В Кремле объяснили стремительное вымирание россиян
Виктор Лоренц: Время собирать камни Назад
Виктор Лоренц: Время собирать камни
ОАО "Стройтрансгаз" - ведущий российский подрядчик на международном рынке нефтегазового строительства. За 12 лет своей деятельности компания проложила более 7,7 тыс. км трубопроводов диаметром от 42 до 56 и построила, реконструировала и модернизировала 50 линейных и дожимных компрессорных станций общей мощностью 2 863 МВт. Предприятия, представительства и филиалы ОАО "Стройтрансгаз" работают в 21 регионе России и 14 странах мира.
Однако президент компании Виктор ЛОРЕНЦ убежден, что для настоящего успеха отечественных нефтегазостроительных технологий на международном рынке необходимо консолидация всех подрядчиков и совершенствование законодательной базы для развития отрасли.

- Виктор Яковлевич, какие перспективы открываются перед Вашей компанией в связи с членством в IPLOCA , Международной ассоциации подрядчиков по строительству объектов трубопроводного транспорта на суше и на шельфе?

- "Стройтрансгаз" является постоянным членом IPLOCA с 1996 года и на протяжении всех этих лет вовлечен в активную работу Ассоциации. Недавно представитель нашей компании Александр Кудрявцев избран президентом этой престижной международной организации. Означает ли это, что "Стройтрансгаз" получил доступ во все страны мира как генеральный подрядчик? Конечно, нет. IPLOCA - это не лоббирование интересов отдельно взятой компании, - это, прежде всего, своеобразный закрытый клуб первоклассных профессионалов, в котором анализируются тенденции, состояние и перспективы мирового нефтегазового строительства. Быть принятым в такое сообщество означает быть признанным на международном уровне в своей отрасли. Нам эта Ассоциация дает реальную возможность позиционировать российские технологии нефтегазового строительства на мировом рынке.

- А с какой целью "Стройтрансгаз" взял на себя инициативу по созданию национального отраслевого объединения - Российского Союза Нефтегазостроителей (РОССНГС)?

- С развалом СССР, как известно, канули в Лету и многие структуры, которые координировали развитие той или иной отрасли в государстве. В тот момент, когда стал оживляться нефтегазовый рынок и в нашей стране, и в целом на территории СНГ, выяснилось, что действительных претендентов на восстановление его инфраструктуры не так и много. С одной стороны, на базе бывших предприятий Миннефтегазстроя в России появилось множество небольших самостоятельных компаний, которые нашли свою нишу и предлагают определенные услуги. С другой стороны, им очень сложно, практически невозможно, в одиночку получить интересный крупный проект - слишком жесткая конкуренция, к подрядчикам предъявляются очень высокие требования, а у наших отечественных компаний минимум финансовых и организационных возможностей и, кроме того, они полностью игнорируются иностранными инвесторами. "Стройтрансгаз", "Роснефтегазстрой", "Лукойл-Нефтегазстрой" быть может, раньше других осознали необходимость консолидации для решения общих проблем отрасли, так как будучи членами IPLOCA мог наблюдать, какие силы действуют по продвижению интересов национальных подрядчиков в каждой стране. Мы поняли, что пришло время собирать камни и в России, - в противном случае страна просто потеряет свою школу нефтегазового строительства.

- А конкуренция? Не боитесь потерять свою лидирующую позицию на внутреннем рынке, когда общие проблемы отрасли будут решены?

- Здоровая, сильная конкуренция только активизирует и оптимизирует собственную деятельность. Мы готовы отстаивать свою позицию на рынке качеством наших услуг. А главная цель создания РОССНГС - единение всех представителей отрасли для эффективного решения тех задач, которые позволяют российским нефтегазовым строителям достойно выглядеть на международном рынке. К сожалению, сегодня ситуация складывается таким образом, что отечественные компании оказываются в роли "пасынков" даже у себя дома, на внутреннем рынке.

- В прессе очень часто отмечается, что в настоящее время российские строительные организации, участвующие в сооружении объектов по ряду международных проектов на условиях СРП, поставлены в неравные условия западными компаниями, которые инвестируют эти проекты. Почему это происходит? Как удается преодолевать эти "условия"?

- Эти условия чаще всего непреодолимы, так как отсутствуют элементарные правила игры. Это касается любых проектов с привлечением иностранных инвестиций, а не только проектов СРП. Сегодня российские подрядчики и поставщики лишены какой-либо поддержки со стороны государства, и в итоге само государство теряет управляемость этими подобными проектами и попадает на долгие годы в зависимость от западных технологий, оборудования, материалов. По закону "О соглашениях о разделе продукции" не менее 70% оборудования, материалов и услуг инвестор обязан закупить у российских подрядчиков. Однако по отчетам правительства, поступившим в Госдуму РФ, по всем действующим СРП до сих пор эта квота не была достигнута. Все объяснения сводятся к тому, что российские компании не дают гарантий в плане исполнительской, экологической, технической безопасности, соблюдения сроков выполнения работ, технологий и других норм. Все это более чем спорно Однако очевидно, что дальнейшее распространение такой практики противоречит интересам энергетической безопасности страны. У нас есть свой Госстандарт, свой Гостехнадзор, свои российские ведомственные нормы, правила, требования, свой язык, наконец

- "Стройтрансгаз" имеет сертификацию TV с 1999 года. Что изменилось в области международных производственных контактов компании после разработки и применения системы качества?

- Во-первых, заметно расширилась география деятельности компании. Во-вторых, несколько упростилась процедура предквалификации в международных проектах. Сегодня каждый заказчик требует у потенциального подрядчика доказательств того, что качество его услуг на высоте: и не по каким-то субъективным представлениям, а по общепринятым мировым стандартам. Эти стандарты охватывают буквально все вопросы - от правил составления контракта до процесса испытаний объекта перед его эксплуатацией. Сертификация ISO является самым убедительным доказательством того, что в компании внедрена и действует эффективная система управления качеством.

Стройтрансгаз имеет сертификат TV SERT с 1999 года по системе ISO 9001. В прошлом году мы ресертифицировались в соответствии с новой версией Международного института стандартов, и у нас уже действует сертификат ISO 2000. Сейчас мы разрабатываем менеджмент защиты окружающий среды по стандартам ISO 14 000, а в дальнейшем хотели бы применять интегрированную систему по качеству и экологии.

- Основное направление деятельности Вашей компании - реализация проектов "под ключ" в области газовой и нефтяной индустрии. Какие факторы, на Ваш взгляд, влияют на развитие компании на рынке?

- Мы работаем на том сегменте рынка, состояние которого во многом определяется объемом заказов со стороны нефтяников и газовиков. Спрос на услуги предприятий нашей отрасли никогда не отличался стабильностью. На него всегда влияют динамика развития отраслей топливно-энергетического комплекса, различные общественно-политические и экономические факторы внутри страны и за рубежом.

- "Стройтрансгаз" является генеральным подрядчиком таких крупномасштабных проектов, как трансчерноморская магистраль "Голубой поток", российско-белорусская часть трубопровода Ямал-Европа, обустройство за Полярным кругом газоконденсатного месторождения-гиганта Заполярное. Какие аналогичные проекты в ближайшее время предвидятся в России?

- Последние два года нашим предприятиям приходилось работать с предельной нагрузкой, но, в конечном счете, компании удалось обеспечить выполнение масштабной пусковой программы. Для нашего главного заказчика, ОАО "Газпром", в 2002 году было введено в действие более 1000 км магистральных газопроводов, вторая установка комплексной подготовки газа на ГНКМ Заполярное проектной мощностью 35 млрд. м3 газа в год, сооружены пять компрессорных станций суммарной мощностью 192 МВт и три дожимных КС на 288 МВт. В этом году почти все наши крупные проекты заканчиваются, и в ближайшие год-два ни газовики, ни нефтяники ничего амбициозного не планируют.

Однако необходимый рост добычи газа неизбежно потребует серьезных инвестиционных программ. Ввод на проектную мощность ГНКМ "Заполярное", а это - 100 млрд. м3 "голубого топлива" в год, конечно, позволит на какое-то время стабилизировать добычу сырья, но не решит всех целей, поставленных в Энергетической стратегии страны.

В нефтяной сфере тоже есть конкретные задачи: остро стоит вопрос о развитии транспортной инфраструктуры для выхода на новые рынки потребления.

- Вы готовы сотрудничать с нефтяниками?

- Мы уже сотрудничаем с ними и в России, и за рубежом. По заказу нефтяных компаний строим объекты на Чукотке и в Ханты-Мансийском округе. В этом году сдали в эксплуатацию нефтепровод Кенкияк-Атырау протяженностью 450 км в Казахстане и участок нефтепровода OZ-2 протяженностью 403 км в Алжире. Мы хотели бы, чтобы в нашем портфеле заказов было больше проектов на условиях EPC , проектирование-поставки-строительство, и стремимся, чтобы наши предложения выгодно отличались инвестиционными и строительно-монтажными циклами.

- За счет чего удается сократить эти циклы?

- За счет трех принципов: совершенствование системы управления и организации строительства, использование современных технологий, жесткий контроль затрат.

- Какие технологические новшества используются при осуществлении современных проектов, связанных со строительством нефте- и газопроводов?

- В прошлом году инвестиции ОАО "Стройтрансгаз" в научно-технический комплекс и техническое перевооружение предприятий составили около 1,3 млрд. руб. Мы не можем претендовать на лидирующее положение на рынке, если не будем применять самые современные технологии строительства.

В области линейного строительства компания широко применяет автоматизированные и механизированные методы сварки. Для изоляции трубопроводов используем новые композиционные материалы, в том числе термоусаживающие манжеты, полиуретановые и эпоксидные мастики. Сооружение переходов через реки осуществляется методом наклонно-направленного бурения. На строительстве газопровода "Россия-Турция" через горные хребты Большого Кавказа впервые в нашей стране использовали метод тоннельной прокладки, а на строительстве трубопровода "Заполярное-Уренгой" - бустерные установки для испытания трассы в зимний период с применением газа.

При испытаниях и эксплуатации более 3 тыс. км магистральных газопроводов, построенных нами в 2000-2002 гг. не было зафиксировано ни одного отказа.

- Вы отметили зависимость стабильного положения компании на рынке от планов заказчиков. Что будете делать, если газовики и нефтяники так и не решатся на грандиозные проекты?

- От газовиков и нефтяников зависит наша профильная деятельность, при этом стабильность и развитие компании, скорее всего, определяются способностью и умением компании работать в условиях постоянных перемен, которые диктует сама жизнь. По моему глубокому убеждению, современная подрядная компания должна быть гибкой в своих возможностях и легко переключаться с объектов нефтегазового комплекса на объекты электроэнергетики, металлургии, промышленного и гражданского строительства. Любую образовавшуюся "пустоту" можно заместить, - будем искать свое место на новых для нас участках рынка, и всегда помнить, что главная стратегическая цель "Стройтрансгаза" - сохранение лидирующего положения в сфере нефтегазового строительства в России и укрепление своих позиций за рубежом.

- Какие, на Ваш взгляд, имеются плюсы и минусы в существующей системе налогообложения? Имеются ли пути ее совершенствования?

- В нашем налогообложении четко прослеживается тенденция к снижению налогового бремени как для юридических, так и физических лиц. Это, пожалуй, основной плюс. Налог с предприятий на прибыль снизился с 43% - в 2000 г. до 24%. В будущем году снизится на 2% налог на добавленную стоимость. Кроме того, постепенно уменьшается само количество налогов как региональных, так и федерального уровня.

А главный недостаток нашей налоговой системы - это частая смена законодательства и сложная отчетность, которая в какой-то степени обусловлена недоговоренностью двух наших ведомств - Министерства финансов и Министерства по налогам и сборам. Их взаимные неувязки - головная боль для бухгалтеров и налоговиков предприятий. Поэтому для совершенствования налоговой системы необходимо, прежде всего, урегулировать все спорные моменты между лицами, принимающими решения по этому вопросу.

- Членство в РСПП - профессиональная и политическая необходимость? Может ли общественная организация, объединяющая крупнейших промышленников страны, быть катализатором решения насущных государственных, экономических и общественных проблем?

- Для нашей компании членство в Российском Союзе Промышленников и Предпринимателей продиктовано нашими профессиональными приоритетами. "Стройтрансгаз" как производитель определенных услуг заинтересован в их продвижении на рынке, а для этого, как минимум ,необходимо совершенствование законов, определяющих экономический и инвестиционный климат в России. При этом как руководитель этой крупной компании, прекрасно понимаю, что один - в поле не воин: только общими усилиями можно создать фундамент для цивилизованных рыночных отношений. РСПП может и должно играть ведущую роль в решении проблем российского бизнеса. На сегодня в этой организации представлены десятки тысяч членов, а поскольку представляемые ими фирмы и предприятия создают более 80% ВВП страны, то их общее мнение, безусловно, очень значимо при вхождении России в мировое экономическое пространство.

- Спасибо, уважаемый Виктор Яковлевич, за интервью и новых достижений на рынке нефтегазового строительства.



20.03.2003
www.stroytransgaz.ru

Док. 515205
Перв. публик.: 20.03.03
Последн. ред.: 05.11.08
Число обращений: 214

  • Лоренц Виктор Яковлевич

  • Разработчик Copyright © 2004-2019, Некоммерческое партнерство `Научно-Информационное Агентство `НАСЛЕДИЕ ОТЕЧЕСТВА``