался по проблемам Закарпатья. Сейчас наверстываю упущенное.

-- Не кажется ли вам эта ротация немного странной? Бывший посол Юрий Дубинин в спешном порядке отбывает на родину, а вместо него направляют вас, человека совсем не связанного с Украиной, причем вашу работу в Финляндии прерывают на полпути... Чем вызвана такая поспешность?

-- Необычно, но ничего странного в этом нет. Так посчитал нужным центр, и как профессиональный дипломат, я постараюсь это доверие оправдать.

-- Получается, приказ центра обжалованию не подлежит?

-- Не совсем так. В отличие от военных, мы не становимся по стойке "смирно" и не отвечаем "есть". С чем-то не согласны -- обсуждаем, но если центр принимает окончательное решение, мы обязаны его выполнить.

-- Вы начинаете свою работу в Украине в один из самых сложных за последние годы моментов в развитии наших отношений. Времени на детальное изучение ситуации в стране у вас нет, а влиять на процессы надо уже сейчас. Как намерены выходить из сложившегося положения?

-- Сегодняшние отношения между нашими странами считаю сложными, но отнюдь не критическими. Первопричина всего -- слабость экономики обеих стран, поэтому именно она (и как ее следствие -- падение товарооборота) должна стать главным предметом наших общих забот. Помимо этого объективного фактора, есть ряд субъективных причин: в первую очередь -- законодательная база: порой мы в стремлении защитить национального товаропроизводителя не задумываемся, насколько это эффективно и выгодно для нас с вами. Я не хочу выглядеть этаким всезнайкой, но чувствую, что этим необходимо заниматься. А рубить с плеча никто не собирается. Это что касается российско-украинских отношений. А как специалист в области внешней политики буду все делать для того, чтобы наши страны координировали свои действия и на международном уровне.
"В школе я был большим забиякой -- меня даже дважды исключали"

-- Известный в мире политолог Збигнев Бжезинский в своей книге "Большая шахматная доска" писал, что на международной арене основная задача Украины -- подобно пешке, заслонять более сильную фигуру -- Россию, тем самым затрудняя ее продвижение.

-- Я не считаю Бжезинского пророком-политологом. И мне странно, почему он в такой обидной форме выразил наши с вами отношения. По-видимому, он хотел этим привнести в них что-то недоброе. Задача государства -- не быть пешкой ни в чьей игре, иначе оно как государство просто может не состояться.

-- Дипломат -- как кочевник: всю жизнь на чемоданах, из страны в страну. А есть ли в этом мире уголок, по которому чувствуете ностальгию?

-- Для меня это Латвия. Удивительный уголок земли, в котором прошли мое детство и молодость. Я выучил латышский и даже читал на нем лекции. С этой страной я сроднился и обязательно с семьей езжу туда каждый год. Там меня всегда ждут родственники, друзья. Там могилы моих родителей. Когда меня из Венгрии направили работать в Финляндию, которая и климатически, и по ментальности очень напоминает Прибалтику, было такое ощущение, что почти на родину вернулся.

-- Говорят, человек, долгое время живущий в стране, перенимает какие-то черты ее народа. Вы и по внешности, и по манерам очень напоминаете прибалта.

-- Я этого не ощущаю, но часто слышу это от других. Был случай, когда во время поездки в ГДР наш генеральный консул неожиданно спросил меня: "Вы русский?" -- "Да, -- ответил я, -- а почему вы об этом спрашиваете?" Он усмехнулся и объяснил: "В вашей речи и поведении есть что-то неуловимое, отличающее от всех". Видимо, действительно, что-то впиталось. Но остепенился я только с годами, а в школе был большим забиякой. За плохое поведение меня даже дважды исключали на две недели (мы не поладили с одним учеником, я оказался посильнее и не очень мягко с ним обошелся). Кроме того, при хороших способностях имел "двойки" по некоторым предметам в четвертях. Но в старших классах одумался и 9-й закончил с отличием, а выпускной -- с одной "четверкой" по немецкому языку (по-немецки я мог свободно общаться без переводчика, но преподавала у нас настоящая немка, считавшая, что на "пять" знает только она).
"Если иногда забываюсь, супруга, слава Богу, одергивает"

-- Говорят, натуру все равно не переделаешь. Внешне вы -- в надежной дипломатической броне, а внутренне как? Часто ли выходите за рамки дипломатического протокола?

-- Конечно, бывают моменты, когда хочется побыть просто человеком. И, в зависимости от обстоятельств, время от времени могу себе это позволить. Но сознательно ни в чем себя не ограничиваю. Просто за годы сложился определенный стереотип поведения, которому следуешь не задумываясь, автоматически. Если иногда и забываюсь, то супруга, слава Богу, одергивает, говорит -- так нельзя, ты же посол!

-- А есть что-то, чего посол никогда не может себе позволить?

-- Он не может позволить себе воспринимать страну, в которой работает, без политического подтекста. Так сказать, не только умом, но и душой и сердцем. В этом смысле он вольно или невольно находится в плену своей профессии. Я, например, часто не могу вспомнить даже названия некоторых городов, где побывал по долгу службы. А вот две недели в Греции, где побывал 30 лет назад в качестве простого туриста, помню до сих пор, каждый городок, каждую улочку. Самое колоссальное впечатление -- от античного искусства. Это что-то невероятное! Вроде бы полуразвалины, а чувство такое, будто бы в настоящую Древнюю Грецию попал. После этой поездки я стал гораздо острее чувствовать красоту искусства.

-- Наверное, и философия античности тоже пришлась вам по сердцу?

-- Философией никогда не увлекался. Я человек более рационального, прагматического склада. Считаю, что самая сильная моя сторона -- это логика.

-- Какую мудрость вы, как прагматик, почерпнули для себя из тех стран, где работали и жили?

-- Что касается карьеры, то с юности усвоил любимую пословицу латышей: "Каждый сам кузнец своего счастья". А в повседневной работе мне помогает венгерская мудрость -- "дьявол кроется в деталях". Всегда стараюсь большое внимание уделять деталям. На самом деле мелочей нет -- есть вещи, которые лишь на первый взгляд кажутся таковыми...

-- А без каких "мелочей" вы не представляете свою жизнь?

-- Без постоянной работы над собой. Много читаю. Ежедневно по часу занимаюсь зарядкой на свежем воздухе, раньше еще и бегал. Теперь пристрастился к теннису. В Латвии любил купаться в холодной воде -- вплоть до октября месяца. Венгрия подарила наслаждение от воды горячей: там в любую погоду -- зимой и летом -- ходил в открытый бассейн с минеральной горячей водой. Словом, не могу без физических и интеллектуальных нагрузок. Да и хорошее самочувствие -- одно из основных составляющих любой карьеры.
"Наши военные считали вывод войск из Венгрии и Чехословакии нереальным"

-- В Венгрии вы пробыли в общей сложности 15 лет, пройдя все ступени -- от пресс-атташе до посла. Какой период для вас оказался наиболее сложным?

-- Вывод наших войск в 1990 году. Я тогда возглавлял делегацию на переговорах о выводе войск из Чехословакии и Венгрии. Процесс этот сам по себе оказался болезненным и сложным. Наши военные вообще считали вывод нереальным. Да и сама инфраструктура, материально-техническая база была настолько серьезной, что даже чисто физически вывести все оказалось сложно. Пришлось проявить максимум дипломатического мастерства. Но все, слава Богу, прошло совершенно гладко. После чего я задержался в Венгрии еще на шесть с половиной лет -- уже в качестве посла.

-- В Украине вы оказались, по сути, один на один со множеством проблем. Есть ли рядом с вами хоть какие-то родственные души, кто помогает с ними справляться?

-- Конечно. Это прежде всего моя супруга Лия Васильевна. Она, кстати, инженер-электронщик, причем талантливый, но вот уже 30 лет успешно "работает" женой дипломата, хотя вначале обижалась, что я ее оставил без любимой работы. А еще есть персидский кот Пуш и терьер Джокер. Это мой тыл.

Кроме того, мне в Киеве комфортно чисто по-человечески, а это для работы тоже немаловажно. В одно из воскресений я выкроил время и посетил Лавру. Поднялся на самую высокую колокольню, посмотрел панораму -- ощущение захватывающее. Город невероятно зеленый, спокойный, красивый. И чистый, что при нашей бедности встречается нечасто. Это говорит о том, что хозяин в нем -- хороший. С украинским языком, думаю, у меня тоже не будет проблем.

...Иван Павлович улыбнулся и впервые за все время беседы сменил позу.

И мне подумалось: может быть, действительно России сегодня необходим именно такой полпред в Украине -- спокойный и расчетливый прагматик, специалист по внешней политике, который без традиционных русских метаний из крайности в крайность будет помогать развязывать гордиев узел накопившихся противоречий между нашими странами?

ПОЛИТИКИ ЗАИНТЕРЕСОВАЛИСЬ УЛИЧНЫМ ТЕЛЕВИДЕНИЕМ
Народный депутат Дмитрий Табачник принял участие в телемосте с Владимиром Познером
Анатолий ВЕСЛОВ
специально для "ФАКТОВ"

В минувший вторник телекомпания "Уличное телевидение" провела уже третий по счету телемост с участием российского тележурналиста Владимира Познера, благодаря которому жители Донецка смогли поговорить со Львовом и Одессой. Кроме того, из студии в Киеве на связь с участниками встречи вышел один из известных украинских политиков -- депутат Верховной Рады Дмитрий Табачник. Разговор украинцев с Познером и Табачником получился таким же интересным, как разговор Алисы с Чеширским Котом в знаменитой сказке.

На телемосте были затронуты три большие темы: необходимость изменения государственного устройства страны, социальные проблемы Украины и предстоящие президентские выборы.

Говоря о государственном устройстве, участники телемоста обсуждали идеи двухпалатного парламента, повышения полномочий регионов и внесения изменений в Конституцию посредством общеукраинского референдума. Из социальных проблем собеседников больше всего волновали ситуация в Донбассе и судьба шахтеров, перспективы реформирования медицины, а также то, откуда родное правительство возьмет деньги для выплаты пенсий и зарплат. Что касается президентских выборов, то мост позволил поговорить о том, есть ли в Украине свобода слова, о профессионализме и нравственности украинских политиков, о перспективах и шансах разных кандидатов стать главой государства.
Трое в лодке не считая... Киева

Дискуссия на телемосте шла волнообразно, то нарастая, то замирая. К слову сказать, каждый из регионов вел себя по-своему. Может быть, отличия регионов как раз и состоят в особенностях людей и того, что они готовы и хотят обсуждать друг с другом.

Так, например, Донецк оказался на удивление вялым, а зал там был полупустым. Да и вопросы с восточной стороны были все больше риторические. Почему в Украине нет профессионалов? Могут ли объединиться Россия и Украина? Может быть, для Украины нужно федеративное устройство государства? Складывалось впечатление, что Донецк на протяжении моста просто спал и только к концу беседы оживился. В отличие от него, Львов непрестанно и эмоционально беспокоился о державе в целом и об особом пути Украины в частности. Львовяне резко выступали против всяких союзов с какими бы то ни было народами и призывали разобраться хотя бы со своим, украинским. Но больше всего удивила Одесса: с ней, как оказалось, весьма интересно говорить, а не просто травить анекдоты. Познер объяснил особенности Одессы тем, что, как он знает, еще в 18 веке императрица Екатерина подарила этому городу независимость от политики Петербурга, благодаря чему мимо Одессы прошло крепостное право, а одесситы остались свободолюбивым и самостоятельным народом.

Киев же был представлен одним человеком -- депутатом Верховной Рады Дмитрием Табачником, который выступил в качестве эксперта и мыслителя, задавая новое качество телемостам уличного телевидения. Впервые публичный политик вышел на прямой и открытый разговор с представителями разных регионов Украины, да еще в столь демократичной ситуации. Г-н Табачник, напомним, один из тех, кто деятельно участвовал в становлении Украины как независимого государства (он входил, например, в состав комиссии, готовившей текст Конституции страны). Одним словом, присутствие Дмитрия Табачника сделало встречу более интересной и живой. И все же после телемоста осталось ощущение, что чего-то не хватает, чего-то все же не было сказано.
О чем не сказал Владимир Познер

На мой взгляд, разговор о двухпалатном парламенте, живо подхваченный участниками телемоста, симптоматичен. Регионы начали выходить из спячки и иждивенчества, к которому они привыкли. Хотя раньше каждый из них только и делал, что просил у центра подачек.

Конечно, вторую палату парламента просто так не создашь. Для этого надо провести, как минимум, всеукраинский референдум. Но прежде чем референдум будет запущен, надо совершенно четко осознать, зачем это нужно. Должно быть понятно, что изменение государственного устройства страны, смещение центра власти и полномочий в сторону регионов предполагает очень конкретное представление о том, какое государство мы строим, какой проект страны мы воплощаем в жизнь. Главное, что должно дать расширение полномочий региональных и местных властей, -- это восстановление естественного цикла жизни и производства страны. Предположим, один регион -- "специалист" в добыче и переработке металла, в другом из него должны делать машины, на которых они вместе поедут отдыхать в третий регион. Это и называется циклами жизни и детальности страны, которые оборвались с развалом СССР.

Возможно ли их восстановить? Вполне. Но для этого в стране должен появиться кто-то, кто реально заинтересован в собирании Украины в единый организм. Не исключено, что таким "заинтересованным лицом" станет относительно недавно образованный Союз лидеров региональных и местных властей. Союз подписал декларацию с действующим Президентом о сотрудничестве на ниве новой региональной политики. И, оказывается, этот союз очень вовремя начал свою работу -- народ живо интересуется проблемами региональной политики.

Появилась реальная надежда и на решение некоторых социальных проблем, в частности -- платности-бесплатности медицины: ведь у нас есть уже общественная сила (движение врачей "Пульс Украины"), которая вплотную занялась медицинской реформой. Кстати, врачи, так же как и регионалы, "замахиваются" на Конституцию. По мнению медиков, Основной Закон не должен обещать тотальную бесплатность медицины. Ведь слова о бесплатности лечения -- это еще не гарантия ни качества, ни доступности медобслуживания. Напротив, каждодневная медицинская практика убеждает нас в том, что здравоохранение Украины хиреет и все больше становится платным, но, так сказать, тайком. Государство, считают врачи, должно гарантировать конституционное право на медицинское обслуживание каждому гражданину Украины, а уж конкретные формы исполнения госгарантий медики сами подберут.

Аналогичный вывод должен быть сделан и в отношении Донбасса. На телемосте не раз вспоминали Маргарет Тетчер, которая достаточно жестко решила проблему шахтеров в Англии: в течение полугода большинство угольных шахт были закрыты. Но при этом почему-то забывается, что правительство Англии готовило эту "операцию" около пятнадцати лет. Главной заботой государства в это время была подготовка различных социальных программ (по занятости, получению новых профессий, обеспечению жильем и социальной помощью), призванных смягчить последствия закрытия угольных шахт, просто помочь шахтерам выжить.

Так правительство Великобритании обеспечивало свои гарантии будущего для части своего народа. У наших шахтеров тоже должно быть будущее и реальные перспективы жизни. Это им должно гарантировать государство, как, впрочем, и всем остальным гражданам страны. А вот какой будет наша перспектива, это уже зависит от того, какой проект страны власть и общество решат реализовывать и какое место и роль в будущей стране отводится шахтерам. Понятно, что это все -- предмет для всенародного обсуждения и обдумывания, для чего, возможно, вполне сгодились бы такие телемосты.

Кроме того, из вышесказанного становятся понятны и требования к претендентам на высший государственный пост. Кандидат в президенты должен быть публичным политиком и иметь реалистичный проект для целой страны и целого народа. Вместо традиционных однотипных обещаний люди ждут от него четких разъяснений, какую страну он собирается строить, какими средствами и каковы приоритеты жизни в этой стране. Лозунгами и обещаниями народ сыт по горло. Украинцы давно готовы к серьезному разговору. Дело осталось за малым -- за политиками.

Валерия БОНДАРЕНКО
"ФАКТЫ"
"Facty i kommentarii ". 16 октября 1999. Политика

Док. 515438
Перв. публик.: 16.10.99
Последн. ред.: 05.11.08
Число обращений: 333

  • Абоимов Иван Павлович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``