В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вадим Венедиктов: Участие интеллигенции в современной политической жизни России Назад
Вадим Венедиктов: Участие интеллигенции в современной политической жизни России
"Быть интеллигентом вовсе не значит обязательно быть идиотом" (М.А. Булгаков, "Необыкновенные приключения доктора"). Этими словами заканчивается "карманная рецептура" доктора Рабова датируемая февралем 1916 года. Данные слова очень точно характеризуют русскую интеллигенцию в канун распада Российской Империи. Между тем, в любом современном учебнике по российской истории начала XX века авторами выделяются слова, что в имперской России "интеллигенция отличалась повышенной общественной активностью и политическим влиянием на другие слои населения"[1]. К интеллигенции относятся формально те люди, занимающиеся преимущественно умственным трудом, имеющие законченное или неполное высшее образование. Известно, что само слова "интеллигенция" является лишь переводом греческого "" ("образ мыслей") от древнегреческого "" ("сознание"). В этой связи характерен пример из жизни А.Ф. Лосева, когда у него спросили:

- Ну а ваше мировоззрение разве не интеллигентское?

- Толстой был интеллигентом, - сказал он резко. - Ленин был интеллигентом, а у меня свое - лосевское [2].

Из этого примера видно, что интеллигенция разнородна. Ее можно классифицировать по образу действий: военные, медицинские работники, сотрудники в сфере образования, ученые, банкиры. По образу мышления: филологи, историки, богословы, политологи, социологи, культурологи, философы и прочие религиозные и общественно-политические деятели. Поэтому, своеобразное родство находим между учителем и банкиром, между политиком и богословом.

К сожалению, у нас в России даже среди интеллигенции существует диспропорция в материальном достатке между высшей интеллигенцией и низшей, а также средней. При этом само по себе понятие "высшей интеллигенции", к которой относятся крупные военные чины, государственные чиновники высокого ранга, банкиры, крупные предприниматели ("топ-менеджеры"), а также профессора и академики (научная элита) - в России выродилось.

В современной России определенная часть интеллигенции по своему материальному достатку поставлена в один ряд со служащими низших звеньев. Уборщики, курьеры, расклейщики объявлений, дворники, учителя и научные сотрудники зарабатывают сегодня в России одинаково. В западных странах - учителя относятся к среднему классу, а профессора (ученые) к "высшему высшему" классу.

Мой прадед по линии отца в Царской России не принадлежал к интеллигенции, он был из крестян-мещан. Занимался строительным промыслом. Был десятником (бригадиром каменщиков). В первые годы установления диктатуры большевиков он ходил и возмущался:

- Что же это за "сучья власть" такая, при которой простой русский мужик не может самостоятельно семью прокормить?

Я не знаю, какой эпитет лучше подходит к нынешней власти, при которой подлинная элита страны (учителя и научные сотрудники) ставятся в один ряд с уборщиками, мелкими пролетариями и кухарками? Подобное материальное уничтожение некоторых слоев русской интеллигенции вынуждает их менять образ деятельности, превращает их в маргинальных личностей. В то же время, сама политическая элита России пополняется интеллигенцией. Поэтому все взаимосвязано и взаимообусловлено.

Проблема возникает еще и в другом контексте. Сегодня многие интеллигенты гнушаются политической жизни и участия в ней. Либо, наоборот, считают, что занятие политикой и участие в активной политической жизни России может принести достаточный материальный заработок, поэтому, начинают заниматься политикой ради денежной наживы. По словам русской пословицы: "Поискал Иисуса - ради хлеба куса".

Во многом в культурной интеллигентской среде действует оценочный подход к самой культуре, религии и политике. При таком подходе человек находится и мыслит в рамках какой-то заранее предвзятой позиции.. Культурному (образованному) человеку запрещается участвовать в политике. Он живет в мире известных стереотипов и ярлыков: "Политика - дело грязное" и проч. Люди будто бы не задумываются над этимологией слова "политика". От греч. "" ("мир города", близкое к французскому - "цивилизация"). В новогреческом языке - "" и есть "культура". Получается, что человек политически образованный является культурным человеком.

Более того, государство обязано проводить культурную политику. Обязанность здесь ложится на интеллигенцию и на науку. В первую очередь на историков и филологов. Именно от них зависит стандартная версия языка и истории в государстве. Государство организовывает и поддерживает культурное пространство при помощи СМИ.

Если обратиться к истории философии и вспомнить Платона, по мнению которого "общество" занимается воспитанием и образованием людей. Между десятью и двадцати годами все получают одно и то же образование. В возрасте 20 лет происходит отбор лучших, которые продолжают обучение. В возрасте 30 лет снова происходит отбор, и прошедшие его изучают еще пять лет философию. После этого они в течение пятнадцати лет участвуют в практической жизни общества, приобретая навыки управления. Когда им исполняется 50 лет и за их плечами 40 лет всестороннего образования, подготовки и опыта, тогда эта тщательно отобранная элита берет в свои руки управление государством.[3] Может быть, подобную схему отбора лучших представителей молодого поколения возьмет себе на вооружение Школа молодого политика при фракции "Родина" и продолжит добрые начинания античного греческого философа?

Из уст Д.О. Рогозина часто можно услышать, ставшую крылатой, его фразу: "Политика - искусство из искусств"[4], но дело в том, что точно также богословы из поколения в поколение характеризуют христианство. Известный "старческий тезис" о том, что дело христианского спасения есть "искусство из искусств и наука из наук". Возникает вопрос, как же тут обойтись без учителя?

Безусловно, для того, чтобы общество осознало ход политической жизни современной России, чтобы интеллигенция приняла участие в этой жизни - необходимо как можно чаще проводить конференции, круглые столы, семинары. В этих конференциях должны принимать участие политики, историки, богословы, филологи, культурологи и философы. Нужно избавляться от снобизма. От этого пагубного разделения, незнания друг друга, от оценочных взглядов друг на друга. А главное - избавляться от пагубного для любого политика цинизма.

В заключение хочу привести пример из известного сочинения о. Сергия Булгакова "Интеллигенция и религия. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения". Булгаков вспоминает случай из жизни Второй Государственной Думы. "В один из весенних дней, - пишет о. Сергий, - когда во время думского заседания депутаты и журналисты прогуливались в Таврическом саду, мое внимание привлекла собравшаяся группа нарядной петербургской публики из депутатов и газетных сотрудников, к чему-то прислушивавшихся и время от времени покатывавшаяся от смеху: в середине толпы оказался забредший туда Волынский крестьянин, старик, с чудным и скорбным лицом, с характерной головой, с которой можно было лепить статую апостола или писать икону. Прислушавшись, я понял, что старик рассказывает про какое-то бывшее ему виденье, в котором Бог послал его возвестить народным представителям Свою волю. Речь его была сумбурна, но всякий раз, когда он возвращался к своей миссии и говорил о Боге, слова его покрывались дружным смехом, а он кротко и терпеливо, скорбя о смеющихся господах, снова начинал свою повесть. Мне было невыразимо грустно и больно наблюдать эту сцену, в которой так ярко отразилась духовная трагедия новой России, и я с горечью отошел и лишь издали долго видел благородную голову старика, старавшегося что-то разъяснить и убедить смеющуюся толпу любопытных" [5].

Эта картина, к сожалению, повторяется и в наши дни. До тех пор пока такое презрение будет продолжаться в среде политической интеллигенции - народ никогда не поймет власть, противную его духу. "культурные", "просвещенные" политические деятели, граничащие на практике с "политическим идиотизмом", с явной политической близорукостью и недальновидностью своим же примером будут навязывать простому обывателю мнение о том, что "политика - это лицемерие и цинизм". И если политика, действительно, является "искусством из искусств"[6], то, конечно же, высшее искусство для любого политика - это умение понимать самого себя и близких ему людей. Сочувствовать им и вместе с ними переживать судьбу своей страны.


--------------------------------------------------------------------------------

[1] Новейшая отечественная история. XX в. / под ред. Э М. Щагина, А.В. Лубкова: В 2 кн. М., 2004. Кн.. 1. С. 31.

[2] Лосев А. Ф. Имя. СПб., 1997. С. 201. Цит. по: А.М. Камчатнов О Концепте интеллигенция в контексте русской культуры // http://www.textology.ru/kamch/intelligent.html

[3] Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2003. С. 100-101.

[4] Лично слышал в среду 14 июня вечером в большом зале Союза писателей России во время заседания Школы молодого политика.

[5] Булгаков С. Н. Интеллигенция и религия. О противоречивости современного безрелигиозного мировоззрения. СПб., 2000. С. 5-6.

[6] Модное ныне слово "политтехнология" может означать, исходя из этимологии слова "техника" (от греч. "" - искусство) - науку о политическом искусстве.

mamif.org

05.11.2008

Док. 515423
Опублик.: 05.11.08
Число обращений: 16

  • Венедиктов Вадим Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``