В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Алексей Алексеевич Малый: Повышение эффективности финансирования малого бизнеса за счет внедрения новых механизмов Назад
Алексей Алексеевич Малый: Повышение эффективности финансирования малого бизнеса за счет внедрения новых механизмов

Доктор экономических наук, академик РАЕН Алексей Алексеевич Малый рассказал нашему корреспонденту о возможностях повышения эффективности финансирования малого бизнесаза счет внедрения новых механизмов

 

Для повышения эффективности привлечения финансовых ресурсов малыми предприятиями могут использоваться 4 основных механизма финансирования малого бизнеса, основанных на сочетании государственных и частных интересов.

1. Финансирование в форме банковских кредитов, обязательства по которым могут частично гарантироваться государством.

2. Финансирование с использованием секьюритизации обязательств, осуществляемой коммерческими банками, на которые могут распространяться частичные гарантии государства.

3. Финансирование с использованием секьюритизации обязательств, осуществляемой специальным Агентством, на которые распространяются частичные гарантии государства.

4. Финансирование в форме прямых инвестиций венчурного фонда, участвующего в компенсационной системе.

Данные механизмы могут частично комбинироваться (путем использования в механизме финансирования отдельных элементов другого механизма финансирования), в результате чего на практике может быть использовано существенно большее количество синтетических механизмов финансирования малого бизнеса, основанных на основных механизмах финансирования и адаптированных к конкретным потребностям субъектов малого бизнеса.

Данные механизмы ориентированы в основном на малые предприятия, у которых объем привлекаемых финансовых ресурсов не превышает 50 тыс. долл. При больших объемах необходимого внешнего финансирования появляются возможности использования гораздо большего числа механизмов финансирования (включая обычное банковское кредитование, выпуск корпоративных облигаций и даже IPO), не являющихся специфическими механизмами финансирования малого бизнеса.

Во всех четырех механизмах требуется участие государства как гаранта либо страхователя. Соответственно, требуется использование гарантийного либо компенсационного фонда. В рамках ведомственной целевой программы поддержки малого и среднего предпринимательства предлагается сформировать такие фонды на федеральном уровне. Их рабочее название – Федеральный гарантийный фонд (применяется в механизмах 1 – 3) и Федеральный государственный компенсационный фонд (в механизме 4).

Необходимость создания таких институтов (являющихся по своей природе фондами развития) продиктована не только проблемами малого бизнеса, но более широким кругом проблем, среди которых следует указать: необходимость обеспечения условий для повышения надежности долговых обязательств предприятий реального сектора, и, соответственно, расширения спроса на такие обязательства; необходимость более активного привлечения средств частных инвесторов в небанковские финансовые организации, и, соответственно, расширение возможностей этих организаций в долгосрочном финансировании экономики. Практика создания таких фондов доказала свою эффективность в ряде зарубежных стран.

Предлагается сформировать Федеральный гарантийный фонд и Федеральный государственный компенсационный фонд за счет средств Стабилизационного фонда, превышающих минимальный уровень, при достижении которого появляется возможность использовать средства Стабилизационного фонда. Такое использование средств Стабилизационного фонда в наименьшей степени противоречит тем целям, для которых создается Стабилизационный фонд, не имеет отрицательных последствий для макроэкономических параметров, в отличие от прямого использования средств Стабилизационного фонда в качестве инвестиций. Для формирования Федерального гарантийного фонда и Федерального государственного компенсационного фонда за счет средств Стабилизационного фонда необходима разработка соответствующего законодательного акта, а также, в развитие данного акта - постановления Правительства о создании данных фондов и об утверждении положения об их деятельности.

В первых трех механизмах обязательным элементом инфраструктуры выступает государственное (либо частно-государственное) Агентство по поддержке финансирования малого бизнеса (рабочее название). Агентство создается путем наделения создаваемой или существующей организации обособленным имуществом, предоставляемым государством. При этом государство может быть как единственным участником данного Агентства, так и привлекать в качестве со-учредителей (участников) частных инвесторов и/или международные публичные финансовые организации. Соответственно, и организационно-правовая форма данного Агентства может быть разной. Конкретные функции данного Агентства несколько различаются в зависимости от конкретного механизма. Для создания такого Агентства потребуется принятие Федерального закона и Постановления Правительства РФ.

Первый механизм может быть в принципе задействован немедленно. Для его запуска требуется наличие средств, за счет которых могут предоставляться гарантии государства, а также положение о проведении конкурса кредитных портфелей, сформированных банками за счет кредитования малого бизнеса, победители которых будут получать частичные государственные гарантии. Вместе с тем необходимо законодательное наделение органа или организации (Агентство по поддержке финансирования малого бизнеса), принимающего решение о предоставлении частичных государственных гарантий, полномочиями по принятию такого решения. Данный механизм имеет естественные пределы развития, задаваемые капитализацией банковской системы (большой объем кредитов, выданных малому бизнесу, даже при условии наличия по некоторым из них частичных государственных гарантий, ведет к росту рисков банка, и, соответственно, к нарушению им нормативов Банка России).

В ближайшей перспективе потенциально наиболее эффективными механизмами финансирования малого бизнеса представляются второй и третий механизмы. Однако эффективная практическая реализация этих механизмов в настоящее время невозможна, так как они требуют создания эффективно работающих схем секьюритизации в контексте спектра различных способов обеспечения исполнения обязательств, законодательные основы которой в настоящее время недостаточно развиты. Создание правовых основ для осуществления секьюритизации частными компаниями возможно либо путем принятия отдельного самостоятельного законодательного акта (например, федерального закона `О секъюритизации`), либо путем внесения изменений в целый ряд законодательных и нормативных правовых актов.

В более долгосрочной перспективе объективно будет усиливаться роль четвертого механизма, активное применение которого в ближайшие годы сдерживается в первую очередь так называемой `проблемой выхода` венчурных инвесторов. Суть этой проблемы состоит в том, что в настоящее время венчурный инвестор при достижении бизнесом, в который он вложил деньги на первых этапах его развития, некоторого размера, при котором он перестает быть интересным венчурным инвесторам, не имеет возможности эффективно (т.е. на условиях справедливого ценообразования) продать данный бизнес. Для формирования таких условий требуется ряд мер, затрагивающих общие характеристики российских финансовых рынков. Существует также целый ряд других проблем, снижающих эффективность данного механизма в настоящее время.

Вместе с тем данный механизм представляется в перспективе наиболее адекватным для целей реализации государственной политики по `выращиванию` инновационных технологий.

Для развития четвертого механизма не требуется дополнительной законодательной работы – законодательные основы венчурного финансирования в России в целом созданы. Необходимо лишь исключение из законодательства одного ограничения на активы закрытых паевых инвестиционных фондов. Именно: следует разрешить инвестиции закрытых паевых инвестиционных фондов в ценные бумаги аффилированных лиц при условии, что эти лица являются субъектами малого предпринимательства. Вместе с тем, возможно, потребуется ряд решений на уровне ведомственных актов, учитывающих особенности финансирования малого бизнеса посредством венчурного финансирования, и, соответственно, адаптирующих данный механизм к этим особенностям.

 

Пояснения к принципу работы механизма гарантийного обеспечения кредитных обязательств микрофинансовых организаций (МФО) перед коммерческими банками.

 

     В качестве другого важного направления содействия решению финансовых проблем в первую очередь микрофирм, самозанятых, стартующих малых предприятий рассматривается микрофинансирование. Для развития практики микрофинансирования предлагается ряд механизмов поддержки существующих микрофинансовых организаций и тиражирования этой практики.

 

1.                  Юридические основания, обеспечивающие возможность участия МФО в реализации гарантийной модели

 

Микрофинансовая деятельность, в основном, осуществляется организациями, действующими в нижеследующих организационно – правовых формах:

- кредитных потребительских кооперативов граждан (КПКГ);

- сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов (СКПК);

- потребительских кооперативов и обществ (ПК и ПО);

- фондов поддержки малого предпринимательства (государственных и частных) (ФПМП).

Согласно действующему законодательству, все указанные формы организаций могут привлекать заемные средства, в том числе кредиты банков, для осуществления деятельности по выдаче микрозаймов. Кредитные кооперативы, при этом, могут выдавать займы только своим членам (физические лица и индивидуальные предприниматели в КПКГ, физические и юридические лица в остальных формах кредитных кооперативов). Фонды поддержки предпринимательства таких законодательных ограничений не имеют и могут выдавать займы любым субъектам предпринимательской деятельности в соответствии со своим уставом.

 

2.                  Принцип работы гарантийного механизма

Можно выделить несколько основных моментов в реализации механизма гарантий в вышеуказанной схеме:

 

1. Государство предоставляет на конкурсной основе бюджетные средства уполномоченному банку для формирования гарантийного фонда;

2. МФО, заинтересованное в получении банковского кредита, подает заявку на его получение в Банк – кредитор (это может быть любой заинтересованный банк);

3. Банк – кредитор проводит оценку кредитоспособности МФО на основании данных ретроспективного анализа ее деятельности в прошлом, оценивает качество портфеля, эффективность менеджмента, внутренних процедур контроля и займовые политики.

4. В случае выдачи кредита банком небанковской микрофинансовой организации, основным обеспечением кредита служит уступка банку права требования по портфелю займов МФО в соотношении (1 – 1,2) к одному. Каждая МФО имеет этот актив, причем срок его ликвидности составляет 3-6 месяцев (в соответствии со средней длительностью микрозаймов).

5. Поскольку уступка права требования по портфелю займов не является обеспечением, позволяющим банку безусловно отнести выданный кредит к 1 или 2 группе риска для формирования резервов по выданному кредиту, банк обращается к Гаранту для получения дополнительной гарантии.

6. Гарантия предоставляется в дополнение к основному обеспечению после изучения параметров кредита, а также банка – кредитора и МФО – кредитополучателя по стандартной процедуре оценки и в случае принятия положительного решения. Размер гарантии составляет до 50% от размера выдаваемого кредита.

7. Выдача гарантии позволяет, во – первых: повысить группу надежности выданного кредита для банка – кредитора, и следовательно, снизить размер формируемого резерва на возможные потери по кредиту и повысить прибыльность такого кредитования;

во – вторых: распределить кредитные риски между банком – кредитором, МФО и Гарантом, что повышает общую устойчивость кредитной схемы;

в – третьих: повысить привлекательность кредитования МФО для банков и, как следствие, привлечь в этот сектор дополнительные кредитные ресурсы.

 

3. Риски, возникающие при реализации гарантийной модели.

При анализе схемы можно выделить следующие основные группы рисков

1. Риск невозврата кредита, выданного банком микрофинансовой организации;

2. Риск невозврата займов, выданных МФО конечным заемщикам – микропредприятиям  (риск утраты портфеля займов МФО);

3. Риск банкротства банка – держателя гарантийного фонда (риск утраты гарантийного фонда гарантом);

4. Риск сговора между отдельными участниками схемы в целях присвоения средств гарантийного фонда.

 

4. Управление рисками

 

1. Минимизация риска невозврата выданного кредита производится, в первую очередь, за счет корректно проведенной оценки кредитоспособности МФО, которая должна производиться только методом ретроспективного анализа результатов ее деятельности. Это, в частности, означает, что МФО должна осуществлять свою деятельность в течение периода времени, не меньшего, чем срок выдаваемого кредита. У успешно работающих МФО возвратность займов составляет не менее 98%, что служит достаточным основанием для прогнозирования возвратности кредита. Дополнительным фактором, снижающим риск невозврата, является то, что основной актив МФО – ее портфель займов – выступает в качестве основного обеспечения выданного кредита.

 

2. Возможность утраты МФО своего портфеля займов может быть обусловлена двумя основными причинами:

- низким качеством работы МФО;

- существенным неблагоприятным изменением внешних условий для микро и малого бизнеса в целом (ухудшение законодательства, административные запреты на осуществление предпринимательской деятельности)

 

Риск, вызываемый первой причиной, минимизируется  за счет процедуры оценки кредитоспособности МФО, как было указано выше, а также контроля качества исполнения выданного кредита в течение всего периода кредитования (периодическая отчетность и непосредственный контроль).

 

Риск, вызываемый второй причиной, может наступить только при глобальном ухудшении экономических условий для развития малого бизнеса, т.е. принятии государством мер, направленных на дестимулирование активности в данном секторе экономики. По крайней мере, в течение 2000 – 2004 годов макроэкономические условия для ведения предпринимательской деятельностью в целом улучшались, что до настоящего момента обеспечивает опережающий рост спроса на микрофинансовые услуги над их предложением.

 

3. Минимизация риска утраты гарантийного фонда осуществляется за счет процедуры конкурсного отбора Банка – Гаранта из числа банков, относящихся к первой группе надежности и обладающих положительной историей деятельности. Условия конкурсного отбора необходимо разрабатывать при участии Банка России.

 

4. Риск сговора теоретически может возникнуть на любом из участков гарантийной схемы, в том числе:

-         Гарант – Банк – кредитор;

-         Кредитор – МФО;

-         МФО – конечный заемщик.

 

Минимизация риска сговора на этапе `Гарант – Банк` может производиться за счет предоставления бюджетных средств гаранту на срочной или условно - возвратной основе. Это делает невыгодным любые хищения гарантийных средств;

 

Минимизация риска сговора на этапе `Банк – МФО` достигается за счет того, что, как отмечалось выше, в качестве основного объекта обеспечения банковского кредита выступает портфель займов МФО (уступка права требования по портфелю займов). В случае невозврата кредита, банк – кредитор обязан, в первую очередь, провести все процедуры по востребованию долга с заемщика за счет его основных активов. Поскольку величина портфеля займов изначально не меньше, чем размер кредитных обязательств, и передача права требования по портфелю от МФО к банку будет практически означать окончание операционной деятельности МФО, в случае правильно проработанного регламента востребования и механизмов контроля, с экономической точки зрения МФО будет крайне невыгодно симулировать невозврат кредита.

 

- Риск сговора `МФО – конечный заемщик` ничего не дает ни тому, ни другому, поскольку невозврат займов МФО означает невозврат кредита банку с последующим переходом права требования возврата конечных займов к банку – кредитору, со всеми процентами, пенями и штрафами за просрочку платежей. Кроме того, следует учитывать, что портфель займов МФО распределен среди большого числа мелких взаимонезависимых заемщиков – предпринимателей, что делает сговор маловероятным чисто с технической точки зрения.

 

Результативность механизма гарантий и соотношение возможных потерь и выгод бюджета.

 

  • Опыт применения аналогичного механизма в США – программы DCA - на протяжении более чем 10 лет, говорит о том, что суммарные потери гарантийного фонда от различных причин могут составить до 5 % в год в течение первого года осуществления деятельности, с последующим уменьшением до 2 - 3 %. При доходности гарантийного фонда в 3% годовых, это позволит свести риск утраты бюджетных средств к минимуму. 
  • Конечный годовой объем финансирования субъектов малого предпринимательства  за счет эффекта мультипликации в 20 раз превосходит ежегодный объем выделяемых гарантийных средств.

    Простой пример показывает, что при размере гарантийного фонда в 25 млн. долл. США, коэффициенте мультипликации равном 5 и размере гарантий в 50% от суммы каждого кредита, размер кредитных ресурсов, предоставленных банками микрофинансовым организациям, составит

     

    С кр. = 25 * 5 * 2 = 250 млн. долл. США.

     

    С учетом средней длительности одного кредита предприятиям микробизнеса для пополнения основных средств в 6 месяцев, в течение года за счет привлеченных кредитных ресурсов микрофинансовыми организациями будет выдано займов на общую сумму в 500 млн. долл. США.

    Учитывая, что средний размер одного микрозайма в России по существующей статистике составляет не более 10 000 долл. США, количество профинансированных проектов в течение года составит

     

    К пр. = 500 000 000 / 10 000 = 500 000 проектов субъектов микробизнес

     

    Существующая практика показывает, что от 10% до 20% всех микропредприятий, начинавших свою работу с МФО, по мере своего развития перерастают размеры микрозаймов и становятся прямыми получателями банковских кредитов.

    Исходя из вышесказанного, количество дополнительно приобретенных банками клиентов – предприятий малого бизнеса в области кредитования составит за 1 год от 50 000 до 100 000 субъектов. Таким образом, реализация проекта создания гарантийного микрофинансового фонда вызовет целый ряд взаимосвязанных позитивных последствий для развития малого бизнеса и инфрастуктуры финансового рынка в РФ.

     



Док. 515210
Перв. публик.: 12.02.05
Последн. ред.: 05.11.08
Число обращений: 218

  • Малый Алексей Алексеевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``