В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Борис Симонов: Роспатент думает о том, как защитить МСБ от недобросовестной конкуренции Назад
Борис Симонов: Роспатент думает о том, как защитить МСБ от недобросовестной конкуренции
12 февраля в здании РИА "Новости" прошла пресс-конференция руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) Бориса Симонова по проблемам использования товарных знаков советского периода.

По мнению Б.Симонова, конфликт ФКП "Союзплодимпорт" и московского завода "Карат", касающийся таких известных советских брэндов, как плавленые сырки "Дружба" и "Янтарь", получил неверное освещение в прессе. "Все СМИ написали полуправду" - заявил Б.Симонов.

Глава Роспатента считает, что спор хозяйственных субъектов в данном случае не является их частным делом, а прецедентом, требующим окончательного правового урегулирования. В то же время, признал Б.Симонов, российское законодательство, в силу своей недоработанности, до сих пор не в состоянии определить меру правоты каждого из участников. "В СССР понятия "товарные знаки" не существовало. - заявил Б.Симонов. - Были так называемые "товарные обозначения", употреблявшиеся в ГОСТах. Сегодня многие обозначения перешли в разряд товарных знаков, и сегодня на рынке действует более 4 тысяч советских торговых знаков, с которыми надо еще разбираться". Пока же с очевидностью можно сказать одно: патентное законодательство 1992 года не может удовлетворять требованиям рынка, считает Б.Симонов. Сегодня законодательство руководствуется одним принципом: производитель, не спрашивающий у правообладателя разрешения маркировать свою продукцию его товарным знаком, производит контрафакт, который, по закону, подлежит уничтожению.

Роспатент в содружестве с другими компетентными органами (Министерством антимонопольной политики (МАП), Росрегистрацией) пытается изменить ситуацию в сфере недобросовестного использования товарных знаков. Две предыдущие попытки улучшить законодательный климат не принесли результатов: объявление бренда "вошедшим во всеобщее употребление", снятие с него "правовой охраны" в сегменте производства водки дало в 1992-1994 гг. прирост смертности от употребления суррогатов в 40 тысяч жизней, не помог также и ввод понятия "коллективного товарного знака", благодаря которому Роспатент надеялся легализовать "теневые" маркировки. В сложившихся на сегодня условиях Роспатенту и другим компетентным органам придется иметь дело с "рынком, на котором действует множество субъектов права на товарный знак", заявил Б.Симонов.

Суммируя опыт начала 90-х гг., Б.Симонов заявил, что буквальный перенос иностранного законодательства на российскую почву практически не дал заметных положительных результатов, закон, по его мнению, и впредь следует адаптировать к российской реальности. Однако ввод "коллективного товарного знака" "Жигулевское пиво" сыграл и позитивную роль: зачастую низкокачественный продукт, производимый многими "теневыми" цехами, попросту исчез с рынка, потому что главного собственника, следящего за его качеством и тратящего на контроль качества собственные средства, так и не нашлось. Зато в Российской Федерации на сегодняшний день около 60 товарных знаков зарегистрированы как "общеизвестные". К ним относятся знаки ЛУКОЙЛа, ГАЗа, АвтоВАЗа, Коркунова и др. "Общеизвестность" товарного знака устанавливается особой нормативной процедурой, включающей экспертизу.

Б.Симонов высказался за проведение такой процедуры не реже, чем в пять лет: рынок динамичен, и какие-то знаки могут терять качество "общеизвестности", а какие-то новые со временем его приобретать.

Глава Роспатента охарактеризовал свое ведомство как "достаточно транспарентную организацию", открытую к контактам, использующую гласные методы работы. В частности, все заявки на товарные знаки передаются в открытый реестр Роспатента, а все решения палаты (и этот процесс, по словам Б.Симонова, "на его личном контроле") публикуются на сайте Роспатента.

По словам главы Роспатента, на момент его прихода "1.5 тысячи дел висело без всякой надежды на скорое рассмотрение и урегулирование, а сегодня тех дел осталось от семидесяти до восьмидесяти". Полторы тысячи текущих дел расписаны по дням и местам проведения рассмотрения на месяцы вперед, сказал Б.Симонов. Чтобы получить положительное заключение по заявке на товарный знак, производитель должен представить в Роспатент договор с правообладателем и доказать ведомству свою "универсальную правопреемственность".

В урегулировании споров хозяйствующих субъектов Роспатент исходит не из интересов собственников, а из "интересов общества", заявил Б.Симонов.

На вопрос корреспондента ИА "Альянс Медиа", входит ли в правовое понятие "товарный знак" по аналогии с зарубежным понятием "брэнда" технология изготовления товара, имеет ли право правообладатель товарного знака менять технологию изготовления товара и кому отходят права на товарный знак при уходе с рынка правообладателя, Б.Симонов ответил, что эти вопросы еще предстоит урегулировать в ближайшее время, а пока Роспатент руководствуется тем, что правообладателем товарного знака является "первый по времени" из зарегистрировавших товарный знак, он же является и "старшим по приоритету". Этот принцип полностью кореллирует с западным законодательством, подчеркнул Б.Симонов. Товарный знак всегда связан с качеством товара, считает глава Роспатента, однако в настоящее время сертификация является добровольной, и в интересах самого правообладателя следить за тем, чтобы продукция под его товарным знаком обладала высоким качеством.

Особенно тяжело в этих условиях работать малому предпринимательству, заявил глава Роспатента, и в ближайшее время планируется рассмотреть комплекс мер по защите малых предпринимателей в условиях обострения борьбы за товарные знаки.

В законе содержатся нормы, определяющие "использование деловой репутациив неблаговидных целях", "введение потребителя в заблуждение" и др., которыми руководствуются правоохранительные органы, и их достаточно. В то же время, рынок, по словам Б.Симонова, перестал быть стихийным, и "случайных лиц на нем почти нет". Недобросовестные предприниматели, прибегающие к законодательству об интеллектуальной собственности с целью убрать преуспевающего конкурента (как это случилось с водочным брэндом "Гжелка" за два года судебных разбирательств), при дальнейшем укреплении законности в РФ будут наказаны по всей строгости закона.

"Настоящий производитель должен спать спокойно, и мы сделаем всё для того, чтобы это было так", - заключил Б.Симонов.



12.02.2007
allmedia.ru

Док. 515260
Перв. публик.: 12.02.07
Последн. ред.: 05.11.08
Число обращений: 91

  • Симонов Борис Петрович

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``