В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вадим Венедиктов: Будучи сам молодым, желаю.... `Молодежь бывает разная` Назад
Вадим Венедиктов: Будучи сам молодым, желаю.... `Молодежь бывает разная`
На прошедшем этой зимой XIIВсемирном русском народном соборе, посвященном молодежной политике и видению ее проблем православной общественностью, была представлена для обсуждения доктрина "Молодое поколение России". Этот основательный документ явился плодом творчества ряда ученых, публицистов, духовных и общественных деятелей, озабоченных перспективами социальной и религиозной жизни нашей страны. Сегодня мы беседуем с одним из автором этой доктрины В. Ю. Венедиктовым - преподавателем кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета и нашим автором.

- Уважаемый Вадим Юрьевич, Вы являетесь соавтором проекта Доктрины "Молодое поколение России". Можете ли Вы кратко объяснить, что это за документ? Какие цели и задачи ставил перед собой авторский коллектив?

- Работа нашего авторского коллектива под руководством философа В. В. Аверьянова, о которой сегодня идет речь, призвана помочь выстроить определенный молодежный вектор во внутренней политике нашего государства. Структурно она состоит из шести глав и приложения. В шестой главе работы описывается, какой могла бы быть комплексная национальная программа "Молодое поколение России".

Язык доктрины научно-популярный. Она написана не только для чиновников и ученых мужей, но и для самой российской молодежи. В силу того, что 15 % авторского коллектива совсем молодые люди (которым нет тридцати лет), можно сказать, что доктрина приправлена не только солью старших, но и перцем молодых. Начинается она с определения и этимологии слова "молодость". У В. И. Даля и М. Р. Фасмера находим довольно стойкую этимологическую связку: молодь, молодизна (пена на недобродившем пиве). Эти семантические оттенки отсылают к пониманию молодежи как продукта брожения в обществе, чему отвечает не только социальная неустроенность юношества, но и особый склад психики в этом возрасте. Мы сознательно назвали наш документ "Молодое поколение России". Это словосочетание собирательного характера, оно качественно отличается от оценочного понятия "молодежь". Вспомните слова В. В. Маяковского:
Нет,
не те "молодежь",
кто, забившись
в лужайку да в лодку,
начинает
под визг и галдеж
прополаскивать
водкой
глотку.

Молодежь бывает разная. Молодежь бывает разною. И вот эта "всякая и разная" молодежь включена в сегодняшнее поколение молодых и юных. Цель доктрины - предложить сановникам и чиновникам некоторые основания молодежной политики, с помощью которых можно будет обеспечить поколение молодых гармоничной социализацией в нашей стране.

- Тезис о том, что общественный прогресс тесно связан с активным духовным деланием, стал за последние 20 лет почти общим местом. Как Вы считаете, не утратило ли это положение своего изначального смысла? Видите ли Вы сами эту связь?

- "Прогресс через разум", "прогресс как благо будущих поколений", "прогрессивное человечество" - это определенные модели общественных ценностей, свойственные той или иной эпохе в новой и новейшей истории человечества. Но вот когда затрагивают вопрос духовности, то следует сразу же сделать небольшое замечание, чтобы не было путаницы. Существует два определения духовности.

Первое порождено секуляризованным (светским) сознанием, второе - сугубо религиозно и в полной мере раскрывается в христианстве. Светская духовность включает в себя: элементы культуры (культурности), нравственность, эрудированность, эстетику, этикет и проч. Религиозная духовность связана прежде всего со стремлением к святости, к освобождению от страстей, греховной скверны, дурных поступков и привычек, с любовью к Богу и ближнему. В то же время, проблема определения духовности является основной не только для религии, но и для каждого человека, поскольку именно состоянием духа определяется в конечном счете характер, направление и сама разумность всей человеческой деятельности. Известны примеры, когда исторические персонажи, которые имели проступки перед обществом и государством, были образцами святости - вспомним, хотя бы, первых христиан. Знаменитый евангельский призыв "душу свою положить за други своя" (Ин. 15, 13) отражает сущность христианской святости. Поэтому тот человек, который стремится к духовности, отделяя от себя всё ненужное и напускное, безусловно, является прогрессистом. Но в то же время человеку свойственно и заблуждаться. Регресс и деградация - это уникальные человеческие способности. Ещё Н. А. Бердяев обратил внимание на этот замечательный парадокс: бывают человекоподобные животные. Кому тогда должен уподобиться человек? Ангелу? Богу? Или зверю? Ведь, часто приходится слышать о звероподобии современного человека. В этом положении кроется глубинная катастрофа человеческого существа.

- Доктрина, представленная вашим творческим коллективом, имеет определенное общественно-политическое звучание. Какие пути и методы ее реализации Вы видите? Солидарна ли с Вами нынешняя власть?

Я думаю, что нынешняя власть должна быть солидарной прежде всего сама с собою. "Всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет" (Мф. 12, 25).Солидарность или соборность - необходимая ценность для России. Не случайно Всемирный Русский Народный Собор 2008 года, на котором и была утверждена наша доктрина, назван еще и "собором поколений".

Под эгидой нашего Собора возможно создание гибкой сетевой ассоциации, в которой непохожие течения и подразделения дополняли бы друг друга и оплодотворяли единое информационное, культурное и стилевое пространство. Это могли бы быть не безликие массовки, которые сейчас так популярны у молодежных политтехнологов, а здоровое напряжение - когда есть разные направления, несколько сильных полюсов внутри молодежного движения. Более конкретный путь реализации нашей доктрины лично я вижу в следующем:

- Создание молодежного совета ВРНС, объединяющего лидеров молодежных организаций, структур и институтов, работающих с детьми и молодежью, экспертов и общественных деятелей; данный совет берет на себя организацию стратегического планирования будущей сети, формирует банк данных молодежной активности, стимулирует проведение социологических исследований, непосредственно контактирует с активистами на местах, изучает результаты мониторинга и выявляет наиболее популярные и значимые направления деятельности.

- На следующем этапе при Соборе создается сеть клубов, региональных центров молодежных инициатив, проводятся для молодежных активистов необходимые семинары и школы. Параллельно молодежный совет при Соборе выступает с инициативами мировоззренческого характера, предлагает свое видение молодежной государственной политики и форм низовой активности, участвует в выработке квалифицированных решений на уровне государственно-общественных советов, общественных институтов и корпораций.

- Происходит "разворачивание" из региональных центров полноценной сетевой структуры, формируются совместные проекты с другими молодежными движениями и государственными органами. Производится набор и обучение операторов сети.
- Проводится Всероссийский съезд сетевой молодежной организации, сезонные и нерегулярные акции и мероприятия, фестивали, выездные лагеря, гастроли молодежных проектов.

Собор может привлечь организации и отдельных молодых людей также через обеспечение возможностью выступить по телевидению, на радио или в местных газетах, помощь в образовании и методическое обеспечение, рекомендации для трудоустройства, клубную систему и другие мероприятия.
Все эти пункты очень подробно расписаны в нашем документе.

- Не секрет, что РПЦ заняла особую "нишу" в российском общественно-политическом пространстве. От церковников отмежевываются многие известные ученые, педагоги, да и в самой церкви нет того единства, о котором так радели первые христиане. На Ваш взгляд, какое влияние на культуру России оказывает современная церковная жизнь? Какой пример подают православные (или те, кто считает себя таковыми) молодежи России?

- История России раскрывается и постигается через историю ее Церкви (Русской Православной Церкви). Невозможно разделить и церковную жизнь от культурной. Культура и религия - две масштабные деятельности человека, присущие ему на протяжении всей его истории. До-культурная и до-религиозная история являются и до-человеческим периодом в развитии нашего видимого мира. Многие ученые были религиозными людьми и даже церковнослужителями (Коперник, митрополит Московский Иннокентий (Вениаминов), аббат Мендель, священник Павел Флоренский, патер В. Шмидт, архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), аббат Леметр и другие). Что касается современных ученых, отдаляющихся от Церкви, то я вспоминаю недавнее интервью ученицы, спутницы жизни и хранительницы наследия русского православного философа Алексея Федоровича Лосева, Азы Алибековны Тахо-Годи, которое она дала моим друзьям по случаю ее 85-летия.

Эта замечательная и мудрая женщина, отвечая на похожий вопрос, привела в пример одну статеечку совсем юного, 15-летнего Лосева против атеизма - "Атеизм, его происхождение, влияние на науку и жизнь" (1909). В этой статье, используя труды разных известнейших ученых, он писал, что 90 % ученых мира были верующими. И Лосев, будущий великий ученый, еще мальчиком это прекрасно понимал. Если "ученые люди", "педагоги" противопоставляют религиозное мировоззрение научному, то это просто безграмотно и в высшей степени некорректно. Другое дело, что иногда личные амбиции и страсти человеческие, вынесенные напоказ из церковной среды, запоминаются внешним (нецерковным) людям, бывают для них большим соблазном. И, конечно же, нет ничего хуже и неприятнее церковных интриг. Об этом досадовали и сами христиане первых поколений. Например, Григорий Богослов писал Василию Великому: "Когда же вы перестанете друг друга угрызать из-за обладания епархиями, как (да простит мне твоя боголюбивая святость) собаки из-за брошенной кости". Среди православных тоже есть и свои праведники и свои грешники. Но я не знаю таких православных людей, которые бы, что называется, априори уже были бы настроены подавать молодежи дурной пример. Даже если православный человек и обуреваем страстями и греховными поступками, он всё равно, не будет транслировать личную ошибочность и предвзятость на окружающих. Он лучше подумает о том, как ему, находясь, в этом плачевном состоянии подать добрый пример молодому поколению.

- Как Вы видите перспективы Вашей работы, какие проекты входят в Ваши планы?

- Мечта автора в том, чтобы его предложения и идеи осуществились в обозримом будущем. Будучи сам молодым, желаю того, чтобы в кратчайшие сроки молодые были вовлечены в реальные, нацеленные на развитие страны, инновационные проекты. Из важнейших условий первого ряда можно назвать:

- разработку ориентированного на инновации и рост национального самосознания, передового Закона "О молодежной политике",

- разработку комплексного национального индекса развития молодежи, по которому можно быстро и четко определять состояние дел и успешность реализации молодежной политики в каждом регионе России.

Я вижу для себя перспективы при молодежном совете ВРНС. Но любимое мое занятие - это преподавание гуманитарных дисциплин (история и культурология). Меня воодушевляет общение со сверстниками и подрастающим поколением молодых специалистов, на которых я возлагаю большие надежды. Своей жизнью я пытаюсь доказать, что возможно совмещение в одном лице трех видов деятельностей человека: науки, общественно-политической деятельности и религии. Еще очень важно хотя бы иногда быть философом. Во всех этих направлениях я собираюсь совершенствоваться и дальше.


Записал А. Агошков"Молодежь бывает разная". Беседа с одним из авторов доктрины "Молодое поколение России" В. Ю. Венедиктовым - преподавателем кафедры культурологии Московского педагогического государственного университета и нашим автором // Вопросы культурологии, N 5, 2008.

vbenedict.livejournal.com

Док. 515419
Перв. публик.: 05.05.08
Последн. ред.: 05.11.08
Число обращений: 20

  • Венедиктов Вадим Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``