В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Вадим Венедиктов: Великий русский ученый-этнолог vитрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов) Назад
Вадим Венедиктов: Великий русский ученый-этнолог vитрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов)
Митрополит Московский и Коломенский Иннокентий (Вениаминов), преемник Святителя Филарета (Дроздова) по Московской кафедре, является для многих из нас не только примером подражания и образцом того - каким должен быть православный человек, занимающийся преимущественно интеллектуальной деятельностью. Не только добрым пастырем, заботящимся о своих овцах и выдающимся русским иерархом, миссионером девятнадцатого столетия - просветителем Сибири и Америки, благодетелем и мудрым церковно-государственным мужем, но и незаурядным ученым, с чьим именем связывают развитие в нашей стране научной дисциплины этнографии, которую сейчас чаще называют этнологией.

Будущий митрополит московский родился 26 августа 1797 года в глухом селе Ангинском Иркутской губернии, в бедной семье пономаря местного храма Илии Пророка, Евсевия Попова и при крещении был наречен Иоанном, в честь Иоанна Постника, Патриарха Цареградского. С детства он был поставлен в борьбу с суровой природой и людьми, с нуждами и лишениями, он приучил себя к терпению и труду, к мужеству и стойкости, к самообладанию и находчивости, к воздержанию и довольству малым.

В 1806 году девятилетний отрок Иван (Иоанн) был определен в духовную семинарию города Иркутска. В семинарии Иван учился хорошо. После каждого обычного ежемесячного собрания у него всегда стояла отметка: eleganter, egregie, eximie (т.е. прекрасно, превосходно, отлично). Вспоминая свою школьную жизнь Иван Попопов говаривал впоследствии: "учился я хорошо, но чистого ржаного хлеба (без мякины), до выхода из семинарии, не пробовал" [1:4 ]. Во время учебы в семинарии дважды менялась фамилия Ивана. Чтобы различать многочисленных Поповых, к родовой фамилии делалось добавление по месту рождения. Так Иван стал Поповым-Ангинским. Некоторые удостоились новых фамилий, потому что прежние были сочтены неблагозвучными: вместо Рассохиных, Чирцевых, Пляскиных появились Благовидовы, Малинины, Архангельские. По своим душевным качествам получили фамилии Тихомировы, Миротворцевы [7]. По замыслу ректора один из учащихся должен был получить фамилию Вениаминов, в память о недавно скончавшемся Иркутском епископе Вениамине [8]. Известен был характер прежнего влыдыки: величавость и важность в поведении, просвещенный ум, любовь к книгам. Размышляя о тот, кому же следует дать такую фамилию, чтобы было прилично и не оскорбительно для памяти уважаемого иерарха, ректор остановился на воспитаннике Попове-Ангинском. Так, Иван стал Вениаминовым [2:12].

После женитьбы на Екатерине, дочери священника Благовещенской церкви, 13 мая 1817 года Иоанн Евсеевич Вениаминов был рукоположен во диакона для служения в том же храме, а после четырехлетнего диаконского служения - во иерея.

В начале 1823 года епископ иркутский Михаил (Бурдуков) получил Синодальный указ, чтобы в колонию Российско-Американской Компании на остров Уналашка [9] послать священника. Слухи об алеутах, о их усердии к вере побудили о. Иоанна ехать в неведомые страны.

20 октября 1823 года корабль "Константин" вместе с семьей молодого священника благополучно прибыл в порт Новоархангельск, в то время - столицу Русской Америки. Здесь отец Иоанн в течение нескольких месяцев изучал язык алеутов, знакомился с жизнью народов Америки, читал имевшиеся в богатой библиотеке Российско-Американской Компании книги и периодику.

Дом, в котором расположилось семейство нового уналашкинского священника, был больше похож на землянку - обычное жилище островитян. В то время, когда невозможны были поездки по приходу, отец Иоанн писал ученый труд - "Записки об островах Уналашского отдела" (1840 г.). Это было собрание его многолетних путевых дневников, которые он вел во всех своих путешествиях. Все, что занимало живой ум уналашкинского священника, вошло в эту книгу: географическое описание островов, климат и природа, многолетние сводки погоды, описание жизни алеутов: их быт, нравы, сказки [2:35-36].

Самой яркой чертой характера алеутов - этих жителей сурового края, была терпеливость. Они с детства привыкли переносить голод и жажду, сырость, холод и болезни. Отец Иоанн не раз видел, как алеут, случайно попавший к клепцу - ловушку, поставленную для лисиц, спокойно вынимал из своей ноги железные зубья, а потом выдерживал необходимую после операции диету - не ел и почти не пил три дня. Во время непогоды, когда алеуты из-за штормов не могли выйти в море и добыть себе еду, они всегда делились с друг другом запасами юколы (вяленая рыба без головы и хребта) [2:26,10].

Важно отметить, что именно в первый период миссионерской деятельности отца Иоанна он ведет активнейшую научную жизнь. Предметами исследования и наблюдения отца Иоанна становятся география, климат, язык, образ жизни, нравы, характер, верования, песни, антропологические данные, промыслы (изготовление байдарок, шитье и др.), легенды, умственные способности. Сам святитель - создатель первых грамматик и переводов священных книг на местные языки, друг и собеседник крупнейших ученых своего времени именовал себя лишь "смиренным деятелем нивы Христовой, учителем младенцев и младенчествующих в вере" [3:217].

После десятилетнего пребывания на острове Уналашка и окрестных островах Алеутского архипелага, отец Иоанн переводится в Михайловский собор Новоархангельского порта. Интересной страницей жизни будущего митрополита Московского в Ситхе стало его посещение в 1836 году Калифорнии, где в 1814 году по приказу Баранова к северу от нынешнего Сан-Франциско был выстроен Форт Росс. Основное время своего пребывания в Калифорнии отец Иоанн уделил православному приходу Форта Росс [5:35].

После пятнадцатилетней службы на островах о. Иоанн отправляется в Петербург, т. к. его переводы проповеди на алеутско-лисьевский язык Св. Синодом к печати не разрешены, по той простой причине, что в Синоде никто алеутского не знает. Необходимо было разрешение Священного Синода, чтобы его получить нужно отправляться в Петербург, а это в другом конце земли!

В итоге, отец Иоанн, наградной протоиерей и одичавший в Русской Америке миссионер отправляется в Петербург на кругосветном Компанейском судне, заключая свое мнение о предстоящей поездке так: "еду людей посмотреть и себя показать; но боюсь, чтобы не хлыстнуться" [1:104].

Отправив свою семью на родину в Иркутск, оставив при себе одну пятилетнюю дочь Феклу, которая и была его спутницей, в 1838 году на корабле "Николай" будущий митрополит отправляется через Тихий и Атлантический океаны к берегам России, в Кронштадт. Переход на корабле "Николай" из Новоархангельска в Кронштадт был совершен в рекордно короткий срок: за семь месяцев и четырнадцать дней [2:46].

Можно себе представить удивление отца Иоанна, прожившего молодость в Сибири, проведшего пятнадцать лет на мрачных, холодных, голых с вечной осенью островах Уналашки и Ситхи, когда он вступил на вечнозеленый остров Таити с роскошной растительностью и пением разноцветных птиц. Отец Иоанн восторженно отзывался об этом острове. По своей привычке наблюдать и подмечать природные явления отец Иоанн за короткую четырехдневную стоянку сделал забавное открытие: поведение свиней, водившихся в немалом количестве на острове, совершенно не соответствовало принятому на Руси смыслу поговорки о вкусе: "Понимать так (разбираться, - В. В.), как свинья в апельсинах". Местные свиньи из всего изобилия фруктов отдавали предпочтение именно апельсинам. "Следовательно, - с юмором замечал отец Иоанн, - эта поговорка ошибочна: свиньи понимают отлично вкус в апельсинах" [1:105-106].

22 июня 1839 года фрегат "Николай" с маршрутом: Новоархангельск - Гонолулу (Сандвичевы острова [11]) - о. Таити - Рио-де-Жанейро - порт Фальмут (Великобритания) - Копенгаген - Кронштадт, бросил якорь в порту Кронштадта.

На третий день по прибытию в северную столицу о. Иоанн впервые для себя открыл мир столичной бюрократии. Он явился, как того требовали законы Российской Империи, в Духовную консисторию Санкт-Петербурга для прописки паспорта. В консистории с отцом Вениаминовым приключился прекурьезный случай, о котором он впоследствии рассказывал со смехом.

"По прибытии на кругосветном судне в Петербург, - рассказывает митрополит Иннокентий, - прежде всего явился я в консисторию, признаюсь, не без греховного помысла, что на меня, как на пришельца из Америки, притом с наперсным крестом и с орденом, - с такими знаками отличий, каковые и на столичных священниках моих лет не на многих можно было видеть, - обращено будет особенное любопытное внимание. - Подхожу в указанному мне столоначальнику. Взглянув на меня гордым оком и несытым сердцем, столоначальник спрашивает: "что вам надобно?" - Я из Америки, прошу прописать паспорт, говорю я. - Он принял от меня паспорт, положил на стол и стал пересматривать другие дела; я сел и нетерпеливо стал следить за ним. И что же? К моему удивлению, я вижу, что на мой паспорт он стал накладывать пересмотренные им бумаги, через что образовалась целая стопа бумаг. Я не выдержал, встал и опять подхожу к нему и говорю: г. столоначальник! Сделайте одолжение, не задерживайте меня, так как я должен поспеть для представления митрополиту и обер-прокурору. - "Погодите, еще без вашего паспорта много дел", промычал столоначальник - и, взяв гусиное перо (тогда стальных еще не было в употреблении у подьячих), обчинил его и на белом листе бумаги написал крупно: "25 рублей" Я сначала, по неознакомлению моему ни в Иркутске, ни в Америке со взяточною системою, не понял. Он, взглянув на меня, зачеркнул 25 и написал "15". Тут я понял, но притворился не понимающим; наконец sub-ego-cuius, т. е. подьячий (шарада из слов: sub-под, ego-я, cuius-чей), как в старину мы называли мы этих людей, зачеркнув 15, написал: "по крайней мере - 10". Я вышел из терпения и сказал: милостивый государь! Я уже доложил вам, что я из Америки - дикарь: без доклада войду в присутствие и там доложу о моей надобности. - "Вас оштрафуют". - Тогда деньги поступят в казну. - столоначальник понял, что не на того напал, и прописал паспорт" [1:106-108].

Как всякий русский православный человек, хотел отец Иоанн побывать и в древней столице - Москве. Первым, кого посетил он еще не в знакомом городе был Митрополит Филарет (Дроздов). Святитель гостеприимно предложил отцу Иоанну остановиться у него, в Троицком подворье, на Самотеке. В воскресные и праздничные дни отец Иоанн нередко сослужил митрополиту Филарету в главном российском храме - кремлевском Успенском соборе. Вечера отец Иоанн проводил в беседах со Святителем, который стал для него наставником и благодетелем, на Троицком подворье и у своих новых московских друзей Шереметевых, Потемкиных, Свербеевых.

Ровно четыре месяца прошло пребывания отца Иоанна в Москве и Петербурге, как пришла скорбная весть о кончине супруги отца Иоанна в Иркутске. Это печальное событие и решило дальнейшую его судьбу. Святитель Филарет стал убеждать священника Иоанна Вениаминова принять монашество.

29 ноября, на Троицком подворье, отец Вениаминов был пострижен митрополитом Филаретом в монашество, причем имя его Иоанн было переименовано, по его собственному желанию, на Иннокентия, в честь св. Иннокентия, первого епископа Иркутского. 30 ноября (в день восстановления Камчатской епархии) новопостриженного монаха Иннокентия митрополит Московский посвятил во архимандрита. На следующий день после посвящения у архимандрита Иннокентия состоялась встреча с императором, Николаем I. "При первом взгляде моем на Государя и свидании, я не мог не сробеть. И кто не сробеет при Нем!" [1:122], так вспоминал эту встречу Иннокентий Вениаминов, митрополит Московский. В том же году (1840-м) архимандрит Иннокентий был наречен во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского.

Не будем подробно описывать труды епископа Иннокентия в новоутвержденной Синодом епархии. Отметим, что наряду со своей миссионерской деятельностью и огромным вкладом в этнографические лингвистические, географические и другие исследования, архиепископ Иннокентий оказал серьезное влияние на многих деятелей администрации Восточной Сибири. "Это влияние было основано, во-первых, на его личном авторитете и четкой гражданской позиции; во-вторых, на его активном участии в жизни церкви и ее отношениях с государством; в-третьих, на взаимной поддержке и сотрудничестве с генерал-губернатором Н. Н. Муравьевым-Амурским; и, в четвертых, на личных контактах Иннокентия с чиновниками и офицерами, служившими в крае" [6:19].

Архиепископ Иннокентий не был чужд и общественно-политических проблем России эпохи Великих реформ, имел по многим острым вопросам собственное аргументированное мнение и умел его отстаивать. Интересны мысли святителя Иннокентия по поводу продажи Россией Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам (договор 18 марта 1867 года). Известно, насколько глубоко волновала святителя судьба устроенной там православной паствы. Святитель Иннокентий написал письмо митрополиту Московскому Филарету, в котором высказал свое мнение насчет вышеозначенного договора России и США. "Письмо архиепископа Камчатского Иннокентия митрополиту Московскому и Коломенскому Филарету" так и не дошло до своего адресата. Митрополит Московский и Коломенский Филарет скончался 19 ноября 1867 года, а письмо было составлено Иннокентием 1 декабря 1867 года [12] из Благовещенска на Амуре.

Продажа Аляски Соединенным Штатам вызвала в русском обществе противоречивое отношение. Наряду с отдельными деятелями Российско-Американской компании, противниками продажи Аляски в свое время называли адмирала Ф. П. Врангеля и архиепископа Камчатского Иннокентия (Вениаминова), которые много потрудились в русских колониях в Америке [13].

18 января 1868 года в Благовещенск прибыло с эстафетой срочное послание из Санкт-Петербурга от обер-прокурора графа Д. А. Толстого: "Государь Император Всемилостивейше назначил Ваше Высокопреосвященство митрополитом Московским, - читал архиепископ Иннокентий поданную ему телеграмму, - искренно поздравляю Вас и с Вами московскую Вашу паству; желательно было бы, если бы Вы скорее прибыли в Москву, если здоровье позволит" [1:559]. Святитель был поражен такому ходу событий. Для святителя в возрасте семидесяти лет настало время прощания с его последним детищем - Благовещенском.

Назначение Высокопреосвященного Иннокентия митрополитом Московским и Коломенским в январе 1868 года было довольно неожиданным для духовной и светской частей московского общества. Опасались непонимания им нужд и потребностей новой, столичной паствы. Жизнь показала, что эти опасения были напрасны.

Стиль управления епархией святителем Иннокентием характеризовался открытостью, доступностью, простотой обращения, мягкостью и терпимостью по отношению к людям, стремлением дать простор их творчеству и инициативе, желанием окружить себя талантливыми сотрудниками и яркими личностями. В этом ряду выделяются имена викария епархии, епископа Дмитровского Леонида (Краснопевкова), протоиерея Алексея Ключарева (впоследствии архиепископа Харьковского Амвросия), церковного историка, протоиерея Александра Иванцова-Платонова, ректора Московской Духовной Академии Александра Горского. Среди светских сотрудников по разным делам упомянем государственных деятелей Помпея Батюшкова и князя Владимира Черкасского, писателя Ивана Аксакова, купцов-предпринимателей Федора Чижова, Ивана Четверикова, историков Сергея Соловьева и Михаила Погодина. Характерно и высказывание митрополита при вступлении в управление епархией: "раньше вы сюда ездили за советами, а теперь вы будете приезжать ко мне с советами" [4:44]. На прием к Владыке мог запросто прийти любой мирянин. В общении святителю Иннокентию была свойственна любовь к длинному задушевному разговору, склонность к иронии, юмору и шутке. В отношении к подчиненным был по-отечески снисходителен, но гордеца умел деликатно поставить на место.

"Однажды явился к нему молодой человек - богослов, так тогда именовали выпускников семинарии, так как последний класс назывался богословским. Юноше необходимо было узнать резолюцию на поданное им прошение. Держал себя молодой богослов очень развязно: стоял перед Владыкой с некоторым вызовом, в расстегнутом сюртуке, и играл цепью от часов. Святитель Иннокентий долго молча смотрел на него и, наконец, сказал:

- Я твое прошение с моей резолюцией отправил преосвященному Леониду, от которого все и узнаешь. Предварительно же я должен предупредить тебя, что нам с тобой считаться нечего, так как я - богослов [14] и ты - богослов, следовательно мы с тобою равны. Но не забудь, теперь за резолюцией ты должен явиться уже не к богослову, а к академику, да еще магистру: то советую тебе явиться к нему в застегнутом сюртуке" [2:151-152].

Служение святителя Иннокентия в Москве запомнилось выдающимися подвигами на ниве благотворительности, духовного просвещения Москвы. Плохо изучена его деятельность в качестве почетного Попечителя Московского Общества любителей духовного просвещения. Помощь Митрополита Иннокентия славянам, страдавшим от турецкого ига, выражалась в учреждении Сербского митрополичьего подворья в Москве, а также в сотрудничестве с возглавляемым Иваном Аксаковым и Михаилом Погодиным Славянским благотворительным комитетом. Последние годы жизни Святителя совпали с русско-турецкой войной 1877 - 1878 гг.

В Великую Субботу, 31 марта 1879 года новый апостол, святитель Иннокентий скончался тихой христианской кончиной на восемьдесят втором году жизни.

Имя Святителя Иннокентия менее известно простому российскому обывателю, чем имя его Великого предшественника Митрополита Филарета. Историки не были столь скрупулезны в исследовании биографии этого светлого человека. Капитальный труд Барсукова, написанный еще в 1883 году, требует дополнения, систематизации и внесения новых данных, прежде всего архивных.

Между тем, 6 октября 1977 года определением Священного Синода Русской Православной Церкви был причислен к лику святых Святитель Иннокентий, Митрополит Московский и Коломенский, Апостол Америки и Сибири. 2 июня 1996 года по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москве основано Православное Братство во имя святителя Иннокентия. В феврале 1997 году Патриарх Алексий II обратился с посланием к Президенту Российской Федерации, предложив придать празднованию двухсотлетия со дня рождения святителя Иннокентия общегосударственный характер. Эта инициатива была Президентом поддержана, юбилей также был поддержан ЮНЕСКО.

В Якутске, руководители Ленского объединенного речного пароходства в память о подвиге святителя теплоход "Сибирский" переименовали в "Святитель Иннокентий".

1997 год был объявлен в Америке годом Святителя Иннокентия. В отреставрированной, на деньги правительства США, церкви Михаила Архангела создан историко-культурный заповедник - Дом русского епископа.

Так получилось, что и "Свято-Филаретовские чтения" проходят сегодня в церкви Михаила Архангела. Может быть, в будущем (не за горами юбилей 2007 года - 210 лет со дня рождения и 30 лет со дня прославления Святителя Иннокентия) проведем здесь, в храме Михаила Архангела в Тропарево, "Свято-Иннокентиевские чтения", на которых должны объединиться по этой теме: историки, филологи, этнологи, богословы, культурологи. Все те, кому наследие Святителя близко и по духу и по выбранной научной специализации. Те, кому близок жизненный идеал Святителя - это сочетание научного образа жизни с религиозным образом жизни. Такой синтез происходит естественно, в силу единства духовной и физической природы человека и обеспечивает нормальную гармоничную жизнь, к которой стремится человечество.



Примечания:

1. Барсуков И. Иннокентий митрополит московский и коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. Репринт. изд. М., 1997.

2. Путешествия и подвиги святителя Иннокентия, митрополита московского, апостола Америки и Сибири. М., 1999.

3. Курляндский И.А. К двухсотлетию со дня рождения святителя Иннокентия (1797-1879) // Американский Ежегодник. М., 1997.

4. Курляндский И.А. Святитель Иннокентий как преемник святителя Филарета (Дроздова) по управлению Московской епархией (по документам московских архивов) // Святитель Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский, Апостол Америки и Сибири и его наследие: Материалы научной конференции. М., 2000.

5. Священник Сергий (Широков). Святитель Московский Иннокентий, апостол Сибири и Америки // Журнал Московской Патриархии. 1996, N 6.

6. Матханова Н.П. Архиепископ Иннокентий и деятели администрации Восточной Сибири середины XIX в. // "Исторические судьбы православия в Сибири": тезисы докладов и сообщений научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова) и 270-летия основания Иркутской епархии 1-3 октября 1997 г. Иркутск, 1997.

7. Один из учеников, к несчастью, любил выпить, да не прочь был и от лакомства. Ему дана фамилия Дулькамарова (dulcis-amarus сладко-горький), а ранее писался он Иван-Попов Тункинский.

8. Епископ Иркутский Вениамин скончался 8 июля 1814 года.

9. Остров Уналашка - один из островов Алеутского архипелага.

10. Подробное описание митрополитом Иннокентием быта, нравов и характера алеутов следует искать в его "Творениях" или см. у Барсукова И. Иннокентий митрополит московский и коломенский по его сочинениям, письмам и рассказам современников. М., 1997. Репринт. изд. С. 51-78. Вот лишь маленький пример наблюдений отца Иоанна (будущего митрополита Московского Иннокентия): "Алеут очень умеет чувствовать печаль и радость; но очень равнодушно встречает и переносит их. Всякая горесть или потеря кого-либо из близких сердцу его тронет, даже поразит, но никогда не приведет в отчаяние. А плакать, стонать, или рыдать - это неслыханное дело, даже между женщинами и детьми" (С. 57).

11. Сандвичевы острова (Sandwich Islands), второе название Гавайских островов.

12. Полный текст письма хранится в Отделе рукописей Российской государственной библиотеки (ОР РГБ, Ф. 316. к. 20. д. 22. л. 3 - 4 об.). Цит. по Американский Ежегодник. М., 1997. С. 219-222.

13. Болховитинов Н. Н. Послесловие. // Американский Ежегодник. М., 1997. С. 224.

14. Святитель Иннокентий не имел высшего духовного образования.


mamif.org

2006 год

Док. 515388
Перв. публик.: 05.11.06
Последн. ред.: 05.11.08
Число обращений: 128

  • Венедиктов Вадим Юрьевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``