В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Роман Макаров, генеральный директор страхового альянса `Фиделити` Назад
Роман Макаров, генеральный директор страхового альянса `Фиделити`
Макаров Роман Иванович родился 5 ноября 1965 года в г. Киеве. В 1987 году окончил высшее военное училище. До 1994 году проходил службу в Вооруженных силах, имеет государственные награды. Окончил школу страхового бизнеса, получил второе высшее образование по специальности "менеджмент" в Российском институте социальных коммуникаций. С 1996 года - заместитель генерального директора страховой группы "Спасские ворота". В 2002 году возглавил страховую компанию "Спартак". С января 2004 года - генеральный директор страхового альянса "Фиделити". Женат, имеет двух дочерей.

Какие особенности российского страхового рынка Вы можете отметить? Чем он отличается от западного? Кто потенциальный клиент страхового рынка?
Отличительная особенность российского страхового рынка состоит, во-первых, в почти поголовной финансовой безграмотности его участников. Какой страховщик не сталкивался с ситуацией: заключаем договор, оговариваем условия страхования, оформляем полис. И тут страхователь спрашивает: "А когда вы деньги вернете, если ничего не случится?". О чем это говорит? Да, об отсутствии страховой культуры, но дело не только в этом. Скорее всего, это наследие нашего прежнего безответственного отношения к собственности. Многие и сейчас ностальгируют по советским временам, но ведь если все время смотреть назад, то можно голову свернуть и упасть с обрыва. Надо смотреть вперед!

Во-вторых, налицо отсутствие доверия со стороны потенциальных клиентов к страхованию вообще. Поэтому так сложно договориться о каких-то долгосрочных взаимоотношениях с клиентом, чрезвычайно сложно продавать, например, полисы страхования жизни. Любому образованному человеку ясны преимущества долгосрочного страхования жизни. Но как и пять, и десять лет назад, мы вынуждены констатировать, что необходима совместная деятельность государства и рынка по преодолению недоверия населения.

Чем отличается российский страховой рынок от западного? Прежде всего размером. И это, как ни странно, имеет значение. И, кроме того, отсутствием традиций, накопленного позитивного опыта у всех участников процесса и т.д. Но нельзя забывать о том, сколько лет нашему рынку. Мы хотим за десять лет пройти путь, который Запад проходил столетиями! Иногда предпринимаются попытки скопировать иностранный опыт. Но и это неправильно. Конечно, никто не говорит, что у России свой собственный путь развития, и чужой опыт неприменим. Мы изучаем зарубежный опыт, адаптируем его к нашим реалиям. И строим свою систему.

Кто потенциальный клиент страховых компаний? Во всем мире это - средний класс. Линия поведения российского среднего класса такова: скопить деньги, купить квартиру, машину, потом обзавестись банковским счетом И если деньги останутся, задуматься - а не застраховать ли мне все это? Потребность в страховании развивается по мере осознания себя собственниками. Так что потенциально клиенты российских страховых компаний - все граждане страны, когда они поймут, что не государство будет возмещать им ущерб, если с их имуществом или здоровьем что-то случится. Государству есть о ком заботиться - о льготниках, инвалидах, социально незащищенных слоях населения. А остальные пусть вступают в правоотношения со страховой компанией, и финансовая защита будет им гарантирована. Вот этого понимания еще не хватает нашим согражданам, чтобы из потенциальных перейти в категорию реальных клиентов страховых компаний.

Как Вы думаете, в чем проблема нашего законодательства, в т. ч. страхового?

Нашему законодательству не хватает целостности, логичности, законченности и соответствия времени.

Как страховщику-практику мне хочется реанимировать идею о некоем своде законов о страховании. В стране есть порядка пяти или шести десятков законов, в которых так или иначе фигурирует понятие страхования. Их нужно сопоставить между собой, исключить все неясности, разночтения, двоякости. Их нужно систематизировать, обновить. Причем именно обновить!

Приведу пример. На летном поле стоят рядом два самолета. Один - новенький, блестящий, при его выпуске были учтены все недоработки предыдущих конструкций, он напичкан электроникой и другими атрибутами современности. А рядом - такой же по форме и общим характеристикам самолет, только латанный-перелатанный, один из первых выпусков этой модели. Вы какой выберете? Конечно, новый.

К чему я это говорю? Можно до бесконечности латать Закон "О страховании", но вносимые в него изменения, к сожалению, решают только узкие, сиюминутные задачи. Закон нужно не латать поправками, которые, естественно, проще провести, а кардинально перерабатывать.

А что происходит с таким фундаментальным трудом, как Гражданский кодекс, которому более 10 лет? Глава 48 ГК посвящена страхованию. Рынок растет, качественно и количественно изменяется, а с ГК и никакого латания-то не происходит! Я считаю, что пора серьезно задуматься о кардинальной переработке ГК, так как он, к сожалению, устарел.

Возвращаясь к Закону "О страховании". Некоторое время назад была предпринята попытка переписать этот закон. Переписали. Чем закончилось? Писали одно, а подписали совсем другое! И снова вносим в него изменения! Почему это произошло? Да потому, что не было публичного обсуждения. А ведь страховые правоотношения затрагивают почти все население страны, особенно после вступления в силу ОСАГО! Разумно, если обсуждение подобного закона будет происходить с привлечением страховых компаний, общественных организаций, таких, как КОНФОП, например, а также застрахованных и потенциальных клиентов.

За период становления и развития страхового рынка в нашей стране появилось большое количество специалистов-практиков и специалистов в страховой юриспруденции. Исходя из этого я считаю, что страховое сообщество на сегодняшний день созрело до того, чтобы создать в своих недрах нормальный, действенный Закон "О страховании", который 5-10 лет можно было бы не править в принципе. Убежден, что если задаться такой целью, то можно было бы создать и адекватный ему свод законов о страховании, который не стал бы тесен рынку ни через год, ни через два

Уверен, что те, кто пришел на страховой рынок работать всерьез и надолго, заинтересованы в установлении открытых, понятных, разумных правил игры для всех.

среда, 30 марта 2005

insnews.ru

Док. 515307
Перв. публик.: 30.03.05
Последн. ред.: 05.11.08
Число обращений: 262

  • Макаров Роман Иванович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``